Таким образом сложность проблемы неуспеваемости студентов, а также пути их преодоления обусловлены социально-педагогическими, педагогическими и организационно-административными условиями. Создание системы мониторинга и анализа, условий способствующих повышению успеваемости студентов и решение проблем социальной адаптации, а также организация учебного процесса по-новому, т.е. с применением новых технологий обучения, будет способствовать повышению качества обучения и преодолению проблемы слабоуспевающих студентов. Список использованной литературы:
1. Шибаев В.П., Шибаева Л.М. Система работы по повышению успеваемости студентов [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. №4 (41). 2013 г. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/sistema-raboty-po-povysheniyu-uspevaemosti-studentov.
2. Пономарчук Е.С., Шамаева Н.В. Заинтересованность студентов в учебе. [Электронный ресурс] // Материалы III студенческой конференции БГТУ им.В.Г.Шухова «Образование, наука, производство». URL: http://www.cs-alternativa.ru/text/2040/2.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: «Педагогика», 1977. 253 с.
4. Положение о порядке ликвидации академической задолженности ГБОУВО РК «КИПУ» [Электронный ресурс] // Локальный нормативный акт ГБОУВО РК «КИПУ» от 28 января 2015 г. URL: http://kipu-rc.ru/downloads/2015/02/poloj enie_akadem_zadolj enost.pdf.
5. Положение о кураторстве студенческой группы ГБОУВО РК «КИПУ» [Электронный ресурс] // Локальный нормативный акт ГБОУВО РК «КИПУ» от 28 января 2015 г. URL: http://kipu-rc.ru/poloj/polojenie_o_kuratorstve_st_gr.pdf.
6. Положение о самостоятельной работе студентов ГБОУВО РК «КИПУ» [Электронный ресурс] // Локальный нормативный акт ГБОУВО РК «КИПУ» от 28 января 2015 г. URL: http://kipu-rc.ru/poloj/polojenie_o_samostoyatelnoy_rabote_studentov.pdf.
7. Сейдаметова З.С., Аблялимова Э.И., Меджитова Л.М., Сейтвелиева С.Н., Темненко В.А. Облачные технологии и образование / под общ. ред. З.С. Сейдаметовой. Симферополь: «ДИАИПИ», 2012. 204 с.
© Сейдаметова С., Адильшаева Э.И. , 2016
УДК 378
Скатов Валентин Дмитриевич студент ЮРИУФ РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mil: [email protected] Матвеенко Виктория Игоревна студентка ЮРИУФ РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mil: [email protected] научн.рук .:Айвазова Елена Сергеевна к.п.н., доцент кафедры физвоспитания ЮРИУФ РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия E-mil: aivazova. elena@mil. ru
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы отношения студентов к здоровью. Определяются основные аспекты формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, здоровому
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
стилю жизни.
Ключевые слова
Физическая культура, студенты, мотивационно-ценностное отношение.
Современная студенческая молодёжь ставит перед собой задачи профессиональной и личностной реализации. При этом ценности здоровья и культуры физической, как одного из основных факторов, влияющих на это самое здоровье, являются в некоторой степени декларативной. Об этом свидетельствует тот факт, что слишком малый процент студентов регулярно занимаются физической культурой или спортом.
В связи с этим необходимо, чтобы студенты получили необходимые знания, позволяющие сформировать такое отношение к своему здоровью, чтобы общество получило гармонически развитую, здоровую личность, способную плодотворно трудиться [1].
Результатом образования в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации к здоровому стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании [4].
Поэтому, одной из основных задач для достижения этого результата является формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Под мотивационно-ценностным понимают такой компонент, который показывает эмоциональное отношение и потребность в занятии физической культурой. Выделяют пять видов отношения к физической культуре: активно-положительное характеризуется систематичностью посещения занятий, участием в соревнованиях и т.д., пассивно-положительное отличается от первого тем, что студент не имеет устойчивых целей и интересов в занятиях физической культуре, пассивное - отсутствие целей и интересов к физической культуре, пассивно-отрицательное связано со скрытой неприязнью к занятиям физической культурой, активно-отрицательное проявляется в открытом нежелании заниматься физической культурой. Следует отметить, что, если студент не проявляет интереса к результатам занятий физической культурой, то он не проявит интереса к самой деятельности.
Формирование мотивационно-ценностного отношения - это творческий процесс, в котором существенной профессионально-личностной основой является владение и управление педагогом своими психическими состояниями и диалогическим общением со студентами в целях позитивного воздействия на них.
Основным фактором формирования данного компонента является преподаватель. Так как он может использовать такие средства и методы, как убеждение, стимуляция или личный пример.
Убеждение связано с осознанными процессами понимания и восприятия студентом информации, при этом важно доказывать приведенные факты с помощью логики и доказательств. В зависимости от индивидуальных особенностей студента, убеждать нужно в том аспекте, который будет для него более значимым, чем остальные. Поэтому при подборе аргументов для доказательства важно учитывать личность самого студента [3].
Также немало важно то, что думает студент о преподавателе, если он понимает, что преподаватель интересуется им и старается помочь, то это помогает студенту осознать свою значимость. Использование преподавателями инновационных методов в образовании способствует хорошей посещаемости студентов, более усердному выполнению упражнений и пониманию их значения для здоровья [2]. Такие личностные качества преподавателя как доброта и искренность, внимание и эмпатия, способствуют налаживанию хороших отношений со студентами. Обладая всеми этими качествами, деятельность преподавателя становится более продуктивной.
Формирование ценностных ориентаций студента к здоровому образу и жизни и физической культуре проходит через процессы самообразования и саморазвития. Эти процессы начинаются с самопознания, в котором развивается самосознание, т.е. установлением студентом своего мировоззрения, целей, интересов и т.д. Пользуясь всем этим, преподаватель помогает студенту осознать всю значимость самообразования и саморазвития и тем самым побудить его к саморазвитию [2].
Для начала студентам следует расширить свои представления о физической культуре, о значении слова
«здоровье», как о социокультуроном феномене, о смысле физкультурно -спортивной деятельности и т.п. При этом очень значима абсолютная включенность студентов во все виды физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в том или ином статусе (участников, организаторов, помощников и т.д.) [1, с.23].
Мотивационно-ценностное отношение невозможно без познавательной активности студента в области физической культуры. Данную активность стимулирует обсуждение взаимосвязи между знаниями и умениями, целями и задачами жизнедеятельности. Необходимо усвоение студентами ценностей здорового образа жизни, поскольку основой для здоровья является постоянное повышение уровня знаний и умений, которые ведут к самосовершенствованию.
Для создания мотивов физкультурно-спортивной деятельности необходимо раскрыть соответствующие мотивам потребности данной деятельности, ее значение для здорового образа жизни. Процесс формирования мотивов состоит из двух механизмов: «снизу вверх» и «сверху вниз». Первый механизм формируется, когда условия физкультурно-спортивной деятельности удовлетворяют систематически те или иные потребности, т.е. механизм стимулируется изменением внешних условий и факторов данной деятельности. Второй механизм формируется при помощи преподавателя, когда который предъявляет студенту готовую форму мотивов, которые, как считает педагог, должны у него сформироваться [3, с.130].
Пояснение содержания этих мотивов помогает студенту быстрее освоить их, тем самым, избавляя его от совершения ошибок, неправильного выбора вида спорта и т.д. Полноценное формирование вышеперечисленных механизмов возможно только при одновременном действии обоих, но в некоторых периодах один может преобладать над другим.
Учитывая все эти факторы, контролировать процесс формирования мотивационно-ценностных компонентов возможно как самими студентами, так и преподавателями. Список использованной литературы:
1. Айвазова Е.С. Формирование нравственно-волевой сферы средствами физической культуры. [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Майкоп, 2013. - 26 с.
2. Казначеев С.В., Лопатина О.В., Боголюбова Ж.Ю. Теория и практика преподавания физической культуры в ВУЗе//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М. - 2013. - № 4. ст.50-51.
3. Масалова О.Ю. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре: Учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации преподавателей физической культуры высшей школы. - М. 2009. - 202ст. ст.119-120, 130.
4. Остен В.А. Физическая культура: Методические указания для студентов заочной формы обучения: Программа / Авт.- сост. Остен В.А. - г. Калининград: МФЮА, 2012. - 28с.
© Скатов В. Д., Матвеенко В. И., Айвазова Е.С., 2016
УДК 378.1; 371.3
Столбецкая Лилия Александровна
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА
Аннотация
В статье описана возможность уточнения категориального аппарата в модели здоровьесберегающей