Научная статья на тему 'Модернизация занятий физической культурой в нефизкультурном вузе для у спешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности'

Модернизация занятий физической культурой в нефизкультурном вузе для у спешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / МОДЕЛЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MOTIVES / PHYSICAL TRAINING STUDIES / A MODEL / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Р. С., Ипатов И. В.

Проанализировав примерную программу дисциплины «Физическая культура» и выявив основные группы мотивов к этому предмету, была определена модель мотивации к занятиям физическими упражнениями в рамках федерального государственного образовательного стандарта в нефизкультурном вузе. На основе модели и результатов социологического опроса студентов разработан комплекс психолого-педагогических условий для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов Казанского государственного технологического университета к физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наговицын Р. С., Ипатов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Having analyzed the exemplary program of the discipline Physical Training and discovered the main motive groups to this subject, we have determined the motivational model to physical training studies in the context of the federal state educational standard in a higher institution. On the basis of these model and the results of the questioning of students we have developed psychological and pedagogical conditions for having a successful formation of a motivational and valuable KSTU students relation to physical training and sports.

Текст научной работы на тему «Модернизация занятий физической культурой в нефизкультурном вузе для у спешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности»

УДК 378.172:798

Р. С. Наговицын, И. В. Ипатов

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В НЕФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ ДЛЯ У СПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: мотивы, занятия физической культурой, модель, психолого-педагогические условия.

Проанализировав примерную программу дисциплины «Физическая культура» и выявив основные группы мотивов к этому предмету, была определена модель мотивации к занятиям физическими упражнениями в рамках федерального государственного образовательного стандарта в нефизкультурном вузе. На основе модели и результатов социологического опроса студентов разработан комплекс психолого-педагогических условий для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов Казанского государственного технологического университета к физкультурно-спортивной деятельности.

Keywords: motives, physical training studies, a model, psychological and pedagogical conditions

Having analyzed the exemplary program of the discipline “Physical Training " and discovered the main motive groups to this subject, we have determined the motivational model to physical training studies in the context of the federal state educational standard in a higher institution. On the basis of these model and the results of the questioning of students we have developed psychological and pedagogical conditions for having a successful formation of a motivational and valuable KSTU students ’ relation to physical training and sports.

Интеграция в международное образовательное пространство, процессы демократизации и гуманизации общественной жизни в условиях продолжающихся экономических реформ потребовали от высшей школы активного поиска путей совершенствования сложившейся в России системы национального образования. На сегодняшний день лишь звучат призывы быть здоровым, а социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья молодежи, обострении сердечнососудистых заболеваний и других хронических и инфекционных заболеваний, а также современный уровень урбанизации, научно-технического прогресса, комфорта является причиной хронического «двигательного голода» [4].

Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодежи, т.к. сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Нынешние студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. В связи с этим огромную роль играет изучение мотивов, интересов и потребностей современной молодежи в занятиях физическими упражнениями [2].

Цель исследования — выявление комплекса психолого-педагогических условий для успешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культуре и спортом.

Из анализа научной и учебно-методической литературы, опроса и анкетирования студентов различных специальностей и курсов Казанского государственного технологического университета нами выявлены основные группы мотивов к занятиям физической культурой в вузе: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательно-конкурентные,

эстетические, коммуникативные, познавательно-развивающие, творческие, профессиональноориентированные, воспитательные, культурологические, статусные, административные и

психолого-значимые [2, 6, 7, 9].

1. Оздоровительные мотивы. Наиболее сильной мотивацией молодежи к занятиям

физическими упражнениями является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний. Благотворное воздействие на организм физических упражнений известно очень давно и не вызывает сомнений, и в настоящее время его можно рассматривать по двум взаимосвязанным направлениям: формирование здорового образа жизни и

уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных; лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней.

2. Двигательно-деятельностные мотивы. При выполнении физической работы прослеживается снижение производительности труда, которое происходит вследствие его монотонности, однообразия. Непрерывное выполнение умственной деятельности приводит к понижению процента восприятия информации, к большему числу профессиональных ошибок. Выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительное повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых, и удовольствие от самого процесса занятий физическими упражнениями. При занятиях физическими упражнениями в организме человека происходят изменения деятельности всех систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной [1,8].

3. Соревновательно-конкурентные мотивы. Данный вид мотивации основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения. Вся история человечества, процесс эволюции строились на духе соперничества, на соревновательном духе взаимоотношений. Стремление достичь определенного спортивного уровня, победить в состязаниях соперника — является одним из мощных регуляторов и значимой мотивацией к активным занятиям физическими упражнениями.

4. Эстетические мотивы. Мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями заключается в улучшении внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих (совершенствование телосложения, подчеркивание «выигрышных» особенностей фигуры, увеличение пластичности движений). Данная группа тесно связана с развитием «моды» на занятия физической культурой и спортом [9].

5. Коммуникативные мотивы. Занятия физическими упражнениями с группой сподвижников, например, в клубах по интересам (оздоровительный бег, туризм, велоспорт, спортивные игры и т.п.), являются одной из значительных мотиваций к посещению спортивных сооружений. Совместные занятия физической культурой и спортом содействуют улучшению коммуникации между социальными и половыми группами.

6. Познавательно-развивающие мотивы. Данная мотивация тесно связана со стремлением человека познать свой организм, свои возможности, а затем и улучшить их с помощью средств физической культуры и спорта. Она во многом близка к соревновательной мотивации, но основана на желании победить себя, свою лень, а не соперника на состязании. Представленная мотивация заключается в желании максимально использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние и повысить физическую подготовленность [7].

7. Творческие мотивы. Занятия физической культурой и спортом дают

неограниченные возможности для развития и воспитания в обучающихся творческой личности. Через познание огромных ресурсов собственного организма при занятиях

физическими упражнениями личность начинает искать новые возможности в своем духовном развитии.

8. Профессионально-ориентированные мотивы. Группа данной мотивации связана с развитием занятий физической культурой, ориентированных на профессионально важные качества студентов различных специальностей, для повышения уровня их подготовки к предстоящей трудовой деятельности. Профессионально-прикладная физическая подготовка обучающихся содействует развитию психофизической готовности студента к будущей профессии [3].

9. Административные мотивы. Занятия физической культурой являются обязательными в высших учебных заведениях России. Для получения контрольных результатов введена система зачетов, один из которых по предмету «Физическая культура». Своевременная сдача зачета по данной дисциплине, избежание конфликта с преподавателем и администрацией учебного заведения побуждают студентов заниматься физической культурой [10].

10. Психолого-значимые мотивы. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое состояние подрастающей молодежи, в особенности обучающейся: обретение уверенности в себе; снятие эмоционального напряжения; предупреждение развития стрессовых состояний; отвлечение от неприятных мыслей; снятие умственного напряжения; восстановление психической работоспособности. Определенные виды физических упражнений являются незаменимым средством нейтрализации отрицательных эмоций у человека.

11. Воспитательные мотивы. Занятия физической культурой и спортом развивают в личности навыки самоподготовки и самоконтроля. Систематические занятия физическими упражнениями содействуют развитию морально-волевых качеств, а также воспитанию патриотизма и гражданственности [5, 9].

12. Статусные мотивы. Благодаря развитию физических качеств у подрастающего поколения увеличивается их жизнестойкость. Повышение личностного статуса при возникновении конфликтных ситуаций, разрешаемых в ходе физического воздействия на другую личность, а также увеличение потенциала жизнестойкости в экстремальноличностных конфликтах, активизирует участие молодежи в физкультурно-спортивной деятельности.

13. Культурологические мотивы. Данная мотивация приобретается у подрастающего поколения с воздействием, оказываемым средствами массовой информации, обществом, социальными институтами, в формировании у личности потребности в занятиях физическими упражнениями. Она характеризуется влиянием на личность культурной среды, законов социума и законами «группы» [8].

Проанализировав примерную программу дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения была определена модель мотивации к занятиям физической культурой в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГСО) в нефизкультурном вузе [10,11] (рис. 1).

Среди обучающихся был проведен социологический опрос в сети Интернет, в котором приняли участие 182 студента различных факультетов и курсов Казанского государственного технологического университета с целью выявления доминирующих мотивирующих факторов на занятия физической культурой. Результаты опроса представлены на рис.2.

Результаты социологического опроса студентов подтверждают, что большая часть студентов, у которых преобладает административная мотивация, не на должном уровне имеют возможность выполнить поставленную перед ними стандартом цель курса «Физическая культура», так как их доминирующие мотивы к занятиям физическими упражнениями не соответствуют задачам физического воспитания в вузе. Также хотелось бы отметить, что одна из основных мотиваций (профессионально-ориентированная), которая тесно связана с воспитанием профессионально важных качеств будущего дипломированного специалиста, преобладает только у 2% обучающихся.

Для успешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре в Казанском государственном технологическом университете, ориентированного на выполнение цели, стоящей перед предметом «Физическая культура» в вузе, нами был разработан комплекс психолого-педагогических условий:

1. Совершенствование ценностного отношения к физическому воспитанию возможно:

Рис. 1

Студент высшею учебного заведения

59% - административные

10% - оздоровительные

8% - соревновательно-конкурентные

5% - познавательно-развивающие

4% - эстетические

4% - психолого-значимые

2% - двигательно-деятельностные

2% - статусные

2% - профессионально-ориентированные 1% - воспитательные 1% - культурологические 1% - творческие 1% - коммуникативные

- на основе использования дифференцированного подхода на учебных занятиях, осуществляемого на основе изучения мотивации обучающихся и комплексной диагностики индивидуальных и личностных качеств студентов, позволяющих определить их предрасположенность к овладению определенными видами физкультурно-спортивной деятельности, системы физического воспитания или видов спорта;

- на основе деятельностного подхода, проявляющийся во включении всех студентов в различные виды физкультурно-спортивной деятельности, где каждый студент получит возможность найти область деятельности, в большей степени соответствующую его физическому развитию, интересам, и склонностям.

2. Достижение максимального соответствия между структурой физкультурноспортивной деятельности в вузе и направленностью, содержательностью процесса профессионализации, заключающейся в подготовке студента к будущей профессиональной деятельности. Обеспечение взаимосвязи физического воспитания с профессиональной ориентацией личности будущего специалиста, направленной на ценностное понимание занятий физической культурой как одного из способов успешного выполнения социальных и профессиональных функций.

3. С целью удовлетворения потребностей занимающихся физической культурой следует учитывать специфические особенности обучения предмету «Физическая культура» от других дисциплин в высшем учебном заведении. В связи с этим приобретает необходимость проведения занятий физическими упражнениями во внеучебное время и во второй половине дня.

4. Для интенсификации процесса физического воспитания в вузе необходимо увеличение занятий физической культурой за счет вовлечения студентов в физкультурноспортивную деятельность спортивного клуба вуза. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют активному формированию физической культуры личности.

5. Содержание психолого-педагогических воздействий и ситуаций, на основе конструктивного педагогического взаимодействия (тренер-преподаватель — студент) на теоретических и практических занятиях, на различных форумах в сети Интернет, научнометодических семинарах, круглых столах и конференциях, активизирует у студентов

переоценку прежнего мотивационного отношения к занятиям физической культуре. Посредством расширения диапазона знаний о физкультурно-спортивной деятельности, ее ценностного предназначения для личности и общества, возможно смещение акцентов у студентов с традиционной административной направленности физкультурно-оздоровительной деятельности на её оздоровительный, воспитательный, образовательный и профессиональноразвивающий потенциал.

Литература

1. Бауэр, В.А. Формирование интересов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей: автореф. ... дисс.канд.пед. наук / В.А. Бауэр. - М., 1987. - 23 с.

2. Виленский, М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дисс. ... д-ра пед. наук в форме науч. доклада / М.Я. Виленский. - М., 1990. - 84 с.

3. Иванов, В. Г. Особенности профессиональной мотивации студентов инженерного вуза в системе основного и дополнительного профессионального образования / В. Г. Иванов, П. Н. Осипов, Е. В. Загайнова, А. И. Ирисметов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №12. - С. 169 - 173

4. Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей физической культуре: автореф. ... дисс.докт.пед.наук / А.В. Лотоненко. - Краснодар, 1998. - 39 с.

5. Рогов, М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дисс. ... д-ра псих. наук / М.Г. Рогов. - Казань, 1999. - 349 с.

6. Сластенин, В.А. Педагогика // Учеб. пособ. / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с.

7. Окуньков, Ю.В. Физическое воспитание как фактор всесторонней подготовки специалиста (на примере технических вузов): автореф. ... дисс. канд. пед. наук / Ю.В. Окуньков. - М., 1975. - 16 с.

8. Пятков, В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношение студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. ... канд. пед. наук / В.В. Пятков. - Сургут, 1999. - 184 с.

9. Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): Сб. статей под науч. пед. проф. И.А. Зимней. - М., 2000. - 88 с.

10. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025.

11. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ.

© Р. С. Наговицын - канд. пед. наук, зав. каф. безопасности жизнедеятельности Глазовского госуд. педагогический института им. В. Г. Короленко, Romanagovitsin@rambler.ru; И. В. Ипатов - асп. той же кафедры, ippi85@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.