Научная статья на тему 'Слабая успеваемость студентов: причины и пути их преодоления'

Слабая успеваемость студентов: причины и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7239
926
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СЛАБАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / LMS / GOOGLE-ГРУППЫ / PIAZZA / COURSESITES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сейдаметова Сание, Адильшаева Эльзара Изетовна

В статье рассматриваются причины возникновения проблемы слабой успеваемости студентов. Описываются результаты проведения опросов кураторов, преподавателей и студентов. Приводятся методы повышения успеваемости посредством различных систем управления обучением (Learning Management System LMS).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сейдаметова Сание, Адильшаева Эльзара Изетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слабая успеваемость студентов: причины и пути их преодоления»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 37.04:004.77

Сейдаметова Сание

к.пед.н., доцент кафедры прикладной информатики ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Адильшаева Эльзара Изетовна преподаватель кафедры прикладной информатики ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Г. Симферополь, Республика Крым E-mail: [email protected]

СЛАБАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются причины возникновения проблемы слабой успеваемости студентов. Описываются результаты проведения опросов кураторов, преподавателей и студентов. Приводятся методы повышения успеваемости посредством различных систем управления обучением (Learning Management System - LMS).

Ключевые слова

Слабая успеваемость, системы управления обучением, LMS, Google-группы, Piazza, CourseSites.

Современные условия модернизации образования выдвигают высокие требования к качеству подготовки бакалавров, специалистов, магистров. Качество подготовки выпускников ВУЗов -конкурентоспособных и способных к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, креативных и творческих личностей - должно удовлетворять запросам государства и общества.

Проблему слабоуспевающих студентов и пути их преодоления рассматривали: Буланова-Топоркова М.В., Бордовская Н., Реан А., Орлова Ю.М., Маштанова В.В., Казарова Д.С., Бабанский Ю. и др. ученые и исследователи.

Направления, методы и формы работы по повышению успеваемости студентов в своей работе рассматривают В.П. Шибаев и Л.М. Шибаева [1]. Авторы выделяют важность индивидуального подхода, снижение темпа лекций, поиск более эффективных форм чтения лекций и др. Для предотвращения отсева студентов предлагаются методы стимулирования мыслительной активности студентов (поощрение, работа с родителями, встречи с работодателями и др.), побуждение к энергичной интеллектуальной деятельности.

Е.С. Пономарчук и Н.В. Шамаева провели исследование [2], целью которого было выявления факторов, снижающих степень заинтересованности студентов в учебе (лень, дисциплины не по специальности, незнание выбираемой профессии, боязнь дальнейшего трудоустройства, качество подачи материала преподавателями), которая прямым образом сказывается на успеваемости студентов.

Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. В первым авторы относят причины социального плана (снижение ценности образования в обществе), а ко вторым -проблемы, связанные с самим обучающимся (дефекты здоровья, уровень интеллекта, отсутствие мотивации, силы воли и др.). Также Ю.К. Бабанский предлагает комплекс мер профилактики неуспеваемости в зависимости от характера учебной работы [3].

Таким образом, результаты исследований показали, что проблема является значимой, есть также различные методы её решения. Однако малоисследовано повышение успеваемости посредством применения современных информационно-коммуникативных технологий.

Уже начиная с первого года обучения и в последующие годы обучения перед ректоратами ВУЗов, деканатами, кафедрами стоит следующая задача: как организовать учебный и воспитательный процесс так, чтобы несмотря на различные способы, возможности, разные индивидуальные качества и мн.др. процесс познания и мотивации для всех был понятен, важен и интересен. Прежде чем говорить о способах повышения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

успеваемости студентов следует определить причины, по которым возникает эта проблема.

Опрос кураторов, преподавателей показывает, что:

1) не всегда студенты готовы к самостоятельной жизни - поддаются лени и развлечениям, они характеризуются отсутствием умения организации своего обучения и отсутствием навыков учебного труда;

2) слабая школьная подготовка - способствует медленному, сложному и не всегда качественному усвоению знаний;

3) неосознанный выбор специальности - нередко на выбор специальности влияет ряд факторов: поступление на специальность по фактору бюджетной формы обучения, а не по желанию, влияние родителей, друзей и т.п.

4) непонимание, возникшее в результате работы с преподавателями - влечёт за собой невыполненные домашние задания, ненаписанные рефераты и несделанные курсовые работы;

5) недостаточно развитая мотивационная сфера (недостаточная сформированность основных психологических процессов) замедляют внедрение студента в учебный процесс.

Причин неуспеваемости студентов достаточно много, но вышеперечисленные причины встречаются наиболее часто: из года в год, из семестра в семестр. И на первый взгляд являются основными. Нормативные документы ВУЗов такие, как Положение о порядке ликвидации академической задолженности ГБОУВО РК «КИПУ» [4], Положении об организации работы с отстающими студентами ГБОУВО РК «КИПУ», Положение о кураторстве студенческой группы ГБОУВО РК «КИПУ» [5] и Положение о самостоятельной работе студентов ГБОУВО РК «КИПУ» [6] отражают требования и организационно-правовые аспекты взаимоотношений в структуре образовательной деятельности студентов, учебной группы, преподавателя кафедры, деканата, ректората.

В «Положении об организации работы с отстающими студентами» включены следующие виды деятельности: восполнение пробелов в учебных знаниях - консультации в группах и в индивидуальном порядке как дистанционно, так и в аудиториях; закрепление полученных теоретических знаний - опрос, коллоквиумы, тесты; закрепление практических умений и навыков - домашние и самостоятельные работы, тесты и другое.

В отношении развития учебной активности и познавательных способностей активизируются научные исследования; не остаются без внимания и следующие формы педагогической деятельности: беседы, собрания в группах, встречи и беседы с родителями, составляются письма родителям; осуществляется контроль посещения занятий и ликвидации академической задолженности; применяются дисциплинарные взыскания (выговоры, предупреждения), студенты пишут объяснительные записки.

Очень важно в конце каждого месяца подводить итоги по проделанной работе: на сколько повысилась успеваемость и посещаемость студентов.

Опрос студентов по ВУЗу показал, что большинство из них пытается решать возникающие проблемы самостоятельно, часть из студентов обращаются к друзьям и родителям, реже к преподавателю и в деканат.

На кафедре прикладной информатики ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» существует эффективная система работы со студентами вообще и со слабоуспевающими в частности. Этому способствует применение новых технологий обучения: google-группы, Piazza и CourseSites.

Подобные сервисы называются системами управления обучением (Learning Management System -LMS). Некоторые из них включают в себя систему управления данными о студентах (SIS). Одной из главной составляющих LMS является социальная составляющая, которая способствует общению и взаимодействию студентов друг с другом и с преподавателями [7].

Google Groups

Данный сервис используют в образовательных целях чаще в качестве списка рассылки. С помощью google-группы возможно объединение электронных почт нескольких пользователей.

В университете ГБОУВО РК «КИПУ» на кафедре прикладной информатики данный сервис используется на протяжении 10 лет. Для каждой академической группы создаётся своя google-группа (рис. 1). В каждую такую группу включаются e-mail-ы всех студентов (в основном, созданных посредством сервиса

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

gmail), а также всех преподавателей кафедры, работающих в соответствующем семестре со студентами данной группы, заведующего кафедрой, куратора и лаборанта.

Google-группы используются на кафедре для информирования о ходе учебного процесса и изменениях

в нём.

Группы

НОВАЯ ТЕМА

Отметить все как прочитанные

Действия

2Р -

И-2-15 Доступ ограничен Тем: 23 из 23 i

Добавить приветственное сообщение

Управление - Участники ■ О группе ©

□ if5 w л Fwd: [Instr Note] Тест №2 Автор: я - 1 сообщение -1 просмотр 14 февр.

□ щ Темы С.Р. по дисциплине "Проектный практикум" Автор: Эмине Бекирова - 1 сообщение - 0 просмотров 8 февр.

□ Поздравляем студентку группы МИ-14 Дарью Ветеранову с победой в конкурсе Автор: Zarema Seidametova - 1 сообщение - 0 просмотров 29 я нв.

□ щ Весенний семестр!! Автор: Эмине Бекирова - 1 сообщение - 0 просмотров 28 я нв.

□ Студенческие 1С:Соревнования в 2016 году. Третья Международная оп Автор: Zarema Seidametova - 1 сообщение - 0 просмотров 22 я нв.

□ г Л сдать лабораторные работы можно завтра Автор: я - 1 сообщение - 0 просмотров 19 янв.

□ п Пересдача по мат. анализу Автор: Эмине Бекирова - 1 сообщение - 0 просмотров 18 янв.

□ г ■J Информатика и программирование Автор: я - 1 сообщение - 0 просмотров 18 янв.

Рисунок 1 - Форум академической группы И-2-15

Возможности:

S постоянный доступ к учебному пространству - доступ к материалам дисциплин (в том числе и в google-диске) и связь с преподавателями открыты в любое время суток;

S мобильный доступ - обучение возможно в любой точке мира (не только в университете и дома);

S своевременное оповещение обо всех событиях: учебных, научных, спортивных и др. мероприятиях - независимо от посещаемости университета по разным причинам;

S общение преподавателей как со всеми студентами, так и с отдельными - возможность формулировки заданий разной сложности для студентов с разным уровнем успеваемости;

S общение студентов с отдельными преподавателями - обеспечивается возможность общения с преподавателем лично, что снижает барьер между обеими сторонами и позволяет улучшить понимание темы, курса;

S обсуждение в форуме отдельных вопросов, тем дисциплин, курсов в целом и др., в том числе и возможность самостоятельного создания ветки дискуссий - позволяет провести дискуссию по выбранной теме и лучше раскрыть её, выявить недопонимание;

S возможность совместной работы с документами с другими участниками группы - обеспечивает удобную и быструю командную работу;

S настройка пользовательского интерфейса и своего учебного пространства удобным для студента образом мотивирует его, делает обучение более интересным.

Замечания:

^ ознакомление с результатами обучения происходит посредством инструмента Google Docs, поэтому для всей академической группы в целом - то есть показатели более слабых обучающихся известны и остальным студентам в группе, что может оказать негативное влияние на мотивацию;

^ в google-группу помещается информация обо всём учебном процессе - это смешивание различной информации, что может усложнять изучение отдельных дисциплин;

^ в google-группе общение открытое - студент не может задать вопрос анонимно.

CourseSites

Данная система поддерживается компанией Blackboard. Она позволяет создание пяти курсов бесплатно. CourseSites включает в себя множество инструментов: форумы, блоги, календарь, доску объявлений, чат, глоссарий, инструменты для тестирования, журнал оценок, страницу контактов, объявления и многое другое (рис. 2). Весь перечисленный специализированный инструментарий делает ведение курса удобным и полноценным. Данная система включает в себя компонент для управления данными о студентах - SIS.

COURSE MANAGEMENT

▼ Control Panel

► Content Collection

Course Tools

Achievements

Announcements

Blogs

Contacts

Course Calendar

Course Messages

CourseSites Live

Date Management

Discussion Board

Glossary

Goals

Journals

Rubrics

SafeAssign

Self arid Peer Assessment

Send Email

Tasks

Tests. Surveys, and Pools Wik is

► Evaluation

► Grade Center

► Users and Groups

1-1-12

Add Course Module Add Group Module

ж Group Properties Group Tools

Group Description Third-Year Students File Exchange Group Blog

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Group Members Марлен А5ляев Group Discussion Board Group Journal Group Tasks

Афифе Аблякимова ФератАметов Group Wild Send Email

Рустем Ворожейкин

1 Эллина Галан

1 Татьяна Захарченко

Дмитрий Катенев

П| Эскендер Махмудов

п Исмет Мевлют

Руслан Мирэапулатов

^ Эскендер Рамаэанов

^ Арлен Халплов

Рисунок 2 - Инструменты для настройки курса и инструменты для работы с подгруппой

Система CourseSites используется на кафедре для ведения курса «Алгоритмы и структуры данных» в 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах.

Возможности:

S полноценное ведение курса в одном месте - что сосредотачивает весь материал вместе и исключает размещения посторонней информации в системе;

S сервис оценивания учебных достижений отображает все показатели для преподавателя и индивидуально для студентов, что является положительным аспектом в отношении слабоуспевающих студентов;

S возможность создания небольших подгрупп внутри курса и обмен информацией и документами только внутри подгруппы, что делает более удобным командную работу;

S возможность анонимной отправки сообщений в форуме - повышает уверенность у более слабых студентов при публикации вопроса;

S возможность самостоятельного создания новой темы для обсуждения - позволяет выявить фрагменты недопонимания материала, широко раскрыть тему и т.п.;

S возможность выборочной отправки информации на e-mail - позволяет задавать индивидуальные задания разного уровня, а также командные проекты.

Замечания:

^ бесплатно доступен лишь для создания 5 курсов;

^ англоязычный интерфейс представляется более сложным для слабых студентов.

Piazza

Платформа Piazza представляет собой систему управления учебным процессом с веб-сервисом для вопросов и ответов. Является одновременно простым и достаточно полноценным сервисом для изучения дисциплины.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Платформа Piazza (рис. 3) используется на кафедре для ведения курса «Программирование» начиная с 2010 года и для ведения курса «Организация и обработка электронной информации» в 2011-2012 учебном году.

Возможности:

S ведение курса сосредоточенно в одном сервисе;

S создание подгрупп, что облегчает командную работу;

S загрузка файлов инструкторами курса, что гарантирует доступность;

S создание нумерованных и пользовательских тегов, которыми помечаются все публикации, что ускоряет поиск нужного сообщения;

S возможность публикации не только заметки, но и вопроса - каждое из них с последующими ветками дискуссий, что позволяет шире раскрыть тему;

S возможность опубликовать вопрос или комментарий анонимно, что также повышает уверенность у более слабых студентов;

S возможность опубликовать заметку индивидуально инструктору/инструкторам или преподавателям, что даёт возможность опубликовать домашние задания, либо задать интересующий вопрос;

S возможность просмотра статистики для контроля посещаемости сайта, количества просмотренных публикаций.

Замечания:

> отсутствует возможность совместной работы с документами;

> отсутствует возможность командного общения - сервис представляет собой площадку для обсуждений.

CS4-14 ▼ Q & A Resources Statistics

^gj midterrn_e>

e

Q, Search or add a post. .

• WEEK 12/13-12/19

■ Ir»str Результаты

• WEEK 11/22- 11/23

■ Instr Lab 11 |Qt)"Calc"

• WEEK 11/15-11/21

Instr Lab 10 |Qt) Instr Ваши прэесты

- WEEK 11/3 - 11/14

■ Instr вопросы к экзамену

■ Instr Labs

► ТЛЕБСПЛ -11/7 * WEEK 1Q/25- 1Q01

■ Instr Модульный контроль

■ WEEK 1Q/13- 1Q/24

• WEEK 10/11 -10/17

I Private homework task |lab№5)

■ WEEK 1014-10110

■ WEEK 0/20-0/26

• WEEK 9/13-9/19

I Private Hw2

Instr Lab2&3 I Private лабораторная работа №2

■ Private Домашняя задача-Творче..

■ 1 Unresolved Fcllcwu|:

gTidj far fur med Inb

Homework 7 (II sem)

1. В файле дан исходный текст (до 100 символов). Пользователю необходимо ввести ключ для шифрования (число позиций для сдвига). Написать две функции:

• encrypt С) - принимает исходный текст, зашифровывает его, используя шифр Цезаря, и записывает результат во второй файл:

• decryptQ - принимает зашифрованный текст, расшифровывает его, и записывает результат в третий файл. (2 балла)

2. Дано слово word и некоторое число п. Написать функцию, которая заполняет некую строку str длины п вхождениями word. (2 балла)

Пример:

Фактические параметры функции: ("development", 7) Выход; "develop"

hw_s hw_b

good note 0

Updated 6 months ago by Elzara Izetovna

followup discussions fortingeringquestions andcomments Джемалетдинов Арсен 3 months ago

У меня не создается поток для считывания файлов. В чём может быть ошибка?

Anonymous В months ago опубликовывать только функции или весь исходник?

&

Elzara Izetovna 8 months ago Опубликовывать все исходные коды.

Elzara Izetovna 28 minutes ago Арсен, создайте файл самостоятельно, до компиляции.

| Reply to this followup discussion Start a new followup discussion

Compose a new followup discussion

Рисунок 3 - Форум в Piazza с дискуссией по теме публикации

Все указанные замечания к сервисам не являются недостатками, скорее особенностями, и не снижают ценности программных продуктов.

А вышеперечисленные возможности использования LMS позволяют студентам повышать свой уровень обучения, устранять недопонимание тем, повышать успеваемость в целом.

Таким образом сложность проблемы неуспеваемости студентов, а также пути их преодоления обусловлены социально-педагогическими, педагогическими и организационно-административными условиями. Создание системы мониторинга и анализа, условий способствующих повышению успеваемости студентов и решение проблем социальной адаптации, а также организация учебного процесса по-новому, т.е. с применением новых технологий обучения, будет способствовать повышению качества обучения и преодолению проблемы слабоуспевающих студентов. Список использованной литературы:

1. Шибаев В.П., Шибаева Л.М. Система работы по повышению успеваемости студентов [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. №4 (41). 2013 г. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/sistema-raboty-po-povysheniyu-uspevaemosti-studentov.

2. Пономарчук Е.С., Шамаева Н.В. Заинтересованность студентов в учебе. [Электронный ресурс] // Материалы III студенческой конференции БГТУ им.В.Г.Шухова «Образование, наука, производство». URL: http://www.cs-alternativa.ru/text/2040/2.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: «Педагогика», 1977. 253 с.

4. Положение о порядке ликвидации академической задолженности ГБОУВО РК «КИПУ» [Электронный ресурс] // Локальный нормативный акт ГБОУВО РК «КИПУ» от 28 января 2015 г. URL: http://kipu-rc.ru/downloads/2015/02/poloj enie_akadem_zadolj enost.pdf.

5. Положение о кураторстве студенческой группы ГБОУВО РК «КИПУ» [Электронный ресурс] // Локальный нормативный акт ГБОУВО РК «КИПУ» от 28 января 2015 г. URL: http://kipu-rc.ru/poloj/polojenie_o_kuratorstve_st_gr.pdf.

6. Положение о самостоятельной работе студентов ГБОУВО РК «КИПУ» [Электронный ресурс] // Локальный нормативный акт ГБОУВО РК «КИПУ» от 28 января 2015 г. URL: http://kipu-rc.ru/poloj/polojenie_o_samostoyatelnoy_rabote_studentov.pdf.

7. Сейдаметова З.С., Аблялимова Э.И., Меджитова Л.М., Сейтвелиева С.Н., Темненко В.А. Облачные технологии и образование / под общ. ред. З.С. Сейдаметовой. Симферополь: «ДИАИПИ», 2012. 204 с.

© Сейдаметова С., Адильшаева Э.И. , 2016

УДК 378

Скатов Валентин Дмитриевич студент ЮРИУФ РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mil: [email protected] Матвеенко Виктория Игоревна студентка ЮРИУФ РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mil: [email protected] научн.рук .:Айвазова Елена Сергеевна к.п.н., доцент кафедры физвоспитания ЮРИУФ РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия E-mil: aivazova. elena@mil. ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы отношения студентов к здоровью. Определяются основные аспекты формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, здоровому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.