Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА»'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ДИСЦИПЛИНА «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА» / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муталипов Магомед Маламагомедович, Абдулгалимов Рамазан Меджидович

В статье исследуются вопросы формирования учебной мотивации у студентов-медиков при изучении учебной дисциплины «Медицинская информатика». Авторы рассматривают подходы к формированию содержания данной дисциплины, рассматривают систему практико-ориентированных заданий на основе информационных технологий и компьютерных программ, позволяющие осуществлять различные виды деятельности современного врача с учётом современных социокультурных реалий. В статье так же приводятся совокупность условий, способствующих формированию положительной учебной мотивации у студентов - медиков при изучении учебной дисциплины «Медицинская информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муталипов Магомед Маламагомедович, Абдулгалимов Рамазан Меджидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION IN MEDICAL STUDENTS WHEN STUDYING THE EDUCATIONAL DISCIPLINE "MEDICAL INFORMATICS"

The article examines the issues of formation of educational motivation among medical students when studying the discipline "Medical Informatics". The authors consider approaches to the formation of the content of this discipline, consider a system of practice-oriented tasks based on information technologies and computer programs that allow carrying out various types of activities of a modern doctor taking into account modern socio-cultural realities. The article also provides a set of conditions that contribute to the formation of positive educational motivation among medical students when studying the academic discipline "Medical Informatics".

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА»»

Педагогика

УДК 378

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры биофизики, информатики и медаппаратуры Муталипов Магомед Маламагомедович

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); доктор педагогических наук, доцент заведующий кафедрой биофизики, информатики и медаппаратуры Абдулгалимов Рамазан Меджидович

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА»

Аннотация. В статье исследуются вопросы формирования учебной мотивации у студентов-медиков при изучении учебной дисциплины «Медицинская информатика». Авторы рассматривают подходы к формированию содержания данной дисциплины, рассматривают систему практико-ориентированных заданий на основе информационных технологий и компьютерных программ, позволяющие осуществлять различные виды деятельности современного врача с учётом современных социокультурных реалий. В статье так же приводятся совокупность условий, способствующих формированию положительной учебной мотивации у студентов - медиков при изучении учебной дисциплины «Медицинская информатика».

Ключевые слова: высшее медицинское образование, студенты-медики; мотивация; дисциплина «Медицинская информатика»; преподаватели.

Annotation. The article examines the issues of formation of educational motivation among medical students when studying the discipline "Medical Informatics". The authors consider approaches to the formation of the content of this discipline, consider a system of practice-oriented tasks based on information technologies and computer programs that allow carrying out various types of activities of a modern doctor taking into account modern socio-cultural realities. The article also provides a set of conditions that contribute to the formation of positive educational motivation among medical students when studying the academic discipline "Medical Informatics".

Keywords: higher medical education, medical students; motivation; discipline "Medical Informatics"; teachers.

Введение. Изменения на рынке труда, существенные изменения, возникшие в социуме в условиях пандемии диктуют свои условия и предъявляют новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений. В большей степени это коснулось студентов медиков, которые должны действовать не только в современных социокультурных условиях, но и владеть современными информационными. Интернет-технологиями, т.к. без них уже невозможно осуществлять профессиональную деятельность на современном уровне. Так, многие медицинские клиники оснащены современным оборудованием, которое позволяет участвовать в online конференциях. Это позволяет получать в экстренных случаях квалифицированную помощь. направленную на спасение пациентов, от ведущих специалистов страны.

В этой связи возрастает роль дисциплин в предметной области «Информатика» в процессе обучения студентов медицинских специальностей.

Информатика имеет целью повышение общей информационной культуры студентов-медиков в современном информационном обществе и способствует освоению навыков практического применения информационных технологий в будущей профессиональной деятельности в области медицины. Однако, что бы формирование соответствующих компетенций у студентов-медиков было эффективным, необходимо постоянно применять различные средства, приёмы, методы поддерживая учебной мотивации [7-9 и др.].

Как отмечает О.В. Есаулкова [10], «мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей». Тем самым повышается актуальность разработки новых методов мотивации студентов к обучению и усвоению новых знаний.

Изложение основного материала статьи. Анализ учебных программ в предметной области «Информатика» показал, что во многих вузах, в том числе в Дагестанском государственном медицинском университете, преподаётся сразу уже максимально профессионально-ориентированная дисциплина -«Медицинская информатика» или её модификации.

Данная дисциплина дает определенный набор знаний и умений в сфере информационных технологий. Для поддержания максимальной мотивации студентов-медиков, преподавательским составом кафедры «Биофизики, информатики и медаппаратуры» в Дагестанском государственном медицинском университете ведётся работа в двух основных направлениях (табл. 1):

Таблица 1

Ведущие направления деятельности преподавателей для поддержания учебной мотивации студентов-медиков в области информационных технологий

Ведущие направления поддержания мотивации

Отбор содержания учебного материала с максимальной ориентацией на будущую профессиональную деятельность и современными российскими и международными тенденциями в области информатизации в области медицины. Постоянная апробация и внедрение наиболее эффективных интерактивных, активных форм и методов обучения, которые способствуют формированию профессиональных компетенций, необходимых современному специалисту-медику [1-3; 111.

При этом ведущей целью данной дисциплины является формирование профессиональных компетенций студентов-выпускников, способствующих:

• формированию способности и готовности будущих медиков к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами;

• овладению компьютерной техникой в полном объёме для ведения профессиональной медицинской деятельности;

• формированию умения получать информацию из различных источников;

• умению работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

• использовать возможности современных информационных технологий длярешения профессионалах медицинских задач.

В процессе освоения дисциплины «Медицинская информатика» студенты должны усвоить:

• основные принципы функционирования медицинской информатики;

• различные информационные источники медицинской информации;

• ведущие методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

• системные, базовые программные продукты и пакеты прикладных программ, которые используются в медицинской сфере и др.

Как показал анализ рабочих программ, реализуемых в вузах страны рамках дисциплины «Медицинская информатика», предусматривается рассмотрение следующих основных разделов и тем:

• телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы в медицине;

• базовыетехнологии преобразования информации в процессе осуществления профессиональной деятельности в области медицины;

• моделирование физиологических процессов в организме;

• информационные системы лечебно-профилактических учреждений;

• информационная поддержкалечебно-диагностического процесса;

• информационные системы вуправлении здравоохранением территориального и федерального уровней.

На практических занятиях по «Медицинской информатике» организуется анализ и решение производственных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности в медицинской сфере, средствами ИКТ.

Не секрет, что в последнее время широкое распространение получила так называемая частная, коммерческая медицина и многие студенты, согласно опросам, рассматривают свою профессиональную деятельность в том числе и в условиях учреждениях такого типа.

В этой связи для студентов-медиков представляет интерес следующие формируемые умения в процессе освоения данной дисциплины:

• редактирования и форматирования текстов в MS Word на примере должностных инструкций медицинского работника определённого профиля, содержащих базовые требования к специалистам данных профилей, должностные обязанности, права и ответственность сотрудника в организации;

• проектирования и создания резюме, веб-сайтов, визиток, авторского портфолио как средства самопрезентации медицинского работника в программах пакета MS Office (Word, PowerPoint, Publisher), в сетевых офисах (Google Документы, Google Презентации) и в онлайн-конструкторах (Canva, Wix и т.п.), а также разбор основных механизмов использования данных средств;

• разработки профориентационной инфографики в MS PowerPoint и в онлайн-конструкторе Canva, позволяющей проанализировать, структурировать и представить большие объемы знаний, технически сложную информацию, статистические данные в удобной наглядной форме в виде графиков, диаграмм и инструкций;

• создания в MS Access баз данных, содержащих информацию о пациентах, сотрудниках и оказываемых услугах конкретного медицинского учреждения;

• создания в MS PowerPoint разнообразиях презентаций, а так же интерактивных тестов на знание основ будущей профессии в сфере медицины,

• создания анимационных роликов, позволяющих актуализировать и систематизировать знания обучающихся по дисциплинам профессионального цикла;

• создания разнообразной полиграфической продукции в программах пакета MS Office и средствами популярных графических программ (Paint, Gimp, CorelDRAW, Photoshop): прайс-листа медицинского учреждения, графика работы врачей различных специализаций, рекламных листовок по разъяснению тех или иных медицинских услуг и др. [11].

Как показывает анализ образовательной практики [14 и др.]. с целью повышения мотивации студентов к освоению новых медицинских технологий, на практических занятиях по «Медицинской информатике» высокую эффективность показала деловая игра «Выставка медицинского оборудования».

В рамках данной игры студенты выступают в роли одного из представителей конкретного медицинского подразделения (целесообразно назначить студентов на разные медицинские направления), получивших задание провести изучение и анализ медицинского оборудования определенного направления. При этом студенты получают задание составить буклет или бюллетень по изучаемому оборудованию и затем убедить главного врача применить это оборудование, с указанием причины, назначения оборудования, его характеристик. В роли главного врача может быть как преподаватель, так и один из студентов. Победитель в этой игре выбирается из числа студентов, которые были более убедительными, победителя выбирает группа и согласует с преподавателем свою оценку [14].

Как свидетельствует опыт преподавания информатики у студентов-медиков Т.А. Шеститко [14], который периодически используем и мы на своих занятиях, на практических занятиях вызывают у студентов неизменный интерес следующие практико-ориентированные задания:

1. Разработать алгоритм действий медицинского работника по конкретной ситуации, например «Звонок в скорую помощь по оказанию первой помощи при боли в области сердечной мышцы». Данный алгоритм студенты должны оформить в виде блок-схемы в текстовом редакторе.

2. Создать бюллетень «Новости медицины», используя информацию, полученную при помощи поисковиков в Интернете, а так же информационные технологии и графические редакторы.

3. Разработать и продемонстрировать презентации на тему «Медики - Нобелевские лауреаты» и др. задания.

Эффективность этих заданий повышается, когда используется игровой соревновательный момент, когда студенты учебной группы делятся на микрогруппы и каждая готовит свой проект с вышеобозначенными заданиями, затем представляет и защищает его, а другие студенты группы оценивают представленные проекты, выбирая победителя. Как показывает наш опыт - соревновательный момент существенно повышает мотивацию студентов к выполнению заданий и освоению различных компьютерных программ.

Выводы. Информатизация общества является одной из наиболее характерных черт его развития.

На настоящем этапе информатизации отечественной системы высшего медицинского образования необходимой является её интеграция в мировое информационное пространство [1].

В целом, на основе анализа психолого-педагогической литературы [2; 3; 4; 5; 6; 12-15], многолетнего личного опыта преподавания естественно-научных и дисциплин предметной области «Информатика», можно отметить, что для повышения мотивации студентов необходимо соблюдать совокупность условий:

• отбор практико-ориентированного, актуального для современного уровня развития медицины и информационных технологий, учебного материала;

• создание эффективной методики обучения, включающую систему приемов, методов, средств, соответствующая специфике профиля и направления обучения студентов-медиков, а также личностным характеристикам студентов конкретных учебных групп;

• формирование средствами дисциплины «Медицинская информатика» готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной деятельности с применением современных информационных технологий. тем самым способствуя высокой конкурентноспособности на рынке медицинских услуг.

Как нам представляется, данная цель - повышение мотивации к освоению современных информационных технологий в контексте профессиональной медицинской деятельности, будет достигнута когда технологии будут использоваться студентами в качестве:

• источника дополнительной информации по изучаемым предметам и не только «Медицинской информатики»;

• способа повышения интереса к обучению в медицинском вузе в целом;

• способа самоорганизации учебной деятельности и самообразования, прежде всего, в медицинской области;

• способа расширения индивидуальной активности и социализации в современном социуме.

Литература:

1. Абдулгалимова Г.Н., Абдулгалимов Р.М., Касимов А.К. Возможности информационных технологий при организации образовательного процесса в медицинском вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71 (2) - С. 4-7.

2. Абдулгалимова Г.Н., Абдулгалимов Р.М., Касимов А.К. Мультимедиа как средство развития познавательных интересов студентов-медиков // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4 (89). -С. 214-216.

3. Абдулгалимова Г.Н., Никитина В.В., Ибнмасхудова П.М. Формирование конкурентоспособности выпускников вузов (на примере медицинских специальностей) // Мир науки, культуры, образования. - 2021.

- № 3 (88). - С. 361-364.

4. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - Москва, 2021.

5. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

6. Алиева Л.М., Пайзуллаева Р.К., Бакмаев А.Ш. Роль ЭУММ при изучении дисциплины "Методика обучения информатике" студентами бакалавриата педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования.

- 2020. - № 3 (82). - С. 65-67.

7. Ахмедова Э.М., Недоповз И.И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №2 (81). - С. 312-314.

8. Быкадорова Е.С. Изменения в научно-технической библиотеке сгупс: от информатизации к цифровизации // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 24-25.

9. Буштрук Т.Н. Информационные технологии в образовательном процессе / Т.Н. Буштрук, М.В. Царыгин, А.А. Буштрук // Наука и инновации в технических университетах материалы девятого всероссийского форума студентов, аспирантов и молодых ученых. - СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. - С. 251-253.

10. Есаулкова О.В. Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресрурс] https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/10/13/ (дата обращения 20. 09 2021.)

11. Папарецкая И.Г. Формирование мотивации у обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении информатики // Образование. Карьера. Общество. - 2020. - № 2 (65). - С. 40-42.

12. Пупырев Н.П. Создание и использование компьютерных моделей при изучении естественнонаучных дисциплин в медицинском вузе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Барнаульский государственный педагогический университет. - Барнаул, 2005

13. Черемисина М.И. Использование информационных технологий в образовании // Мир науки, культуры, образования. - № 5(78). - 2019. - С. 56-58.

14. Шеститко Т.А. Анализ формирования общей компетенции ОК 9 при реализации ФГОС СПО на занятиях учебной дисциплины информатика специальности 31.02.01 лечебное дело // Формирование общих и профессиональных компетенций в преподавании учебных дисциплин математика, информатика: сборник материалов Республиканского информационно-обучающего семинара преподавателей учебных дисциплин Математика, Информатика средних медицинских и фармацевтических образовательных учреждений,

подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан 26 февраля 2016 года. - Уфа, 2016. - 50 с.

15. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E.M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2018. - Т. 10. - № 5 S. -С. 1007-1019.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ТРАДИЦИИ И

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ

Аннотация. В предлагаемой статье рассматриваются различные подходы к оценке образовательных результатов студентов педагогического вуза, помогающие оценить успеваемость студента при изучении как отдельных дисциплин, так и модулей, а также итоговой оценки обучения на государственном экзамене.

Ключевые слова: образовательные результаты, компетенции, оценочные средства.

Annotation. This article discusses various approaches to assessing the educational results of students of a pedagogical university, helping to assess the student's progress in the study of both individual disciplines and modules, as well as the final assessment of training at the state exam.

Keywords: educational outcomes, competencies, assessment tools.

Введение. Необходимость соответствия требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов бакалавриата по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и Профессионального стандарта педагога поставила перед вузами задачу не только обновления основных профессиональных образовательных программ, но и разработки системы оценивания образовательных результатов, обновления применяемых оценочных средств для организованного практико-ориентированного образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Процесс аттестации обучающихся в образовательном процессе трактуется в Федеральных государственных образовательных стандартах как установление соответствия персональных достижений обучающихся требованиям ФГОС ВО и поэтапным требованиям, выделенным в ОПОП. Эти требования направлены на максимальное приближение к условиям будущей профессиональной деятельности обучающихся. Поскольку подготовка будущих педагогов в вузе осуществляется на основе ФГОС ВО, построенных на основе компетентностного подхода, то, согласно нормативным документам, объектами оценки являются компетенции выпускника. Вместе с тем, реализация образовательного процесса в вузе не может осуществляться без соответствующей ориентации на будущую профессию выпускника.

Для подготовки педагога таким ориентиром становится Профессиональный стандарт педагога, в котором фиксируются основные функции в деятельности педагога и соответствующие трудовые действия, которыми он должен владеть. Сказанное означает, что при описании объектов оценивания необходимо опираться на компетентностный и деятельностный подходы, позволяющие уточнить объекты оценивания [10, 12].

Под образовательными результатами обучения понимают ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выражающихся с помощью знаний, умений, навыков, компетенций, которые показывают, что студент или выпускник должен продемонстрировать по окончанию части или всей образовательной программы (Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И.) [1].

Формулировка ожидаемых результатов осуществляется преподавателем и в соответствии с требованиями заинтересованных сторон, то есть в этом процессе участвует государство, определившее требования ФГОС, Профстандарта педагога, работодатели и студенты (Ваганова О.И. и Ермакова О.Е.) [2].

В настоящее время трактовка термина «компетенция» не вызывает особых разногласий в вузах. Она подразделяется на три компонента [13, 16]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) когнитивный (знание, накопление, углубление, расширение теоретических и методологических основ предметной деятельности);

2) деятельностный (умение применять полученные знания в практической деятельности, способность использовать их в новых, необычных ситуациях);

3) личностный (отношение к своей профессиональной деятельности, общие мотивы и ценностные установки личности).

Деятельностный компонент является основным в структуре компетенции, поскольку она определяется не объемом усвоенной информации, а готовностью использовать накопленный опыт для приобретения новых, недостающих знаний, способностью действовать в необычных обстоятельствах. Компетентность нельзя наблюдать непосредственно, о ней судят по осуществляемой обучающимся деятельности. Сформированность компетенции характеризуется не столько умением выполнения конкретного действия в определенной ситуации, сколько готовностью к новым способам действия в нестандартной ситуации, ценностной ориентации.

В исследованиях для оценки компетенций студентов вузов, в том числе педагогических, предлагается использовать термины «компетентность» и «компетенции», однако, образовательные результаты более полно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.