Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской биологии Абдулгалимова Гурият Нурахмедовна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); доктор педагогических наук, доцент кафедры биофизики, информатики и медаппаратуры Абдулгалимов Рамазан Меджидович
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала);
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биофизики, информатики и медаппаратуры, доцент кафедры физики и методики преподавания Касимов Ариф Камалудинович
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. В статье исследуются существующие на сегодняшний день возможности информационных технологий при организации образовательного процесса в медицинском вузе. Последние рассматриваются на фоне тенденции к информатизации современного социума, в т.ч. на территории Российской Федерации. Доказывается необходимость широкого внедрения передовых информационных технологий как важного условия дальнейшей модернизации системы отечественного медицинского ВО. Далее подвергаются изучению основные направления внедрения современных информационных технологий в высшее медицинское образование. Демонстрируется ряд субъективных и объективных факторов, как затрудняющих работу в данных направлениях, так и способствующих достижению её положительных результатов. Кроме того, рассматривается такая серьёзная проблема, сопряжённая с информатизацией медицинского образования, как искажение информации, а равно предлагаются возможные пути её решения.
Ключевые слова: высшее образование, высшее медицинское образование, информатизация образования информационные технологии, студент, преподаватель.
Annotation. The article examines the current opportunities of information technologies in the organization of the educational process, which exist in a modern Russian medical university educational space. They are considered against the background of the trend towards informatization of modern society, including on the territory of the Russian Federation. The necessity of advanced information technologies wide introduction as an important condition for further modernization of the system of national higher medical education is proved. Further, the introduction of modern information technologies in higher medical education main directions are studied. A number of subjective and objective factors are demonstrated, both complicating the work in these areas and contributing to the achievement of its positive results. In addition, such a serious problem associated with the informatization of medical education as the information distortion is considered, as well as possible ways to solve it are proposed.
Keywords: higher education, higher medical education, informatization of education, information technologies, student, teacher.
Введение. Для развития общества, в т.ч. российского, на современном этапе характерна тенденция, при которой на первый план в данном процессе выходят информационные технологии [2-4; 10; 14-15]. На протяжении последних 50 лет информатизация всех сфер жизни социума сводилась, главным образом, к совершенствованию технологий получения, хранения, анализа и передачи данных. Однако в настоящее время важнейшими проблемами на пути дальнейшей информатизации общества являются качество информации и ее адекватное и эффективное применение в различных отраслях знаний [1; 4-6; 11; 15]. В этом смысле медицина и медицинское образование исключением не являются.
При этом ряд авторов отмечают недостаточную степень готовности отечественной системы высшего, в т.ч. медицинского образования к расширению использования информационных технологий [4; 10-13]. В то же время на настоящем этапе существует ряд возможностей для скорейшего их внедрения в систему высшего медицинского образования. Их рассмотрению будет посвящена данная статья.
Изложение основного материала статьи. На наш взгляд, на сегодняшний день наиболее актуальным является ряд направлений внедрения современных информационных технологий в систему высшего медицинского образования (табл. 1):
Перспективные направления внедрения современных информационных технологий в высшее
медицинское образование
Направления информатизации Конкретные сферы применения информационных технологий
Развитие программных и аппаратно-программных средств обеспечения образовательного процесса в медицинском вузе Создание обучающих и контролирующих систем
Компьютеризация и мультимедийное обеспечение лекционного процесса
Компьютеризация и мультимедийное обеспечение лабораторных и семинарских занятий
Компьютеризация организации учебной работы в образовательном пространстве медицинского вуза Система оперативного учета успеваемости
Электронное расписание
Компьютеризация организационно-экономической деятельности в медицинском вузе Документооборот
Бухгалтерия
Бизнес-планирование
Гуманизация образования Создание и использование обучающих виртуальных тренажеров как альтернатива операциям на животных
Замена использования трупного материала на виртуальные топографо-анатомические среды
Создание связей и обмена опытом с другими вузами, развитие вузовского интернет-сообщества Создание и развитие интернет-конференций, сайтов
Создание, развитие и распространение информационно-справочных систем Обновляемые базы данных по законодательству, лекарственным средствам, образовательным и лечебным стандартам
Электронные справочники и атласы по учебным дисциплинам [7, с. 57]
При этом к факторам, затрудняющим работу по вышеперечисленным направлениям, относятся:
• кадровый дефицит, выражающийся в нехватке современно мыслящих руководителей среднего звена на местах;
• расслоение специалистов по возможности доступа к информации;
• региональная разобщенность;
• недостаток финансирования;
• недостаточно активное использование компьютерной техники в отдельных медицинских вузах [7-8].
При этом можно с определённой долей уверенности констатировать наличие фактора, положительно
влияющего на систему высшего медицинского образования. В силу особенностей своей основной специальности, подразумевающей наличие обширного багажа знаний и регулярного их обновления, члены профессорско-преподавательских составов медицинских вузов склонны к более широкому использованию информационных технологий, чем их коллеги из других отраслей. Так, 9/10 от общего числа врачебных электронных адресов, зарегистрированных на территории г. Волгограда, принадлежат преподавателям Волгоградского государственного медицинского университета [10, с. 5].
Таким образом, на настоящем этапе информатизации отечественной системы высшего медицинского образования необходима не только его интеграция в мировое информационное пространство, но также её дальнейшее развитие и расширение при помощи всех имеющихся в распоряжении средствами. Достижение указанной цели является важным условием повышения конкурентоспособности как отечественной системы высшего медицинского образования, так и российской медицины в целом. Для её реализации, в свою очередь, является необходимым:
• работа над получением новых научных данных, получаемых как посредством проведения научных экспериментов, так и с помощью синтеза, анализа и обобщения новых и известных фактов, необходимым условием при этом является использование современных информационных технологий;
• повсеместное соответствие научных публикаций студентов, аспирантов и преподавателей современным требованиям к такого рода работам;
• изучение и активное внедрение в повседневную практику передовых информационных технологий, развитие умений и навыков поиска необходимой информации при помощи современных телекоммуникационных средств [7-8; 10].
Серьёзной проблемой, связанной с интеграцией информационных технологий в образовательный процесс медицинских вузов, является искажение информации. Последнее в большинстве случаев связано с рядом факторов, как объективных, так и объективных (табл. 2.):
Основные факторы, обуславливающие искажение данных при активном использовании
информационных технологий
Группы факторов Примеры факторов
Объективные Низкие требования к публикуемой информации со стороны некоторых медицинских журналов и ресурсов сети Интернет
Стремление ряда исследователей иметь возможно большее число публикаций, что, в свою очередь, зачастую приводит к обнародованию непроверенных данных
Недостаточно высокий методический уровень значительного числа проводимых исследований
Субъективные Отсутствие практики отзыва статей, содержащих ложную или некачественную информацию
Заинтересованность компаний-спонсоров в конкретных результатах некоторых исследований
Отсутствие данных об источниках финансирования проводимых медицинских исследований
Ограниченный доступ большинства практикующих медиков к медицинской информации, приведенной на иностранных языках
В связи с вышеизложенным в ходе обучения студентов информационным технологиям необходимо уделять большое внимание оценке адекватности получаемых данных. В данном случае могут быть весьма полезны:
• изучение основ доказательной медицины;
• обучение будущих специалистов принципам планирования клинических исследований;
• рассмотрение существующих подходов к систематизации данных [9, с. 4-5].
При этом основные алгоритмы работы с информацией являются на сегодняшний день в целом разработанными. Следовательно, последние могут с успехом применяться обучающимися медицинских вузов в целях выбора адекватных источников медицинской информации и определения стратегии поиска таковой. Другими областями применения алгоритмов работы с медицинской информацией являются:
• оценки адекватности методов статистической обработки, применяемых в профессиональной деятельности или научных исследованиях;
• анализ типичных ошибок, фиксирующихся в медицинских исследованиях.
Наиболее характерные тенденции в развитии современной медицины и, в частности, медицинского образования обуславливают ряд стратегических задач развития информационных технологий в образовательном пространстве российских медицинских вузов:
• привлечение к сотрудничеству с медицинскими вузами потенциальных источников финансирования и партнеров по информатизации: систем территориального здравоохранения, государственных регистров, организаций медицинского страхования, частных медицинских учреждений;
• обновление парка оборудования, предназначенного для обработки, хранения и передачи информации, а также средств визуализации и мониторинга;
• продолжение развития системы удаленного консультирования (телемедицины), особенно актуальное в условиях пандемии COVID-19;
• дополнение традиционных методов освоения навыков с использованием трупов и подопытных животных работой с виртуальными тренажерами;
• стремление к информационной совместимости и стандартизации как объектов исследования и оценки, так и технических характеристик различных медицинских компьютерных систем;
• широкое использование инновационных информационно-аналитических систем в целях обеспечения всех участников образовательного процесса в медицинских вузах;
• изучение современного международного рынка информационных технологий в медицине, продвижение отечественных разработок на внутренний и внешний рынок;
• обмен идеями и опытом, как между участниками образовательного процесса медицинского вуза, так и между производителями информационных продуктов;
• создание единого информационного пространства в сфере разработки и применения медицинских информационных технологий [7-10].
Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что информатизация общества является одной из наиболее характерных черт его развития. При этом наиболее важными из стоящих перед ней проблем являются вопросы качества информации и её эффективного применения.
В полной мере сказанное относится к сфере высшего медицинского образования.
При этом отмечается недостаточная степень готовности отечественной системы высшего, в т.ч. медицинского образования к расширению использования информационных технологий. В то же время на настоящем этапе её развития существуют и определённые возможности для скорейшего их внедрения.
На настоящем этапе информатизации отечественной системы высшего медицинского образования необходимой является её интеграция в мировое информационное пространство.
В ходе обучения студентов информационным технологиям необходимо уделять большое внимание развитию у них системы знаний, умений и навыков, способствующих оценке адекватности получаемых данных.
Литература:
1. Белоглазова Л.Б., Бондарева О.В. Электронные средства обучения как основа образовательного процесса в современной высшей школе // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2015. -№ 1. - С. 35-41.
2. Буштрук Т.Н. Информационные технологии в образовательном процессе / Т.Н. Буштрук, М.В. Царыгин, А.А. Буштрук // Наука и инновации в технических университетах материалы девятого всероссийского форума студентов, аспирантов и молодых ученых. - СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. - С. 251-253.
3. Вахрушева М.Ю., Ломов И.И. Совершенствование процесса расчета рейтинга основных образовательных программ // Интеграция мировой науки и техники: императивы развития материалы IV всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: Приоритет, 2015. - С. 52-59.
4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 2013. - 264 с.
5. Заславская О.Ю. Развитие системы информатизации управления образовательным процессом // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 6. - С. 13-17.
6. Карабельская И.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. Педагогические науки. - 2017. - № 1(19). - С. 127 -131.
7. Койчубеков Б.К., Омарбекова Н.К., Абдуллина З.Т., Мухаметова Е.Л. Информационные технологии в медицинском образовании // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 3-2. -С. 56-58
8. Маль Г.С., Дородных И.А. Применение информационных технологий в реализации образовательных стандартов в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 12-1. -С. 60-60.
9. Органов Р.Г. Значение эпидемиологических исследований и доказательной медицины для клинической практики // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2015. - № 14(4). - С. 4-7.
10. Петров В.И., Воробьев А.А., Фролов М.Ю. Перспективы и основные направления внедрения информационных технологий в медицинское образование России // Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2008. - № 4. - С. 4-6.
11. Петрова А.С., Афанасьева Ю.В., Левкина Н.Н. Информатизация образования: проблемы и перспективы // Педагогика. - 2017. - № 11(21). - С. 39-41.
12. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М.: БИНОМ, 2014. - 400 с.
13. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. - 2005. - №11. - С. 3-9.
14. Содикова Г.Ш. Информационные технологии в образовании // Вопросы науки и образования. -2018. - № 8(133). - С. 76-78.
15. Черемисина М.И. Использование информационных технологий в образовании // Мир науки, культуры, образования. - № 5(78). - 2019. - С. 56-58.
Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Акимова Елена Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрено формирование ценностного отношения к природе у младших школьников. Проблема экологического образования в настоящее время является актуальной и регламентирована рядом нормативных документов, которые доказывают важность ценностного отношения подрастающего поколения к природе. Человек является общественным существом так как вступает в отношения и связи с окружающей средой, а ценность объекта, которая осознается человеком, способствует формированию особых отношений к ним, которые занимают в структуре личности центральное место. Нами был описан ряд условий, соблюдение которых поможет сформировать ценностное отношение к природе у младших школьников в рамках дополнительного образования. В исследовании приняли участие дети 9-10 лет, которые были вовлечены в реализацию плана программы "Познавательная экология". Работа проводилась в несколько этапов, в Доме детского творчества села Барятино, Барятинского района Калужской области. В нём приняли участие 38 детей. По результатам проведенных диагностических методик можно сделать выводы о том, что у детей вырос уровень сформированности ценностного отношения к природе, а программа "Познавательная экология" в рамках дополнительного образования может быть реализована с целью повышения уровня исследуемых показателей.
Ключевые слова: младший школьник, экология, ценностное отношение, дополнительное образование.
Annotation. The article examines the formation of a value attitude towards nature in primary schoolchildren. The problem of environmental education is currently relevant and is regulated by a number of normative documents that prove the importance of the value attitude of the younger generation to nature. A person is a social being since he enters into relations and connections with the environment, and the value of an object, which is realized by a person, contributes to the formation of special attitudes towards them, which occupy a central place in the structure of the personality. We have described a number of conditions, the observance of which will help to form a value attitude towards nature in primary schoolchildren in the framework of additional education. The study involved children 9-10 years old who were involved in the implementation of the plan of the program "Cognitive Ecology". The work was carried out in several stages, in the House of Children's Creativity in the village of Baryatino, Baryatinsky District, Kaluga Region. It was attended by 38 children. Based on the results of the diagnostic techniques, it can be concluded that the level of formation of the value attitude to nature has increased in children, and the Cognitive Ecology