Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Тельман Тимурович, Исмаилова Замина Назимовна, Шахбанов Шамиль Надирович

В настоящей статье изучаются основные особенности процесса обучения студентов медицинских специальностей в условиях цифровой образовательной среды. При этом процесс цифровизации отечественной системы высшего образования, в том числе медицинского рассматривается как часть перехода российского социума, в т.ч. системы образования на постиндустриальную ступень развития. Доказывается влияние соответствующих прогрессивных тенденций на формы организации подготовки будущих медиков, формы презентации учебного материала, взаимоотношения между участниками образовательного процесса и их ролевые модели. Также говорится о формировании глобальной информационной среды и её влияние на дальнейшее совершенствование системы отечественного высшего медицинского образования. Приводятся конкретные примеры использования таких технологий в отечественных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Тельман Тимурович, Исмаилова Замина Назимовна, Шахбанов Шамиль Надирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS IN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article examines the main features of the process of teaching medical students in a digital educational environment. At the same time, the digitalization process the Russian higher education system, including medical education, is considered as the transition of Russian society part, including the education system, to the post-industrial development stage. The influence of the corresponding progressive trends on the training of future doctors organization forms, the forms of educational material presentation, the relationship between the educational process participants and their role models is proved. It also talks about the formation of a global information environment and its impact on the further improvement of the Russian higher medical education system. Specific examples of the use of such technologies in some Russian universities are given.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

педагогической деятельности; открытость обуславливается общественной потребностью в социально-активной личности; целостность и системность обеспечивается наличием и взаимодействием ее структурных компонентов; функциональность представлена ее целевыми и инструментальными функциями; динамичность представлена характером взаимодействий компонентов системы, а также возможностью их преобразования и совершенствования.

При определении структурных компонентов модели авторы исходили из особенностей структуры и содержания педагогического процесса в УДО, а также из особенностей организации волонтерской деятельности детей и молодежи. Построение модели основано на научно-методологические подходах: культурологический, ценностно-синергетический, системный, личностно-деятельностный.

Литература:

1. Вакуленко О.В. Актуализация профессионально-личностного потенциала студентов вуза в процессе волонтерской деятельности: коллект. моногр. / О.В. Вакуленко, Ю.О. Галущинская, Ю.Н. Рюмина. Шадр. гос. пед ун-т. Шадринск: ШГПУ, 2018. - 151 с.

2. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. Изд. 2-е , испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1979. - 287 с.

3. Круглова М.С. Совершенствование управления деятельностью волонтерских организаций на примере высших учебных заведений: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05.Сочи, 2017. - 171 с.

4. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. - Москва: Дашков и К°, 2016. - 1032 с.

5. Сластенин В.А. Педагогика. - Москва: Академия, 2004. - 576 с.

6. Тарасова Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 46-52.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Везиров Тельман Тимурович

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук Исмаилова Замина Назимовна Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук Шахбанов Шамиль Надирович Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В настоящей статье изучаются основные особенности процесса обучения студентов медицинских специальностей в условиях цифровой образовательной среды. При этом процесс цифровизации отечественной системы высшего образования, в том числе медицинского рассматривается как часть перехода российского социума, в т.ч. системы образования на постиндустриальную ступень развития. Доказывается влияние соответствующих прогрессивных тенденций на формы организации подготовки будущих медиков, формы презентации учебного материала, взаимоотношения между участниками образовательного процесса и их ролевые модели. Также говорится о формировании глобальной информационной среды и её влияние на дальнейшее совершенствование системы отечественного высшего медицинского образования. Приводятся конкретные примеры использования таких технологий в отечественных вузах.

Ключевые слова: мультимедийные образовательные технологии, высшее образование, медицинский вуз, студент, преподаватель.

Annotation. This article examines the main features of the process of teaching medical students in a digital educational environment. At the same time, the digitalization process шт the Russian higher education system, including medical education, is considered as the transition of Russian society part, including the education system, to the post-industrial development stage. The influence of the corresponding progressive trends on the training of future doctors organization forms, the forms of educational material presentation, the relationship between the educational process participants and their role models is proved. It also talks about the formation of a global information environment and its impact on the further improvement of the Russian higher medical education system. Specific examples of the use of such technologies in some Russian universities are given.

Keywords: multimedia educational technologies, higher education, medical university, student, teacher.

Введение. Особенности развития российского общества и, в частности, системы высшего медицинского образования на современном этапе в значительной степени способствуют актуализации ряда вопросов, связанных с применением цифровых технологий в образовательном процессе [1-2; 7; 17].

В этой связи не должен вызывать удивления тот факт, что в настоящее время вопросы, связанные с использованием цифровых технологий в образовательном пространстве в т.ч. медицинского вуза стоят в ряду наиболее дискутируемых в среде исследователей и педагогов-практиков [4-6; 9; 13; 15; 17]. При этом в силу обширности данной темы ряд вопросов, касающихся особенностей развития образовательного процесса в цифровую эпоху, остаются изученными недостаточно. В частности это касается различных аспектов специфики обучения студентов медицинских специальностей.

Частичной ликвидации соответствующих дефицитов будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Широкое внедрение цифровых технологий в образовательное пространство медицинского вуза оказалось способно кардинальным образом изменить его. Традиционные модели организации образовательного процесса претерпели существенные изменения на протяжении трёх последних десятилетий. В частности, образовательное пространство организаций ВО, в т.ч. медицинского, претерпело существенное расширение за счёт облачных технологий, социальных медиа и других средств цифрового образования [1-3; 15; 17].

В таких условиях можно с определённой долей уверенности говорить о формировании новой образовательной среды, действующей как на следующих уровнях:

• локальный;

• глобальный.

В данной среде в дополнение к стационарной группе студентов университета и коллективу преподавателей формируются сетевые сообщества. Появляются возможности для более широкого, чем на предыдущих этапах развития системы высшего медицинского образования привлечения специалистов-практиков, научных консультантов или внешних лекторов [10-12].

Если в традиционной образовательной модели первостепенное внимание в большинстве случаев уделялось обучению, при котором студенты следовали за преподавателем в четко регламентированной процедуре освоения знания, то на настоящем этапе развития отечественной системы высшего медицинского образования между участниками образовательного процесса должны и зачастую формируются субъект-субъектные отношения. Это, в свою очередь, создаёт педагогические условия, способствующие успешной реализации моделей дифференцированного обучения [4-5]. И если ещё сравнительно недавно распространение учебного материала требовало больших временных, трудовых и материальных затрат, то теперь доступ к необходимой для образовательного процесса информации стал значительно проще.

Цифровизация системы ВО во многом способствует также изменению ролей участников образовательного процесса. Если в традиционной модели преподаватель, будучи единственным носителем знания, раздавал инструкции по его освоению преимущественно в директивной манере, то в последние десятилетия освоение учебного материала, получаемого из гетерогенных источников, происходит на альтернативной основе. В такой ситуации преподаватель преимущественно направляет студентов, устанавливая рамки и границы, необходимые для формирования у них умений и навыков совместной деятельности в процессе обучения [12; 14; 15; 17]. Таким образом, на современном этапе развития системы высшего образования, в т.ч. медицинского, акцент в образовательном процессе делается, прежде всего, на следующих аспектах:

• развитие у студентов навыков доступа к информационным ресурсам;

• развитие у студентов умений, связанных с анализом необходимой информации;

• формирование у обучающихся умений и навыков, связанных с созданием собственного контента.

При этом, конечно, нельзя говорить о существенном снижении значения содержательной стороны образовательного процесса [15, с. 163].

Далее, для образовательного пространства современного медицинского вуза характерна также дифференциация способов представлений студентами результатов их учебной деятельности. Ранее таковые презентовались в следующих формах:

• физически сконструированные проекты;

• бумажные записи.

В цифровую же эпоху возрастает значение цифровых моделей. Соответственно, если ранее демонстрация студенческих работ обычно была направлена на сравнительно узкий круг лиц, включавший студенческую аудиторию и преподавателя, то с началом широкого использования технологии создания цифровых проектов география представления может охватывать весь мир. Расширились и временные рамки: если при проверке традиционных форм представления результатов учебной деятельности отзыв на студенческую работу мог быть дан только преподавателем, реже - другими учащимися и/или родителями, то с распространением сетевых технологий отзывы и рецензии могут быть получены также со стороны множества сторонних исследователей и специалистов-практиков [4; 8; 12; 16]. Кроме того, современные цифровые технологии позволяют:

• проверить студенческие работы с точки зрения их самостоятельности;

• провести рейтингование;

• расширить возможности комментирования презентуемых обучающимися результатов учебной деятельности.

Ещё одно преимущество, которое даёт широкое внедрение цифровых образовательных технологий в пространство медицинского вуза заключается в возможности реализовывать гибкий образовательный дискурс за счёт модульной технологии. Данный дискурс предполагает неограниченное количество вариантов вовлечения студентов в учебный процесс и приобретения ими знаний, умений и навыков, необходимых для успешного освоения будущей профессии [8, с. 44].

Следующий позитивный эффект, связанный с цифровизацией образования - множественность форм представления информации преподавателем за счёт мультимедийности цифровых объектов. Мультимедийность, по существу, представляет собой интеграцию различных символических практик в границах одного артефакта. Он может сочетать в себе элементы аудиовизуальных записей, письменной информации, машиночитаемых данных и др [3, с. 215]. От традиционных символизаций такого рода объекты отличает их нестабильность, при которой в них могут сравнительно легко вноситься изменения, в т.ч., непосредственно в ходе учебных занятий.

Так, методы мультимедийной визуализации в последнее время широко используются в ходе преподавания анатомии в образовательном пространстве Первого МГМУ им. И.М. Сеченова [18-19].

В частности, для визуализированной подачи учебного материала в данном вузе используется т.н. анатомический стол, представляющий собой виртуальный препарировальный полноразмерный стол, использующий мультисенсорную платформу Anatomage. Он позволяет осуществлять демонстрацию полноразмерной модели человеческого тела, таким образом давая обучающимся возможность для детального рассмотрения всех его структур [19, с. 50]. Использование данной инновационной образовательной технологии позволяет будущим медикам также освоить ряд моторных навыков в виртуальной среде. Кроме того, анатомический стол может демонстрировать множество мелких деталей, каковые с большой вероятностью можно упустить, работая с пластинатом или анатомическом препаратом. Ещё более расширяет сферу его применения возможность загружать и рассматривать рентгеновские снимки, результаты УЗИ, МРТ и КТ [18, с. 178]. Загруженная в 3D-анатомический стол дополнительная цифровая библиотека также способствует, например, постижению студентами связи между нормальной анатомией и патологией человеческого организма.

Таким образом, использование данной технологии в сочетании с объяснениями преподавателя позволяет будущим медикам понять основные особенности строения и функционирования человеческого организма, отдельных его систем и органов. Это, в свою очередь открывает широкие возможности для повышения качества медицинского образования.

Продолжая разговор о внедрении мультимедийных образовательных технологий в процесс подготовки будущих медиков также следует отметить, что студенты Сеченовского университета имеют возможность выбрать дополнительную дисциплину «3D-анатомия». В рамках этой, последней, основное внимание уделяется освоению различных функций 3D-стола [16; 18-19]. Изучение студентами данной дисциплины помогает закрепить ранее полученные знания, умения и навыки как по анатомии, так и связанные с внедрением мультимедийных технологий в их будущую профессиональную деятельность.

Выводы. На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что широкое внедрение цифровых технологий в образовательное пространство отечественного медицинского вуза существенно изменило его.

Доказательством изложенного выше тезиса служит факт существенных метаморфоз, фиксирующихся на протяжении трёх последних десятилетий в области организации образовательного процесса.

Так, если в традиционной образовательной модели первостепенное уделялось обучению, при котором студенты следовали за преподавателем в четко регламентированной процедуре освоения знания, то в цифровую эпоху между участниками образовательного процесса формируются субъект-субъектные отношения.

В свою очередь, указанное выше обстоятельство обуславливает генерацию педагогических условий, способствующих успешной реализации моделей дифференцированного обучения.

Имеет место также дифференциация способов представлений студентами результатов их учебной деятельности. Растёт значение цифровых моделей. Следовательно, расширяется и круг лиц, способных оценить эти результаты, часто, до глобальных масштабов.

Внедрение цифровых образовательных технологий в пространство медицинского также позволяет реализовывать гибкий образовательный дискурс за счёт модульной технологии.

Этот, последний, в свою очередь, предполагает неограниченное количество вариантов вовлечения студентов в учебный процесс и приобретения ими знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.

В качестве существенного положительного эффекта, связанного с цифровизацией образования может быть названа множественность форм представления информации преподавателем за счёт мультимедийности цифровых объектов.

Вышеперечисленные преимущества цифровизации образовательной среды современного медицинского вуза представляют собой важное условие для успеха дальнейшей модернизации системы отечественного ВО, в том числе и медицинского.

По этой причине не вызывает удивления их широкое использование отечественными медицинскими вузами.

В частности, в образовательном пространстве Первого МГМУ им. И.М. Сеченова не только практикуется широкое использование мультимедиа при обучении студентов анатомии, но также читаются курсы, посвящённые конкретно использованию соответствующих технологий в будущей профессиональной деятельности студентов.

Литература:

1. Абдулгалимова Г.Н., Абдулгалимов Р.М., Касимов А.К. Возможности информационных технологий при организации образовательного процесса в медицинском вузе // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 71(2). - С. 4-7.

2. Абдулгалимова Г.Н., Абдулгалимов Р.М., Касимов А.К. Мультимедиа как средство развития познавательных интересов студентов-медиков // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4(89). - С. 214-216.

3. Абдулгалимова Г.Н., Никитина В.В., Ибнмасхудова П.М. Формирование конкурентоспособности выпускников вузов (на примере медицинских специальностей) // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 3(88). - С. 361-364.

4. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - М., 2021.

5. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - М., 2021.

6. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Гаудеамус. - Тамбов, 2013. - № 2(22). - С. 95-97.

7. Ахмедова Э.М., Недоповз И.И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №2(81). - С. 312-314.

8. Волежина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие. - Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2018. - 58 с.

9. Исупова Н.И. Электронные образовательные ресурсы в контексте современных технологий обучения // Психолого-педагоггический журнал Гаудеамус. - 2014. - № 23(242). - С. 156-159.

10. Касьяненко Е.Ф., Рубцова Л.Н., Димов И.Д., Богомолова В.Ю. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования, 2019. - № 5. - С. 18-22.

11. Курмунгулов А.А., Фролова О.И., Соловьева С.В. Перспективы внедрения электронного обучения в образовательный процесс медицинского вуза // Высшее образование в России. - 2017. - № 8/9. - С. 116-119.

12. Марухно В.М. Дистанционное образование в медицине // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 4-2. - С. 154-156.

13. Масленикова О.Н. Концептуальные подходы к созданию электронных образовательных ресурсов // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2006. - №6. - С. 36-44.

14. Милохин Д.Б. Оценка готовности студентов вузов к реализации дистанционного обучения // Вестник Оренбургского государственного университета, 2017. - № 9(115). - С. 172-177.

15. Николаева Е.М. Организация образовательного процесса в условиях новомедийного пространства // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - Т.17. - Вып. 2. - С. 162-166.

16. Шведавченко А.И., Кудряшова В.А., Оганесян М.В., Ризаева Н.А. // Проблемы преподавания анатомии на современном этапе. Морфология. - 2017. - Т. 151. - № 3. - С. 116-117.

17. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E.M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2018. - Т.10. - № 5. - Pp. 1007-1019.

18. Mahindra K.A., Singel T.C. A comparative study of learning with «anatomage» virtual dissection table versus traditional dissection method // Neuroanatomy. Indian Journal of Clinical Anatomy and Physiology. - 2017. - № 4(2). - Pp. 177-180.

19. Kazoka D, Pilmane M. Teaching and learning innovation in present and future of human anatomy course at rsu // Papers on Anthropology. - 2017. - XXVI/2. - Pp. 44-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.