Научная статья на тему 'Информационные и коммуникационные технологии в системе медицинского образования'

Информационные и коммуникационные технологии в системе медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TESTING / COMPUTER SYSTEMS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулгалимов Р. М., Абдулгалимова Г. Н.

В статье рассматривается проблема использования информационных и коммуникационных технологий в системе медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF MEDICAL EDUCATION

Тhе article deals with the use of information and communication technologies in teaching medical students. The peculiarities of functioning of the automated monitoring system of students knowledge on the basis of a test shell KTS.

Текст научной работы на тему «Информационные и коммуникационные технологии в системе медицинского образования»

Раздел 1 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Редакторы раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 378:61:681.3.06

Abdulgalimov R, Abdulgalimova G. INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM ОF MEDICAL EDUCATION. ТЬю article deals with the use of information and communication technologies in teaching medical students. The peculiarities of functioning of the automated monitoring system of students knowledge on the basis of a test shell KTS.

Key words: testing, computer systems, information and communication technologies.

Р.М. Абдулгалимов, канд. пед. наук, доц. каф. биофизики, информатики и медаппаратуры «Дагестанская гос. медицинская академия», г. Махачкала; Г.Н. Абдулгалимова канд. пед. наук, ассистент каф. медицинской биологии ГБОУ ВПО ««Дагестанская гос. медицинская академия», г. Махачкала, E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема использования информационных и коммуникационных технологий в системе медицинского образования.

Ключевые слова: контроль знаний; информационные технологии, коммуникационные технологии, медицинское образование.

Одним из недостатков большинства современных систем педагогического тестирования считается реализация в них субъективной модели знаний автора теста.

По нашему мнению, эта проблема может быть успешно решена благодаря применению современных информационных технологий, и в первую очередь, всемирной информационной сети Интернет, которые являются основой современной информационно-образовательной среды вуза. Благодаря использованию Интернет технологии может быть реализован принцип экспертной подготовки тестовых заданий.

Образовательные учреждения, заинтересованные в проведении контроля знаний средствами компьютерных систем, смогут установить на своих компьютерах унифицированное программное обеспечение системы тестирования, инвариантное к содержательному наполнению тестовых заданий (ТЗ). Это означает, что для контроля знаний по различным дисциплинам преподаватели-предметники будут использовать один и тот же комплекс программ, выбирая в каждом конкретном случае необходимый пакет тестовых заданий, хранящийся в базе данных локальной системы тестирования.

Рассмотрим, как организатор тестирования может обмениваться информацией с экспертами по электронной почте либо в реальном масштабе времени, так называемом режиме он-лайн, через определенный сайт.

Сборка, накопление и распределение тестовых заданий осуществляется через информационную сеть Интернет. Организатор тестирования собирает присылаемые варианты заданий, проводит их синтаксический и семантический контроль, устраняет возможное дублирование и отбирает варианты, которые он считает перспективными для последующего применения в качестве средства контроля знаний. Формируемые наборы ТЗ, сгруппированные по специальностям, дисциплинам, темам и другим существенным признакам, направляются экспер-

там для оценивания их важности и сложности, объединения в тематические подмножества, а также для оценивания степени истинности каждого варианта ответа. Оценивается уровень объективности каждого тестового задания. Тестовые задания заносятся в единую базу данных компьютерной системы и хранятся в виде единого списка. Множество всех тестовых заданий образуют комплект ТЗ, передаваемый в учебные заведения для использования в процессе контроля знаний. Целесообразность включения того или иного ТЗ определяется организатором тестирования, исходя из требований учебных программ. Функционирования такой компьютерной системы на основе тестовой оболочки КТS в развитии информационной подготовки студентов в ДГМА происходит по следующей структуре (рис. 1).

Через учебную часть и отдел анализа и тестирования медвуза осуществляется доступ в центральную базу данных системы, в которой хранятся множество тестовых заданий по различным дисциплинам, а также иная информация, необходимая для функционирования компьютерной системы.

Основу второго уровня компьютерной системы составляет выделенный локальный сервер учебного заведения. Через локальный сервер осуществляется доступ к локальной базе данных, где хранятся комплекты ТЗ по дисциплинам и темам, по которым конкретное учебное заведение тестирует знания своих обучаемых.

Также в локальной базе данных накапливается и хранится информация об участвующих в работе компьютерной системы преподавателях данного учебного предмета, о подготовленных ими сценариях тестов, а также сведения о тестируемых и о полученных результатах контроля знании. Локальный сервер поддерживает связь с приоритетной программой-клиентом второго уровня («Преподаватель-технолог»), которая устанавливается на одном из компьютеров Интернет-сети учебного заведения, а также с программами-клиентами третьего уровня («Тестируемый»).

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС)

1-Уровень Администрация учебного заведения

(учебная часть, отдел анализа и тестирования)

2-уровень

Обучаемый

Сервер ж _

База данных

Тест оценки

Результаты КЗ

А

I/

-Подготовка, сбор и накопление ТЗ; -Пополнение БД ТЗ различных дисциплин; -Построение сценарий ТЗ;

-Формирование теста; -Сбор статистики и обобщение результатов тестирования

3-уровень ' г Тестируемый КЗ обучаемого.

1 Вывод итоговой

Рис. 1. Структура компьютерной системы на основе тестовой оболочки КТв

Перед началом сеанса тестируемый регистрируется путем ввода присвоенного ему уникального идентификатора и пароля, после чего отвечает на задания предъявляемого ему теста. Тестируемый не имеет доступ ни к локальной базе данных компьютерной системы, ни к локальному серверу. Введенные им ответы автоматически передаются на локальный сервер единым пакетом после завершения сеанса. Итоговая оценка знаний рассчитывается средствами локального сервера и сообщается тестируемому через его программу-клиента.

Принципы, положенные в основу построения автоматизированной системы контроля знаний, соответствуют современному уровню развития инфокоммуникационных технологий и обеспечивают эффективную реализацию предлагаемых методов и алгоритмов педагогического тестирования. Ориентация на применение стандартных программ для доступа к информации и дружественный интерфейс облегчают освоение и эксплуатацию компьютерной системы для тех пользователей, которые не имеют специальной подготовки в области информационных технологии.

Автоматизированная система тестового контроля знаний студентов «КTS» состоит из следующих компонентов»: «Программа», «База данных», «Тестирование», «Результаты тестирования».

В системе «КTS» предусмотрено большое количество типов настройки проведения теста, что позволяет гибко управлять процессом создания и работы с тестом.

Основным достоинством данной автоматизированной системы является то, что при анализе результатов теста есть возможность построить «таблицу ответов», которая даст информацию о том, какие темы занятий усвоены студентами хорошо, а какие плохо.

Система «КTS» постоянно дополняется различными функциями и задачами, которые становятся необходимыми при проведении тестирования в различных областях знаний.

Автоматизированная система контроля знаний студентов, построенная по сформулированным принципам, является эффективным средством контроля знаний, что позволило в конечном итоге снизить нагрузку преподавателя, автоматизировать его труд и повысить объективность оценивания знаний [1].

На «КTS» можно проводить контроль на разных этапах обучения. Текущий контроль, имеющий целью определить готовность обучаемого к освоения очередной «порции» знаний, может проводиться на каждом занятии. Промежуточный контроль, направленный на выявление степени освоении изученной темы дисциплины или ее относительно автономного раздела, может иметь большую периодичность и проводиться по завершении соответствующего информационного блока. Рубежный контроль

Библиографический список

осуществляется для определения степени освоения дисциплины в целом в сроки, определенные учебным планом (как правило, по завершении семестра или учебного года). Итоговый контроль осуществляется по завершении полного цикла обучения для принятия обоснованного решения о присвоении студенту соответствующей квалификационной характеристики.

Наряду со своей основной диагностической функцией педагогический контроль выполняет нужную мотивационную функцию. Необходимость демонстрировать свои знания и обязательность оценивания их фактического уровня побуждают студента готовиться к предстоящему сеансу контроля, закреплять знания, полученные на предшествовавших занятиях, а также устранять пробелы, обнаруженные в ходе самостоятельной работы либо на предыдущих этапах контроля. С позиций мотивации, наиболее существенными представляются следующие свойства педагогического контроля: частота, повторяемость, объем, полнота, состязательность и система поощрений [1].

Этот перечень может быть продолжен, однако приведенные свойства убедительно свидетельствуют о том, что увеличение частоты педагогического контроля может и должно стать важным механизмом повышения эффективности обучения. Применение системы автоматизированного тестирования знаний как современного способа массового педагогического контроля позволяет активизировать перечисленные мотивационные факторы и способствует, тем самым, более эффективной реализации целей обучения. На наш взгляд, в системе высшего медицинского образовании автоматизированное тестирование должно применяться, как средство промежуточного контроля знаний. Обоснованием именно такого подхода могут служить как сложившийся уровень обеспеченности высших учебных заведений средствами вычислительной техники, так и различная степень методической подготовленности преподавателей.

После окончания тестирования формируют протокол тестирования, представляющий список студентов и процент правильных ответов. Тестовая система KTS позволяет работать в мягком и жестком режимах, позволяет переносить задания из одного банка данных в другой. Каждый банк содержит от 1000 до 1500 тестовых заданий первого и второго уровня сложности. Тесты составлялись в соответствии с ГОС, методологическими требованиями Минобрнауки РФ и программами дисциплин, утверждёнными соответствующими УМО. Студенты ДГМА все экзамены сдают на программе KTS, где содержат большое количество тестовых заданий по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Опыт использования системы тестирования показал, что с его помощью можно объективно оценивать не только знания студентов, но и уровень организации учебного процесса, и качество работы профессорско-преподавательского коллектива.

1. Абдулгалимова, Г.Н. Компьютерная система подготовки студентов медицинских вузов к будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2010.

Bibliography

1. Abdulgalimova, G.N. Kompjyuternaya sistema podgotovki studentov medicinskikh vuzov k budutheyj professionaljnoyj deyateljnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Makhachkala, 2010.

Статья поступила в редакцию 07.12.12

УДК 37.035

Blyasova I.Y. LEGAL EDUCATION AS A BASIS OF NORMATIVE BEHAVIOR OF STUDENTS IN SOCIETY. The

article examines the possibilities of legal education in the formation of legal culture of the person, and also to the possibility of various educational means into the educational process in schools for the development of children in the spirit of respect for human rights.

Key words: Legal education, legal norms, legal concepts, beliefs, forms of work, legal consciousness, legal culture, legal awareness and legal space of educational institutions, pedagogical competencies of teachers.

И.Ю. Блясова, канд. пед. наук, доц., декан факультета истории и права Шадринского гос. педагогического института, г. Шадринск, Е-mail: erofeeva shgpi@mail.ru

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОЦИУМЕ

В статье рассматриваются возможности правового воспитания в формировании правовой культуры личности, а также возможности различных воспитательных средств в учебно-воспитательном процессе школы для развития детей в духе уважения прав человека.

Ключевые слова: юридическое образование, правовые нормы, правовые понятия, формы работы, правовое сознание, правовая культура, правосознание и правовое пространство образовательных учреждений, педагогические компетенции преподавателей.

Становление и развитие правового государства, в котором доминирующее начало приобретают права человека, ценности личности зависят, прежде всего, от воспитания и обучения подрастающего поколения. Поэтому в современных условиях особую значимость приобретает необходимость в использовании всех воспитательных средств в учебно-воспитательном процессе школы для развития детей в духе уважения прав человека, к их свободе и человеческому достоинству. Современная жизнь предъявляет к ученику новые требования: нести ответственность за свои действия, адаптироваться в условиях социальных изменений, умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности, находить компромиссное решение, и т.д. Однако ситуация в нашей стране характеризуется тем, что процессы приобщения к правовым нормам не подкрепляются правовыми традициями, в массовом сознании законы не являются безусловной ценностью из-за низкого уровня правовых знаний. Все это делает актуальной проблему правового воспитания подрастающего поколения, в решении которой ведущую роль играет деятельность педагогов общеобразовательной школы.

Проблемы правового воспитания рассматриваются в работах М.А. Галагузовой, В.А. Караковского, М.Н. Лазутовой, Л.М. Матвиенко, А.Ф. Никитина, Е.А. Певцовой, П.И. Пидкасистого, Н.Г. Суворовой, З.К. Шнекендорфа, В.И. Шеланкова, Н.И. Элиас-берг, Ю.А Яковлева и др. Вопросы организации правового образования в школе исследовали (Е.В. Белоглазова, Е. Бышков, И. Дружкина, К.Г. Каюмова, Т.Ю. Крамарова, О.Е. Лебедев, В. Морозова, Ю. Тишков, Т.В. Худойкина, Н. Чарная и др.), Проблема становления и развития правового сознания нашла отражение в трудах Т.И. Акимовой, М.И. Воловиковой, РС. Байниязова, М. Кам-чибекова, А.Н. Славской, Д.И. Фельдштейна и др.

Результаты исследований показывают, что правовое воспитание необходимо осуществлять с раннего возраста, поскольку именно на ранних ступенях развития личности закладываются основы правовых взглядов, установок личности, что в последующем будет составлять основу мировоззрения.

Из сказанного следует, что необходимо своевременно осуществлять воспитание и образование детей и подростков с целью формирования правовых знаний в области основных прав и свобод. Для знакомства детей с их правами на ранних этапах рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов и др.

Б.М. Асфандиаров справедливо заметил, что ребенок защищен, когда понимает, что происходит [1, с. 37]. Поэтому образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, семья, СМИ и др. призваны системно, и профес-

сионально формировать в детях знания об их основных правах, обязанностях, о возможных нарушениях прав и способах их защиты.

Отношение к праву формируется под влиянием норм морали, правовых норм существующих в обществе. При этом подросток может принимать и считать правовую норму правильной, но не во всех случаях следовать ей. В тоже время учащийся может не соглашаться с законом, но соблюдать его.

Исследователями установлено, что делинквентное поведение напрямую связано с уровнем сформированности правового сознания и правовой культуры [2, с. 272].

Исследование А.В. Баженова, К.Е. Игошева, Г.М. Миньков-ского показало, что низкий уровень правового сознания обусловлен недостаточной правовой информированностью учащихся [3, с. 84-85].

Опрос, проведенный среди учащихся образовательных учреждений, показал, что основным источником знаний о правовой информированности являются учителя, родители, СМИ, друзья. При этом трудно не согласиться с мнением Д.В. Соч-нева, полагающего, что правосознание несовершеннолетних носит преимущественно житейский характер, формируется под влиянием непосредственных условий жизни и личного жизненного опыта [4, с. 43]. В результате у молодых людей отмечается отсутствие четко сложившихся правовых установок, поскольку формирование их происходит стихийно; отсутствие правовой регуляции поведения, что приводит к ослаблению самоконтроля, поиску личной выгоды; непонимание социальной роли законов, убежденность в возможности избежать наказание за неправомерное поведение [5, с. 19-22]. Данные выводы подтверждаются результатами опроса, проведенного среди лиц, совершающих правонарушения. Опрос показал, что большая часть из молодых людей считают нормы закона правильными и необходимыми. В тоже время лица, совершившие преступления считают допустимым нарушение норм закона в угоду своим интересам.

Из сказанного следует, что в процессе правового воспитания учащихся важно не только знакомить их с правом и формировать верное отношение к нему, но и закладывать убеждение в необходимости его соблюдения, прививать уважение к нему. Учащимся образовательных учреждений важно помочь уяснить суть правовых понятий, дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий, научить защищать свои права в законном порядке, а так же права других. При этом правовые знания должны получать эмоциональное подкрепление и служить руководством к действию, находить применение в конкретных жизненных ситуациях при решении правовых коллизий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.