ма «ОФИС», разработанная российскими специалистами. На основе показателей, характеризующих физическое развитие и состояние здоровья, эта система позволяет провести раннюю диагностику ряда заболеваний и выдать рекомендации по использованию средств массовой физической культуры. Точность такой диагностики варьируется от 64 до 89%. Также к подобного рода разработкам может быть отнесена система «Аксон», разработанная М.П. Шестаковым и В.М. Зубковым. Основное назначение последней - планирование подготовки прыгунов в высоту и длину [11, с. 136].
Охарактеризованные выше системы дают возможность решать задачи планирования и управления тренировочным процессом с учетом уровня изначальной подготовки, норм нагрузки, а также индивидуальных особенностей и закономерностей, отражающих сочетания упражнений различной направленности.
Таким образом, на основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что информатизация современного общества в полной мере сказывается на модернизационных процессах в области физической подготовки и оздоровительной физической культуры студенческой молодёжи.
Интеграция информационных технологий в сферу физической культуры и спорта предполагает расширение их использования по следующими направлениям: материально-техническое обеспечение учебного процесса в системе высшего физкультурного образования, техническое и организационное обслужи-
Библиографический список
вание соревнований, делопроизводство тренера-преподавателя, преподавателя, студента, научного сотрудника, научно-методическое обеспечение физического воспитания учащейся молодежи, детей и подростков, научно-исследовательская, организационная и управленческая деятельность, научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов. При этом информационные технологии особенно эффективны в процессе спортивных тренировок по различным видам спорта, преподавания соответствующей предметной области в вузе, а также на занятиях по оздоровительной физической культуре. Указанная выше тенденция нашла своё выражение в разработке ряда систем, оптимизирующих процессы контроля и обучения в этих областях. Своё применение информационные технологии также находят в сфере спорта высших достижений. Одним из перспективных направлений их интеграции в данную область является создание прикладных программных продуктов и автоматизированных систем.
Важными направлениями в использовании современных информационных технологий в области физической культуры и спорта являются моделирование спортивных движений и биомеханика.
Информационные технологии студенты факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета вначале используют при собственной тренировке, а потом начинают применять при прохождении производственной и педагогической практик, а в дальнейшем в будущей профессиональной деятельности.
1. Виноградов ПА, Савин ВА Спорт в мире информации. Теория и практика физической культуры. 1997; № 11: 59 - 62.
2. Фураев A.H. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений. Теория и практика физической культуры. 1996; № 11: 50 - 52.
3. Aндреева В.С., Миронова С.П. Информационные технологии в сфере физической культуры и спорта. Available at: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/13024/1/ fsz_03.pdf
4. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов АВ. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2000: 23 - 24.
5. Тимошенков В.В. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте. Теория и практика физической культуры. 1993; № 1: 13 - 18.
6. Бекетова ДА, Савкина Н.В. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Наука-2020: Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. 2019; № 2 (27): 78 - 81.
7. Ваганова О.И., Хижная AE. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 1: 3 - 94.
8. Хадиуллина R.R., Мухаметшин R.R. Структура электронных курсов в виртуальной обучающей среде Moodle для студентов обучающихся в вузах физической культуры. Международный научно-исследовательский журнал. 2013; № 8-3 (15): 123 - 125.
9. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе. АНИ: педагогика и психология. 2016; Т. 5, № 2 (15): 83 - 86.
10. Aкром A.A. Особенности использования информационных технологий в системе подготовки по физической культуре и спорту. Science and Education. Scientific Journal. 2021; Vol. 2, Issue 4: 419 - 424.
11. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе. Диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1997.
References
1. Vinogradov P.A., Savin V.A. Sport v mire informacii. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 1997; № 11: 59 - 62.
2. Furaev A.N. K voprosu o komp'yuterizacii analiza vypolneniya sportivnyh uprazhnenij. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 1996; № 11: 50 - 52.
3. Andreeva V.S., Mironova S.P. Informacionnye tehnologii v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta. Available at: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/13024/1/fsz_03.pdf
4. Bogdanov V.M., Ponomarev V.S., Solovov A.V. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tehnologij v teoreticheskoj i metodiko-prakticheskoj podgotovke studentov po fizicheskomu vospitaniyu. Fizicheskaya kul'tura i sport na rubezhe tysyacheletij: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Samara, 2000: 23 - 24.
5. Timoshenkov V.V. Osnovnye napravleniya primeneniya vychislitel'noj tehniki v fizicheskoj kul'ture i sporte. Teoriya i prakíika fizicheskoj kul'tury. 1993; № 1: 13 - 18.
6. Beketova D.A., Savkina N.V. Informacionnye tehnologii v fizicheskoj kul'ture i sporte. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'tura, sport, turizm: problemy iperspektivy. 2019; № 2 (27): 78 - 81.
7. Vaganova O.I., Hizhnaya A.V. Ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov studentov vuza v 'elektronnoj srede Moodle. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 1: 3 - 94.
8. Hadiullina R.R., Muhametshin R.R. Struktura 'elektronnyh kursov v virtual'noj obuchayuschej srede Moodle dlya studentov obuchayuschihsya v vuzah fizicheskoj kul'tury. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2013; № 8-3 (15): 123 - 125.
9. Kutepov M.M., Yambaeva N.V. Informacionnye tehnologii obucheniya fizicheskoj kul'ture v vuze. ANI: pedagogika i psihologiya. 2016; T. 5, № 2 (15): 83 - 86.
10. Akrom A.A. Osobennosti ispol'zovaniya informacionnyh tehnologij v sisteme podgotovki po fizicheskoj kul'ture i sportu. Science and Education. Scientific Journal. 2021; Vol. 2, Issue 4: 419 - 424.
11. Volkov V.Yu. Komp'yuternye tehnologii v obrazovatel'nom processe po fizicheskoj kul'ture v vuze. Dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1997.
Статья поступила в редакцию 31.05.21
УДК 378
Abdulgalimova G.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Medical Biology, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
Nikitina V.V., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Department of Medical Biology, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
Ibnmaskhudova P.M., senior teacher, Department of General Hygiene and Human Ecology, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
FORMATION OF COMPETITIVENESS OF UNIVERSITY GRADUATES (ON THE EXAMPLE OF MEDICAL SPECIALTIES). The article deals with some aspects of a problem of forming competitiveness among university graduates on the example of medical universities. The article considers the structure of competitiveness, the characteristics of a competitive personality. With regard to the competitiveness of students of medical specialties, it can be noted that this problem is extremely relevant, since its solution is associated with improving the quality of medical educational services and the success of the functioning of the health system. The article shows that competitiveness of a graduate is determined by his professional competence, in which special knowledge should be combined with communication skills, the basics of personal growth, self-diagnosis and other properties. Among the practical mechanisms for improving the competitiveness of medical graduates, it is
proposed to include in the training program of medical students more disciplines on the formation of business communication skills, personal development, self-presentation, and management skills, as well as a system of measures aimed at bringing together the theory and practice in the field of health care and the formation of graduates practical skills of professional activity.
Key words: competition, competitiveness, medical students, cultural doctrine of higher medical education.
Г.Н. Абдулгалимова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, Е-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
В.В. Никитина, д-р мед. наук, проф., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, Е-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
П.М. Ибнмасхудова, ст. преп., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, Е-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
(НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)
В статье рассматриваются отдельные аспекты проблемы формирования конкурентоспособности у выпускников вузов (на примере медицинских вузов). Представлена структура конкурентоспособности, дана характеристика конкурентоспособной личности. Применительно к конкурентоспособности студентов медицинских специальностей можно отметить, что данная проблема является крайне актуальной, так как ее решение связано с повышением качества медицинских образовательных услуг и успехом функционирования системы здравоохранения. В статье показано, что конкурентоспособность выпускника определяется его профессиональной компетентностью, в которой специальные знания должны совмещаться с навыками общения, основами личностного роста, самодиагностики и других свойств. Среди практических механизмов повышения конкурентоспособности выпускников медицинских вузов предлагается включение в программу подготовки студентов-медиков большего количества дисциплин по формированию навыков делового общения, личностного развития, самопрезентации, управленческих навыков, а также реализацию системы мероприятий, направленных на сближении теории и практики в области здравоохранения и формирование у выпускников практических навыков профессиональной деятельности.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, студенты-медики, культурологическая доктрина высшего медицинского образования.
Острая нехватка квалифицированных кадров является одной из наиболее актуальных проблем с точки зрения общественного прогресса в современной России. С другой стороны, ожидания работодателей, прежде всего, связаны с молодыми специалистами - выпускниками системы высшего образования. Однако в настоящий момент на рынке труда наблюдается определённая разбалансиро-ванность спроса и предложения. Данная тенденция объясняется следующими факторами:
• неполное соответствие профессионального образования требованиям рынка труда;
• недостаточная эффективность каналов коммуникации между системой образования, работодателями и специалистами;
• недостаточная мотивированность молодых специалистов к становлению в профессии [1 - 6].
В частности, по указанным причинам весьма актуальной является проблема конкурентоспособности выпускников медицинских вузов. Актуализации данной проблемы в немалой степени способствует и тот факт, что в числе приоритетных задач современной государственной политики РФ в области здравоохранения фигурируют:
• формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи;
• повышение эффективности медицинских услуг [7 - 9].
В полной мере достичь вышеперечисленных результатов возможно при
условии обеспечения более высокого кадрового потенциала данной отрасли [10, с. 144].
Современное состояние разработки данной проблемы позволяет выделить ряд структурных компонентов дефиниции «конкурентоспособность», в Таблица 2
том числе применительно к выпускнику медицинского вуза. Так, С.Ю. Лаврен- Структура конкурентоспособности (по А.И. Шутенко и Н.С. Данакину) тьев и Д.А. Крылов рассматривают конкурентоспособность в качестве многоуровневого качества личности специалиста, которое включает следующие компоненты:
• потребностно-мотивационный;
• информационно-содержательный;
• операционно-практический;
• эмоционально-волевой [11].
А.Л. Церковским же были выделены следующие признаки конкурентоспособности:
• адекватная самооценка;
• высокий интеллектуальный потенциал;
• готовность к профессиональному самоопределению;
• нравственный императив;
• способность принимать ответственные решения;
• развитая коммуникабельность;
• интернальность;
• ориентированность на постоянное самообучение [12, с. 126].
С.А. Хазова же представляет конкурентоспособность специалиста (в том
числе медика) как совокупность ряда компонентов (табл. 1).
Свой вариант структуры конкурентоспособности выпускников вузов также предложили А.И. Шутенко и Н.С. Данакин. Данные исследователи выделяют в ней три уровня (табл. 2).
Таблица 1
Структура конкурентоспособности специалиста (по С.А. Хазановой)
Наименование компонента Структура компонента
Компетентность личности Социально и профессионально важные знания, умения и навыки
Характеристики мышления
Опыт поведения, деятельности и общения
Конкурентоопределяющие личностные качества Способности, позволяющие эффективно осуществлять профессиональную деятельность
Способности, облегчающие социальную адаптацию молодого специалиста
Акмеологическая направленность личности Профессиональное и социальное целеполагание
Ценностные ориентации, соответствующие общепринятым этическим нормам, как социума, так и профессионального сообщества
Мотивация профессиональной деятельности и социального взаимодействия
Стремление к профессиональному и социальному успеху [13, с. 300]
Уровень Характеристика
Личностный уровень конкурентоспособности Исходный уровень понимания генезиса и психологических механизмов достижения конкурентоспособности
Конкурентоспособность на уровне образовательной организации Конкурентоспособность выпускника образовательной организации, осуществляющей подготовку специалистов по программам ВО, определяется его профессиональной компетентностью, в структуре которой специальные знания должны совмещаться с основами личностного роста, а также навыками общения
Конкурентоспособность на уровне социума Региональная локализация рынка труда на территории РФ предполагает особенности формирования, распределения и использования трудовых ресурсов, что, в свою очередь, связано с обязательным дополнением федеральных программ содействия занятости населения региональными и местными, учитывающими особенности демографического и социально-экономического развития территорий [14]
Таблица 3
Профессиональные качества выпускников медицинского вуза
№ п/п Объект (субъект) воздействия Умения, навыки, способы деятельности
1. Осуществление собственно профессиональной деятельности Способен организовать собственную деятельность; умеет принимать решения в стандартных и нестандартных врачебных ситуациях; характеризуется сформированным профессиональным мировоззрением [2 - 6]; Может использовать социокультурные технологии; способен к рациональному распределению и оценке ресурсов для реализации поставленных профессиональных целей
2. Межличностное взаимодействие в ходе осуществления профессиональной деятельности Обладает развитой эмоциональной культурой [16; 17]; способен вести конструктивные переговоры с пациентами, их представителями, своими коллегами; Характеризуется развитым социальным интеллектом; умеет урегулировать конфликты, возникающие в медицинской практике; на допустимом уровне владеет навыками диагностики причин и характеров различных заболеваний
3. Умение добывать информацию и использовать её в своей профессиональной деятельности Умеет использовать инновационные научно-технические средства в профессиональной деятельности; готов осваивать новые методики диагностики и лечения, более совершенное оборудование; умеет вести медицинскую документацию, способен к её анализу; способен прогнозировать развитие болезни пациентов и находить необходимую информацию для определения оптимальной стратегии лечения; способен генерировать новые идеи относительно эффективных методов и схем лечения пациентов [18; 19]
Г В. Лаврентьевым, Н.Б. Лаврентьевой, Н.А. Неудахиной и некоторыми другими исследователями была разработана структура базовой модели конкурентоспособности выпускников вузов. В неё входят:
• объекты освоения в процессе подготовки;
• требования к личностным качествам будущего специалиста, в том числе медика;
• требования к умениям, навыкам и способам его деятельности [1; 8; 15; 16].
К объектам освоения в процессе подготовки, составляющим структуру профессиональной культуры специалиста, авторы модели относят:
• знания фактов, закономерностей, законов в общегуманитарной, естественнонаучной и профессиональной областях, обеспечивающих принятие оптимальных решений в различных отраслях деятельности;
• ценности и ценностные ориентации, принятые, доминирующие и зарождающиеся на определенной стадии развития социума, в том числе развитие области профессиональной деятельности выпускника;
• традиции и нормы, связанные с историческими способами существования индивида, семьи, сообщества и государства;
• мышление - способы осуществления мыслительных операций и умение ими пользоваться в различных ситуациях профессиональной и социальной жизни;
• способы деятельности и поведения - умения, навыки, приемы и стиль поведения в жизни, оптимальные и значимые для реализации личностных и общественных целей;
• эмоционально-волевые проявления - эмоции, чувства, волевые акты, способы их выражения и достижения, характерные для данной деятельности и конкретного сообщества;
• опыт решения проблем социальной и профессиональной жизни [15; 16].
Требования к личностным качествам будущего специалиста, в том числе выпускника медицинского вуза, подразделяются на:
• поведенческие, включающие ответственность, инициативность, коммуникабельность, предприимчивость, а также способность будущего специалиста к импровизации, релаксации, оправданным рискам;
• психологические, к которым относятся развитость восприятия, эмоциональность (в пределах нормы для данного сообщества и профессии), эмпатия (способность к сопереживанию), аутентичность, терпимость, стрессоустойчи-вость, открытость (по отношению к другим и новому), развитость интуиции, стрес-соустойчивость;
• мыслительные, которые включают рефлексивность, аналитичность, быстроту реакции, наблюдательность, креативность, критичность и целостность мышления [15].
Библиографический список
Профессиональные качества применительно к медикам включают ряд требований (табл. 3).
Далее отметим, что конкурентоспособная профессиональная компетентность выпускников медицинских вузов на рынке труда может быть достигнута при условии внесения в систему ВО существенных преобразований. Необходима, в частности, модернизация управленческих механизмов. Последним зачастую мешают эффективно работать следующие противоречия:
• между готовностью профессорско-преподавательских составов медицинских вузов к творческой научно-педагогической деятельности и отсутствием условий для данного потенциала;
• между требованиями к подготовке конкурентоспособных специалистов и подготовленностью соответствующих педагогических кадров;
• между нововведениями в структурах и органах управления профильными учебными заведениями и отставанием в организации и качестве процесса обучения [20, с. 34].
В настоящее время функционирующие на территории Российской Федерации организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам высшего образования, в том числе и медицинские вузы, с разной степенью успешности пытаются решить вышеозначенные проблемы.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что увеличение конкурентоспособности выпускников современных медицинских вузов напрямую связано с реализацией системы мероприятий. Последняя должна включать:
• расширение сегмента академических дисциплин, связанных с формированием навыков саморепрезентации, делового общения и личностного развития, в программах подготовки будущих медиков;
• изучение возможностей дополнительного образования для студентов медицинских вузов;
• разработку мер, связанных с повышением компетентности выпускников медицинских вузов, определением возможных путей корреляции между теоретической и практической частями обучения;
• организацию стажировки студентов медицинских вузов в медицинских организациях с целью формирования у них практических навыков работы в трудовом коллективе, формирования профессиональных контактов и расширения возможностей для последующего трудоустройства;
• расширение опыта индивидуальной работы со студентами на основе учета их личностных особенностей в рамках учебного процесса;
• внедрение системы мониторинга трудоустройства выпускников медицинских вузов, включающей формирование устойчивой системы взаимодействия между выпускниками и выпускающими кафедрами, а равно и привлечение выпускников с опытом работы к решению вопросов трудоустройства;
• формирование эффективных каналов коммуникации для размещения информации о существующих вакансиях и резюме.
1. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе. Available at: http:// www.science-education.ru/ru/article/view7id
2. Абдулгалимов РМ. Концептуальная модель развития профессионального мировоззрения студента современного вуза. Современные проблемы науки и образования. 2019; № 4: 112.
3. Абдулгалимов РМ., Гусейнов М.К., Касимов А.К., Абдулгалимова Г.Н. Проблемы и перспективы использования интерактивных образовательных технологий в современном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 266 - 268.
4. Абдулгалимов РМ., Абдулгалимова Г.Н. Актуализация антропологического подхода к процессу формирования профессионального мировоззрения будущего врача. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 248 - 251.
5. Абдулгалимов РМ. Современные проблемы становления специалиста медицинского профиля. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 4 - 8.
6. Абдулгалимов РМ. Образовательный процесс в формировании мировоззрения будущего врача в медицинском вузе. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-2: 4 - 7.
7. Тихонова Н.К., Тихонов В.Г. Пути повышения качества подготовки студентов медицинского вуза. Смоленский медицинский альманах. 2019; № 2: 112 - 116.
8. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. Москва, 2006.
9. Yerkes R., Dodson J. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit - formation. J. Comp. Neurol. Psychology. 1908; № 18: 459 - 482.
10. Шейман И.М., Шевский В.И. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015; № 1: 143 - 167.
11. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе. Available at: http:// www.science-education.ru/ru/article/view7id
12. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему конкурентоспособности. Вестник ВГМУ. 2016; Т. 15, № 1: 114 - 127.
13. Хазова С.А. Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009; № 3: 298 - 306.
14. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза. Available at: http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/596.pdf
15. Лаврентьев ГВ., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2. Available at: http:// www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch1/glava_1_1.html
16. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008; № 4: 12 - 17.
17. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.
18. Гребенщикова А.В. Философско-методический аспект формирования информационной компетентности выпускников вузов. Вестник ЧГПУ. 2012; № 11: 38 - 47.
19. Мещеряков Д.В. Педагогическое обеспечение информационной компетентности выпускника военного вуза. Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал. 2020; Т. 19, № 3 (45): 18 - 24.
20. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Павлов С.В., Морозов А.П., Петров М.А., Кутакова Ю.Ю., Морозов П.Н., Лакунин К.Ю. Молодой медицинский специалист на рынке труда: ожидания работодателей. Социология медицины. 2017; № 16 (1): 32 - 44.
References
1. Lavrent'ev S.Yu., Krylov D.A. Formirovanie konkurentosposobnosti buduschego specialista v processe professional'noj podgotovki v vuze. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view7id
2. Abdulgalimov R.M. Konceptual'naya model' razvitiya professional'nogo mirovozzreniya studenta sovremennogo vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; № 4: 112.
3. Abdulgalimov R.M., Gusejnov M.K., Kasimov A.K., Abdulgalimova G.N. Problemy i perspektivy ispol'zovaniya interaktivnyh obrazovatel'nyh tehnologij v sovremennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 266 - 268.
4. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N. Aktualizaciya antropologicheskogo podhoda k processu formirovaniya professional'nogo mirovozzreniya buduschego vracha. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 248 - 251.
5. Abdulgalimov R.M. Sovremennye problemy stanovleniya specialista medicinskogo profilya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 4 - 8.
6. Abdulgalimov R.M. Obrazovatel'nyj process v formirovanii mirovozzreniya buduschego vracha v medicinskom vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-2: 4 - 7.
7. Tihonova N.K., Tihonov V.G. Puti povysheniya kachestva podgotovki studentov medicinskogo vuza. Smolenskij medicinskij al'manah. 2019; № 2: 112 - 116.
8. Bakshaeva N.A., Verbickij A.A. Psihologiya motivaciistudentov: uchebnoe posobie. Moskva, 2006.
9. Yerkes R., Dodson J. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit - formation. J. Comp. Neurol. Psychology. 1908; № 18: 459 - 482.
10. Shejman I.M., Shevskij V.I. Kadrovaya politika v zdravoohranenii: sravnitel'nyj analiz rossijskoj i mezhdunarodnoj praktiki. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2015; № 1: 143 - 167.
11. Lavrent'ev S.Yu., Krylov D.A. Formirovanie konkurentosposobnosti buduschego specialista v processe professional'noj podgotovki v vuze. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view7id
12. Cerkovskij A.L. Sovremennye vzglyady na problemu konkurentosposobnosti. Vestnik VGMU. 2016; T. 15, № 1: 114 - 127.
13. Hazova S.A. Konkurentosposobnost' specialistov kak akmeologicheskaya kategoriya. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2009; № 3: 298 - 306.
14. Danakin N.S., Shutenko A.I. Konkurentosposobnost' vypusknikov kak pokazatel' 'effektivnosti raboty sovremennogo vuza. Available at: http://www.science-education.ru/ pdf/2014/6/596.pdf
15. Lavrent'ev G.V., Lavrent'eva N.B., Neudahina N.A. Innovacionnye obuchayuschie tehnologii v professional'noj podgotovke specialistov. Ch. 2. Available at: http://www2.asu.ru/ cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch1/glava_1_1.html
16. Rachkovskaya N.A. Psihologicheskie mehanizmy upravleniya 'emocional'nym sostoyaniem cheloveka. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2008; № 4: 12 - 17.
17. Rachkovskaya N.A. Razvitie 'emocional'noj kul'tury buduschego social'nogo pedagoga v vuze: metodologiya, teoriya, praktika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
18. Grebenschikova A.V. Filosofsko-metodicheskij aspekt formirovaniya informacionnoj kompetentnosti vypusknikov vuzov. Vestnik ChGPU. 2012; № 11: 38 - 47.
19. Mescheryakov D.V. Pedagogicheskoe obespechenie informacionnoj kompetentnosti vypusknika voennogo vuza. Gaudeamus. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal. 2020; T. 19, № 3 (45): 18 - 24.
20. Reshetnikov A.V., Prisyazhnaya N.V., Pavlov S.V., Morozov A.P., Petrov M.A., Kutakova Yu.Yu., Morozov P.N., Lakunin K.Yu. Molodoj medicinskij specialist na rynke truda: ozhidaniya rabotodatelej. Sociologiya mediciny. 2017; № 16 (1): 32 - 44.
Статья поступила в редакцию 05.05.21
УДК 371
Kerimov M.M., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia);
Professor, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
Okunev S.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: okynstepan92@gmail.com
DIDACTIC POSSIBILITIES OF HUMANITARIAN TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMATION OF LEGAL KNOWLEDGE AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS. The article examines the role of humanitarian technologies in the process of forming legal knowledge among high school students. Humanitarian technologies provide interaction with students, which has a purposeful impact on their behavior through the use of resources related to humanitarian knowledge about the individual (needs, interests, motives), which leads to an increase in the effectiveness of the pedagogical task being solved at the moment. The use of humanitarian technologies in the process of teaching law to students of secondary classes of general education schools creates a didactic environment imbued with such categories as "respect for an individual", "value of life", "existence, human development", "quality of life" and contributes to the qualitative development of all subject results by them. The authors come to the conclusion that the high level of technological competence of the teacher determines successful construction of the educational process, effective achievement of goals and expected results, holistic and reasonable application of the selected humanitarian technologies.
Key words: humanitarian technologies, legal knowledge, students, teacher, educational process, technological competence of teacher.
ММ Керимов, д-р филос. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mall.ru
С.А. Окунее, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: okynstepan92@gmail.com