Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р. Available at: http://government.ru/docs/18312/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Available at: https://fgos.ru
4. Балталон Ц.В. Воспитательное чтение: Беседы по методике начального обучения. Москва: Типография Вильде, 1914.
5. Гуковский ГА. Методологические очерки о методике. Тула: Автограф, 2000.
6. Петраш И.А. Нравственное воспитание средствами художественной литературы. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014: 2378 - 2383.
7. Галицких Е.О., Терентьева Н.П. Воспитательные ресурсы современного урока. Вестник Вятского государственного университета. 2018; № 1: 55 - 61.
8. Казначеева Н.Н. Методы воспитания на уроках литературы в современной школе: научно-методическое пособие. Москва: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2019.
9. Кенозерова О.В. Реализация воспитательного компонента образования на уроках литературы. Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования: сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. Архангельск: КИРА, 2017: 106 - 112.
10. Любезнова Ю.В. Воспитательный потенциал уроков. Молодой ученый. 2018; № 19: 222 - 223.
11. Трунцева Т.Н. Воспитательный потенциал урока литературы: приёмы технологии проблемного обучения. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва, 2016; № 3: 1199 - 1207.
12. Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. Москва: Правда, 1981; Т. V.
13. Суорун О. Харака^а тыкпыт сырдык. Талыллыбыт айымньылар. Хоhоонунан айымньылар, кэпсээннэр, ыстатыйалар, ахтыылар. Якутскай, 1967; Т. 2.
14. Фонвизин Л.И. Недоросль. Собрание сочинений: в 2 т. Москва: Гослитиздат, 1959; Т. 1. Available at: https://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/
2. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 goda №996-r. Available at: http:// government.ru/docs/18312/
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru
4. Baltalon C.V. Vospitatel'noe chtenie: Besedy po metodike nachal'nogo obucheniya. Moskva: Tipografiya Vil'de, 1914.
5. Gukovskij G.A. Metodologicheskie ocherki o metodike. Tula: Avtograf, 2000.
6. Petrash I.A. Nravstvennoe vospitanie sredstvami hudozhestvennoj literatury. Universitetskijkompleks kakregional'nyjcentr obrazovaniya, naukiikul'tury: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2014: 2378 - 2383.
7. Galickih E.O., Terent'eva N.P. Vospitatel'nye resursy sovremennogo uroka. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 1: 55 - 61.
8. Kaznacheeva N.N. Metody vospitaniya na urokah literatury v sovremennoj shkole: nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: FGBNU IIDSV RAO, 2019.
9. Kenozerova O.V. Realizaciya vospitatel'nogo komponenta obrazovaniya na urokah literatury. Sovremennye podhody k organizacii obrazovatel'nogo processa v usloviyah standartizaciiobrazovaniya: sbornik nauchnyh statej i materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Arhangel'sk: KIRA, 2017: 106 - 112.
10. Lyubeznova Yu.V. Vospitatel'nyj potencial urokov. Molodoj uchenyj. 2018; № 19: 222 - 223.
11. Trunceva T.N. Vospitatel'nyj potencial uroka literatury: priemy tehnologii problemnogo obucheniya. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva, 2016; № 3: 1199 - 1207.
12. Pushkin A.S. Sobranie sochinenij: v 10 t. Moskva: Pravda, 1981; T. V.
13. Suorun O. Hara?a?a tykpyt syrdyk. Talyllybyt ajymn'ylar. Hohoonunan ajymn'ylar, k'eps'e'enn'er, ystatyjalar, ahtyylar. Yakutskaj, 1967; T. 2.
14. Fonvizin L.I. Nedorosl'. Sobranie sochinenij: v 2 t. Moskva: Goslitizdat, 1959; T. 1. Available at: https://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html
Статья поступила в редакцию 20.07.21
УДК 378
Abdulgalimova G.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Medical Biology, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia), E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
Abdulgalimov R.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Biophysics, Informatics and Medical Equipment, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia), E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
Kasimov A.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Biophysics, Informatics and Medical Equipment, Dagestan State Medical University; senior lecturer, Department of Physics and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
MULTIMEDIA AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTERESTS OF MEDICAL STUDENTS. The article examines the most significant multimedia opportunities as a means of developing cognitive interests among medical students. The study of these opportunities is carried out taking into account the Russian higher medical education system current state. Most characteristic features of the training session at a medical university, conducted using interactive teaching methods and modern information technologies, are investigated. Aspects of the educational process in educational organizations of the relevant profile are considered, which can be positively affected by the widespread introduction of such technologies. Methods that are most effective when conducting training sessions using multimedia are given. Professional and personal qualities of future medics, the development of which can be positively influenced by the use of such technologies in the educational process with a high probability, are analyzed.
Key words: multimedia technologies, cognitive activity, higher medical education, medical student, teacher.
Г.Н. Абдулгалимоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
Р.М. Абдулгалимое, д-р пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
А.К. Касимов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru
МУЛЬТИМЕДИА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
В настоящей статье рассматриваются наиболее значимые возможности мультимедиа как средства развития познавательных интересов у студентов-медиков. Изучение этих возможностей производится с учётом текущего состояния отечественной системы высшего медицинского образования. Исследуются наиболее характерные черты учебного занятия в медицинском вузе, проводимого с использованием интерактивных методов обучения и современных информационных технологий. Далее рассматриваются аспекты учебного процесса в образовательных организациях соответствующего профиля, на кото-
рые может положительно повлиять широкое внедрение таких технологий. Приводятся методы, наиболее эффективные при проведении учебных занятий с использованием мультимедиа. Также анализируются профессиональные и личностные качества будущих медиков, на развитие которых с высокой вероятностью может положительно повлиять применение подобных технологий в образовательном процессе.
Ключевые слова: мультимедиатехнологии, познавательная активность, высшее медицинское образование, студент-медик, преподаватель.
Результаты современных исследований позволяют выявить тенденцию, при которой значительная часть студентов отечественных медицинских вузов имеют слабое представление о своей будущей профессии [1 - 5]. Таким студентам зачастую не присуща мотивация к получению необходимых для будущей профессиональной деятельности знаний. Они, следовательно, могут прогуливать учебные занятия, проявлять слабую активность при осуществлении учебной деятельности [1; 3; 6; 7].
В подобной ситуации в круг задач преподавателя медицинского вуза входит умение создавать благоприятные психолого-педагогические условия для обучения студентов и развивать у них интерес к изучаемым академическим дисциплинам. При этом преподавателю необходимо научиться воздействовать на чувства студентов, их потребностно-мотивационную сферу. Данные задачи, в свою очередь, могут быть решены посредством широкого внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Необходимость применения таких технологий в образовательном пространстве медицинского вуза обусловлена не только профессиональными функциями и задачами будущих врачей, но и особенностями обучения в образовательной организации такого типа. В ходе освоение профессии медика студентам приходится усваивать значительные объемы информации. Это обстоятельство обусловливает необходимость проведения занятий с использованием информационных технологий и интерактивных методов обучения [2; 6; 7; 8]. Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют широкие возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности участников образовательного процесса. На настоящий момент они играют важную роль в следующих аспектах обучения и воспитания студентов медицинского вуза:
• развитие основных психических качеств;
• выработка коммуникативных навыков;
• формирование целостного мировоззрения.
Широкое внедрение ИКТ в образовательное пространство медицинского вуза предоставляет возможности для:
- индивидуализации обучения;
- сокращения количества видов учебной работы, утомляющих обучающихся;
- формирования адекватной самооценки будущих медиков и создания условий для их эффективной самостоятельной работы;
- роста интереса студентов к осуществлению познавательной деятельности;
- лучшего восприятия и усвоения учебного материала;
- развития творческих способностей у будущих медиков [3, с. 13].
Таким образом, широкое применение ИКТ в образовательном пространстве
медицинского вуза приводит к лучшему восприятию студентами нового материала и повышению их самостоятельной поисковой активности.
В ходе учебных занятий их применение, например, для визуализации учебной информации с высокой вероятностью будет способствовать активизации внимания студентов и повышению у них интереса к изучаемой теме [1; 4; 7; 8; 9]. Таким образом, обучение в стенах медицинского вуза станет более занимательным и эмоциональным. При этом определённые изменения претерпит также роль преподавателя в учебном процессе. Последний сможет более эффективно использовать учебное время, сосредотачивая внимание обучаемых на обсуждении наиболее сложных фрагментов материала.
Мультимедийные технологии с высокой вероятностью будут способствовать развитию мультимодального мышления студентов-медиков. Термин «модальность» можно трактовать как характеристики ощущений, отражающих свойства объективной реальности в специфической мультизакодированной матрице. При этом цвет, например, воспринимается зрением, тон или тембр - слухом, мягкость или жесткость - тактильностью, а запах - обонянием [3, с. 18]. Следовательно, в целях сочетания модальностей восприятия и обработки учебного материала будущими медиками необходимо применять технологии обучения, позволяющие представлять информацию в формате, обеспечивающем одновременное использование различных способов презентации информации. В этой связи информационно-коммуникационные образовательные технологии, в частности мультимедийные средства обучения, могут быть разделены на следующие виды:
• на основе использования различных мультимедийных телекоммуникационных технологий: виртуальные объекты, текст, видео, звук, графика (статические изображения, анимация);
• на основе синхронного взаимодействия: конференция, видеоконференция, беседа.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможности для моделирования условий учебной деятельности и реализации их в разнообразных тренировочных упражнениях ситуативного характера. Кроме того, их использование способствует рационализации педагогической деятельности
и расширению её возможностей. Присущая таким технологиям интерактивность позволяет развивать активно-деятельностные формы обучения в образовательном пространстве медицинского вуза. Она также способствует повышению эффективности сотрудничества между участниками образовательного процесса [6; 7].
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс будет способствовать:
• стимуляции познавательных интересов обучающихся при помощи учебного материала, характеризующегося новизной и вызывающего реакцию студентов, при этом важную роль играет оперативность используемых средств обучения;
• осуществлению связи теории с практикой посредством построения обратной связи между практическими задачами и теоретическим материалом;
• построению открытой системы образования, способствующей его индивидуализации;
• формированию информационной культуры у студентов-медиков;
• эмоциональной мотивации обучающихся к осуществлению активной учебной деятельности;
• интенсификации образовательного процесса на всех уровнях;
• усилению наглядности благодаря реалистичности изображения действительности, выразительности, возможности проникновения в сущность явлений и процессов, изучаемых показом явлений, которые рассматриваются в развитии, динамике, богатстве изобразительных средств;
• раскрытию творческого потенциала обучающихся, а равно и их способностей к коммуникативной деятельности;
• обеспечению научности обучения за счет интеграции элементов исследовательской деятельности в учебную работу;
• системной интеграции предметных областей знаний;
• ускорению темпов изучения и запоминания учебного материала;
• развитию познавательных интересов и способностей будущих медиков посредством дополнительного материала, включающего творческие задания и задания повышенной сложности, предполагающие работу в виртуальных библиотеках через Интернет;
• индивидуализации обучения благодаря возможности выбора темпа обучения и объема учебного материала, а также подразделения задач по уровню сложности;
• активизации самостоятельной работы студентов благодаря возможности последовательно или выборочно прорабатывать теоретический учебный материал, закреплять его через использование упражнений и заданий для самоконтроля;
• обеспечению получения студентами более глубоких знаний благодаря эмоциональной наполненности и возможности многократного повторения материала [2; 6; 8; 9].
Как видим, в образовательном пространстве организации высшего медицинского образования ИКТ позволяют участникам образовательного процесса отрабатывать свои профессиональные компетенции в условиях, приближенных к реальной практике. Другими словами, их использование с высокой вероятностью будет способствовать формированию необходимых профессиональных и надпрофессиональных навыков у будущих медиков [10, с. 24].
В ходе профессиональной подготовки будущих медиков с использованием современных информационно-коммуникационных технологий применимы следующие методы обучения:
• метод иллюстраций, подразумевающий использование мультимедийных технологий для иллюстрации клинических примеров;
• метод конкретных ситуаций - предоставляет возможность приблизить обучение к реальной профессиональной деятельности [5, с. 33].
Немаловажным направлением внедрения ИКТ в образовательное пространство медицинского вуза является привлечение студентов к использованию мультимедийных технологий в процессе подготовки проектов по различным клиническим дисциплинам. Работа в данном направлении будет способствовать:
- стимулированию творческого начала участников образовательного процесса;
- стандартизации образовательных технологий в сочетании с гибкостью и адаптацией к уровню студенческой группы и педагогическому опыту преподавателя;
- повышению ответственности будущих медиков за собственную академическую успеваемость;
- развитию у обучающихся навыков пользователя основных информационных ресурсов в клинической практике;
- формированию электронной образовательной среды, нацеленной на клинику;
- лучшему пониманию студентами важности освоения дисциплины для будущей клинической работы [7; 11].
На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем заключить, что внедрение информационных технологий в образовательную практику медицинского вуза будет способствовать интенсификации интеллектуального, творческого и нравственного развития студентов.
Придание системе отечественного высшего медицинского образования большей гибкости и разнообразия, которому способствует интеграция в неё ИКТ, позволяет подготовить молодых врачей, отвечающих высоким требованиям социального заказа современного российского социума и мировым стандартам.
Библиографический список
Таким образом, на современном этапе процесс профессиональной подготовки будущих медиков должен включать возможности виртуального обучения, создания банка обучающих видеофильмов, внедрения дистанционного и электронного обучения и интернет-технологий.
Благодаря возможностям, которые предоставляет интеграция в образовательную практику медицинского вуза современных информационно-телекоммуникационных технологий, создается необходимое эмоциональное обоснование для более заинтересованного восприятия изучаемых явлений и процессов. Таким образом обеспечивается активность процесса познания и глубокое усвоение учебного материала студентами-медиками. Это, в свою очередь, способствует превращению получаемых ими знаний в убеждения.
1. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе. Aвторeфeрат диссертации ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2000.
2. Захарова И.Г Информационные технологии в образовании. Москва: Издательский центр «Aкадeмия», 2003.
3. Падерин В.Н. Использование мультимедийных технологий в обучении студентов вузов. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016; № б (ЗУ): 9 - 23.
4. Полат В.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Aкадeмия, 2008. 2У2 с.
б. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов A.A. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие для педвузов. Москва: Дрофа, 200З.
6. Саянова ГИ. Визуализация как способ формирования коммуникативных компетенций профессионально ориентированного образования у студентов-медиков. Available at: https://www.bsmu.by files /201З0У1З15423З24%20(2)^
У. Педагогика и психология в медицине: проблемы, инновации, достижения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, 2019.
З. Aгарагимова В.К., Aбдулаeв МА, Aмамбаeва Н.С., Aмчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.
9. Aйсувакова Т.П., Aхмeдова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.
10. Валинурова A.A. Возможности и угрозы нового информационного общества для регионального вуза. Ноосферные исследования. 2021; Выпуск 2: 22 - 28.
11. Гриншкун В.В., Краснова ГА Новые индустриальные и информационные революции и их влияние на систему образования. Вестник Московского городского педагогического университета. 201У; № 1 (39): 4б - б2.
References
1. Egorova Yu.N. Multimedia kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti obucheniya v obscheobrazovatel'noj shkole. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2000.
2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.
3. Paderin V.N. Ispol'zovanie mul'timedijnyh tehnologij v obuchenii studentov vuzov. Upravlenie 'ekonomicheskimisistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2016; № б (ЗУ): 9 - 23.
4. Polat V.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. M.: Akademiya, 200З. 2У2 s.
б. Robert I.V., Panyukova S.V., Kuznecov A.A. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie dlya pedvuzov. Moskva: Drofa, 200З.
6. Sayanova G.I. Vizualizaciya kak sposob formirovaniya kommunikativnyh kompetencij professional'no orientirovannogo obrazovaniya u studentov-medikov. Available at: https:// www.bsmu.by files /201З0У1З15423З24%20(2)^
У. Pedagogika ipsihologiya v medicine: problemy, innovacii, dostizheniya: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg: PSPbGMU im. I.P. Pavlova, 2019.
З. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.
9. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.
10. Valinurova A.A. Vozmozhnosti i ugrozy novogo informacionnogo obschestva dlya regional'nogo vuza. Noosfernye issledovaniya. 2021; Vypusk 2: 22 - 2З.
11. Grinshkun V.V., Krasnova G.A. Novye industrial'nye i informacionnye revolyucii i ih vliyanie na sistemu obrazovaniya. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. 201У; № 1 (39): 4б - б2.
Статья поступила в редакцию 20.07.21
УДК 371
Bogatyreva L.R., senior teacher, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Nazran, Russia),
E-mail: Luda101010@yandex.ru
METHOD OF EXPERIMENT IN ETHNOPEDAGOGICAL RESEARCH. The author continues her research on the method of experiment in ethnopedagogical research; and paper contains her conclusions about its methodology, stages, features, types, results, norms of scientific ethics. Particular attention is paid to the methods and forms of experiment. The analysis of possible experimental risks is carried out. Conditions of efficiency are allocated. The article proposes the structure of the methodology for conducting an experiment in ethnopedagogical research, reflecting theoretical and methodological stages of the experiment in ethnopedagogical research. The main task of such research is reduced to proving the effectiveness of the author's ethno-pedagogical technology, model, project, etc. The specifics of ethnopedagogical research are that the approbation of the object of experimental activity should take place in the natural conditions of the national-regional educational environment.
Key words: experimental method, ethnopedagogical research, methodology, methodology, stages, features, types, results, norms of scientific ethics, methods, forms, experimental risks, conditions of effectiveness.
Л.Р. Богатырева, ст. преп., Ингушский государственный университет, г. Назрань, E-mail: Luda101010@yandex.ru
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА В ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Предлагаемая широкой педагогической общественности статья является продолжением публикаций о методе эксперимента в этнопедагогических исследованиях и содержит авторские заключения по поводу его методологии, методики, этапов, особенностей, видов, результатов, норм научной этики. Особое внимание уделено методам и формам такого эксперимента. Выполнен анализ возможных экспериментальных рисков. Выделены условия эффективности. В статье предложена структура методики проведения эксперимента в этнопедагогическом исследовании, отражающая теоретический и методический этапы эксперимента в этнопедагогическом исследовании. Основная цель подобных исследований сводится к доказательству эффективности авторской