Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА'

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

708
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / целеустремлённость / морально-волевые качества / студенты / процесссуальная схема воспитания. / physical education / purposefulness / moral and volitional qualities / students / processual scheme of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назиров Егор Гаязович, Ягудин Денис Радикович

Формирование морально-волевых качеств средствами физического воспитания напрямую влияет на духовное развитие личности студентов, мотивацию к занятиям в спортивных секциях, улучшает показатели успеваемости в учебной деятельности. В статье определены критерии и показатели сформированности целеустремленности у студентов, описана процессуальная схема воспитания личности средствами физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назиров Егор Гаязович, Ягудин Денис Радикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL-WILLED QUALITIES OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

The formation of moral and volitional qualities by means of physical education directly affects the spiritual development of the personality of students, motivation to engage in sports sections, improves academic performance in educational activities. The article defines the criteria and indicators of the formation of purposefulness among students, describes the procedural scheme of upbringing a personality by means of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА»

VII Международная научно-практическая конференция

УДК 009

Назиров Егор Гаязович Nazirov Egor Gayazovich

Студент

Ягудин Денис Радикович Yagudin Denis Radikovich

Старший преподаватель кафедры физвоспитания БашГу

БашГу, Уфа BashGu

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

FORMATION OF MORAL-WILLED QUALITIES OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

Аннотация. Формирование морально-волевых качеств средствами физического воспитания напрямую влияет на духовное развитие личности студентов, мотивацию к занятиям в спортивных секциях, улучшает показатели успеваемости в учебной деятельности. В статье определены критерии и показатели сформированности целеустремленности у студентов, описана процессуальная схема воспитания личности средствами физической культуры и спорта.

Abstract. The formation of moral and volitional qualities by means of physical education directly affects the spiritual development of the personality of students, motivation to engage in sports sections, improves academic performance in educational activities. The article defines the criteria and indicators of the formation of purposefulness among students, describes the procedural scheme of upbringing a personality by means of physical culture and sports.

Ключевые слова, физическая культура; целеустремлённость; морально-волевые качества; студенты; процесссуальная схема воспитания.

Key words: physical education; purposefulness; moral and volitional qualities; students; processual scheme of education.

Физическое воспитание в учреждениях высшего образования является одним из условий всестороннего развития личности и важным средством формирования целеустремленности и других морально-волевых качеств студенческой молодежи. Изучение психолого-педагогической литературы,

286

VII Международная научно-практическая конференция посвящённой проблемам физкультуры и спорта свидетельствует, что в

последние годы значительное внимание российских и зарубежных ученых

приковано к исследованию проблем физического воспитания студенческой

молодежи. Однако в современных условиях проблема формирования

целеустремленности у студенческой молодежи средствами физического

воспитания в высших учебных заведениях (далее - вуз) остается нерешенной.

Также необходимость всестороннего исследования проблемы формирования целеустремленности средствами физического воспитания, объясняется снижением у студентов интереса к занятиям по физическому воспитанию, тренировкам в спортивных секциях и кружках, неумение самостоятельно организовать физкультурно-оздоровительные занятия в домашних условиях и приводить начатое дело к логическому завершению.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема формирования целеустремленности студенческой молодежи привлекает внимание специалистов различных отраслей. Так, теоретическим основанием для разработки проблемы формирования целеустремленности у студенческой молодежи средствами физического воспитания стали труды таких исследователей, как: Воронина В.А., Ившина Т.С., Кирьянцева Л.П., Коркишко О.В., Кривсун С.Н., Хрипуненко П.В., Оганесян Д.О. и других, в которых раскрыты основы воспитания волевых качеств личности. Воспитательное воздействие физического воспитания, спортивно-массовой деятельности студентов отражено в научных доработках Пужаева В.В., Платоновой Я.В., Гуликяна А.А., Смирновой Е.А., Рожко Г.Т. и других.

В научных трудах [2, С. 207] акцентируется внимание, что физические упражнения улучшают не только морфофункциональные показатели тех, кто занимается, но и положительно влияют на психоэмоциональное состояние студентов. Авторы указывают, что формирование необходимых морально -волевых качеств средствами физического воспитания положительно влияет на духовное развитие личности студенческой молодежи, мотивацию

VII Международная научно-практическая конференция самостоятельно заниматься в спортивных секциях для достижения поставленной

цели, улучшает показатели успеваемости на кафедрах других наук в вузе.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на сегодня накоплен определенный опыт методик физического воспитания студентов, однако проблема формирования целеустремленности в студенческой молодежи средствами физического воспитания в современных условиях исследована недостаточно.

Цель исследования - раскрыть теоретические аспекты формирования целеустремленности у студенческой молодежи средствами физического воспитания.

Изложение основного материала исследования. В связи с совершенствованием образовательного процесса вузов, изучение психологических основ процесса развития волевой активности у студентов, занимающихся физическим воспитанием на соответствующих кафедрах, является важной научным задачей. Как отмечалось выше физическое воспитание в вузе является одним из условий эффективного развития личности и важным средством формирования волевых качеств студенческой молодежи. По мнению О.В. Коркишко, студенты, которые активно занимаются на занятиях по физическому воспитанию, систематически посещают спортивные секции, занятия кружки и умеют самостоятельно организовывать досуг, они более целеустремленные, дисциплинированные, ответственно относятся к образовательному процессу в целом, активно участвуют в жизни социума [3, С.17].

Следует акцентировать, что студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над продолжением формирования личностных качеств. Особенно важным для нашего исследования является определение понятия «воля», поскольку целеустремленность является волевым качеством.

Ценными для нашего исследования являются научные труды Д. Оганесяна, который утверждает, что стремление достичь поставленной цели волевым усилием пробуждает настойчивость и активность в борьбе с препятствиями.

VII Международная научно-практическая конференция Ученый отмечает, что целеустремленность оценивается положительно, если она проявляется при реализации высоких целей [5, С. 10].

В.А. Воронина считает, что успешность физического воспитания студентов в аспекте формирования целеустремленности обусловлена (во многом) использованием метода соревновательной деятельности. Поскольку, как утверждает ученая, в процессе соревнований студенческая молодежь имеет возможность решать такие задачи как:

- преодоление трудностей в различных видах соревнований, как средство борьбы за личное и коллективное первенство;

- проявление терпения при выполнении задач, которые предлагает педагог для спортивного коллектива;

- обязательное участие всех студентов в соревнованиях, что в конечном итоге приводит к улучшению общей дисциплины, работоспособности, ответственности по отношению к поставленным задачам [1, С. 167].

Е.А. Смирнова и Г.Т. Рожко добавляют, что действенным средством формирования целеустремленности у студентов является спортивно-игровая деятельность на кафедрах физического воспитания и спорта, ведь преодоления сложных задач в рамках коллективных действий, направленных на достижение спортивного результата, способствует проявлению целеустремленности и других волевых качеств. Также, в процессе спортивно-игровой деятельности студенты имеют возможность направлять все свои поступки, действия и помыслы на выбранную цель, при этом игроки проявляют инициативность, решительность, смелость и т.д. [7, С. 20].

Собранный и проанализированный фактический материал позволяет раскрыть определенные наблюдения, а именно: физическое воспитание является одним из условий формирования волевых качеств и всестороннего развития студентов, важным средством развития не только физических качеств и укрепления здоровья, а и нравственных компонентов психически устойчивой личности. Также установлено, что современная система физического воспитания в учреждениях высшего образования должна быть направлена на комплексный

VII Международная научно-практическая конференция личностно-ориентированный подход к реализации ценностей физического

воспитания как средства формирования целеустремленности и других

положительных черт характера.

Как свидетельствуют результаты исследований ученых, при организации образовательного процесса во время физического воспитания студентов часто упускается роль их потребностей, интересов и мотивов в формировании целеустремленности и волевого стремления. Причем решаются в основном задачи общего физического воспитания, направленные на развитие физических качеств, что, конечно, является важным, но при этом не решаются задачи формирования мотивационного компонента, нравственных и волевых качеств личности [4, С. 1765-1767].

В то же время хотим подчеркнуть, что эффективность формирования целеустремленности у студенческой молодежи средствами физического воспитания зависит от комплексного использования педагогической процессуальной схемы, состоящей из нескольких уровней, исходя из которых нами были определены критерии и показатели сформированности целеустремленности у студентов средствами физического воспитания, а именно:

- когнитивный (осознание и понимание студентами целеустремленности как важного волевого качества; знание своих обязанностей во время занятий физическим воспитанием и их исполнение);

- эмоционально-ценностный (интерес к занятиям по физическому воспитанию, секционным и самостоятельным занятиям; радостное переживание от участия в соревнованиях, процесса достижения цели на занятиях по физическому воспитанию; желание брать участие в соревнованиях, быть инициативным на занятиях по физическому воспитанию; готовность к нарастающей целеустремленности, как важному волевому качеству; проявление решимости в процессе формирования целеустремленности; волевое стремление участвовать в соревнованиях, различных спортивно-массовых мероприятиях);

- деятельностно-практический (способность к реализации целеустремленности в процессе занятий по физическому воспитанию; участие в

VII Международная научно-практическая конференция физкультурно-оздоровительной деятельности и умение достигать конечной

цели, проявляя ответственность за себя и спортивный коллектив; активное

участие в различных спортивно-массовых мероприятиях, умение помогать

другим).

В связи с изложенным выше, по нашему мнению, для формирования целеустремленности и эффективного развития студенческой молодежи в процессе образовательной деятельности преподаватели физического воспитания во время занятий должны использовать: проверенные педагогические методы с учетом интересов студентов; оптимизацию образовательного процесса на основе применения современных психолого-педагогических технологий; процессуальную схему воспитания личности (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельно-практический компоненты). В соответствии с этим, основная задача кафедры физкультуры в любом вузе - способствовать формированию всесторонне развитой, целенаправленной личности. Сочетание знаний, интересов и мотивов, оптимальный уровень физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умение осуществлять самостоятельную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность -конечная цель при подготовке студента на занятиях физкультурой и спортом в вузе [5, С. 10]. При этом содержание формирования целеустремленности должно быть направлено на преодоление студентами посильных трудностей, что невозможно без формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, а также закрепления привычки к самостоятельным занятиям [6, С. 209].

Выводы. 1. Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность понять, что проблеме формирования целеустремленности в студенческой молодежи средствами физического воспитания уделяется недостаточное внимание в современных условиях.

2. Воспитание целеустремленности студентов является чрезвычайно актуальным научным вызовом, поскольку целеустремленность как волевое

VII Международная научно-практическая конференция качество позволяет личности реализовать свои желания, потребности, интересы

и мотивы, стремясь к достижению поставленной цели.

3. Нами были определены критерии и показатели сформированности целеустремленности у студентов средствами физического воспитания, а именно: когнитивный; эмоционально-ценностный; деятельностно-практический.

4. Перспективным может быть дальнейшее изучение педагогических условий формирования целеустремленности студенческой молодежи средствами физического воспитания.

Библиографический список:

1. Воронина В.А. Роль и значение физической культуры в жизни студента //Актуальные аспекты педагогики и психологии. - 2021. - С. 168-169.

2. Ившина Т.С., Кирьянцева Л.П. Необходимость физкультурного образования для студентов вуза //Постулат. - 2020. - №. 4. - С. 208-209.

3. Коркишко О.В. и др. Физическая культура как основа развития личности студентов //Развитие образования. - 2020. - №. 4. - С. 16-19.

4. Кривсун С.Н., Хрипуненко П.В. Социально-воспитательный аспект физической культуры //Актуальные проблемы науки и техники. 2020. - 2020. -С. 1765-1767.

5. Оганесян Д.О. Психологическая характеристика формирования целеустремленности учащихся в процессе производственного обучения : автореф. ...канд. пед. наук : 13.00.00 / Д. О. Оганесян. - М., 1959. - 14 с.

6. Пужаев В.В., Платонова Я.В., Гуликян А.А. Аспекты построения индивидуальной программы самовоспитания студентов с использованием средств физической культуры //Вестник экономической безопасности. - 2020. -№. 1. - С. 36-40.

7. Смирнова Е.А., Рожко Г.Т. Физическая культура и спорт как основная форма становления личности человека //Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее. - 2020. - С. 294-297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.