Научная статья на тему 'Аспекты построения индивидуальной программы самовоспитания студентов с использованием средств физической культуры'

Аспекты построения индивидуальной программы самовоспитания студентов с использованием средств физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМОВОСПИТАНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION / INDIVIDUAL PROGRAM OF SELF-EDUCATION / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пужаев Владимир Владимирович, Платонова Яна Валентиновна, Гуликян Армен Арменович

Самовоспитание системная и сознательная деятельность человека, направленная на его саморазвитие и формирование собственной базовой культуры. В высшем учебном заведении самовоспитание является составной частью профессионального самосовершенствования будущего специалиста, а также выступает одним из важнейших условий формирования личности студента. Достаточно важное место в реализации программы самовоспитания студентов занимает физическая нагрузка. Регулярные занятия студентами физкультурой и спортом необходимы для поддержания здоровья, укрепления защитных сил организма и преодоления стрессов в период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пужаев Владимир Владимирович, Платонова Яна Валентиновна, Гуликян Армен Арменович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of building an individual student self-education program using physical education facilities

Self-education is a systemic and conscious activity of a person aimed at its self-development and the formation of its own basic culture. In a higher educational institution, self-education is an integral part of professional self-improvement of a future specialist, and also acts as one of the most important conditions for the formation of a student’s personality. An important place in the implementation of students’ self-education programs is occupied by physical activity. Regular students engaged in physical education and sports are necessary to maintain health, strengthen the body’s defenses and overcome stress during training at the university.

Текст научной работы на тему «Аспекты построения индивидуальной программы самовоспитания студентов с использованием средств физической культуры»

УДК 37 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10060 © В.В. Пужаев, Я.В. Платонова, А.А. Гуликян, 2020

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Владимир Владимирович Пужаев,

доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

кандидат педагогических наук, мастер спорта международного класса России Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: puzhaev07@rambler.ru; Яна Валентиновна Платонова, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры,

кандидат педагогических наук, доцент Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (392000, Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33)

E-mail: kalinchevayana@gmail.com; Армен Арменович Гуликян,

преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

мастер спорта России

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Самовоспитание — системная и сознательная деятельность человека, направленная на его саморазвитие и формирование собственной базовой культуры. В высшем учебном заведении самовоспитание является составной частью профессионального самосовершенствования будущего специалиста, а также выступает одним из важнейших условий формирования личности студента. Достаточно важное место в реализации программы самовоспитания студентов занимает физическая нагрузка. Регулярные занятия студентами физкультурой и спортом необходимы для поддержания здоровья, укрепления защитных сил организма и преодоления стрессов в период обучения в вузе.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, индивидуальная программа самовоспитания, двигательная активность.

ASPECTS OF BUILDING AN INDIVIDUAL STUDENT SELF-EDUCATION PROGRAM USING PHYSICAL EDUCATION FACILITIES

Vladimir V. Puzhaev,

Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training,

Candidate of Pedagogical Sciences, Master of Sports of International Class of Russia Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Yana V. Platonova,

Associate Professor of the Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Tambov State University named after G.R. Derzhavina (392000, Tambov, ul. Internatsional'naya, d. 33);

Armen A. Gulikyan,

Lecturer of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training,

Master of Sports of Russia

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Self-education is a systemic and conscious activity of a person aimed at its self-development and the formation of its own basic culture. In a higher educational institution, self-education is an integral part of professional self-improvement of a future specialist, and also acts as one of the most important conditions for the formation of a student's personality. An important place in the implementation of students' self-education programs is occupied by physical activity. Regular students engaged in physical education and sports are necessary to maintain health, strengthen the body's defenses and overcome stress during training at the university. Keywords: health, physical education, individual program of self-education, physical activity.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Пужаев В.В., Платонова Я.В., Гуликян А.А. Аспекты построения индивидуальной программы самовоспитания студентов с использованием средств физической культуры. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):319-24.

В современных условиях жизни, для которых характерно множество изменений, происходящих за небольшой отрезок времени, наиболее востребованной обществом становится творческая личность. Особое место в формировании гармонично развитой и активно творческой личности отводится самовоспитанию [1, с. 16—20; 11, с. 62—64].

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова термин самовоспитание звучит как воспитание самого себя.

А.И. Кочетов в своих работах пишет, что самовоспитание является естественным продолжением и развитием воспитания и заключается в целеустремленном, заранее запланированном развитии своих сил и способностей, осуществляемых в процессе своей деятельности и специальных упражнений, тренировок [4].

В психологическом словаре (Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1998) самовоспитание звучит как сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности [5].

Работа по самовоспитанию осуществляется согласно требованиям общества, но существенную роль в саморазвитии личности играют цели, интересы и личная мотивация самого человека (А.Г. Ковалев [3], А.И. Кочетов [4]).

Человека могут подтолкнуть к самовоспитанию совершенно разные причины: жизненные устремления, потребность соответствовать идеалам социальной морали, личные обстоятельства, нахождение примера или идеала и стремление стать похожим на него.

Для реализации потребности в самовоспитании, по мнению А.И. Кочетова, человеку необходимы следующие качества: целеустремленность, самокритичность, требовательность, самообладание, восприимчивость к воспитанию.

Значение данных качеств заключается в следующем:

- целеустремленность — способность личности ставить ясные и доступные цели и задачи деятельности;

- самокритичность — способность личности к объективной самооценке, предполагающей понимание положительных и отрицательных черт своего

характера, самостоятельный поиск ошибок, оценку своего поведения и результатов мышления;

- требовательность — способность личности предъявлять к себе и другим высокие требования для достижения собственных целей;

- самообладание — способность личности сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях, не принимая крайних, рискованных решений;

- восприимчивость к воспитанию — способность личности легко воспринимать и усваивать приходящее извне воздействие для своего духовного роста и самовоспитания.

Широкими возможностями в реализации потенциала личности, в том числе в период обучения в вузе, обладает система физической культуры, физического воспитания и спорта. Занятия физической культурой и спортом формируют набор волевых качеств студентов (силу воли, терпение, выносливость) и способствуют стабильности личности, ее психическому здоровью; сохраняют и укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям; обеспечивают высокий уровень работоспособности и жизненного тонуса; обеспечивают физическую готовность выпускников к предстоящей профессиональной деятельности [2, с. 38—43; 6, с. 135—140; 7, с. 89—93; 8, с. 649—651].

В тоже время, множество взаимосвязанных негативных факторов, обусловленных стремительно меняющимся ритмом жизни в мегаполисах, существенно влияют на снижение уровня физической активности и спад уровня здоровья студентов высших учебных заведений.

Осетрина Д.А., Семенова В.В. [8, с. 649—651] к наиболее важным и часто встречающимся факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на здоровье учащихся в период обучения в вузе, относят:

• употребление несбалансированной высококалорийной пищи и нарушение режима питания, провоцирующих заболевания желудочно-кишечного тракта и нарушение обменных процессов;

• совмещение учебы с работой в вечернее или ночное время (грузчиками, официантами, дворниками, охранниками), приводящее к значительному нарушению режима дня, острой нехватке

сна, постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека в целом. С первых курсов учебу с работой совмещают более 30% юношей и 15% девушек;

• переход ВУЗов в категорию научно-исследовательских университетов, усложнение учебной программы, ужесточение контроля над учебным процессом, способствующих возникновению ряда функциональных отклонений и хронических заболеваний. Курят и употребляют алкоголь 72,8% студентов.

В структуре заболеваемости среди студентов в период с 2013 по 2016 гг., приводимой Осетриной Д.А., Семеновой В.В. [8, с. 649—651], лидирующие позиции стабильно занимают следующие заболевания:

- переутомление (25—30%),

- вегето-сосудистая дистония (15%),

- заболевания желудочно-кишечного тракта

(13,6%),

- сколиоз (10,6%).

Резенькова О.В, Шаталова И.Е, Лукина Л.Б. (2013) результатами проведенных исследований, подтверждают, что ежегодно отклонения в состоянии здоровья увеличиваются от 25% до 63%, а уровень двигательной активности обучающейся молодежи снижается до 56% — 65% во время учебных занятий и до 40% — в экзаменационный период [10].

Существует и другая сторона проблемы здоровья и повышения уровня заболеваемости учащихся. В большинстве случаев студенческая молодежь мало заинтересована в поддержании высоких физических кондиций, беспечно относятся к своему здоровью, имеют низкую мотивацию к занятиям спортом, не уделяет должного внимания самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

В системе высшего образования двигательная активность студентов обеспечивается плановыми занятиями по физической культуре. При этом содержание вузовских программ по физической культуре, несмотря на закладываемые в нее средства и методы, не способно до конца решить задачу укрепления здоровья студентов и повышения уровня двигательной активности. Одним из доступных методов оздоровления и оптимизации двигательной деятельности студентов можно счи-

тать самостоятельные занятия студентами различными системами физических упражнений и видов спорта.

Т.М. Михеева, Г.Б. Холодова (2014), изучая мо-тивационную сферу студенческой молодежи к занятиям физической культурой, указывают, что самостоятельное выполнение физических упражнений во внеурочное время отметили 15% опрошенных студентов. Остальная часть молодежи привела ряд аргументов, сдерживающих их от активных самостоятельных занятий физкультурой и спортом: не знают с чего начать и где можно заниматься (37%); не могут перебороть себя (23%); считают, что для занятий требуется много денег (12%); отмечают большую загруженность в университете и дома (5,3%); ссылаются на плохое состояние здоровья (5%); указывают на отсутствие поблизости спортивной базы (2,7%) [7, с. 89—93].

К существенным трудностям в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями студенты относят [2, с. 38—43; 7]:

- недостаточную информированность о значимости двигательной активности в укреплении здоровья;

- отсутствие практических умений и навыков в организации самостоятельных занятий физической культурой;

- не умение планировать и применять физические упражнения с учетом особенностей телосложения и физической подготовленности;

- отсутствие навыков самоконтроля.

Небольшое количество опрошенных респондентов (17%) считают занятия физической культурой необходимыми для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности.

Журавская Н.В. (2009) приводит следующие цифры: 64,2% молодежи недостаточно знакомы с требованиями к двигательному режиму студентов; 48,4% — не компетентны в вопросах самоконтроля состояния и регулирования нагрузок; 46,2% — не осведомлены о влиянии занятий физическими упражнениями на функциональные системы организма [2, с. 38—43].

Конкретная направленность и организационные формы самостоятельных занятий физическими упражнениями зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной под-

обще-

Рис. 1. Направленность форм самостоятельных занятий физическими упражнениями

готовленности занимающихся, мотивации челове- ся различная направленность форм самостоятель-

ка [9]. ных занятий (рис. 1).

При построении индивидуальной програм- Основные формы самостоятельных занятий

мы самовоспитания студентов с использованием физическими упражнениями представлены на

средств физической культуры может использовать- рис. 2.

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

- быстрое растормаживание коры головного мозга,

- мобилизация на предстоящий день,

-повышение работоспособности,

- создание

хорошего настроения.

■ ходьба, бег в спокойном темпе;

- потягивания;

- дыхательные упражнения;

- вращения, повороты и наклоны головы;

- вращения в плечевых суставах, махи руками в разных направлениях;

- вращения, повороты, наклоны и прогибания туловища;

- неглубокие выпады, приседания в спокойном темпе;

- сгибание рук в упоре лежа, подтягивания;

- махи ногами в разных направлениях, наклоны до касания пальцами или ладонями пола;

- упражнения для мышц брюшного пресса (подъемы туловища из положения лежа и сидя, круги и махи ногами из тех же исходных положений и т.д.);

- упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Упражнения в течение учебного или рабочего дня

- предупреждение наступающего утомления,

- поддержание высокой работоспособности в течение длительного времени.

■ потягивания;

- упражнения для глаз;

- изометрические упражнения (максимальное напряжение и расслабление мышц);

- упражнения для мышц шеи, туловища, рук, ног, спины;

- упражнения общего воздействия: бег, прыжки, подскоки с переходом на ходьбу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дыхательные упражнения и упражнения на расслабление;

- самомассаж шеи и области предплечья, выполняемых сидя, с максимальным расслаблением мышц.

Самостоятельные тренировочные занятия

Г

- укрепление здоровья,

- коррекция недостатков физического развития и телосложения,

- повышение функциональных возможностей организма,

- активный отдых,

- психофизическая подготовка к будущей профессии и овладению жизненно необходимыми умениями и навыками,

- достижение спортивных результатов.

- ходьба;

- бег;

- лыжный спорт;

- плавание;

- езда на велосипеде;

- спортивные игры;

- аэробика;

- атлетическая гимнастика и др.

Рис. 2. Основные формы самостоятельных занятий физическими упражнениями - Вестник экономической безопасности -

Таким образом, самовоспитание — результат всего предшествующего развития личности, показатель ее высокой воспитанности, ее социальной зрелости, выступает и как общественно необходимый социальный процесс, и как личная, осуществляемая по собственной инициативе деятельность по развитию своих сил и способностей.

Реализовать потребность в самовоспитании студентов возможно в процессе приобщения студенческой молодежи к физической культуре, сделав самостоятельное выполнение физических упражнений неотъемлемой частью жизни. Всестороннее развитие физических способностей студентов с помощью организованной двигательной активности помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Литература

1. Воробьева Д.И., Семенова Э.Ф. Некоторые концептуальные подходы к проблеме самовоспитания личности // Царскосельские чтения, 2013.

2. Журавская Н.В. Двигательная активность в контексте формирования физической культуры личности // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», 2009. № 9 (55).

3. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983.

4. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Мн.: Выш. шк., 1985.

5. Краткий психологический словарь. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Ростов н/Д: «ФЕНИКС», 1998.

6. Лопатина Р.Ф., Лопатин Н.А. Здоровье студентов вуза как актуальная социальная проблема // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2017. № 1.

7. Михеева Т.М., Холодова Г.Б. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой (на примере оздоровительного бега) // Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. № 3 (164).

8. Осетрина Д.А., Семенова В.В. Причины ухудшения состояния здоровья студентов // Молодой ученый, 2017. № 13. иИ! Ы^:// moluch.ru/archive/147/41309/ (дата обращения: 06.11.2019).

9. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М., 2001.

10. Физическая культура студентов специальных медицинских групп [Электронный ресурс]: учебное пособие / Резенькова О.В., Шаталова И.Е., Лукина Л.Б. Изд. 2-е, перераб. Киров: МЦНИП, 2013.

11. Яхшиева М.Ш., Камолова Ш., Эшонку-лов Э.С., Усанов У.Н., Уразолиев Х.А. Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности // Образование и воспитание, 2015. № 1. иИ! https://moluch.rU/th/4/archive/4/9/ (дата обращения: 08.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.