Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОССИИ В НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОССИИ В НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЕННЫЕ ВУЗЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аулов О.А., Итляшев Х.В.

В статье осуществляется анализ актуальной проблемы, связанной с формированием морально-волевых качеств у курсантов военных вузов России. Обоснован авторский взгляд на необходимость формирования морально-волевых качеств у курсантов. Представлена разработка структурно-содержательной модели формирования морально-волевых качеств у курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES OF RUSSIA IN THE NEW PEDAGOGICAL CONDITIONS

The article analyzes the current problem associated with the formation of moral and volitional qualities in cadets of military universities in Russia. The author's view on the need for the formation of moral and volitional qualities in cadets is justified. The article presents the development of a structural and content model for the formation of moral and volitional qualities in cadets.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОССИИ В НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

УДК 316.77

Аулов О.А.

ФГБОУВО «ПГУ» Россия, г. Пятигорск Итляшев Х.В.

ФГБОУ ВО «ПГУ» Россия, г. Пятигорск Научный руководитель: Газгиреева Л.Х., доктор филос. наук

профессор

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОССИИ В НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЯХ

Аннотация: В статье осуществляется анализ актуальной проблемы, связанной с формированием морально-волевых качеств у курсантов военных вузов России. Обоснован авторский взгляд на необходимость формирования морально-волевых качеств у курсантов. Представлена разработка структурно-содержательной модели формирования морально-волевых качеств у курсантов.

Ключевые слова: морально-волевые качества, военные вузы, моделирование, структурно-содержательная модель, система воспитания.

Aulov O.A.

FGBOU VO «PSU» Russia, Pyatigorsk Itlyashev Kh. V.

FGBOU VO «PSU» Russia, Pyatigorsk

Scientific supervisor: Gazgireeva L.Kh., doctor of philos.

professor of sciences

FORMATION OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES OF RUSSIA IN THE NEW PEDAGOGICAL CONDITIONS

Abstract: The article analyzes the current problem associated with the formation of moral and volitional qualities in cadets of military universities in Russia. The author's view on the need for the formation of moral and volitional qualities in cadets is justified. The article presents the development of a structural and content model for the formation of moral and volitional qualities in cadets.

Key words: moral and volitional qualities, military universities, modeling, structural and content model, education system.

В настоящее время педагогическая наука применяет моделирование, помогающее представить понимание системы, свойств, взаимосвязи, проследить отношения, построенные между составляющими исследуемого объекта [9, с. 72]. По утверждению Н.М. Борытко, модель основывается на знаковых, искусственных системах, которые призваны воспроизводить свойства системы-оригинала, вполне могут замещать реальные объекты, а также способны проверить истинность и полноту знаний об изучаемой системе [6, с. 54]. По А.И. Уемову модель представляет систему, исследование которой определяет средство, позволяющее получить информацию о какой-либо другой системе [2, с. 25]. Особый интерес вызвало мнение Е.Н. Землянской, выдвигающей конкретные требования к модели: она должна быть представлена целостным процессом или явлением; должна описывать условия и средства протекания целостного процесса или явления; должна быть применима в структурном виде [8, с. 41].

На основании изучения достижений отечественной педагогики, нами была разработана структурно-содержательная модель формирования морально-волевых качества у курсантов военных вузов, способная эффективно реализовывать морально-волевое воспитание в новых педагогических условиях. Данная модель содержит несколько обязательных блоков: 1) методологический, 2) содержательный, 3) технологический, 4) оценочно-результативный.

Методологический блок позволит раскрыть цель, задачи и принципы формирования морально-волевых качеств. Данный блок позволит определиться с субъектами данного процесса, с формулированием базовых понятий исследуемого явления, рассмотреть теоретико-методологический подход.

Содержательный блок основан на научном обосновании формирования морально-волевых качеств у будущих офицеров в контексте современных требований. Соответственно теорию содержания образования, разработанную российскими учеными (В.В. Краевским, И.Я. Лернером и др.), определяют такие составляющие как [10, с. 38]: опыт познавательной деятельности, определенный ее результатами - знаниями; опыт применения различных способов деятельности, применяемых по аналогии; опыт творческой деятельности, основанный на нестандартной деятельности; опыт проявления эмоционально-ценностных отношений, на основании личностных ориентиров [10, с. 39].

Немного перефразируя слова А.Г. Асмолова, следует сказать, что морально-волевая компетентность курсанта начинается с морально-волевой компетентности преподавателя [5, с. 37]. Насколько правильно и разнообразно удастся преподавателю организовать деятельность будущих офицеров, в большей мере будет зависеть широта и богатство смысловой сферы, сформированной у курсантов в образовательно-воспитательном процессе.

Морально-волевая компетенция представляет собой ресурсное личностное качество, строящееся на моральной осведомленности, на основании волевых и моральных ценностей, на способности применения морально-волевых качеств в различных жизненных ситуациях. Данную компетенцию следует формировать на основании конкретных ситуаций, которые позволят привить морально-волевые качества у курсантов [3, с. 126].

Для эффективного формирования морально-волевых качеств у курсантов, следует создать определенные педагогические условия: 1) мотивировать курсантов к восприятию морально -волевых ценностей и норм; 2) выстраивать процесс обучения на основании применения материалов о героических подвигах солдат и военных традициях; 3) совершенствовать педагогическое мастерство и педагогическую культуру преподавательскому составу; 4) применять педагогические технологии в процессе формирования морально-волевых качеств курсантов [4, с. 22].

Технологический блок структурно-содержательной модели должны определять методы и средства обучения, организационные формы, педагогические и информационные технологии формирования морально -волевых качеств у курсантов [7, с. 242].

Формирование морально-волевых качеств должно также происходить при помощи уяснения сущности основных моральных понятий, путем привития практической реализации моральных категорий, исторических знаний и традиций русской армии, путем привития самостоятельности в определении целей в учебной, служебной и общественной деятельности [1, с. 95].

Формирование морально-волевых качеств у курсантов должно также осуществляться на основании обучения способам разрешения проблемных ситуаций, при помощи применения методики анализа эффективности деятельности, на основании сопоставления результата деятельности с поставленными целями, при помощи овладения приемами коррекции деятельности, также при помощи стимулирования самообразования и самовоспитания [11, с. 54].

Что касается оценочно-результативного блока разработанной модели, то данный этап позволит выявить эффективность формирования у курсантов морально-волевых качеств у курсантов военных вузов.

В результате выше изложенного следует отметить, что разработанная структурно-содержательная модель позволит осуществлять формирование морально-волевых качеств курсантов на основании целостного образовательного процесса. Внедрение структурно-содержательной модели позволит эффективно формировать морально-волевые качества у курсантов, которые на протяжении всего исторического периода были присущи офицерам Русской императорской, Советской, Российской армий и, которые сохраняют свою актуальность в современное время.

Использованные источники:

1. Бегунков И.Д. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории // Вестник науки и образования. 2018. № 17-1(53). С. 95-99.

2. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996. № 4. С. 23-27.

3. Борисенков В.П., Гасанов З.Т. Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 125-128.

4. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Идеология как феномен сознания и конкретная мировоззренческая система. // XIX Международная научная конференция «Прикладные и фундаментальные исследования». 31 октября, 2019, Сент-Луис, Миссури, США. С. 18-22.

5. Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Национальная идея как форма реализации политико-государственных интересов на международной арене // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 10 (125). С. 33-39.

6. Голубничая Л.А. Развитие образовательных технологий в высшей школе (ХХ-ХХ1 вв.) // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 53-57.

7. Гужва Е.Г., Вининенко М.А. Формирование нравственной культуры у курсантов в ходе обучения в военном вузе // Мир образования - образование в мире. 2014. № 1. С. 241-247.

8. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI век. 2013. № 3. С. 35-43.

9. Klaus L. Moral education in Japan // Journal of moral education. GL. 19. 1990. №. 3. Pp. 72-191.

10. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 7. С. 33-40.

11. Millenson M.L. Moral hazard vs. real hazard: quality of care post-arrow // Journal of Health Politics, Policy & Law. 2001. Т. 26. № 5. Рр. 10-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.