Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кустов Денис Анатольевич, Гожиков Василий Яковлевич

В статье раскрывается сущность морально-волевых качеств и специфика их формирования у курсантов военных вузов в процессе осуществления физической подготовки. Обоснована необходимость реализации воспитательной деятельности через занятия физическими упражнениями, конкретизированы ее цели. Показана важность учета исторического опыта, а также внедрения комплекса психолого-педагогических средств воспитания морально-волевых качеств курсантов. Описаны основные морально-волевые качества, а также основы нравственного самоопределения курсанта. Приведена классификация типов физической подготовки в военном вузе и их сопоставление с формируемыми морально-волевыми качествами. Кратко охарактеризованы методы развития данных качеств в ходе занятий физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF EDUCATION OF MORAL AND WILL QUALITIES OF MILITARY UNIVERSITY CADETS BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING

The article reveals the essence of moral and volitional qualities and the specificity of their formation among cadets of military universities in the process of physical training. The necessity of implementing educational activities through physical exercises is substantiated, its goals are concretized. The importance of taking into account the historical experience, as well as the introduction of a complex of psychological and pedagogical means of educating the moral and volitional qualities of cadets is shown. The basic moral and volitional qualities, as well as the foundations of the moral self-determination of the cadet, are described. The classification of types of physical training in a military university and their comparison with the formed moral and volitional qualities is given. Methods of development of these qualities in the course of physical education are briefly characterized.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

2. Гусейнова Э.М. Модель воспитания у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям / Э.М. Гусейнова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 174 с.

3. Ильинская Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности / Е.А. Ильинская. - СПб.: Питер, 2009. - 123 с.

4. Крушельницкая О.И. Психологические условия формирования толерантности младших школьников / О.И. Крушельницкая. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2017. - 198 с.

Педагогика

УДК 378.2

соискатель Кустов Денис Анатольевич

Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова (г. Рязань); доктор педагогических наук, доцент кафедры психологии Гожиков Василий Яковлевич

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье раскрывается сущность морально-волевых качеств и специфика их формирования у курсантов военных вузов в процессе осуществления физической подготовки. Обоснована необходимость реализации воспитательной деятельности через занятия физическими упражнениями, конкретизированы ее цели. Показана важность учета исторического опыта, а также внедрения комплекса психолого-педагогических средств воспитания морально-волевых качеств курсантов. Описаны основные морально-волевые качества, а также основы нравственного самоопределения курсанта. Приведена классификация типов физической подготовки в военном вузе и их сопоставление с формируемыми морально-волевыми качествами. Кратко охарактеризованы методы развития данных качеств в ходе занятий физической культурой.

Ключевые слова: воспитание, морально-волевые качества, физические упражнения, нравственное самоопределение, методы воспитательного воздействия.

Annotation. The article reveals the essence of moral and volitional qualities and the specificity of their formation among cadets of military universities in the process of physical training. The necessity of implementing educational activities through physical exercises is substantiated, its goals are concretized. The importance of taking into account the historical experience, as well as the introduction of a complex of psychological and pedagogical means of educating the moral and volitional qualities of cadets is shown. The basic moral and volitional qualities, as well as the foundations of the moral self-determination of the cadet, are described. The classification of types of physical training in a military university and their comparison with the formed moral and volitional qualities is given. Methods of development of these qualities in the course of physical education are briefly characterized.

Keywords: education, moral and volitional qualities, physical exercises, moral self-determination, methods of educational influence.

Введение. Одной из ключевых задач современного физкультурного образования в военном вузе является «освоение ценностей физической культуры, обеспечивающее физическое и нравственное здоровье»[8] курсантов.

Анализ научных трудов А.В. Борисова, В.М. Крестникова, Б.Ю. Васильева [1, 4, 7] показывает, что целевым ориентиром физкультурного образования будущих офицеров является «формирование физической культуры личности», при этом заслуживают внимания не только развивающие и оздоровительные задачи, но и воспитательные, основной из которых, является - совершенствование мировоззренческих позиций, основанных на ценностях жизни и здоровья, здорового (духовно и физически) стиля жизни, нравственного развития личности.

Изложение основного материала статьи. С.С. Жолоб и соавторы конкретизируют цель физкультуры, указывая, что это- «это формирование и развитие качеств гражданско-патриотической, военно-профессиональной и высоконравственной, всесторонне развитой личности курсанта» [6]. В рамках прохождения разделов дисциплины «Физическая подготовка» происходит актуализация личностного потенциала, формируется прочная нравственная и волевая основа военной деятельности.

Становление и совершенствование морально-волевых качеств курсантов военных вузов является одной из целей физического воспитания. Морально устойчивая личность будущего офицера, защитника, воина проходит «закалку» именно в рамках физической подготовки, через систематические тренировки выносливости, стрессоустойчивости, произвольности поведения и эмоциональных реакций. Военнослужащий приобретает способность выполнять свой долг с честью, при необходимости выдерживая длительные нагрузки и терпеливо преодолевая препятствия, руководствуясь при этом важными этическими категориями.

Благодаря нравственному воспитанию, осуществляемому в рамках занятий по физической культуре, происходит расширение этических мировоззренческих позиций, формируется волевая основа нравственного выбора. Это подразумевает ориентир поведения на службе - выполнять свой долг на совесть, совершать поступки по доброй воле, следовать установкам толерантности, но умея, при необходимости хладнокровно и решительно принимать решения в трудной ситуации. Для преодоления внутренних и внешних препятствий, помогает сильная воля, которая напрямую зависит от смысла деятельности, его нравственной основы. Поэтому столь важно развивать морально-волевые качества курсантов военного вуза.

В исследованиях А.В. Николаева [9], представляющих собой анализ проблемы нравственно-волевого воспитания военнослужащих в трудах выдающихся военных деятелей, подчеркивается важность данных качеств как основы военного дела в целом. Исследователь подчеркивает, что в трудах А.В. Суворова, М.И. Драгомирова и других военачальников содержится прямое указание на необходимость нравственно-волевого развития. Так, по М.И. Драгомирову, целью воспитания военнослужащего является формирование качеств надежности, правдивости, честного выполнения своих обязанностей. А успех боевых действий зависит от сформировавшихся качеств: смелости, упорства, самообладания и уверенности в своих силах. У А.В. Суворова среди важных характеристик воина названы такие, как «послушание, дисциплина, смелость, мужество, храбрость и благочестие».

Разберемся с компонентами теоретического конструкта «морально-волевые качества». Прежде всего, обратимся к сущности морали, под которой понимают совокупность характеристик личности, которые выступают этическими регуляторами поведения. Это устои, военные традиции, духовные правила, регламентирующие характер взаимоотношений между людьми, основой которых служат общечеловеческие ценности добра, порядочности, чести и честности, взаимоуважения и т.д.

Волевые же характеристики помогают осуществить сознательное самоуправление во время воинской службы, справляться с трудностями, произвольно регулируя свои желания и действия, осмысленно добиваясь поставленных целей, принимая должную ответственность и проявляя твердость духа. Когда у военнослужащего есть прочная моральная основа его действий, он четко понимает, что хорошо, а что - плохо, что - справедливо, а что нет.

Как известно, в военной практике офицеру приходится принимать сложные, волевые решения. Все эти решения должны приниматься на основе сформированных моральных качеств, которые органично вписываются в структуру черт характера, так как определяют устойчивые способы реагирования, паттерны поведения и копинг-стратегии в разных отношениях с самим собой и с окружающим миром. Морально-волевые качества являются стержнем направленности - как системы ценностных ориентиров, определяющих доминирующие интересы и мотивацию деятельности военнослужащего

На рисунке 1 представлены основные морально-волевые качества в структуре черт характера военнослужащих.

Рисунок 1. Морально-волевые качества

Физическая культура обладает ценным воспитательным потенциалом в целостном педагогическом процессе вуза. Данный тезис нашего исследования подтверждается анализом научных трудов, который представлен далее.

В научных разработках Э.Н. Валагуры [2] подчеркивается, что характеристиками гармонически развитой личности является взаимосвязь таких качеств, как «духовное богатство», «моральная чистота» и «физическое совершенство». По нашему мнению, дисциплина «Физическая культура» комплексно влияет на их формирование и совершенствует духовную и волевую сферу курсантов. В процессе обучения ценностные, этические основы физической культуры становятся важными элементами духовной культуры курсанта, пронизывая все сферы его жизнедеятельности. Основой формирования соответствующих нравственно-волевых качеств является ценностная парадигма как комплекс духовных, этически ориентированных ценностей: чести, ценности самоутверждения, чувства собственного достоинства, чувства гуманизма, ценности нравственных идеалов и т.д.

Отметим, что в исследованиях А.Е. Воробьевой и соавторов [3] сформулированы основные показатели нравственного самоопределения студентов, суть которых касается и цели нравственно-волевого развития курсантов военных вузов (Рисунок 2).

Нравственное самоопределение

Составляющие: -Нравственные знания (категории и принципы); -Нравственная самооценка; -Нравственные ценностные ориентации;

Структура:

-Ценностный смысловой стержень;

-Оболочка: (этические стратегии и нравственные принципы)

Условия нравственного самопределения: -Развитие качеств самостоятельности и активности -Формирование нравственной ответственности

Рисунок 2. Структура и составляющие нравственного самоопределения

То есть в рамках духовно-волевого воспитания курсантов необходимо особое внимание уделять формированию представлений об основных этических категориях и принципах; становлению нравственной самооценки и построению

ценностного стержня поступков и отношений. Так как условия нравственного самоопределения предполагают ориентацию на активную, самостоятельную деятельность - занятия в рамках физической подготовки могут хорошо с этим справиться.

В научных разработках И.Г. Федорова указывается, что «нравственно-волевые качества - это свойства личности, сформированные нравственными установками и этическими ценностями, свойственными как всему обществу, так и отдельным профессиональным сообществам, которыми его члены осознанно руководствуются в конкретных ситуациях в рамках общепризнанных поведенческих моделей» [13]. Компонентами этих свойств являются: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

В исследованиях И.А. Ермакова [5] указывается, что занятия физической культурой должны быть ориентированы на гуманистические ценности спортивной сферы деятельности. По мнению исследователя, в рамках совершенствования физической подготовки курсантов, через внедрение комплекса упражнений красной нитью должно проходить нравственно-волевое воспитание. Его суть связана с самоактуализацией, формированием здорового образа жизни (здоровой души и тела). Освоение ценностей физической культуры должно осуществляться с позиций деятельностного подхода. Это значит, что для реализации творческого и волевого потенциала необходимо направить учебно-воспитательный процесс на «сознательное использование способов двигательной и спортивной деятельности и умений применять их в самоорганизации здорового образа жизни».

Другими словами, следует постепенно и целенаправленно формировать компетенции самоорганизации, дисциплины, что ведет за собой и совершенствование морально-волевой сферы.

В процессе физической подготовки, через освоение различных упражнений, техник и тактик спортивного поведения и взаимодействия, развитие волевых и нравственных характеристик происходит через действие. Это значит, что на занятиях физкультурой в военном вузе целенаправленно создаются условия, требующие проявления качеств смелости, решительности, уверенности в собственных силах и т.д. Такие условия связаны с выбором видом физической активности, способствующих как развитию скоростно-силовых показателей, совершенствованию двигательных навыков, так и становлению нравственно-волевых качеств.

На основе анализа трудов Б.Ю. Васильева [4], мы разработали таблицу, в которой представлены типы физической подготовки и формируемые в них морально-волевые качества.

Таблица 1

Виды физической подготовки, упражнения. Формируемые нравственно-волевые качества

1. Упражнения на преодоление препятствий: совершенствование навыков преодоления препятствий, освоение специальных приемов скоростно-силовой выносливости. Настойчивость. Целеустремлённость, самообладание и выдержка.

2. Атлетическая подготовка: занятия на силовую выносливость, ловкость и т.д. Моральная устойчивость к длительным нагрузкам и перегрузкам, выдержка, смелость, решительность, моральная собранность.

3. Легкая атлетика: развитие качеств выносливости и быстроты, совершенствование скоростно-волевых качеств. Настойчивость, самообладание, терпеливость, моральная устойчивость к длительным нагрузкам.

4. Рукопашный бой: совершенствование навыков самозащиты, выведения врага из стоя и т.д. Уверенность, «чувство ответственности сильного перед слабым», инициативность, смелость, решительность.

5. Военно-прикладное плавание. Моральная выдержка и самообладание на воде, выносливость, сила духа.

6. Лыжная подготовка. Чувство товарищества, целеустремленность, ответственность за результат, моральная выдержка.

5. Спортивные турниры, требующие применения адекватных копинг-стратегий для преодоления волнения и эмоционального напряжения, порождаемого временем ожидания, требованиями к результативности и строгостью экспертов-судей. Волевая устойчивость, сознательная активизация психических ресурсов и физических сил, когда «курсант должен не только показать искусство боя, но и противодействовать отрицательным состояниям сознания, затрудняющим выполнение боевых задач (неуверенность, подавленность, апатия, беспокойство, волнение, тревога, страх)» [12].

6. Восточные единоборства. Отработка навыков «совместной цеховой коммуникации, восприятия личности тренера как нравственного эталона» [12].

Помимо формирования перечисленных в таблице качеств, в рамках групповых форм спортивного взаимодействия совершенствуются характеристики «товарищества, взаимопомощи, верности долгу, способности к организации коллективного взаимодействия при решении задач в сложных условиях».

Достижение задачи развития морально-волевых качеств в занятиях физической культурой необходимо осуществлять, используя соответствующие методы и методики воспитания.

Под методом воспитания понимают упорядоченную деятельность педагога и обучающихся, направленную на достижение образовательных целей. Данная деятельность реализуется с помощью совокупности дидактических средств. По мнению В.С. Жолоба, преимущественное значение имеют такие средства педагогического воздействия, как: «соревновательный метод, метод постепенного повышения трудностей и принуждения» [6].

На основании трудов Б.Ю. Васильева и В. И. Селиванова мы составили классификацию методов развития морально-волевых качеств будущих военнослужащих (Таблица 2).

Таблица 2

Методы изменения установок Методы развития поведенческих навыков Методы стимуляции воли Методы самовоспитания

Цель: создание понятий, убеждений, лежащих в основе социально одобряемого поведения. Цель: помочь в закреплении поведенческих навыков. Цель: побудить к актуализации волевых усилий, работать над формированием ответственности. Цель: сознательная деятельность субъекта для изменения своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами.

Виды: методы аргументированного воздействия: интерактивные беседы, диспуты, лектории, коллоквиумы. Методы критического осмысления материала. Методы упражнения, игровые методы. Методы стимуляции волевых процессов, связанные с подкреплением через поощрение или наказание, требование и принуждение. Методы: Самообязательство, самоотчет, осмысление собственной деятельности, самоконтроль, самоубеждение [10].

Для развития духовно-волевых качеств курсантов с помощью метода самовоспитания личность должна руководствоваться требованиями нравственности и морали, притязаниями на уважение в среде коллектива, соревнованием, критикой и самокритикой. Важно отметить, что существует прямая зависимость контроля поступков и самомониторинга личности от уровня сформированности нравственно-волевой сферы.

При этом метод упражнения является одним из самых продуктивных способов в формировании морально-волевых качеств, так как он в то же время - ключевой способ физической подготовки курсантов. Поэтому, используя упражнения для физического совершенствования, происходит и становление ведущих качеств «организованности, настойчивости и самообладания, целеустремленности, выдержки, терпеливости, смелости и решительности, ответственности, уверенности в собственных силах» [4].

Метод упражнения реализует несколько учебных и воспитательных целей, поэтому активно задействуется в образовательном процессе.

Комплекс способов и приемов учебно-воспитательного воздействия интегрированы в методику формирования морально-волевых качеств курсанта.

Среди наиболее востребованных методик, мы выделили такие, как:

- интеграция методов развития навыков и стимуляции воли, например: игровой и соревновательный. Активно используются методы стимуляции волевого поведения, контроля и самовоспитания, осуществляемое наряду с систематическим педагогическим мониторингом;

- приемы «наложения ответственности, поощрения, создания общественного мнения, стимулирования и развития чувства коллективизма и взаимовыручки» [4].

Выводы. Подводя итог данному исследованию, отметим, что становление морально-волевой сферы и составляющих его характеристик осуществляется посредством комплексного учебно-воспитательного воздействия, с привлечением видов физической подготовки, соответствующих упражнений и интегрированных методик, позволяющих создать условия образовательной среды, наиболее благоприятные для инициативы, активности, произвольности психических процессов, активизации нравственного потенциала. При этом развитие исследуемых качеств происходит «в целостном образовательном процессе в неразрывном единстве с формированием других важных военно-профессиональных качеств и профессиональных компетенций» [13].

Благодаря физическим упражнениям, у курсантов актуализируются потребности в освоении ценностей физической культуры [11], так как возрастает понимание своей компетентности в определенных видах физической активности, формируются волевые характеристики выдержки, смелости и настойчивости. Все эти достижения приносят удовлетворение, так как свидетельствуют о значительном росте психических и нравственных возможностей личности.

Литература:

1. Борисов, А.В. Обоснование средств и методов физического воспитания в высших военно-учебных заведениях /

A.В. Борисов, Д.Н. Абрамов, А.В. Буханов // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. - 2018. - № 1(2). - С. 61-63.

2. Валагура, Э.Н. Физическая культура как средства воспитания курсантов военных вузов / Э.Н. Валагура // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 19 мая 2018 года / Отв. ред. Е.В. Панов. - Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 250-254. - DOI 10.51980/2018_28_250.

3. Воробьева, А.Е., Купрейченко А.Б. Стадии нравственного самоопределения молодежи. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко / Отв. ред. М.И. Воловикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 320 с.

4. Васильев, Б.Ю. Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №1 (25). - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/metody-formirovaniya-moralno-volevyh-kachestv-u-kursantov/

5. Ермаков, И.А. Мотивационно-ценностные аспекты организации физического воспитания курсантов военного вуза / И.А. Ермаков // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 19 мая 2018 года / Отв. ред. Е.В. Панов. - Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 36-40. - DOI 10.51980/2018_28_36.

6. Жолоб, С.С. Воспитание в военном вузе: морально-этическая сущность физической культуры / С.С. Жолоб,

B.Ю. Колесников // ЦИТИСЭ. - 2018. - № 1(14). - С. 9.

7. Крестников, В.М. Образовательный компонент физического воспитания курсантов военных вузов / В.М. Крестников, С.Э. Борзых // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании: Материалы всероссийской научно-

практической конференции, Красноярск, 19 мая 2018 года / Отв. ред. Е.В. Панов. - Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 57-61. - DOI 10.51980/2018_28_57.

8. Матвеев, Е.Г. Личностно ориентированное физическое воспитание в военном вузе: проблемы и возможности / Е.Г. Матвеев, А.А. Частихин // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 6-2. - С. 380-384.

9. Николаев, А.В. Военно-педагогические взгляды на проблему формирования нравственно-волевых качеств у военнослужащих / А.В. Николаев // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 августа 2021 года. - Пенза: Наука и Просвещение, 2021. - С. 236-238.

10. Резепов И.Ш. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 105 с.

11. Степченкова, Е.Г. Ценности физической культуры как средство воспитания курсантов военных вузов / Е.Г. Степченкова, Ю.А. Самедова // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах, Воронеж, 29 мая 2013 года. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2013. - С. 479-484.

12. Тимощук, А.С. Инструменты воспитания воли у курсантов / А.С. Тимощук // Вестник Владимирского юридического института. - 2015. - № 2(35). - С. 43-46.

13. Федоров, И.Г. К проблеме формирования нравственно-волевых качеств у курсантов средствами физической подготовки / И.Г. Федоров // Мир образования - образование в мире. - 2017. - № 2(66). - С. 244-250.

Педагогика

УДК 378.147

аспирант Лапенко Анна Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Московский государственный областной университет (г. Москва)

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. Целью данной статьи «Роль педагога в работе с детьми с девиантным поведением» является описание роли педагога в работе с подростками девиантного поведения и специфики готовности студентов к работе с детьми девиантного поведения. В статье обосновывается значимость совершенствования методов подготовки будущих педагогов к работе с детьми с девиантным поведением. Для изучения уровня готовности к реализации ключевых задач педагога в работе с детьми девиантного поведения было проведено социологическое исследование, результаты которого были представлены в исследование.

Ключевые слова: девиантное поведение; подготовка педагога к работе с детьми девиантного поведения; выявление, диагностика и коррекция девиантного поведения; роль педагога в работе с девиантами.

Annоtation. The purpose of this article "The role of a teacher in working with children with deviant behavior" is to describe the role of a teacher in working with adolescents with deviant behavior and the specifics of students' readiness to work with children with deviant behavior. The article substantiates the importance of improving the methods of training future teachers to work with children with deviant behavior. To study the level of readiness to implement the key tasks of a teacher in working with children of deviant behavior, a sociological study was conducted, the results of which were presented in the study.

Keywords: deviant behavior; teacher training to work with children of deviant behavior; identification, diagnosis and correction of deviant behavior; the role of the teacher in working with deviants.

Введение. Актуальность исследования обусловлена возрастающим вниманием государства и общества к проблеме девиантного поведения подростков в контексте модернизации образовательного процесса и развитием новых вызовов и угроз для социума. В современных условиях на педагогов возлагается ответственность за решение задач, которые необходимо выполнять в межведомственном взаимодействии образовательной организации с правоохранительными органами, социальными службами, и иными субъектами профилактики правонарушений. Работа педагогов по предупреждению девиантного поведения, как показано в исследовании формирования наклонностей к вандализму, как одном из проявлений девиантного поведения Воробуевой И.В., Кружковой О.В. и Кривошечковой М.С., должна начинаться в начальной школе [1]. Все это, подтверждает исходный тезис о высоком значении педагога в работе с детьми девиантного поведения.

Все сказанное выше не может не отражаться и на необходимости обеспечения подготовки будущих педагогов к работе с детьми и подростками девиантного поведения. Так, например, А.Д. Гонеев, напрямую указывает на необходимость совершенствования современной системы подготовки будущих педагогов с поправкой на потребность в развитии навыков работы с детьми и подростками девиантного поведения [2]. Значительный вклад в вопрос актуализации вопроса готовности педагога к работе с подростками девиантного поведения вносит М.С. Емец [4]. Изучив вопрос представления о работе педагогов с детьми и подростками девиантного поведения современных исследователей, мы приходим к точке зрения, согласно которой, задачи педагогов в работе с детьми с девиантным поведением могут быть выражены в трех основных задачах: Во-первых, выявлении негативных асоциальных практик среди детей и подростков, обучающихся в школе; Во-вторых, в диагностике девиантного поведения, выявлении причин появления девиантных наклонностей в поведении ребенка; В-третьих, в обеспечении условий, способствующих преодолению проблем, связанных с девиантным поведением. Три ключевые функции педагога, как мы видим, не существуют в сферическом вакууме. Приходя на работу, педагогу необходимо обладать необходимым набором теоретических знаний и компетенций, быть готовым к особой профессиональной деятельности, связанной с психоэмоциональными нагрузками.

Сегодня роль педагога в работе с детьми девиантного поведения велика как никогда. К решению определенных задач в данном вопросе педагога подталкивает не только моральный долг - учительский долг, но и содержание нормативных правовых актов (прежде всего в ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») [6], определяющих специфику профилактики асоциальных явлений среди молодежи и содержание федеральных государственных образовательных стандартов, определяющих и основы обучения в школах, и обучения будущих педагогов в профессиональных учебных заведениях высшего и среднего образования. Однако в данном контексте обозначается вопрос готовности к работе с девиантными подростками действующих педагогов, которая включает и наличие определенной теоретической базы, позволяющей осуществлять работу с подростками девиантного поведения, и вопрос эмоционально-психологической готовности педагогов к соответствующей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.