Научная статья на тему 'Деонтологические основы профессиональной деятельности будущих офицеров'

Деонтологические основы профессиональной деятельности будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ / PEDAGOGICAL DEONTOLOGY / DEONTOLOGICAL PRINCIPLES OF PEDAGOGY / DEONTOLOGICAL MODEL / PROFESSIONAL ACTIVITIES OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Итляшев Хасан Владимирович

Статья посвящена рассмотрению деонтологических основ и основных направлений профессиональной деятельности будущих офицеров, так как слабая деонтологическая подготовка курсантов может негативно отразиться на качестве выполнения служебно-профессиональных задач. Раскрыта сущность деонтологических принципов, основных положений и аспектов подготовки курсантов, способствующих совершенствованию их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deontological basis for the professional activities of future officers.

The paper is devoted to the ethical framework and main areas for the professional activities of future officers, as weak deontological training of cadets can negatively affect the quality of performing professional tasks. The author reveals the essence of deontological principles, main features and aspects of cadets training which contribute to improving their professional activity.

Текст научной работы на тему «Деонтологические основы профессиональной деятельности будущих офицеров»

УДК 37.013

Х.В. ИТЛЯШЕВ аспиранта кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания ФГБОУ ВО

«Пятигорский государственный университет»*

Деонтологические основы профессиональной деятельности будущих офицеров

Статья посвящена рассмотрению деонтологических основ и основных направлений профессиональной деятельности будущих офицеров, так как слабая деонтологическая подготовка курсантов может негативно отразиться на качестве выполнения служебно-профессиональных задач. Раскрыта сущность деонтоло-гических принципов, основных положений и аспектов подготовки курсантов, способствующих совершенствованию их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деонтология, деонтологические принципы педагогики, деонтологическая модель, направления профессиональной деятельности курсантов.

Itlyashev J.V. Deontological basis for the professional activities of future officers. The paper is devoted to the ethical framework and main areas for the professional activities of future officers, as weak deontological training of cadets can negatively affect the quality of performing professional tasks. The author reveals the essence of deontological principles, main features and aspects of cadets training which contribute to improving their professional activity.

Keywords: pedagogical deontology, deontological principles of pedagogy, deontological model, professional activities of cadets.

Готовность курсантов к жесткой и регламентированной деятельности будет зависеть от того, каким образом будет организован учебно-воспитательный процесс курсантов военных вузов России. В этой связи особое внимание уделяется подготовке кадров/будущих офицеров, где главная роль отво-

* Итляшев Хасан Владимирович, e-mail: itlyasheva88@mail.ru

дится формированию готовности будущих офицеров к выполнению определенных функций, касающихся профессиональной деятельности.

В «надстройке» подсознания и содержании гражданского воспитания современного поколения в должной мере и в осознанном формате должны культивироваться такие нравственные понятия, как любовь к родине, семье, окружающим людям, духовность.

На современном этапе реформирования высшей военной школы предъявляются новые требования, качественно отражающие уровень организации, степень содержания и специфику методики процесса обучения и воспитания курсантов в высших военных учебных заведениях.

Важно отметить мысль о том, что «слабая деонтологичес-кая подготовка курсантов может негативно отразиться на качестве выполнения служебно-профессиональных задач»1. Поэтому следует говорить о необходимости повышения уровня деонтологической подготовки будущих офицеров военных вузов России, что является непременным условием формирования личности и коллектива в соответствии с

современными требованиями социума и профессиональной

2

деятельности .

Поэтому краеугольным камнем следует обозначить конечную цель совершенствования процесса обучения в высших военных учебных заведениях России - обеспечение выпуска квалифицированных специалистов с высокими профессиональными качествами.

Обращаясь к истории отечественной школы, следует вспомнить весьма яркие примеры выдающейся педагогической деятельности учёных педагогов, лучших представителей общества. К ним относятся М.В. Ломоносов, Т.Н. Грановский, Н.И. Костомаров, Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, Н.Е. Жуковский и многие другие3.

Существует ряд положений концептуальной педагогической деонтологии, раскрывающих сущность не только

1 Орешкина М.Е. Деонтология в профессиональной деятельности логопеда: Автореф. дисс... канд. пед. наук. М., 2007, с. 3.

2 Кабланова А.К. Педагогическая деонтология: раздаточный материал к дисциплине. Формат файла «pdf». - 12 с. Сервис публикации документа. -URL: http://www.docme.ru/download/1185936 (дата обращения: 24.09.2019).

3 Кузьмина Н.В., Реан Н.В. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993, с. 106.

субъекта, но и самого процесса педагогического взаимодействия1. Эти положения основаны на постулатах биоэтики, которые были приняты на IV Всемирном конгрессе в Японии (в г. Токио). Суть этих постулатов состоит в следующем:

- автономия личности (personalautonomy) признаётся первостепенным постулатом в формировании личности, то есть право решения любой проблемы признаётся за каждым человеком, он сам должен быть способен решать проблемы, касающиеся его самого - эмоционального статуса, психики, регуляции поведения, отношения к различным ситуациям и явлениям социальной реальности;

- справедливость возводится в ряд экзистенциально-ценностных ориентиров в деятельности субъекта, то есть соблюдение справедливости необходимо во всём;

- соблюдение этического принципа «Не навреди, а сделай добро!», предполагающий оказание положительного воздействия на человека. Заметим, что ещё в античности вышеназванный постулат (главная заповедь врача) был сформулирован Гиппократом - «NoNnocëre!» (с лат.яз. -«Не навреди!»)2.

Таким образом, учитывая вышеназванные постулаты, можно выделить следующие деонтологические принципы педагогики:

1) принцип гармоничного развития обучающегося согласно его природе, предполагающее постоянное совершенствование и повышение педагогом уровня своей компетентности, изучение им психологии каждого студента в целях стимулирования у него интереса к обучению и активизации его познавательно-активной и интеллектуальной деятельности;

2) принцип справедливости, сочетающийся с умением объективно оценивать реальную ситуацию, согласно которому педагог должен уметь оценивать себя и всех участников учебно-воспитательного процесса по реальным заслугам;

3) принцип благотворного воздействия на участников учебно-воспитательного процесса, без нанесения вреда их физическому и психическому здоровью; уважительное отно-

1 Газгиреева Л.Х. Государственная педагогика России (XVIII век -октябрь 1917 г.): Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2009, с. 15.

2 Кабланова А.К. Педагогическая деонтология: раздаточный материал к дисциплине. Формат файла «pdf». - 12 с. Сервис публикации документа. -URL: http://www.docme.ru/download/1185936 (дата обращения: 24.09.2019).

шение педагога к каждому участнику учебно-воспитательного процесса, коллеге по профессиональной сфере с учётом его индивидуальных особенностей; содействие сохранению и укреплению здоровья, практикуя внедрение валеологической грамотности, развитие личностных качеств в соответствие с деонтологическими требованиями1.

Надо заметить, что такая деонтологическая подготовка курсантов военных вузов требует «концептуально нового подхода и специальной модели совершенствования процесса обучения в целом»2.

В подготовку будущих офицеров всегда вкладывался «новый» смысл. В каждую эпоху педагогическая наука ставила перед собой задачу разработки новых подходов к обновлению содержания образования и деонтологической подготовки курсантов3. Новый социальный заказ на подготовку будущих офицеров военных вузов России должен отличаться «синкретичностью определенных качеств»4. Курсант должен отличаться не только моральной и профессионально-нравственной устойчивостью, но и умением уважать и защищать личность, человеческое достоинство гражданина независимо от его расы, происхождения, национальной принадлежности, социального статуса, религиозных и иных мировоззренческих убеждений в соответствии с конституцией. Курсант должен уважать общечеловеческие принципы, быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, а также отличаться дисциплинированностью, мужественностью, смелостью, ответственным подходом к делу, организованностью и твердостью собственных убеждений5.

Исследование данного вопроса базируется на следующих положениях, опирающихся на:

1 Левитан К.М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Изд.-во «Деловая книга», 1999, с. 48.

2 Караханова Г.А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дисс. на ... д-ра пед. наук. М., 2007, с. 34.

3 Левитан К.М. Указ. соч., с. 18.

4 Газгиреева Л.Х. Реактуализация структурно-преобразующих смыслов бытия в эпоху социальных перемен // Материалы II Всероссийской научной виртуальной конференции с международным участием «Материальное и духовное наследие общества со времён возникновения до наших дней». 11 декабря. Казань, 2014, с. 32.

5 Газгиреева Л.Х. Духовное обновление и совершенствование личности: социально-философский дискурс проблемы // В мире научных открытий. 2011, № 4(16), с. 206.

- общетеоретический аспект, основанный на системном понимании педагогической действительности (Ю.П. Сокольников);

- теоретические основы непрерывного образования взрослых (В.Г. Онушкин);

- принципы и условия развития творческого потенциала личности (Л.К. Веретенникова);

- теорию саморазвития личности (В.И. Андреев);

- идеи гуманистической педагогики (З.Г. Нигматов, Г.В. Мухамедзянова и др.)1.

Деонтологическая модель готовности курсантов военных вузов России может реализовываться в следующих направлениях:

- личностном/персоналистическом/субъективном, предусматривающем готовность курсанта проявлять индивидуальные качества, которые обусловлены характером будущей деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);

- функциональном/психическом/моральном/механическом, характеризующемся временной готовностью и работоспособностью, достартовой активизацией психических функций, а также умением активировать необходимые психические ресурсы для эффективной реализации деятельности (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Ф. Генов и др.);

- личностно-деятельностном/преобразовательном, представляющем готовность человека целостно проявлять признаки всесторонне развитой личности, а также предоставляющем возможность эффективно выполнять свои функции (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, А.И. Мищенко и др.)2.

Учитывая специфику деонтологической модели подготовки курсантов военных вузов России, можно полагать, что в ее структуру главным образом должны входить педагогические ценности, ведь они способствуют ориентироваться в своей будущей профессии3. Педагогические ценности служат ориен-

1 Караханова Г.А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дисс. на . д-ра пед. наук. М., 2007, с. 32.

2 Магауова А.С. Актуальные проблемы профессионально-мобильной подготовки личности специалиста: материалы международной научно-практической конференции. Алматы: КазУМОиМЯ им. Абылай хана, 2004,с. 20.

3 Бокачев И.А., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Традиционное и нова-ционное в контексте социально-философского дискурса. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010, с. 106.

тиром социокультурной и профессиональной активности будущего офицера. В.Д. Шадриков, например, справедливо утверждает мысль о том, что наличие таких ценностей позволяет будущему специалисту выработать в себе серьезное отношение к делу, побудить собственное «Я» к поиску

«новых» истин, творчеству. Они, по мнению педагога, «ком-

1

пенсируют неразвитые умения и навыки» .

Более того, деонтологическая модель военной подготовки курсантов может включать следующие аспекты профессиональной деятельности будущих офицеров:

- формирование этических норм профессионального поведения будущих офицеров;

- особенности взаимодействия наставника и курсантов;

- развитие профессионально значимых качеств личности курсанта военного вуза;

- развитие речевой компетентности курсантов военных вузов;

- управление конфликтными ситуациями между курсантами подразделений и своими наставниками;

- профессиональное самосовершенствование будущих офицеров;

- формирование психологической устойчивости курсантов военных вузов.

Деонтологическая подготовка курсантов военных вузов России представляет собой реализацию трех взаимосвязанных между собой компонентов - мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, содержательно-операционально-го/практико-преобразовательного. Названные структурные элементы деонтологической подготовки курсантов в совокупности представляют собой стратегическую линию поведения, способствующую совершать акты конструктивного характера. А конструктивное поведение будущими офицерами в процессе обучения и воспитания достигается за счет:

- принятия во внимание значимых категорий - «цель», «средство», «отношение», «качество», «знание» (мотива-ционно-ценностный компонент);

- эмоциональных переживаний, способствующих к побуждению действий позитивного события (эмоционально-волевой компонент) и эмпатийного соучастия;

1 Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982, с. 85.

- овладения компетенциями в профессиональной сфере: социальной, когнитивной, коммуникативной, специальной (содержательно-операциональный/практико-пре-образовательный компонент).

Таким образом, структура деонтологической готовности будущих офицеров представляет собой реализацию концептуальной идеи о необходимости выполнения своего профессионального долга в своей будущей деятельности, опираясь на структурные элементы вышеназванных компонентов, а эффективность формирования деонтологичес-кой подготовки будет зависеть от обеспечения единства развития, обучения и воспитания курсантов военных вузов, так как основная цель такой подготовки - это обеспечение единства теоретической и практической составляющей с целью выработки автоматических/обобщенных знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.