Научная статья на тему 'Формирование молодежных субкультур в Бурятии'

Формирование молодежных субкультур в Бурятии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2061
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / КОНТРКУЛЬТУРА / ЭКСТРЕМИЗМ / CULTURE / SUBCULTURE / YOUTH SUBCULTURES / CONTRACULTURE / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калашникова Вера Викторовна

В статье рассматриваются особенности молодежных субкультур в Бурятии, приводится их классификация, анализируются основные факторы, влияющие на появление молодежных субкультур в период с начала 1990-х по 2007 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF YOUTH SUBCULTURES IN BURYATIA

Peculiarities of youth subcultures in Buryatia, their classification, and main factors influencing the appearance of youth subcultures in the period from the beginning of 1990s to 2007 are considered and analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование молодежных субкультур в Бурятии»

УДК 316.346.32-053.6 (571.54)

ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В БУРЯТИИ

UDC 316.346.32-053.6 (571.54)

FORMATION OF YOUTH SUBCULTURES IN BURYATIA

Калашникова Вера Викторовна аспирант

Бурятский государственный университет, Россия

В статье рассматриваются особенности молодежных субкультур в Бурятии, приводится их классификация, анализируются основные факторы, влияющие на появление молодежных субкультур в период с начала 1990-х по 2007 год.

Ключевые слова: КУЛЬТУРА, СУБКУЛЬТУРА, МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ, КОНТРКУЛЬТУРА, ЭКСТРЕМИЗМ.

Kalashnikova Vera Viktorovna post-graduate student

Buryat State University, Buryatia, Russia

Peculiarities of youth subcultures in Buryatia, their classification, and main factors influencing the appearance of youth subcultures in the period from the beginning of 1990s to 2007 are considered and analyzed in the article.

Key words: CULTURE, SUBCULTURE, YOUTH SUBCULTURES, CONTRACULTURE, EXTREMISM.

Молодежь - наиболее продуктивная группа, способная «посеять» нечто новое и воспринять то, что ранее не существовало. Эта группа населения всегда находится «в авангарде потребления», неудивительно, что процессы модернизации особенно сильно влияют на молодежь. Они пионеры модерна, поэтому первыми попадают под влияние Интернет, СМИ и их продукции.

Об актуальности проблемы свидетельствуют такие факты, как отсутствие четкой идеологии, а значит - продуманной молодежной политики. В настоящее время общество находится в поиске нового образца для подражания, т. к. образы Зои Космодемьянской, пионера, советского гражданина уже не отвечают современным требованиям. Молодежь, как наиболее активная часть населения, мечется в поисках нового образа.

Вызовы времени диктуют иные действия и формирование новых

образов. Ситуация рухнувшего «железного занавеса» и хлынувшего

западного культурного «опыта» усугублялась также ликвидацией

пионерской и комсомольской организаций, выполняющих функции

организатора молодежи и подростков. Одновременно в обществе

происходила деградация идеалов: целое поколение подростков и молодежи http://ei.kubagro.ru/2008/03/pdf/03.pdf

росло без нравственных ориентиров, под лозунгом: «Все дозволено!» Поэтому изучение субкультурной ситуации в российских регионах, региональных ее особенностей представляется интересной и важной задачей с учетом повышения значимости регионов в России в настоящее время.

Изучение представления о себе и о других, изучение образов, их особенностей - важная часть молодежной культуры. Молодость - это период сильнейших изменений, когда каждый молодой человек открыт любому влиянию.

Молодежные субкультуры и молодежная контркультура имеют важное значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество «постмодерна» может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное.

В связи с перестройкой произошел кризис традиционных институтов социализации личности. Увеличение влияния западной культуры и формирование единого городского пространства приводят к обезличиванию общения, возрастанию поиска приверженцев самых «продвинутых» идей и воздействию модных западных течений.

Прежде чем приступить к рассмотрению состояния молодежных субкультур в республике Бурятия, необходимо определить, в каком значении будут использоваться термины «культура» и «субкультура». «Молодежная субкультура» - культурное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающие им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры, - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса [1, 2]. http://ei.kubagro.ru/2008/03/pdf/03.pdf

В последние три - четыре десятилетия молодежные субкультуры вызывают устойчивый интерес исследователей. Это связано, как представляется, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Эти субкультурные объединения организуют разного рода акции: от шумного на грани хулиганства поведения на концертах любимых рок-групп до «показательных акций» юных последователей Э. Лимонова, что уже совсем страшно, и погромов «инородцев», совершаемых разного рода фашистскими объединениями.

Отечественные и западные молодежные субкультуры - результат осознанного поиска некоей новой идентичности, выстраивания нового стиля. Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры. Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Особенностью отечественных молодежных субкультур является то, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

Возрастание влияния «зоны», криминальной субкультуры вызвало отторжение определенной группы молодежи, и в городе Улан-Удэ появились представители таких молодежных субкультур, как: «хиппи», «панки», «скинхеды», «стритовщики», «толкинисты», «байкеры», «эмо». Эти объединения отличаются от криминализированной, агрессивной части тем, что, во-первых, на них менее влияет криминал, а во-вторых, они наполняются больше интеллектуальным содержанием. http://ei.kubagro.ru/2008/03/pdf/03.pdf

Эти субкультуры можно разделить на: романтическо-подражательные («хиппи», «стритовщики», «толкинисты», «эмо», с некоторыми

оговорками байкеры), анархическо-аморальные («панки», «металлисты», «хиппи»), криминальные («гопники», «шпана») и экстремистские

(«скинхеды» или «бритоголовые»).

Социальной причиной появления молодежных субкультур явился кризис общества и его основных институтов, что отразилось на содержании и направленности молодежной субкультуры. Кризис института семьи и семейного воспитания, агрессивный стиль воспитания в духе «зоны» порождают агрессивную молодежь, самими взрослыми приготовлены условия к межгенерационному отчуждению. Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей.

Телевидение и Интернет формируют определенный образ субкультуры, где молодежные субкультуры - это есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей.

Субкультура «панков» в городе появилась в начале 1980-х годов, в школах города можно было наблюдать отдельные элементы панккультуры: бритые виски, ношение булавок на штанине и т.д. В массовом сознании панки ассоциировались с фашистскими группами и вызывали враждебность у большей части улан-удэнской молодежи. Поэтому школьные и вузовские администрации без особого труда пресекли подобную моду. Однако наибольшую популярность они приобрели на рубеже 20-21 веков. В связи с агрессивным поведением по отношению к панкам движение затихает со второй половины 1980-х годов примерно на десять лет, а с 1994 года начинает свою деятельность группа «Оргазм Нострадамуса», которая объявляет себя панкориентированным движением, выбирает соответствующую музыку: панк-рок с влиянием хард-кора. Эта http://ei.kubagro.ru/2008/03/pdf/03.pdf

группа олицетворяет протестную часть молодежи и сплачивает вокруг себя подростков. Один из участников «панк-движения» отмечал, что «панки, металлисты, хиппи слушали рок и тусовались вместе, так что четкого деления между ними в городе не существует до сих пор». Основная идея этого движения - протест против массовой культуры в виде «попсы» и нарастающей бюрократизации общества. В нашем городе панки имеют еще одно название - «анархо-аморалы». Вокруг таких музыкальных групп, как: «Оргазм Нострадамуса», «Аборт мозга», «Афазия»,

«Проникающая радиация» объединяются «панки» города. Тяга молодых к лучшему, интеллектуально более насыщенному существованию побуждает часть из них обратиться к музыке «протеста». «Хиппи», «панков», стритовщиков» объединяет то, что они слушают музыку, пусть она отличается - у каждого своя, но это черта является общей.

В Улан-Удэ наблюдаются постоянная текучесть, аморфность группы, что не позволяет выделить движения среди «панков», вероятно, нет возможности подразделяться на фанатов панк-рока, классического английского панка, «поп-рока». Им приходилось выживать в городе всем вместе, отсюда и особенность - «тусуются» в районе Набережной. В настоящее время панков можно увидеть на «шпиле», на площади Советов, возле памятника В. И. Ленина. Они проводят концерты, сборы в Доме культуры имени Александра Серова, на центральных улицах города. Каждое лето они устраивают концерты с выездом на Байкал, например, в 2007 г. «Байкал-шаман», в городе часто устраивают концерты под открытым небом на площади Советов и площади Революции.

Характерная атрибутика: наличие знака анархии на одежде, а также футболка с изображением какой-нибудь рок группы, балахон, рюкзаки, обувь «гриндерсы».

http://ei.kubagro.ru/2008/03/pdf/03.pdf

Как известно, для больших движений не характерны лидеры, по самым неточным подсчетам, в городе насчитывается панков около 800 человек. Эту цифру предлагают сами панки, а также журналисты. Однако на веб-сайтах предлагается иная цифра, которая составляет 3000 человек. У них нет лидера, но имеются такие авторитетные панки, как: Угол, Архип, Борман, Сабрина.

Они не признают никаких правил, не признают лидеров, но имеют «авторитетных панков» и свою иерархию:

1) младший слой (подростки 12-15 лет) многочисленен, можно сказать составляет основу;

2) средний слой (подростки 15-20 лет) немногочисленен, но является нормообразующим слоем;

3) взрослый слой (после 20 лет) отгорожен от остального движения, их еще называют «идеологами» или «старыми» панками.

Интервьюеры в качестве причин ухода в панккультуру называли следующие:

- вызов обществу и протест против «ханжеской морали»;

- вызов семье, непонимание со стороны родителей;

- нежелание быть как все;

- желание утвердиться в новой среде;

- привлечь к себе внимание;

- недостаток доступных досуговых учреждений для молодежи;

- копирование панккультуры, различных течений и движений молодежной западной субкультуры;

- дань моде;

- протест против возрастания влияния криминальных структур.

Основой объединения панк-движения в городе интервьюеры

отмечали: общность мыслей и интересов в оценке реалий, происходящих в http://ej.kubagro.ru/2008/03/pdf/03.pdf

стране, рост коррупции, снижение уровня жизни отдельных групп населения и т. д.

Как известно, отсутствие идеологии не означает, что ее совсем нет. Напротив, появляется огромное количество различных концепций, начиная от духовных, заканчивая экстремизмом. Панккультура в нашем городе также формирует определенный образ. Как было отмечено, это образ анархо-аморала, который не признает общих правил, установленных обществом, а создает свои, не признает лидеров, выступает за свободу во всех отношениях, в том числе и сексуальную, протестует против обыденности.

Каждая личность имеет разные способы самовыражения, а выбор конкретного способа зависит от всего психологического поля и культурных акцентов в данной ситуации.

К панкам очень тесно примыкают «стритовщики». Они поют песни на центральных улицах нашего города, собираются в основном на ул. Ленина, Элеваторе. Знаменитая стена «Цоя» (с тыльной стороны театра «Ульгэр»)

- одно из любимых мест стритовщиков. Одеты они так же, как панки: футболки с изображением рок группы, военные ботинки, рюкзаки, балахоны, за плечами - гитара.

«Мы это делаем для того, чтобы не было скучно», - основная идея стритовщиков. Движение только появилось, поэтому оно очень малочисленно.

В молодежной культуре конца 1990-х гг. появились толкинистское движение и толкинистская субкультура, связанные с именем известного английского филолога и писателя Дж. Р.Р. Толкин (на сленге толкинистов

- Профессор). Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру сказочной фантастики. Дж. Р.Р. Толкин - мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель http://ej.kubagro.ru/2008/03/pdf/03.pdf

начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен - ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (го1ер1ау1^) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда), соответствующий толкиеновскому условному средневековью. Мастера - режиссеры игры -распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия. В нашем регионе также появились группы «толкинистов», их число составляет около двух или трех десятков человек. Следует отметить, что был создан клуб «толкинистов». Однако это движение не получило большой популярности. В основном в него входят старшеклассники и студенты местных вузов.

Несмотря на то, что субкультура «байкеров» оформилась относительно недавно в 2004-2005 гг. и не получила должного развития, они устраивают ночные гонки, а также по субботам каждой недели все причисляющие себя к «байкерам» собираются на центральной площади Улан-Удэ и катаются по городу на мотоциклах.

Одним из новоявленных объединений являются «скинхеды», в городе Улан-Удэ их численность колеблется от 10 до 40 человек. Официально в 2001 году на Интернет-сайте объявили о своем существовании «бурятская народность» [2, 3]. Следы деятельности молодежных экстремистских группировок в Бурятии зарегистрированы с конца 2000 г. Серьезных нарушений общественного порядка с их стороны пока не наблюдалось. Они называют себя патриотами России и читают патриотическую литературу [3, 1]. Регион Бурятия является многонациональным, поэтому их особенность заключается в том, что они не признают расовые различия основными в своем движении. Атрибутика «скинхедов»: очень коротко http://ei.kubagro.ru/2008/03/pdf/03.pdf

острижены волосы, военные ботинки - «гриндерсы», футболки или кители защитного цвета, армейские штаны или узкие подвернутые джинсы. Очки, кольца, перстни, браслеты в силу нефункциональности не пользуются популярностью в нашем городе.

Улан-Удэ - периферийный город, следовательно, «скинхеды»

являются малоидеологизированными группами, их называют еще «модниками». Это движение появилось в результате интенсивной информации о них в СМИ. За счет эффекта размывания субкультуры, эти группы имеют только общее представление о деятельности скинхедов. Как правило, «скинхеды» для них - это позитивная форма социального протеста, направленная против коррупции, экономического хаоса и негативных процессов, охвативших страну. Это слабоорганизованная группа, у них нет единого лидера, эти группы быстро формируются и также быстро распадаются.

Самая молодая молодежная субкультура в нашем регионе - это «эмо» (от сл. emotion - эмоции). Их численность колеблется от 50-100 человек, в основном это старшеклассники или студенты младших курсов. Их можно узнать по сочетанию необычных цветов в одежде, например: черный свитер и ярко-розовый шарф, яркие колготки у девочек и черные ногти на руках, бесчисленное количество значков на одежде и т.д. Стиль «эмо» предполагает наличие ярких как позитивных, так и негативных эмоций. Эмо-люди живут эмоциями, для них главное - быть собой.

Подведем некоторые итоги:

1. Появление молодежных субкультур и их деятельность свидетельствуют о скрытом протесте против сложившихся условий.

2. Отсутствие общей идеологии не означает, что ее нет.

«Панккультура», «скинхеды», «хиппи», «стритовщики» - формы

проявления идеологии. http://ei.kubagro.ru/2008/03/pdf/03.pdf

3. Молодежь пытается вырваться из-под влияния криминала, а также «маскулинной культуры», отсюда и формирование необычных форм молодежной субкультуры.

4. Возможно, влияние кризисных явлений и доступность информации о западных молодежных субкультур породили своего рода моду на формирование и появление панкориентированных движений, хиппи, толкинистов. Следовательно, эти субкультуры Бурятии могут стать подражательным сообществом, а это реальнее всего.

5. Так как в обществе сохраняются многие традиционные элементы. Значит, выделение из толпы не приветствуется, отсюда следует маскировка молодежных субкультур в реальной, обыденной жизни.

Таким образом, на современном этапе особенностью новоявленных молодежных объединений является то, что они адаптируют подростков ко взрослой жизни и пытаются «оторваться» от криминала, от влияния «маскулинной» культуры на подростков. Эти субкультуры наполнены более интеллектуальным содержанием.

Список литературы

1. Гитлер «Моя Борьба», «Иуда на ущербе», Скины «Русь просыпается во мне»,

А. А. Вонсяцкий «Записки монархиста», Кицур Шульхан Арух, Свастика

«Исторические корни», «Образ врага: от биологии к политологии», «Велесова

Книга», Эндрю Макдональд «Дневник Тернера», А.П. Баркашов «Что такое РНЕ?», «Украинский национализм после Второй мировой войны: маски и лицо Ч.1», «Украинский национализм после Второй мировой войны: маски и лицо Ч.2», «Истоки зла», «Гражданская война (1918-1921). Урок для XXI века», С. Кремлев «Россия и Германия: стравить!», Ю. Граф «Великая ложь XX века».

2. Щепанская Т.Б. Традиция городских субкультур // Современный городской фольклор. - М: РГТУ, 2003. С. 2, http://www.poehali.narod.ru//subcult.

3. www./buryatiy.org/forum. htm - Последнее посещение - май 2004 г.

http://ei.kubagro.ru/2008/03/pdf/03.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.