УДК 3 43.982
Геннадий Владимирович ФЁДОРОВ,
доцент кафедры криминалистики Академии МВД Республики Беларусь (г. Минск), кандидат юридических наук, доцент
Александр Владимирович ДРОЗДОВ,
преподаватель кафедры криминалистики Академии МВД Республики Беларусь (г. Минск)
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ГАБИТОСКОПИИ : ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
APPLIED ASPECTS OF GABITOSKOPY: INNOVATIVE APPROACH
В статье рассматриваются проблемные аспекты совершенствования габитоскопии путем внедрения современных достижений в области социологии, культурологи, психологии в словесный портрет внешнего проявления антропометрических, функциональных признаков и признаков одежды представителей молодежных субкультур. Исследованы различные подходы ученых и проведена систематизация внешних признаков байкеров, гопников, готов, металлистов, панков, скинхедов и эмо по основаниям системного строения словесного портрета и по направлениям течения каждой конкретной молодежной субкультуры. Обоснованы выводы о необходимости использования в целях идентификации конкретного представителя той или иной субкультуры этих признаков в совокупности с индивидуальными антропометрическими признаками.
The article considers problematic aspects of improving gabitoskopia by introducing the latest achievements in the field of sociology, cultural studies, psychology into verbal picture of the external manifestations of anthropometric, functional signs and signs of clothes of representatives of youth subcultures. The authors study various scientific approaches and systematization of external signs of bikers, pals, Goths, metalheads, punks, skinheads andemo taking into considerationthe system structure of a verbal portrait and directions of trends of each particular youth subculture. Conclusions on the necessity of using these signs together with individual anthropometric signs in order to identify the particular representative of this or that subculture are made.
Ключевые слова: габитоскопия, молодежная субкультура, словесный портрет, идентификация, индивидуальные антропометрические признаки.
Keywords: gabitoskopia, youth subculture, vertal picture (description), identification, individual anthropometric characteristics.
Система описания человека в целях его розыска и идентификации по признакам внешности впервые нашла широкое применение в середине XIX в. во Франции благодаря вкладу Франсуа Ви-дока и была усовершенствована Альфонсом Бертильоном и Рудольфом Рейссом.
Немалое внимание проблеме установления личности придавалось в последние десятилетия в работах А. А. Гусева1,
В.А. Жбанкова2, А.М. Зинина3, П.С. Кузнецова4, Г.А. Самойлова5, В.Е. Корноу-хова6 , Т.Ю. Османова7 , Е.Е. Центрова8 и др. В настоящее время сформировались понятие и система словесного портрета, структурное наполнение каждого элемента системы, направления использования учения о внешних признаках для розыска и идентификации преступников и др.
Зарубежный опыт
Остается актуальной проблема соответствия словесного портрета реалиям современной действительности и, следовательно, повышения эффективности его применения в деятельности правоохранительных органов.
Решение этой проблемы нам видится в более широком использовании новых достижений социологии, культурологии, психологии в габитоскопии в аспекте молодежных субкультур и их внешнего проявления в антропометрических, функциональных признаках и признаках одежда!. В связи с этим целесообразно выделить из общей массы молодежных течений те, которые имеют наиболее устойчивую систему внешних отличительных признаков, провести анализ и обобщение этих признаков. При этом следует сгруппировать внешние проявления по основаниям системного строения словесного портрета и по направлениям течения каждой конкретной молодежной субкультуры. К таким признакам могут, например, относиться специфические (присущие только этой группе) аксессуары - значки, одежда с ее элементами - кожаные «куртки-косухи» с изображением клуба байкеров , особенности произношения, типичный сленг, жестикуляция, поза, походка и др.
Исследованиям молодежных течений и субкультур посвящены работы H.A. Ак-сютенко9 , М.В. Блахиной10 , H.H. Бушма-риной11 , A.B. Кармановой12 , С.В. Коса-рецкой13 , С.И. Левиковой14 , А.О. Райхш-тата15 , Л.В. Шабанова16 и др. Авторы выделяют различные течения и направления молодежных субкультур, однако наибольшее значение для решения задач поиска и установления разыскиваемого человека имеют следующие группы, в которых внешние признаки представителей несут криминалистически значимую информацию: байкеры, гопники, готы, металлисты, панки, скинхеды и эмо.
Следует отметить, что перечень этих групп подвижен, это обусловлено изменением структуры общества и появлением новых течений, характеризующихся специфическим внешним проявлением. Кроме
того, время «жизни» отдельной субкультуры в среднем не превышает 3 0-40 лет, после чего она либо перерождается в иное течение, либо перестает существовать.
Перечисленным субкультурам присущи следующие черты, которые являются результатом обобщения различных подходов исследователей и собственных наблюдений авторов.
1. Байкеры обычно носят бандану (го-ловнойплаток) черныхтонов, завязанную на пиратский манер на затылке, или черную вязаную шапочку, «косуху» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаную мотокуртку, поверх которой надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с символикой мотоклуба, кожаные штаны; часто отпускают длинные волосы, усы, бороду. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы. Имеют следующую символику: флаг конфедератов (диагональные полосы со звездами), изображение черепа, эмблема клуба (сверху - название клуба, в центре -его логотип, снизу - страна или город), татуировки, железный крест и др.
2. Гопники - представители позднесо-ветской субкультуры, образованной в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду, близки к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального, культурного и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, к милиции и законопослушным гражданам в частности. Ими, как правило, становятся дети из неблагополучных семей. Широким слоям населения гопники встречаются чаще всего при совершении уличных грабежей и разбоев, сопровождаемых характерным разговором с жертвой. Чаще всего они носят спортивный костюм, как правило, купленный на рынке, с изображением фирмы-изготовителя, схожим по названию с известными производителями, но искаженным - «АЫЬав» или «Руша». В холодное время года надевают куртку из дерматина. На голове обычно носят кепку-таблетку, кепку-вось-
миклинку, бейсболку. В осенне-весенний и зимний периоды надевают вязаные шапки темных цветов, завернутые на 2-3 оборота наверх и расположенные, как правило, на макушке или просто сдвинутые со лба наверх; чаще всего обувают туфли с длинным носом (туфли-аладдины) или кроссовки. Любят носить вещи несочетаемых стилей, например спортивного и делового. У них обычно короткая стрижка «спортивная», иногда с челкой. Часто употребляют семена подсолнечника, которые в разговоре называют «семачки», «сэ-мэчки», «семки». Шелуха от семечек и фисташек обычно сплевывается на тротуар или пол. Для прослушивания любимой музыки во время пребывания на улице используют мобильные телефоны, как правило, низких ценовых категорий.
Гопников характеризует развязная («борцовская», или раскачивающаяся) походка и бестактное или агрессивное поведение: разглядывание прохожих в упор, фамильярное обращение, нецензурная или примитивная лексика с обилием слов-паразитов («типа», «опа», «это самое», «в натуре», «оба-на», «конкретно», «реально» и т.п.), любовь к «тюремным» песням, русскому шансону и поп-музыке.
3. Готты обычно носят длинные волосы, окрашенные в черный цвет, иногда с выкрашенными темно-синим цветом участками, при этом виски или иные части головы могут быть выбриты. Часто используется специальная прическа «готический ирокез» (волосы теменной части зачесаны на бок).
Лица готов «украшает» пирсинг, чаще всего на языке и губах. Глаза у юношей подведены черным косметическим карандашом при отсутствии в их поведении признаков гомосексуализма или отношения к другому молодежному неформальному движению (например, панкам). Губы окрашивают в черный, иногда в красный цвет. Девушки отличаются использованием намеренно избыточного количества черной косметики, ярко выраженной подводки, черно-белого макияжа, в котором могут быть также сымитированы «синяки
под глазами». Ногти обычно покрыты черным лаком у мужской части либо от кроваво-красного до черного цвета - у женской.
Одежда у них из шелка, мятого бархата, кожи и винила исключительно черного цвета, обычно длиннополая или удлиненная (например, длинный плащ) . Представительницы женского пола часто ходят в корсетах из кожи и латекса, длинных платьях, стилизованных под старину, либо длинных черных юбках в сочетании с черными блузами. Из обуви предпочитают черные высокие ботинки со шнурками. Украшения используются исключительно из серебра в знак презрения к золоту. Для них характерно ношение колец, кулонов, подвесок, значков, брошей со сти-лизированными изображениями трупов, оккультно-религиозного «египетского креста» - анкха (крест с петлей на верхнем конце), «Глаза Ра» и др. в качестве украшений, нашивок на одежду либо макияжа. Широко используются и иные оккуль-тно-религиозные и сатанистские символы и атрибуты: кельтские кресты, орнаменты, пентаграммы, перевернутые кресты, восьмиконечные звезды.
4. Металлисты-мужчины обычно носят длинные волосы, кожаную мотоциклетную куртку-«косуху» или длиннополую одежду черного цвета (плащ, пальто) с металлическими заклепками и шипами, кожаный жилет, черную футболку или балахон с логотипом музыкальной группы, мотоциклетные кожаные перчатки без пальцев, проклепанные ремни с шипами, кожаные штаны или джинсы (обычно синие или черные) с цепями, сапоги с цепями -«казаки» или тяжелую обувь - «камелоты», «керзы», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», туфли, как правило, остроносые, «готические» штиблеты, напульсники -кожаные браслеты с заклепками и/или шипами (порками), нашивки на одежде и аксессуары с изображениями любимых групп.
Этому молодежному течению присущ характерный жест, известный под названием «коза», - вскинутый вверх кулак либо
Зарубежный опыт
перекрещенные на груди кулаки направленные тыльной стороной ладони вперед с разжатыми мизинцами и указательными пальцами. Нередко к этому типичному жесту добавляется разжатый и отведенный в сторону большой палец. Он обозначает в американском языке жестов «я тебя люблю».
5. Панки, как правило, красят волосы в яркие неестественные цвета, начесывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком в форме «ирокеза». Носят куртку-«косуху» чаще всего без чрезмерного количества шипов и наклепок, предпочитают рваные протертые джинсы, предварительно вымоченные в растворе отбеливателя и поэтому имеющие разводы рыжеватого цвета, вправленные или подвернутые под тяжелые ботинки либо кеды, к которым прицепляют цепи от собачьих поводков, и аксессуары (ошейник, напульсники, сумки-торбы) , на которых крепятся заклепки, шипы, черепа.
6. Скинхеды в большинстве своем коротко пострижены либо бритоголовые, предпочитают носить короткие черные кожаные куртки, рубашки в клеточку, джинсы и обувь военного типа со сверкающим отливом. Неотъемлемая часть одежды, отличающая их от других субкультур, - подтяжки, одноцветные, без узоров, как правило, черные или темно-красные, шириной не более двух сантиметров , имеющие блестящие замки или зажимы типа «крокодилы». По тому, как подтяжки закрепляются на спине, различают две разновидности их ношения - «X» и «У». Нашивки на одежду скинхеды не используют.
7. Эмо - это подростки, у которых, как правило, жесткие, прямые, черные волосы, в форме характерной прически с косой, рваной челкой, закрывающей один глаз, сзади волосы коротко стриженные и торчащие в разные стороны. У представителей женского пола - типичные детские прически с двумя маленькими хвостиками с яркими бантиками и заколки в виде сердечек, расположенные по бокам. У всех
эмо обычно бледное лицо, на котором ярким пятном смотрятся глаза, подведенные черным карандашом. Юноши и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. На лице может быть пирсинг, как правило, на губах и левой ноздре.
Представители этого течения предпочитают носить одежду и аксессуары розовых и черных цветов, в том числе обтягивающие футболки с изображением героев детских мультфильмов, музыкальных эмо-групп, перекрещенных пистолетов или расколотых сердец, черной пятиконечной звезды на розовом фоне и полосатые гетры на руках. Они носят узкие, рваные джинсы или вельветовые штаны, в которые вправлен проклепанный ремень с цепочкой. На ногах обычно кеды с розовыми шнурками либо «вэнсы» с узором в шашечку.
Эмо носят очки в широкой черной оправе, в ушах у них обычно серьги, имеющие короткую прямолинейную цилиндрическую форму и называемые «тоннели» либо «плаги», на шее - крупные яркие бусы, на руках - разноцветные (обычно силиконовые) браслеты, «снэпы», которые могут прикрывать порезы вен. Они ходят с сумками через плечо, на которые крепят различные значки и заплатки.
Им присущи характерные жесты, например наклон головы, чтоб свисала челка, и приставление к виску двух пальцев, изображающих пистолет, изображение руками фигуры в виде сердца, искривление ног путем изгибания их в коленях и постановки ступней на внутренние поверхности. Особой приметой представителей этого течения является фотографирование себя со своим отображением в зеркале.
Указанные групповые признаки молодежных субкультур могут иметь индивидуальные особенности, связанные прежде всего со спецификой ношения (одежда, обувь, аксессуары) или внешнего проявления, функциональные признаки, обусловленные индивидуальными особенностями представителя отдельного течения. Имен-
но эти особенности в совокупности с антропометрическими признаками обеспечат возможность идентификации конкретного представителя той или иной субкультуры.
Таким образом, изучение молодежных субкультур и их внешнего проявления в антропометрических, функциональных признаках и признаках одежды на основе использования новых достижений социологии, культурологи, психологии в габи-тоскопии позволит повысить эффективность применения словесного портрета в деятельности правоохранительных органов.
1 Гусев A.A. Установление личности по признакам внеиности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09. М., 1955.
2 Жбанков В.А. Концептуальные основы установления личности преступника в криминалистике : автореф. дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.09. М., 1995.
3 Зинин А.М. Теоретические и практические проблемы криминалистического установления личности по признакам внеиности : автореф. дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.09. М., 1997.
4 Кузнецов П.С. Применение субъективных портретов в раскрытии преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид наук : 12.00.09. Свердловск, 1983.
5 Самойлов Г.А. Основы криминалистического учения о навыках : учебное пособие / под ред. Р.С.Белкина. М. : Выси. шк. МВД СССР, 1968.
6 Корноухов В.Е. Комплексное судебно-экспертное исследование свойств человека. Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1982.
7 Османов Т.Ю. Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности : методологические и психологические аспекты проблемы : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09. М., 2000.
8 Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевием. М.: Изд-во МГУ, 1988.
9 Аксютенко H.A. Философско-мировоззрен-ческие проблемы молодежной субкультуры : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. М., 2 007.
10 Блохина М.В., Григорьев Л.Г. Молодежные субкультуры в современном обществе : монография. Тверь : ТГТУ, 2 004.
11 Буимарина H.H. Молодежные субкультуры как предмет педагогического исследования : дис. ... канд. педагог, наук : 13.00.01. М., 2008.
12 Карманова A.B. Отчуждение и современные молодежные субкультуры: социально-философский анализ : дис. ..канд. филос. наук : 09.00.11. Кемерово, 2 007.
13 Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи. М. : ВЛА-ДОС, 2 004.
14 Левикова С.И. Молодежные субкультуры : учебное пособие. М.: Гранд-Фаир, 2 004.
15 Райхитат А.О. Молодежные субкультуры в российском обществе: теоретические подходы и современные практики : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04. Казань, 2006.
16 Шабанов Л.В. Молодежная субкультура: социально-философский анализ : дис. ... докт. филос. наук : 24.00.01. Томск, 2007.