Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университет а им. Н.И. /Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 2 (14), с. 73-79 73
УДК 316
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
© 2009 г. Г.М. Таниева
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского Tanieva [email protected]
Поступила в редакцию 16.04.2009
Дан анализ развития молодежных субкультур с конца 40-х годов XX века. Раскрываются причины обращения представителей молодежных субкультур к музыке и эстетике неевропейских цивилизаций, ставших своеобразным катализатором для выявления национальных особенностей молодежных субкультур западного типа. В частности, показано, что аутсайдерство, как сознательный принцип существования молодежных субкультур, позволило их носителям игнорировать ценности, приобретенные и оберегаемые предыдущими поколениями, и утверждать новые взгляды на мир и роль человека в обществе.
Ключевые слива: диалог культур, молодежная субкультура, аутсайдерство, негритянская музыкальная культура, развитие субкультуры.
В диалоге «белых молодежных субкультур» и «черной» культуры, которую в западном мире было принято считать примитивной, рождалась новая музыкальная культура, которой суждено было стать определяющей для молодого поколения второй половины XX века. Ярким примером такого диалога и такой доминанты считают молодежную культуру, появившуюся в Великобритании и США.
Такой способ формирования культуры объясняется тем, что у каждой из новых молодежных субкультур проявляются свои характерные символы. Роль этих символов становится очень важной в современном обществе, в котором доминируют феномены «массовой культуры». Усиливается их роль и в России. Поэтому обращение к неевропейским цивилизациям, Востоку и черной культуре, в особенности к её музыкальным направлениям, играет немаловажную роль в формировании новых музыкальных стилей и направлений. Для создания свежего образа в искусстве всегда необходим диалог культур, имеющих другие характерные черты и другую эстетику. Анализ этого диалога и является целью статьи.
Виктор Тэрнер, обращаясь к проблеме причин формирования субкультур, пришел к выводу, что «члены презираемых или
бесправных культурных групп играют главную роль в мифах и сказках как выразители общечеловеческих ценностей...» [1]. Поэтому вполне закономерно, что после Второй мировой войны возникла тенденция к появлению особых социальных групп - молодежных уличных племен со своими индивидуальными взглядами на мир и общество, в котором они живут. Они
стали создавать особые сообщества, пытаясь выжить в непростое послевоенное время депрессии, разрухи и безработицы. Выходя из замкнутой социальной ячейки, такой как семья, в этих условиях молодой человек неминуемо попадал в социальный вакуум. Заполнением этого вакуума становились «тусовки» -
небольшие группы со своей территорией, своим стилем одежды, чтобы отличаться от других подобных молодежных тусовок и от мейнстрима (молчаливого большинства).
Постепенно группы придумывают себе символические названия (например: битники, хиппи, рейверы, рокеры, скинхеды, хэдбэнгеры (металлисты), панки и т.д.), стиль в одежде, язык общения и музыку.
Таким образом, в формировании
молодежной субкультуры действуют два фактора: во-первых, обращение общепринятых ценностей, их «переворачивание»; во-вторых,
усугубление выбранного раздражающего
общество образа. В результате возникает аутсайдерство как осознанный принцип рождения и существования молодежных субкультур, которое позволяет их носителям игнорировать ценности, приобретенные и
оберегаемые предыдущими поколениями, и утверждать новые взгляды на мир и роль человека в обществе.
Чтобы показать механизм действия этой причины развития, дадим краткую
характеристику различных молодежных субкультур и характер их взаимодействия.
Одной из «черных» субкультур, получившей распространение в 40-50-х годах XX столетия, стала культура зутис (zootiez), от Zoot Suit -
костюм с длинным пиджаком в черную или синюю полоску и узкими брюками. Для бесправной негритянской молодежи само обладание таким костюмом считалось вызовом «белому» сообществу. Волосы зутис были выпрямлены с помощью химии. Zoot Suit стал «воплощением сущности черной городской Америки» [2]. Для черных зутис значение джаза, как одной из культурных ценностей первых черных субкультур, трудно переоценить. В дальнейшем джаз, как музыкальный стиль, стал характерен для городских молодежных субкультур, так как его отличительной стилистической чертой является большая свобода музыкальной формы и содержания. Субкультура зутис была чисто негритянской, но ценностная ориентация была направлена на свойственное белым качество жизни.
Если субкультура зутис символизировала собой стремление к лучшей жизни, то о байкерах этого сказать нельзя. «Лучше править в аду, чем служить в раю» - эта крылатая фраза из фильма «Ангелы Ада на колесах» стала их девизом. Они - пламенные патриоты и уважают сильную государственную власть.
Отличительной особенностью байкеровского стиля в одежде являлась джинсовая жилетка с обрезанными рукавами, эмблемой
мотоциклетной банды и нацистской символикой, шокировавшей обывателя. Многие ветераны по возвращении в родную Америку из Вьетнама пополнили байкерские ряды. Нацистская символика стала ярким примером обращения молодежной субкультуры к эмблемам «наоборотной культуры». Широкому распространению образа байкеров помогли кинематографисты, создавшие один из самых притягательных для молодежи культурных мифов. «Я мог коснуться их, мог слышать их, -говорил Хантер Томпсон, - я видел страх и отвращение на лицах законопослушных граждан. В итоге, я кончил тем, что сам купил себе мотоцикл и выехал с ними на шоссе» [3]. C развитием рок-музыки байкеры прочно заняли свое место в молодежной культуре. В настоящее время рок из музыки молодежной субкультуры превратился в музыкальный стиль. То же самое можно сказать и о джазе. Об этом свидетельствуют многочисленные рок- и джаз-фестивали, которые проводятся по всему миру. В России рок-фестивали приобрели очень большую популярность, объединяя массу поклонников этого музыкального направления. Рок и джаз изучаются отечественными музыкальными критиками и серьезными
музыкантами, элементы этих стилей нередко используют известные русские композиторы в своих сочинениях: «Юнона и Авось» и «Жизнь и смерть Хоакино Мурьеты» Н. Рыбникова, «Стадион» А. Г радского.
Британская мотоциклетная субкультура сформировалась несколько позже. Её появление связано с выдачей бензина по талонам вплоть до 1950 года, когда в Англии появилась молодежная субкультура, ведомая правилом: «Живи на полную катушку, умирай молодым». Их называли «Ковбоями Кафе» (coffee-bar cowboys). Они собирались у небольших придорожных кафе. «Ковбои Кафе» заложили стиль, который лег в основу британского рок-н-ролла, который позже обожали культовая группа The Beatles, Элвис Пресли, наша группа «Браво» и другие исполнители. В 1954 году водитель грузовика из Мемфиса Элвис Пресли записывает на «Сан Рекордз» несколько песен. Это была музыкальная революция, определившая развитие молодежной культуры на несколько десятилетий вперед. Этот стиль назвали хиллбилли - музыка бедного белого американского Юга. Пресли, как и другие исполнители рок-н-ролла, был хипстером и испытал на себе сильнейшее влияние негритянской музыки. Элвис Пресли и киноактер Джеймс Дин (фильм «Бунтарь без причины») собирали полные залы. Начала складываться массовая молодежная культура, внутри которой вскоре стали образовываться различные микро- или субкультуры. Аудитория состояла из детей послевоенного «бэби бума», для которых рок-н-ролл воплощал полную свободу, которую родители с мировоззрением, сложившимся в условиях времен депрессии и войны, не могли понять и принять. Черные традиции блюза, госпела и джаза ассимилировались с белым кантри-энд-вестерном.
Самая спорная субкультура 40-х годов -хипстеры. Для хипстеров не было расовых границ и социальных ограничений. Жаргон, на котором общались хипстеры, назывался джайвом, по знанию которого хипстеры определяли себе подобных. «Хипстер, - писал Берроуз, - тот, кто понимает и говорит на «джайве», просекает фишку». Мир хипстеров был полукриминальным. Их музыка боп, имеющая негритянские корни, позже превратилась в европейский бит. Как музыкальное направление, бит нашел применение в популярной эстрадной музыке, он лег в основу «звездных» хитов, занимающих первые места в отечественных и зарубежных
чатах, подкупая слушателей неповторимым своеобразием ритма и зажигательностью.
Битники и хиппи - две самые крупные субкультуры из представителей среднего класса в США 50-х годов, испытавшие воздействие восточной культуры. Первая использовала буддизм и образ раскованного, открытого полноте бытия «черного человека», вторая строила свою модель, опираясь на восточную мудрость и образ американских индейцев. Музыка черных контрастировала с пресной музыкой белых. «Когда их музыкой,
представленной рок-н-роллом, - пишет классик контркультуры Чарльз Рейч, - стали
заслушиваться белые подростки, это дало новый толчок подпольному самосознанию поколения битников» [1]. К своему внешнему облику и те и другие относились пренебрежительно, но владели и языком и стилем. С другими субкультурами их роднит культ музыки, свободное отношение к наркотикам, свобода самовыражения. Белому хипстеру приходилось выглядеть «цивильно», а битник ничего не делал для своей внешности. В многоконфессиональной России эти субкультуры безусловно нашли свой отклик среди молодежи как в полукриминальной форме, так и в форме желания переоценки существующих ценностей через призму иной, восточной культуры.
В Великобритании в это время создалась другая ситуация, которая повлияла на расцвет молодежных субкультур. Классовая иерархия в Англии, согласно Джеффри Г ореру, состояла из семи классов: три рабочих, три средних и один аристократический. Позже к последнему добавился еще один, в связи с появлением новой аристократии от шоу-бизнеса, и не было антагонистического противостояния «черных» субкультур из-за их малочисленности. Сразу после войны в Великобритании господствовал консервативный стиль одежды, так называемый «эдвардианский»: длинные однобортные
пиджаки с бархатной подкладкой, узкие брюки и макинтош. Но уже существовали
демократические тенденции. Еще в военные годы в Англии появился феномен, названный впоследствии словом «тинейджер». Их называли теддиз. Их новое отношение к сексу, потрясшее английского обывателя, приняли как следствие отсутствия у большинства из них родителей, что повлияло на агрессивное выражение мужественности, шокировавшее
консервативную Англию. Теддиз начинают делать свои прически на рок-н-ролльный манер (чуб на лбу), участвуют в разгромах
кинотеатров и драках на расовой почве в индийском квартале. После этого социолог Ариэль Коэн вывел термин «общественная истерия» [4]. Теддиз были молоды, неопытны, не связаны семьей и обязательствами, в отношении стиля они скоро стали анахронизмом, но подготовили почву для новых английских молодежных субкультур.
Появление народников стало естественной реакцией молодого поколения на все более возраставший новоамериканский прагматизм. Музыкой народников стал «фолк» или «фолк-рок», который до сих пор популярен в Америке. Джаз был музыкальным отражением ритмики современного города, но сердца народников оставались в провинции, оттуда они заимствовали мелодии для нового рока. Выходцы из среднего класса, верившие в человеческий дух, они носили плисовые и вельветовые штаны, цветастые рубашки, что потом органично переняли хиппи. Фолк-рок до сих пор интересен для молодых рокеров, примером стиля фолк-рок является современная группа «Океан Эльзы».
У серферов увлечение спортом было своеобразным уходом от наскучившей действительности с ее бытовой рутиной, ставшее образом жизни. Вместо того чтобы работать с девяти до пяти, серфер говорил: «К черту все это!» - и отправлялся на Гавайские острова или пляжи Тихоокеанского побережья. У серферов господствующим был принцип слияния с природой: принять душой волну, слиться с ней. Серферы создали свой неповторимый стиль в одежде: рубахи в синюю и голубую клетку, однотонные майки навыпуск, шорты, джинсовые куртки, бейсболки и сандалии. Черты их облика - это выжженные солнцем волосы, загорелая кожа, которые восприняли миллионы молодых людей, никогда не прикасавшихся к доскам для серфинга. Из спорта образ жизни серферов превратился в культовый в 50-х годах, их музыкой стали The Chantays, Jan & Dean и The Beach Boys, пляжный мягкий рок, популярный в настоящее время в России. В стиле серф работают многие современные играющие музыканты, серф привлекает тем, что он создает спокойную непринужденную атмосферу, так
востребованную в России современной молодой и раскованной публикой во время отдыха. И для этого совсем не обязательно быть серфером.
Молодежная субкультура модов -культурный феномен XX века. Среди модов достойнейшим считался тот, у кого был изысканный гардероб, интересная коллекция
пластинок, хорошая библиотека, развитый ум. Моды были выходцами из upper-working, имеющих высокий социальный статус. Их культовой группой стали The Beatles, которые в 1963 году взорвали музыкальную культуру. Узкие воротнички, костюм строго по размеру, белые носки и аккуратные прически
французского стиля были характерны для модов, проблема секса им была безразлична, так как они были эгоцентричны, чтобы создать пару. Своей многочисленностью они
подготовили кратковременное явление, которое позже назовут «свингующим Лондоном». Моды выбрали джаз, что привело к созданию известнейшей фирмы Acid Jazz. Музыкой модов стал джаз двух направлений: эмоциональный (hot) и интеллектуальный (cool). Негр Луис Армстронг был очень популярным музыкантом у этой субкультурной группы. В 1966 году «свингующий Лондон превратился в одну большую галлюцинацию». Обстановку тех лет передает фильм Антониони «Фотоувеличение (Blow Up)». Массовость, расцвет музыкальных направлений и полная свобода рождают психоделические настроения. Термин «психоделия» впервые появляется и
закрепляется в молодежном лексиконе именно в Англии в 1966 году.
Летом 1964 года американский писатель Кен Кизи, автор романа «Полет над гнездом кукушки», основывает в Сан-Франциско коммуну «Веселые Проказники» (Merry
Pranksters), которая заложила ритуал приема различных психотропных веществ. Кен Кизи
опирался на знание духовных обрядов
американских индейцев, связанных с приемом природных галлюциногенов. С этого исторического момента психоделические вещества стали неотъемлемой частью любой молодежной субкультуры. Стремление к экспериментам в поиске «образа иного» снова приводит к ранее запрещенному, открыто вступая в конфликт с уже существующей доминирующей культурой. Окончательное оформление «психоделической эры» произошло после выхода пластинки The Beatles «Сержант Пеппер», признанной критиками «лучшим
диском всех времен и народов».
В это же время начиналось явление, которое позднее назовут «сексуальной революцией», «Властью Цветов» или «Летом Любви». Это один из ярчайших примеров «лиминального периода. У поколения хиппи,
предшественниками которых были
«народники», верившие в коммуну, серферы с их утонченным гедонизмом и гармонией с
природой, моды с отсутствием каких-либо обязательств перед обществом, любимой музыкой стали поп и рок. Они называли себя freaks, то есть «чудаки». Употребление наркотиков и «свободная любовь» чрезвычайно быстро приводили к истощению энергии, инертности, деградации и разрушению личности. Как показали социологические исследования [5], хиппи «первой волны» за пять лет после музыкального фестиваля в Вудстоке превратились в пассивных, отупевших людей. В России движение хиппи имело скорее негативный оттенок, в этом можно убедиться, посмотрев фильм современного режиссера А. Аристокисяна «Место на земле».
То же можно сказать и о люмпенской субкультуре скинхэдс, которую принято считать расистской, даже «фашистской». Скинхэды взяли от черных сверстников не только музыку рэггей, но и стиль, и жаргон. Их стиль Dressing Down полностью соответствует агрессивному самоутверждению на улицах больших индустриальных городов: тяжелые
ботинки со стальным чашковидным носком и высокой шнуровкой, широкие штаны на подтяжках или укороченные (закатанные) джинсы, грубые пиджаки, белые майки, бритые наголо головы. В середине 68-го они появляются тысячами на футбольных матчах. Принимая на вооружение культ насилия, «гася» хиппи и гомосексуалистов, скинхэдс презирали общественное мнение, которое было не на их стороне, так как постулировало совершенно другие ценности. Музыка рэггей была скорее элементом культуры скинхэдс, подчеркивающим анархизм и стремление к аутсайдерству. На самом деле рэггей имеет корни в негритянском фольклоре и в настоящее время часто используется современными композиторами и
аранжировщиками. Что касается музыкальных пристрастий современных скинхэдс, то это скорее хэви металл. Усложнение музыкальных форм в конце 60-х привело к появлению музыки хэви металл. Это был возврат к чистому року, исполняемому на новой, более мощной аппаратуре. Синонимом названия стиля стало слово хэдбэнгерз (headbangers), которое переводят как «металлисты». Некоторых металлических экстремистов совершенно справедливо критиковали за пропаганду насилия и сатанизма. Хэдбэнгерз наглядно продемонстрировали, что их стиль может существовать вне времени, невзирая на изменения в молодежной моде.
К середине 70-х появляются два
направления в молодежной культуре - фанк и глэм. В основу фанка был положен уличный имидж сутенера и белый психоделический стиль «свингующего Лондона» - широкие брюки-клеш, шелковые рубашки, свободные пестрые пиджаки, золотые цепи, кепки и фуражки. Глэм - это доведенный до
совершенства стиль unisex, когда подчеркивание мужественности, характерное для ранних субкультур, потеряло свое значение. Глэмстеры настаивали на том, что улучшение внешнего облика является частью продолжения культурной революции 60-х. Важную роль в этом процессе сыграл популярнейший
исполнитель начала семидесятых Дэвид Боуи, который создал образ «космических путешественников», сделав unisex реальностью. Пышные шевелюры, космическая одежда, обувь на высокой платформе оказали огромное влияние на стиль субкультур девяностых, когда образ «космических путешественников» снова приобретет актуальность.
1976 год - время появления панков. Панки были оппозицией «хиппи». Они выбрали культ городских свалок и грязи. Sex Pistols - их культовая группа. В одежде черные косые кожаные куртки и пиджаки. Слово Punk на английском слэнге означает «шваль», «подонок». Они отвергли все, что выработала до этого молодежная культура шестидесятых. Вдохновение панкизм черпал из произведений Берроуза и Хантера Томпсона с их пропагандой свободы и асоциальности как единственной альтернативы выживания в современном обществе. Огромное влияние на музыку тех лет оказал «психоделический минимализм» нью-йоркской группы конца шестидесятых «Вельвет Андеграунд» и ее лидера Лу Рида. Главная стилевая установка панков - безграничные возможности самовыражения. Панки хватали любые идеи безо всякого смысла и систематизации. Такой способ освоения культуры привел к важному социальному результату: «Этот лоскутный, портняжный
анархизм стал ключевым в племенном стиле и идеологии панков, он дал массовой культуре новый вид товара, дал новый импульс развитию мировой моды» [6].
Параллельно в Нью-Йорке появляется субкультура «хип-хоп», развиваются два ее элемента - брейк-дэнс и рэп. С начала восьмидесятых представителей появившейся субкультуры начинают звать би-бойз. Буква «B» означает «Beat» - удар, ритм, например, «Break-Bit». Би-бойз используют экипировку,
присущую рэпперам. Стиль би-бойз: золотые цепи, здоровые стереосистемы и дорогие модели Adidas. Коммерческий успех рэпа приводит к тому, что в поисках новых путей многие черные энтузиасты организуют свои специализированные лейблы, пытаясь защитить свою субкультуру. Популярностью пользуются рэперы, такие как Public Enemy и Fun-Da-Mental, призывающие к
переустройству мира на основе этноса «Черной Власти». В начале XXI века рэп разделили на чёрный и белый. Белым рэперам не нужно ничего менять в этой жизни, им нравится читать стихи в ритме и темпе, напоминающем их прихотливую и беспечную жизнь. Moby - самый богатый рэпер и showmen - один из них. В России это любимые молодежью Серёга и Тимоти. Рэп в России, как и брэйк-дэнс, не стал стилистическим элементом какой-то определенной субкультуры, его с удовольствием слушают, а композиторы используют как художественный прием в рамках поп- и бит-музыки.
Рейверы - представители яркой многочисленной молодежной субкультуры, в основном это дети выходцев из среднего класса. Рейверы могут говорить, как хиппи, выглядеть, как панки, они самостоятельны и независимы, живут на пособие по безработице. Основное социальное зло они видят в потребностях эго и материализме. В Соединенных Штатах их называли «Поколением Икс», их музыка - монотонная, гипнотическая, под стать наркотику, это музыка вырождающихся перенаселенных мегаполисов. Появление в техническом музыкальном оборудовании сэмплера, с помощью которого практически любой может делать свою музыку из обрывков чужой, открыл новую эпоху в развитии музыкальных субкультур. И сегодня, как продолжение и углубление этой тенденции, в связи со стремительным ростом и внедрением высоких технологий, появляются очень интересные образцы электронного творчества, создаваемые с помощью синтезаторов, компьютеров и музыкальных программ, и, как следствие, фестивали, где представлены её образцы. В отличие от рок-фестивалей, они не такие массовые в силу специфичности создания и воспроизведения этой музыки. Можно говорить о новой музыкальной молодежной культуре, не имеющей цели выразить протест или провозгласить свои ценности, а стремящейся к чистому
искусству. Супермаркет стиля - явление, когда молодежь может приобщиться к любому стилю на современном рынке,
располагая свободой выбора, - позволяет
экспериментировать, смешивая различные
элементы разных стилей, и единственным критерием, определяющим будущее таких экспериментов, будет время.
Из уже сформировавшихся молодежных субкультур в 90-е годы образовываются новые смешанные субкультуры, например инди-кидз. Это смесь «разбитых», «хиппи» и «панков». Их прически в духе «свингующего Лондона», джинсы, панковские ботинки, армейская форма. У «разбитых» они позаимствовали
издевательский и аполитичный юмор,
меланхолию и пессимизм. В основу музыки индиз лег гитарный «нойз», сквозь который пробивался заунывный и мелодичный вокал, «инди-дэнс» - танцевальная музыка в роковом или фанковом ключе, в отличие от техно рэйверов, на живых инструментах. Возникшая в Сиэттле субкультура грандж - это инди-кидз на американский манер. Представители «гранджевого» направления «Нирвана», «Перл Джем», «Саундгарден» в августе 1994 года в США организуют «Вудсток'94», собравший полмиллиона человек. В Великобритании огромной популярностью пользуются традиционные фестивали современной музыки: Гластонбери, Феникс, Рединг, где проходит смотр современной молодежной музыки. В начале 1995 года в Англии появляется множество новейших стилей: трип-хоп (смесь негритянского хип-хопа и белого техно), негритянский джангл.
Современная популярная музыкальная пресса: газеты «Нью-Мьюзикл Экспресс», «Мелоди Мейкер», журналы «Вокс», «Селект», «Бла Бла» - стали рупором
молодежных субкультур, пропагандирующим их образ жизни. Сотни рок- и техноклубов, появление новых микрокультур, таких как Амбиент-технохэдс, Зиппи, Племя Донга и т. д., свидетельствуют о том, что с началом нового, третьего тысячелетия заканчивается война стилей, и единство молодежных племен чем-то напоминает возвращение к
первобытному хаосу. К основным факторам, влияющим на формирование и развитие современных молодежных субкультур: протест против существующих ценностей, стремление к самоутверждению среди сверстников, желание самостоятельно выбирать свой путь и образ жизни -добавляется ещё один: поиск новых путей
приложения творческого и интеллектуального потенциала. Этот фактор очень важен, потому что известно: если человек не проявляет себя в творчестве, его деятельность может стать разрушительной. Например, субкультура эмо - одна из самых популярных среди подростков 13-17 лет. Черно-розовая гамма в одежде, экстравагантный грим, эстетизация смерти тревожат родителей. Резкие перепады настроения, самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей и пупка. Пирсинг - как выражение недовольства собственным телом - эмо активно декларируют и охотно делятся опытом. Большинство подростков
включаются в это движение за компанию, однако импульсивных детей такие игры могут травмировать и даже подталкивать к суициду. Кроме того, эмо-культура поощряет повышенную чувствительность. Здесь не стыдно биться в истерике, бурно хохотать или рыдать [7]. Такая распущенность тормозит процесс взросления. Писатель Владимир Козлов убежден, что эмо представляют не большую опасность, чем панки или готы. Это не более чем тусовка: попав туда, ты в лучшем случае найдешь единомышленников и друзей, а в худшем - получишь иллюзию того, что ты не одинок. Эмо-культура -подходящее место для чувствительных, скромных, интровертных тинейджеров. В ней они не только одеваются в соответствующем стиле и слушают эмо-группы (напр. «Tokio hotel»), но и сами занимаются творчеством: рисуют, фотографируют, пишут стихи [8].
Многослойность и разнообразие
«молодежных субкультур» объясняется, во-первых, особенностями исторического развития общества. Вторая мировая война, депрессия и послевоенный «бэби бум»; повзрослевшие дети стремились к полной свободе, игнорируя ценности, приобретенные и оберегаемые предыдущими поколениями, причем как белый бедный американский юг, так и представители среднего класса. Влияние восточной и негритянской музыкальных культур в это время особенно яркое: черные традиции
ассимилируются с белым кантри-энд-вестерном.
Во-вторых, социальным расслоением, свойственным капитализму. Классовой иерархии, существовавшей в Великобритании в 50-х годах, молодое поколение стремилось противопоставить демократические тенденции. В Америке появление молодежной субкультуры
SOCIAL-CULTURE ANALYSIS OF APPEARANCE AND DEVELOPMENT MUSICAL YOUTHING SUBCULTURES
G.M. Tanieva
The article give analysis of development youth subcultures from 40th of XX century. Explain motives of appeal youth subcultures to music and aesthetics uneuropean civilizations, which reveals national peculiarities youth subcultures of those countries. Outsiding, as a consciously principle of existence youth subcultures allowed their members ignore value of ancestors and confirm new views on the world and role of man in society.
Keywords: dialogue of cultures, of youth subcultures, outsiding, negro music culture, development of youth subcultures.
народников и хиппи стало естественной реакцией на новоамериканский прагматизм.
В-третьих, сильным влиянием моды на восприимчивую молодежь. В это время особенной популярностью пользуются одежда из джинсы и ковбойский стиль, бэйсболки и тяжелые ботинки с высокой шнуровкой, крупные золотые цепи и пестрые пиджаки, лоскутный портняжный анархизм.
В-четвертых, важным фактором, сыгравшим активную роль, является появление
музыкальной прессы, освещающей и
пропагандирующей образ жизни
представителей молодежных субкультур.
Список литературы
1. Тэрнер В. Лестница в небо. М: Амфора, 2001.
2. Элюль Ж. От революции к бунту. М.: Пегас,
1972.
3. Томпсон Х.С. Ангелы Ада: странная и ужасная сага мотоциклетных банд. М.: АСТ, 2003. С. 14.
4. Тэрнер В. Символ и Ритуал. М.: Амфора, 1983.
С. 64.
5. Байчоров А.М. От разбитого поколения к контркультуре (парадоксы молодежного протеста в США). М.: Наука, 1977. С. 31.
6. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб.: Университетская книга, 1993. С.
22.
7. Журнал Psychologies. М., июль-август 2008.
С. 29.
8. Козлов В. Эмо. М.: Амфора, 2008. С. 49.