Научная статья на тему 'Формирование молодежи в Узбекистане как научно управляемый процесс'

Формирование молодежи в Узбекистане как научно управляемый процесс Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
169
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЙНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / МОЛОДЁЖЬ / ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК / ДУХОВНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Халимбетов Юсуп Машарипович, Ибрагимова Эльнара Фармановна, Арслонова Райхон Ражаббоевна, Рустамова Хабиба Хасановна, Наимова Зилола Салимовна

Формирование молодёжи в Узбекистане основывается на духовности, культуре, образовании, идейной зрелости молодёжи. Идейно-нравственные качества старших поколений, передаваемые через систему нравственного воспитания, способствуют формированию и управлению у молодёжи идейно-нравственной зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Халимбетов Юсуп Машарипович, Ибрагимова Эльнара Фармановна, Арслонова Райхон Ражаббоевна, Рустамова Хабиба Хасановна, Наимова Зилола Салимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование молодежи в Узбекистане как научно управляемый процесс»

ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УЗБЕКИСТАНЕ КАК НАУЧНО УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС

1 2 3

Халимбетов Ю.М. , Ибрагимова Э.Ф. , Арсланова Р.Р. , Рустамова Х.Х.4, Наимова З.С.5

'Халимбетов Юсуп Машарипович - доцент, кафедра гуманитарных социально-экономических наук;

2Ибрагимова Эльнара Фармановна - ассистент;

3Арслонова Райхон Ражаббоевна - ассистент;

4Рустамова Хабиба Хасановна - ассистент;

5Наимова Зилола Салимовна - ассистент, кафедра фармакологии и клинической фармакологии, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: формирование молодёжи в Узбекистане основывается на духовности, культуре, образовании, идейной зрелости молодёжи. Идейно-нравственные качества старших поколений, передаваемые через систему нравственного воспитания, способствуют формированию и управлению у молодёжи идейно-нравственной зрелости. Ключевые слова: идейная зрелость, молодёжь, идейно-нравственный облик, духовная преемственность.

Введение. Формирование нового человека самым тесным образом связано со всем комплексом хозяйственных, социальных и нравственных проблем, и без высокого уровня духовности, культуры, образования, общественной сознательности, идейной зрелости молодёжи в годы Независимости невозможно, как невозможно оно и без соответствующей материально-технической базы. А это значит, что формирование молодого человека является не только результатом, но и важнейшим условием строительства нового Узбекистана. В известном смысле формируется закономерность: чем выше ступень развития, тем значительнее требование общества к человеку, уровню его знаний, общей культуры, идейным, нравственным и профессиональным качествам.

Формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, создание необходимых для этого условий составляют одну из главных целей. В современных условиях резко возрастает роль молодежи в создании основы Независимого государства, поскольку молодёжь является практически единственным источником пополнения трудовых ресурсов. Более того, от усвоения современной молодёжью идеалов и ценностей Востока в целом зависит успех его построения. Нынешние молодые люди нашей страны, как отмечалось на VII съезде УзЛДР, - завтра образуют костяк нашего общества. Поэтому от идейно-нравственной, трудовой молодёжи во многом зависит судьба нашей страны в 2017-2021 годы. Процесс духовной преемственности имеет двухсторонний характер: молодое поколение, чтобы нормально развивалось, удовлетворяло свои потребности, должно прилагать все усилия для овладения лучшими идейно-нравственными качествами старших поколений; старшее поколение должно делится своим опытом с молодёжью, увеличить значительную часть своего времени и энергии делу её воспитания и образования, и вместе с тем внимательно учитывать все то новое, что порождается деятельностью молодого поколения.

Восточная мудрость гласит: мир смотрит на тебя так, как ты смотришь на него. Уровень познания человеком окружающего мира органически связано с уровнем познания смысла жизни. Самостоятельное мышление влияет на нравственную свободу человека, определяет направление его морального поведения. Человек живет по-настоящему тогда, когда он созидает. Но любовь, страсть и создание приводятся в движение самостоятельным, индивидуальным, эмоциональным познанием. В многовековой истории познания

придавалось большое значение умению самостоятельно мыслить, обобщать, действовать. Именно в такой самостоятельности усматривали истинный путь к становлению нравственно цельной личности. Высшим критерием оценки знания, убеждения молодого человека служит его роль в созидательной деятельности. Знания, не нашедшие практического применения, не имеют ни какой ценности. Значит, эти знания не приобретены на основе собственного мышления, самостоятельного их анализа. Неумеющий совершенствовать свою способность к теоретическому мышлению не обладает системным знанием.

Идейно-нравственный облик молодёжи воплощает в себя диалектический, общий, особенный и единичный. Общий - это совокупность тех типичных свойств, качество которых отражают данную ступень зрелости общества и потому в той или иной степени присущи духовному облику людей. Особенный - облик отдельных социальных категорий, скажем категории молодёжи - рабочий, сельский, учащийся, научный и др.

При этом не полностью отражается все то типичное, что является общим для молодёжи в целом, в то же время особенный содержит такие черты, которые присущи другим его категориям. И наконец отдельный идейно-нравственный облик того или иного молодого человека, что в большей и меньшей мере включает черты и общего и особенного.

Идейно-нравственный облик молодёжи Узбекистана по своей сущности, по характеру его формирования тесно связан с трудовой деятельностью в независимой государственной общественной и частной производственно-основополагающей сфере жизнедеятельности членов нашего общества. Идейно-нравственный облик взаимосвязан и в целом со всей практической деятельностью юношей и девушек. Именно в практической повседневной деятельности проявляется идейно-нравственная зрелость. Идейно-нравственная зрелость есть определенный рубеж в формировании достойного типа личности, который знаменует, что готовность и способность к общественной деятельности из потенциального состояния приводится в практическую деятельность, активность поведения.

Абсолютное большинство юношей и девушек в своей практической деятельности проявляют глубокую и нравственную зрелость. Однако мы не можем сказать, что такая зрелость присуще всем и каждому из наших молодых людей. К сожалению, часть их отличается идейно-нравственной бедностью. Формирование и развитие идейно-нравственного облика молодёжи характеризуется диалектическим единством непрерывного и прерывного. С одной стороны - это непрерывный процесс формирования и развития соответствующих социальных качеств, с другой - совокупность результатов, достигнутых в тот или иной момент этого процесса. Каждое новое поколение отличается какими-то своими чертами, особенностями.

Процесс духовной преемственности имеет двухсторонний характер: молодое поколение, чтобы морально развиваться, удовлетворять свои потребности, должно прилагать все усилия для овладения лучшими идейно - нравственными качествами старших поколений; старшее поколение должно делиться своим опытом с молодёжью, посвящать значительную часть своего времени и энергии делу её воспитания и образования и вместе с тем внимательно учитывать все то новое, что порождается деятельностью молодого поколения. Духовная преемственность всех поколений узбекского народа - является необходимым и важным условием идейно - нравственного формирования нашей молодёжи. Духовная преемственность различных поколений наших людей находит свое выражение, прежде всего, в преданности независимым идеалом, в верности эволюционным, трудовым традициям Узбекского народа. В условиях независимости идейно-нравственные качества пожилых поколений передаются юношам и девушкам не автоматически, а через систему нравственного воспитания.

Идейно-нравственная убежденность характеризует единство сознания и поведения молодого человека, образуя сплав знаний убеждений и практический действий. Она выступает в роли регулятора поведения и проявляется в межличностных отношениях практической деятельности молодого человека. Только человек, обладающий глубокой гражданской убеждённостью, способен по-настоящему осознать и исполнить долг перед обществом, быть активным творцом нового.

Характерной чертой идейно-нравственного облика передовой части молодёжи является политическая культура. Политическая культура показывает уровень развития политического сознания и поведения молодёжи т.е. характеризует единство политических убеждений и политических действий молодёжи. Политическая культура предполагает не только усвоение, понимание политических знаний, не только прочные политические убеждения, но и регулярную социально-политическую деятельность.

Важным показателем политической культуры молодёжи Республики Узбекистана является социальный оптимизм - одно из замечательных качеств юношей и девушек нашей страны.

Социальный оптимизм - это устойчивая вера в торжество прогресса над регрессом, добра над злом. Это глубокое чувство уверенности в будущем, вера в идеалы справедливого независимого государства, вера в свой народ. Идейно-нравственный облик молодёжи неразрывно связан с его культурным кругозором. Культурный кругозор молодых людей, прежде всего, базируется на высоком образовательном уровне. В условиях модернизации страны, роста потока научно-технической информации знания довольно быстро устаревают. С другой стороны, в условиях так называемого информационного взрыва «XXI века», принципиально изменилось отношение молодого человека к знаниям. Многолетний опыт с молодёжью показывает воспитательный потенциал трудовых, особенно сельскохозяйственных коллективов, что на формирование идейно-нравственного облика молодежи оказывают положительные влияния такие факторы жизнедеятельности трудового коллектива, как благоприятные условия труда, быта и досуга, модернизация трудовых процессов; научное планирование работы; компетентность руководителя, его политическая, нравственная культура, отзывчивость, самокритичность, справедливость, личный пример, правильный подбор и расстановка кадров; активная целенаправленная работа общественных организаций не государственных объединений; высокая активность постоянно действующих семинаров и совещаний, советов наставников; высокая трудовая дисциплина; целенаправленная конкуренция, правильное использование мира материального и морального стимулирования; развитие принципиальной и справедливой критики и самокритики и т.д. Именно эти факторы повышают политико-воспитательный потенциал коллектива, создают благоприятный социально-психологический климат для идейно-нравственного роста каждого молодого человека.

Список литературы

1. Конституция Республики Узбекистан, 2017.

2. Мирзиёев Ш.М. Критический анализ, жесткая дисциплина и профессиональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Т., 2017.

3. Разыкова Л.Т., Игамова И.С. Широкие возможности для индивидуализации обучения // Проблемы биологии и медицины, 2016. № 2. С. 1.

4. Разыкова Л.Т., Игамова И.С., Муратова Ш.Н. Роль психологической атмосферы семьи в становлении и развитии личности // Наука и образование сегодня, 2019. № 11 (46).

5. Халимбетов Ю.М. и др. Факторы духовного развития молодежи // Достижения науки и образования, 2019. № 12 (53).

6. Халимбетов Ю.М., Махмудова Х.И. Интеллектуализация труда и формирование нравственной личности в Узбекистане // Наука и общество в эпоху перемен, 2017. № 1. С. 105-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.