Научная статья на тему 'Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана'

Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2395
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ЛИЧНОСТЬ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимбетов Юсуп Машарипович, Махмудов Собир Худойбердиевич, Маткаримова Гулназ Максуджановна, Джумаева Замира Уткировна, Джуманиёзова Феруза Сайфидиновна

В годы Независимости Узбекистана является важным формирование всесторонне и гармонично развитой молодёжи, духовно богатой личности, как основа прогресса государства. Руководство старшего поколения основывается на близком всем принципе свого места в жизни. По этому правилу строит свою работу со студенческой молодёжью коллектив профессорско-преподавательского состава Самаркандского медицинского института. Считая, что улучшение руководства молодёжью значит постоянно заниматься воспитательной работой. Молодость такая пора, когда человеком движут «души прекрасные порывы». Это светлое начало и нужно постоянно развивать, укреплять, чтобы в характере студенческой молодёжи навсегда утверждалось доброе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ - ОСНОВА ПРОГРЕССА УЗБЕКИСТАНА

12 3

Халимбетов Ю.М. , Махмудов С.Х. , Маткаримова Г.М. , Джумаева З.У.4, Джуманиёзова Ф.С.5

1Халимбетов Юсуп Машарипович - кандидат философских наук, доцент;

2Махмудов Собир Худойбердиевич - старший преподаватель, кафедра гуманитарных социально-экономических наук; 3Маткаримова Гулназ Максуджановна - ассистент;

4Джумаева Замира Уткировна - ассистент; 5Джуманиёзова Феруза Сайфидиновна - ассистент, кафедра медицинской биологии и генетики, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в годы Независимости Узбекистана является важным формирование всесторонне и гармонично развитой молодёжи, духовно богатой личности, как основа прогресса государства. Руководство старшего поколения основывается на близком всем принципе свого места в жизни. По этому правилу строит свою работу со студенческой молодёжью коллектив профессорско-преподавательского состава Самаркандского медицинского института. Считая, что улучшение руководства молодёжью значит постоянно заниматься воспитательной работой. Молодость -такая пора, когда человеком движут «души прекрасные порывы». Это светлое начало и нужно постоянно развивать, укреплять, чтобы в характере студенческой молодёжи навсегда утверждалось доброе.

Ключевые слова: молодёжь, личность, гармоничное развитие, воспитание, модульный подход.

Узбекистан в годы Независимости впервые раскрыл социальную сущность воспитания и обучения, его объективную историческую обусловленность, национальную природу, роль воспитания и обучения в развитии общества и в формировании всестороннее развитой, духовно богатой личности. Формирование нового человека самым тесным образом связано со всем комплексом хозяйственных, социальных и политических проблем. Без высокого уровня образования, культуры, общественной сознательности и идейной зрелости развитие молодежи независимого государства невозможна, как невозможна она и без соответствующей модернизации материально технической базы. А это значит, что формирование нового человека является не только результатом, но и важнейшим условием для развития Независимого Узбекистана.

Специальный анализ этих условий должен быть обращен не только в прошлое, но и в настоящее, и в будущее. Как объективные условия для всестороннего развития личности не есть нечто застывшее, раз навсегда данное, так и воспитательные возможности и воспитательная деятельность этих институтов не являются неизменными, не претерпевающими каких-либо изменений. Опыт последнего десятилетия показывает постоянно нарастающую интенсивность воспитательной, учебной деятельности различных институтов в годы Независимости, которую можно рассматривать как своего рода закономерность в развитии социально-воспитательного процесса в последние годы в Узбекистане.

Формирование профессионально-компетентной, общественно-активной личности в системе образования и экономики выступает фактором поступательного развития во всех отраслях народного хозяйства в Республике Узбекистан. Поэтому в современных

условиях в Узбекистане особое внимание уделяется вопросам интеллектуального, нравственного и культурного развития, профессионального роста и творческой самостоятельности молодёжи. Характеризуя задачи молодёжи в Узбекистане, Первый Президент И.А. Каримов говорил: «Без преувеличения можно сказать - наше будущее, будущее нашей страны, полностью зависит от того, кто придет к нам на смену, какие кадры мы воспитываем». Действительно, от того, с каким нравственным багажом придет подрастающее поколение в завтрашний день, во многом будет зависеть мощь общества. Для процветания нужны научно-технический поиск людей, их высокая гражданская активность. С достаточной ли настойчивостью формируется это качество молодёжи?

В годы независимости страны последовательно реализовывались стратегически важные задачи, сыгравшие огромную роль в обеспечении получения молодыми людьми глубоких знаний, формирования у них интеллектуальных профессиональных навыков, полного проявления их талантов. В целях оказания содействия талантливым учёным, педагогам, студентам в выходе на уровень передовых научных изысканий и высоких технологий созданы Фонд Президента Республики Узбекистан «Умид» по поддержке в обучении одарённой молодёжи за рубежом, а также Республиканский Фонд «Устоз». В последствие эти фонды были объединены в Фонд Президента Республики Узбекистан «ИСТЕЪДОД» по повышению квалификации перспективных молодых педагогов и научных кадров. Нынешняя молодёжь образованна и эрудированна и пожалуй, меньше чем прежняя берет слово на веру. Она сама хочет и способна докопаться до сути многих явлений, сама хочет что-то понять, делать, не довольствуясь готовыми формулами. Это должно радовать нас: воспитанное, не бездумное поколение-выросли мыслящие люди. Необходимо обеспечение перспективы развития личности. Без такой перспективы управление процессом личного совершенствования невозможно. Перспектива личного развития не может быть дана кем-то, что нормальным состоянием человека «является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим».

Усложнение задач идейно-воспитательной работы в Узбекистане на современном этапе обусловлено практической реализацией исторической задачи формирования научного мировоззрения и включения в активную созидательную деятельность всех членов общества. Это естественно требует новых подходов в руководстве и организации образовательной деятельности, дальнейшего размаха воспитательной работы, такого расширения ее рамок, которые позволили бы многообразными средствами и методами идейного влияния дойти до каждого молодого человека.

Что представляет собой модульный подход к планомерному осуществлению задач воспитательной работы? Прежде всего, и главным образом, это означает учет и сознательное осуществление как всей совокупности взаимосвязи различными направлениями и методами этой работы, так и его взаимодействия с другими процессами.

В этом плане «модульный» подход правомерно рассматривается как метод организации практических действий. Он требует подходить к обучению и воспитанию как целостной системе, в которой взаимодействуют технико-экономические, хозяйственно-организационные факторы, учитывается теоретическая деятельность и практический опыт, политика и идеология, объект и субъект воспитания, общественные отношения между молодёжью, условия их жизни и быта. Комплексный подход означает, что в процессе обучения и воспитания речь идёт о формировании не одного или нескольких, а всего комплекса качества в их единстве и взаимодействии. Он охватывает всю совокупность воспитательной деятельности. Сущность нового подхода состоит во взаимодействии согласованности, преемственности многообразных процессов обучения и воспитания, осуществляемых в семье, школе,

вузах, на производстве и махаллях. Каждый из этих процессов протекает не обособленно, а в тесной связи с другими, выполняя их.

Они объединены единой целью - формирование всесторонне развитой личности, базируется на общих традициях предков, единых требованиях нового подхода: «Модульный» подход к обучению и воспитанию предполагает целостное всестороннее решение идейно-воспитательных задач по достижению определенных социальных целей.

К ним относятся, во-первых, целостности чётко сформированных задач обучения и воспитания, что наиболее полно выражается в единстве организаторской, воспитательной и образовательной функции идеологической работы. Это единство предполагает необходимость сочетать политико-воспитательную работу с вовлечением студенческой молодёжи в сознательную деятельность по повышению эффективности, и качества работы, в управлении общественными делами.

За 27 лет, в условиях Независимости «Модульный» подход к обучению и воспитательной работе выступает как магистральный путь дальнейшего развития духовной сферы, повышения эффективности всей многогранной деятельности государственных и общественных организаций, идеологических учреждений, средство массовой информаций, направленной на формирование личности завтрашнего дня. Это означает, что в процессе обучения и воспитания решается задачи формирования всего комплекса общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Этот процесс охватывает всю совокупность воспитательной деятельности: интеллектуальное и физическое развитие, идейно-политическое, трудовое, нравственное, патриотическое, межнациональное, правовое, религиозное эстетическое и экологическое воспитание. Воспитательные воздействия коллектива не исключают, а предполагают необходимость индивидуально-воспитательного воздействия. Как правило, в лучших коллективах, будь то в школе, лицеях, колледжах работают и воспитывают лучшие воспитатели. И наоборот, лучшие педагоги и воспитатели, будь то учителя, наставники, общественные члены советов, своими целеустремленными усилиями способствовали и способствуют становлению лучших коллективов. Одно без другого невозможно. Как нет и не может быть сколько-нибудь целеустремлённого и систематического, индивидуально воспитательного процесса вне рамок нормально в воспитательном плане функционирующего государственного коллективного воспитательного и без индивидуального воздействий через личность воспитателя. Сегодня, как никогда ранее важно личное участие руководящих кадров в образовательно-воспитательной работе среди студенческой молодёжи. Это национальная традиция. Воспитательные воздействия руководителя на студенческую молодежь многообразно. Из всего многообразия форм воздействия необходимо выделить наиболее важные.

Во-первых, воспитание словом. Это означает, что руководство должно обладать элементарными навыками агитатора, пропагандиста, то есть быть идеологическим работником. Во-вторых, воспитание делом, то есть руководитель должен хорошо знать и владеть техническими и экономическим вопросами, быть организатором, уметь поставить так, образовательный процесс, чтобы он способствовал сплочению коллектива, создавая условия для творческого труда каждого, и каждому приносил радость. В-третьих, воспитание личным примером, и это особенно важно, поскольку действия руководителя воспринимаются подчиненными как норма поведения. Одной из важнейших задач современной высшей школы в свете требований государственной «Национальной программы по подготовке кадров» является решительный поворот к качественно новым прогрессивным и эффективным педагогическим технологиям и модернизации процесса обучения. Сегодня высшая школа в нашей стране, как и во всем мире, испытывая воздействие научно-технического прогресса и информационных технологий, получила дополнительный импульс своего развития.

Современная технология, модернизация обучения ставит перед преподавателем ВУЗа особые профессиональные задачи. Это поиск нестандартных методов работы. Молодёжь понятие обобщенное. Оно включает в себя многонациональный коллектив Самаркандского медицинского института. Нам хочется видеть их мыслящими за свои убеждения. Наша задача - руководство старшего поколения молодёжью, основывается на близком всем принципе своё место в жизни. Поэтому правилу строит свою работу со студенческой молодёжью коллектив профессорско-преподавательского состава Самаркандского медицинского института. Считая, что улучшение руководство молодёжью значить повидано заботиться воспитательной работой. Молодёжь такая пора, когда человеком движут «души прекрасные порывы». Это светлое начало и постоянно развиваем, укрепляем, чтобы в характере студенческой молодёжи навсегда утверждалось доброе. Не гасим инициативу молодежи равнодушным и разными запретами, видим и одобряем каждый благородный шаг.

Все линии воспитательного воздействия должны быть обязательно согласованными и едино-направленными. Высокая требовательность к человеку должна быть органически соединена со столь же высоким уважением к ним. Постоянно умножать и обогащать знания молодёжи. Образование, самообразование становится непрерывным процессом в жизни каждого работника. Таким образом, проблем здесь ещё немало. Многие из них вызваны и тем, что не решены все вопросы, связанные с теоретической разработкой и практическим внедрением подхода.

Список литературы

1. Исламова Д.С., Ибатова Ш.М. Медицинская этика и деонтология в работе медицинской сестры // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов Health, demography, ecology, 2017. С. 20.

2. Каримов И.А. Высокая духовность непобедимая сила, 2008.

3. Мирзиёев Ш.М. Критический анализ, жесткая дисциплина и профессиональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Т., 2017.

4. Масеева М.К. и др. К вопросу об имидже, манерах поведения и языковой культуре современного молодого человека // Вопросы науки и образования, 2019. № 29 (78).

5. Махмудова С.Э., Атаева Ф.Н. Опыт применения модульной системы для овладения педагогическими навыками в подготовке резидентов магистратуры по специальности "акушерства и гинекологии" // Лучшая научная статья 2018, 2018. С. 290-293.

6. Разыкова Л.Т., Игамова И.С. Широкие возможности для индивидуализации обучения // Проблемы биологии и медицины, 2016. № 2. С. 1.

7. Разыкова Л.Т. и др. Эффективность педагогического общения в подготовке врачей // Наука и образование сегодня, 2019. № 11 (46).

8. Шамсиев А.М., Курбаниязов З.Б., Давлатов С.С. Современные инновационные технологии в образовательной деятельности самаркандского медицинского института // Сборник тезисов, 2018. Т. 15. С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.