Научная статья на тему 'Основные принципы развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов'

Основные принципы развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРИНЦИП / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ЭТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олимов Ширинбой Шарофович, Сайфуллаева Нигора Закиралиевна

В статье освещаются теоретические и практические аспекты закономерностей развития духовно-нравственного мировоззрения молодёжи и рассматриваются подходы к его усовершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов»

5. Тестирование профессиональных компетенций бакалавра/ Ноздрачева Т.М.// В сборнике: Современные проблемы высшего образования материалы VII Международной научно-методической конференции. С.Г. Емельянов (отв. редактор). Курск, 2015. С. 200-204.

6. Анализ значимости компетенций бакалавра в области индустрии моды/ Леонтьева Т.И., Ноздрачева Т.М., Добровольская Т.А.// Научные исследования в образовании. 2010. № 7. С. 32-35.

7. Интерактивные методы обучения в реализации компетентностного подхо-да/Ноздрачева Т.М.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2012.№ 2. С. 244-247.

8. Применение интенсивных образовательных технологий при реализации образовательных программ впо в области индустрии моды/Леонтьева Т.И., Корольков И.А., Ноздрачева Т.М., Добровольская Т. А.// Учебное пособие / Курск, 2011.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ Олимов Ширинбой Шарофович, доктор пед.н., профессор Сайфуллаева Нигора Закиралиевна, ассистент Бухарский инженерно-технологический институт, г.Бухара, Республика Узбекистан

В статье освещаются теоретические и практические аспекты закономерностей развития духовно-нравственного мировоззрения молодёжи и рассматриваются подходы к его усовершенствованию

Ключевые слова: духовно-нравственное мировоззрение, принцип, национальная идея, национальная идеология, этика, педагогическое воздействие

Дальнейшее углубление демократических преобразований и развития основ гражданского общества в стране предписывают каждому человеку стремиться к всестороннему гармоничному развитию, полному раскрытию его личностных особенностей и коренному изменению устаревшего мышления и социально-правовой деятельности.

Этого можно достичь тогда, когда каждый трудящийся нашей республики, особенно молодёжь, станет личностью, обладающей высоким духовно-нравственным потенциалом, глубокими знаниями и опытом. Духовно-нравственное мировоззрение - это совокупность научных, философских, эстетических, политических, нравственных, религиозных взглядов и представлений людей об объективной действительности и её изменении, на основе которых создаются общечеловеческие идеи, ценности, знания, идеалы, формируется общественное отношение к Родине, нации, традициям, истории родного края и национальному языку.

Здесь следует признать, что процесс формирования духовно-нравственного мировоззрения очень сложный, состоящий из ряда

определённых противоречий. Эти противоречия могут привести к серьёзным трудностям и разрушению основ общественного уклада.

Для того чтобы избежать этого, необходимо опираться на законы и правила, служащие основой педагогических требований и деятельности. Приверженность принципам в педагогическом процессе обеспечивает эффективность воспитания и обучения.

Под принципами развития духовно-нравственного мировоззрения понимаются законы и правила, отражающие требования, предъявляемые к содержанию и нормам духовно-нравственного мировоззрения. Эти законы и правила являются фундаментом, идейным содержанием, служащим основой развития у студентов духовно-нравственного мировоззрения. Как показывает опыт, если при организации деятельности в педагогическом процессе следовать этим принципам - она будет результативной и эффективной. Принципы выполняют для участников данного процесса направляющую, реализующую цель роль.

1. Принцип социальной и целевой направленности.

Известно, что главная цель национальной идеологии - сформировать новое поколение молодёжи, борющееся за свободу и процветание Родины, обеспечение благополучной жизни, мира и благоденствия страны. При формировании духовно-нравственного мировоззрения у студентов подход, основывающийся на принципе социальной направленности, обеспечивает воспитание молодёжи по-настоящему искренней и самоотверженной, так как именно духовно-нравственное мировоззрение молодёжи является средством воспитания молодых людей истинными патриотами, трудолюбивыми, просвещёнными и достойными людьми.

Принцип целевой направленности предполагает организацию воспитательных мероприятий на основе общей цели и потребностей общества, а также необходимость применения передовых методов и средств и эффективного использования мероприятий, воспитывающих у молодых людей убеждённость в силе национальной идеи, призывающих их не жалеть сил и знаний при построении гражданского общества. В соответствии с этим принципом целесообразно общественно-полезный труд, формирующий социально-духовные качества у молодёжи, сочетать с воспитательными мероприятиями, влияющими на духовно-нравственное восприятие у студентов.

2. Принцип взаимосвязи развития духовно-нравственного мировоззрения с жизнью и трудом. Поскольку мировоззрение отражает научные и идейные взгляды человека на природу, общество, на себя, события и явления в обществе, нравственно-этическое мировоззрение предусматривает широкую пропаганду у молодёжи сути и содержания построения гражданского общества, изучение его жизненных основ, преобразование молодёжи в активных участников, вносящих свой вклад в построение гражданского общества. Педагог ВУЗа, следуя данному принципу, должен обратить внимание на следующие аспекты:

- чёткая установка на то, что труд имеет первостепенное значение в развитии каждого человека и общества в целом, укреплении экономической базы государства, а также удовлетворении материальных потребностей граждан;

- ознакомление молодёжи с основами современного производства, углубление их политехнического и технологического мировоззрения, вооружение их культурой организации труда на научной основе;

- выработка навыков осуществления труда во взаимосвязи с жизненными реалиями при формировании у будущих специалистов предпринимательских и деловых качеств;

- воспитание интереса и уважения к труду и общественно-полезной деятельности, преданности и любви к создателям материальных и духовных богатств;

- развитие чувства ответственности за общественное имущество и природные богатства, призыв к приумножению общественного имущества вкладом собственного труда.

3. Принцип гуманизации процесса развития духовно-нравственного мировоззрения. Известно, что гражданское общество представляет собой сообщество свободных, гуманных личностей. В таком обществе признаются свобода человека, его права, закон главенствует и един для всех. Здесь человек самостоятельно определяет цели и задачи своей деятельности, достигая при этом соответствия своих личных интересов с интересами государствами и народа, и полностью раскрывая свой потенциал и возможности. Поскольку принцип гуманизации процесса развития духовно-нравственного мировоззрения предусматривает воспитание у граждан добродетельности, взаимовыручки, сплочённости и стремления к счастью, при следовании этому принципу, в первую очередь, следует придерживаться следующих правил:

1. Уважение личности обучающегося и воспитуемого, его ценностных ориентиров, гуманное отношение к нему

2. Подход к свободе, правам, деятельности и личности студента на основе общечеловеческих норм.

3. Согласование планки требований к студенту с уровнем его знаний, силы и подготовленности

4. Уважение к статусу студента при любых обстоятельствах

5. Разработка системы мероприятий, призывающих каждого студента к достижению политической сознательности, духовно-нравственного совершенства, интеллектуальной зрелости

6. Непрерывное поощрение даже самой малой положительной черты в поведении, поступках и знаниях студента

7. Постоянный контроль за преобразованием духовно-нравственного мировоззрения в нормы высокой морали

8. Недопущение унижения прав, чести и достоинства, запрещение физической расправы

9. Внушение каждому представителю молодёжи идеи о том, что цель гуманности - совершенствование жизнедеятельности человека, обеспечение его прав, свободы и неприкосновенности.

Это формирует у студентов чувство уважения свободы и достоинства других людей, позволяет осознать основы уклада правового, демократического государства и гражданского общества, а также признать то, что каждый человек обладает свободой, равными правами, независимостью, честью и достоинством.

4. Принцип целостного подхода к процессу развития духовно-нравственного мировоззрения. Развитие духовно-нравственного мировоззрения происходит на основе взаимосвязи и взаимного влияния сознания, чувств, характера и поведения.

Только в том случае, если морально-эстетические убеждения, идеалы, знания и ценности, являющиеся составной частью духовно-нравственного мировоззрения, будут развиты целостно - человек сформируется как личность. Если эти качества не будут составлять целостность, а будут развиваться разрозненно, тогда человек не сможет проявить себя в качестве совершенной личности. При развитии духовно-нравственного мировоззрения объединение всех общественных институтов и организаций, в первую очередь, школы, средств массовой информации, коллектива, правозащитных органов, махалли и учебных заведений, является важным условием целостного подхода к данному процессу. Как показывает практика, вышеизложенные факторы неизбежно приведут к установлению личности студента в центр воспитательного воздействия для создания условий и возможностей развития духовно-нравственного мировоззрения будущих специалистов, позитивной направленности их жизненных планов, деятельности и поведенческих мотивов.

5. Принцип опоры на национальные и общечеловеческие ценности в процессе развития духовно-нравственного мировоззрения. Этот принцип возник и развивается как следствие важности понимания прошлого и настоящего нации и глубокого переосмысления ценностей, мировоззрения и традиций.

В них нашли отражение духовно-культурный облик человека, образ жизни, различные стороны развития общества. Поэтому при развитии у молодого поколения национальной гордости, нравственно-эстетических убеждений и идеалов, поведенческих ориентиров, совести, веры в будущее, национальной идеологии - роль ценностей просто неоценима.

Если национальные ценности включают в себя историю, язык, культуру, обычаи, традиции, привычки какой-либо конкретно взятой нации, то общечеловеческие ценности охватывают весь спектр знаний, имеющих ценность для всех наций и охватывающих цели и устремления всех народов. Поэтому общечеловеческие ценности подразумевают единство

мировой цивилизации и неразрывную зависимость друг от друга каждого её этапа.

Общечеловеческие ценности были скрупулёзно созданы на основе желаний и потребностей людей, в них сконцентрировались их представления, мышление, мечты о будущем, убеждения, правила поведения, которые, будучи отшлифованы и выверены жизнью, становятся фундаментом развития духовно-нравственного мировоззрения. Поэтому как национальные, так и общечеловеческие ценности во взаимосвязи с развитием духовно-нравственного мировоззрения весьма полезны для общества и страны, и имеют важную педагогическую ценность при подготовке всесторонне развитых специалистов.

6. Принцип опоры на национальную идею, идеологию и национальное самосознание при развитии духовно-нравственного мировоззрения. При создании демократического правового государства и гражданского общества целесообразно ориентировать процесс развития духовно-нравственного мировоззрения будущих специалистов с высшим образованием на новую научно-теоретическую основу. На наш взгляд, этой основой могут служить национальная идея, идеология и национальное самосознание, так как в содержании каждого из этих понятий отражены цели народа, нации, общества, его чаяния, взгляды, устремления и идеи, направленные в будущее.

Действительно, если национальная идея отражает в себе интересы народа и нации, объединяет и вдохновляет людей для достижения поставленной цели, мобилизуя их на этом пути, то национальная идеология отображает борьбу за справедливость и истину, свободу и независимость, нашедшие своё отражение в духовности, традициях и обычаях народа, сформировавшихся на протяжении веков. Национальная идеология - это сила, способная обеспечить народу мир в стране, благоденствие Родины, благополучие жизни.

Национальное самосознание означает накопленный каждой нацией исторический опыт, образ жизни, способы материального производства, а также убеждения, культуру, мировоззрение, уровень активности в социально-экономической, духовно-политической, культурно-

просветительской сферах. С этой точки зрения духовно-нравственное мировоззрение, опираясь на национальную идею, идеологию и национальное самосознание, уверенно шагает на пути к великой цели. Эта цель - путеводная звезда на пути создания и совершенствования гражданского общества.

Президент страны И.А. Каримов сказал: «Цель - это своего рода знамя, объединяющее народ и нацию. Это знамя - великая сила, вобравшая в себя гордость народа, его дух, мощь, устремления. Цель нашего государства, народа должна привлекать нас всех своим величием, жизненностью и

истинностью. Пока эта цель способна объединить людей в нацию, в наших руках - непобедимая сила»1.

Реализации этого принципа может служить введение общественно-гуманитарных дисциплин в учебные планы высших учебных заведений. Важная особенность этих дисциплин состоит в том, что они изучаются тогда, когда студенты, пройдя обучение в школе, профессиональном колледже, уже обладают определённой системой знаний и опыта. Многие сведения, почерпнутые из этих дисциплин, дают возможность развивать и укреплять духовный мир, научное мировоззрение, мышление, нравственность, правовую культуру, этико-эстетические убеждения студентов. Процесс развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов следует тесно увязать с национальной идеей, идеологией и национальным самосознанием, а для этого необходимо в процессе преподавания общественно-гуманитарных дисциплин сформировать у студентов целостную систему знаний о демократическом, правовом государстве и гражданском обществе и развивать способность делать на их основе обобщённые выводы.

7. Принцип ориентированности на личность в процессе развития духовно-нравственного мировоззрения. Этот принцип предусматривает ориентацию на личностные качества студента. В соответствии с этим принципом формирование и апробация приёмов воспитательного воздействия должны основываться на жизненных планах, сформировавшемся мировоззрении, мотивах деятельности и поведения студентов. От педагога требуется непрерывное изучение индивидуальных особенностей студентов, типов их темперамента, своеобразных особенностей характера, взглядов, вкусов, привычек.

Теперь на основе педагогического диагноза, тщательно изучив особенности воспитания студента в ВУЗе, степень этического развития, отношение к учёбе и новым друзьям, жизненные планы, мотивы обучения, стремление к общественно-полезному труду, личностные качества, можно дать направление воспитательному процессу, в результате чего процесс развития духовно-нравственного мировоззрения получает правильную ориентацию. Для этого первоначально следует внимательно изучить причины возникновения положительного и отрицательного воспитательного воздействия. Если в процессе обнаружатся недостатки или слабые места, следует своевременно их устранить, поэтому педагогу самому надлежит обладать глубокими познаниями, квалификацией и педагогическими навыками, чтобы воздействовать на процесс развития духовно-нравственного мировоззрения.

Список литературы

1 Каримов И.А. «Независимая и процветающая Родина, свобода и благополучие - наша конечная цель», том восьмой. Т.: «Узбекистон», 2000, стр. 98

1. Толковый словарь узбекского языка: издание в 5-ти томах, том третий. Т.: «Национальная энциклопедия Узбекистана», Государственное научное издание, 2006, стр. 688

2. Каримов И.А. «Наша основная задача - дальнейшее развитие нашей Родины и повышение благополучие нашего народа», Т.: «Узбекистон», 2010, стр. 73

3. Каримов И.А. «Независимая и процветающая Родина, свобода и благополучие -наша конечная цель», том восьмой. Т.: «Узбекистон», 2000, стр. 98

АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Панина Алена Васильевна

студентка 4 курса направления подготовки « Управление персоналом» Школы экономики и менеджмента Дальневосточный федеральный университет

В данной статье описана процедура адаптации персонала в организации. Представлены ключевые цели адаптации и ее виды. Описаны этапы и ответственные лица. Дан список важных тем, которые необходимо затронуть в процессе адаптации. Для подготовки была использована литература англоязычного и русского авторства. Работа будет интересна сотрудникам отдела кадров, а также руководителям вновь нанятых работников.

Ключевые слова: адаптация персонала, ориентация работников, этапы адаптации.

Найти и обучить "подходящий" персонал - процесс тяжелый и долгий. Перед нанятыми на работу сотрудниками, встает сложная задача - быть частью компании, слаженно работать с другими участниками рабочего процесса и вносить свои идеи по его улучшению. Все слова и действия новых сотрудников будут характеризовать успешность компании. Для успешного ввода в должность новичка в компанию, используется процесс адаптации персонала в организации.

Актуальность данной темы в том, что адаптация персонала является неотъемлемой частью управления персоналом в организации, и при правильном ее проведении предприятие способно достигнуть слаженной работы коллектива и высокой производительности труда

Целью данной работы является изучение процесса адаптации персонала в организации

Из поставленной выше цели вытекают следующие задачи:

- дать определение процессу адаптации;

- обозначить виды и этапы адаптации;

- выявить ответственные лица и определить ориентировочную программу ввода в должность.

Под адаптацией персонала понимается процесс ввода индивидуума в новую либо изменившуюся систему профессиональной деятельности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.