Научная статья на тему 'Факторы духовного развития молодежи'

Факторы духовного развития молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимбетов Юсуп Машарипович, Мухитдинов Шавкат Мухамеджанович, Исмоилов Комил Туйгунович, Маткаримова Гулноза Максуджановна, Джумаева Замира Уткировна

В последние годы важнейшим для Независимого Узбекистана является развитие высокой культуры межнационального общения, совершенствование межнациональных отношений, формирование интернационалистской зрелости и воспитания у всесторонне и гармонично развитой молодежи, подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халимбетов Юсуп Машарипович, Мухитдинов Шавкат Мухамеджанович, Исмоилов Комил Туйгунович, Маткаримова Гулноза Максуджановна, Джумаева Замира Уткировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы духовного развития молодежи»

единственный правильный; при правильном ответе происходит переход к следующему вопросу, а при неправильном открывается слайд, содержащий теоретическую информацию.

Изложенное выше позволяет утверждать, что успешность обучения Химии возрастает благодаря использованию компьютерных средств, на подачу учебного материала требуется меньше времени. Внедрение современных технологий помогает индивидуализировать процесс обучения Химии, соответствующим образом реагировать как на пробелы в знаниях, так и на высокую успешность студентов.

Список литературы

1. Денисов В.Я., Мурышкин Д.Л., Ткаченко Т.Б., Чуйкова Т.В. Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс преподавания курса органической химии // Вестник КемГУ. 2010. №2.

2. Олейникова И.И. Использование компьютерных средств в процессе обучения химии на нехимических специальностях // Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки. 2007. №5 (36).

3. Sobirova D.K. USING INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR CHEMISTRY TEACHING IN THE UNIVERSITY // European Science. 2019. № 3 (45). С. 86-88.

ФАКТОРЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ Халимбетов Ю.М.1, Мухитдинов Ш.М.2, Исмоилов К.Т.3, Маткаримова Г.М.4, Джумаева З.У.5

'МашариповичЮсупХалимбетов - кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарных социально-экономических наук; 2Мухитдинов Шавкат Мухамеджанович — кандидат биологических наук, доцент; 3Исмоилов Комил Туйгунович — ассистент; 4Маткаримова Гулноза Максуджановна — ассистент; 5Джумаева Замира Уткировна — ассистент, кафедра медицинской биологии и генетики, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в последние годы важнейшим для Независимого Узбекистана является развитие высокой культуры межнационального общения, совершенствование межнациональных отношений, формирование интернационалистской зрелости и воспитания у всесторонне и гармонично развитой молодежи, подрастающего поколения.

Ключевые слова: подрастающее поколение, молодежь, межнациональные отношения, интернационалистическая зрелость.

Актуальность. Формирование нового молодого человека самым тесным образом связано со всем комплексом экономических социальных и духовно-нравственных проблем. Без высокого уровня образования, общественной сознательности, идейной зрелости молодежи Узбекистана невозможен, как невозможен он без соответствующей материально-технической базы. А это значит, что формирование молодого человека является не только результатом, но и важнейшим условием Независимого Узбекистана [1]. Воплощение в жизнь стратегий ускорения невозможно без коренного развития экономики, социальных отношений, духовно-нравственной сферы, стиля и работы хозяйственных, особенно молодежных организаций. Интенсификация по своей сущности к содержанию, целям и задачам, размаху и методам это настоящая перестройка, перелом во всей системе общественных отношений, в ушах и сердцах молодежи Республики, их психологии и понимании современного этапа развития общества. Она носит необратимый характер, должна проводится одновременно сверху и снизу, охватывать все эшелоны управления страной, все звенья государственного руководства. Формирование молодого человека было и остается предметом особой заботы Независимого Узбекистана.

Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев разрабатывал свою политику и организует практическую деятельность с учетом конкретных условий, динамизма современных социально-экономических и духовных процессов и в соответствии с этим во многом и по новому ставит и

решает вопросы воспитания в духе дружбы и солидарности. Необходимость совершенствование межнациональных отношений связано также с тем, что все более возрастает информационность молодежи Узбекистана, его образованность и культура, а в связи с этим иными стали требования к содержанию и уровню межнационального воспитания. Президент Ш.М. Мирзиёев усилил внимание интернационалистской воспитательной работе, которая обусловлена также тем, что в жизнь вступает многонациональное поколение людей. Именно он призвал обеспечивать формирование всей многогранной совокупности всесторонне и гармонично развитого человека - его теоретического и практического опыта, сознательного отношения к труду, высокой нравственности и культуры. В ряде случаев жизни решение проблем межнациональных отношений, проблем взаимодействия национального и инонационального, традиционного и нового, надо по сути дела начинать с принципиально новых позиций, оставаясь при этом на твердой почве историзма. Историзм научного подхода к проблемам национальных процессов выдвигает в теоретическом и практической аспектах ряд новых проблем. Одной из таких проблем нам неизбежно придется иметь дело в ходе набирающей темп экономического развития. Образовано нового типа многонациональное независимое государство. Реально национальные процессы проявляются, как а) внутринациональные; б) межнациональные (как межнациональные отношения и межнациональные общения); в) международные (между народами СНГ и ШОС).

Национальные процессы у разных народов в разных государствах происходит не одинаково и не однообразно. Научный подход к национальным процессам, с одной стороны требует их познания, понимания, исследования, с другой осознанного воздействия на них в целом, требует решения, как противоречий объективного характера, так и преодоления трудностей (и даже ошибок) порожденных действиями субъективного порядка. Противоречия свойственны всякому развитию, неизбежны они и в этой сфере. Главное видеть постоянно возникающие их аспекты и грани, искать и своевременно давать верные ответы на вопросы, которые выдвигает жизнь. И прежде всего они делают ставку на молодежь, на недостаточно высокий уровень социальной зрелости ее определенной части молодежи и по вопросам прошлого, и настоящего как «своего» народа, так и других народов.

Интернационалистская зрелость личности, коллектива, социальной группы общности в целом один из важнейших гарантов правильного понимания и действия в современных национальных процессах, в том числе и развития высокой культуры межнационального общения. Поскольку формирование и утверждение интернационалистской зрелости осуществляется под воздействием социальной среды, реальной действительности, под воздействием как исторических достижений Узбекистана, в том числе в национальных процессах, так и еще имеющихся недостатков, особенно в области межнационального общения, то в воспитательном процессе все это следует обязательно трезво и ежедневно учитывать. И все же прежде всего необходимо опираться на уже достигнутое, на накопленный положительный опыт. Научный подход к формированию интернационалистов-патриотов немыслим без соответствующей теории воспитания. В годы Независимости Узбекистана предпринято немало усилий по разработке теории интернационалистского воспитания, в том числе вопросов формирования интернационалистской зрелости молодежи. Недостает пока и научно обоснованных рекомендаций по целому ряду педагогических, психологических, юридических и организаторских проблем интернационалистского воспитания. Научная теория формирования интернационалистской зрелости перед воспитателями ставит кроме выше отмеченных и много других основополагающих требований [2,3].

В их числе: глубокие знания научной теории нации, национальных процессов, интернационализма, национализма, принципов справедливой национальной политики и т.д.; предметное знание объекта воспитания, в нашем случае различные категории молодежи и её различных групп (учета уровня их социальной, в том числе уровня интернационалисткой зрелости, знаний, умений, навыков, способностей, учета их психологических особенностей и т.д.); наличие в каждом коллективе научно обоснованной системы интернационалистского воспитания с учетом всех её основных направлений, но прежде всего формирования интернационалистского сознания и вовлечения каждого молодого человека (с учетом дифференцированного подхода) в активную интернационалистскую деятельность и основополагающих принципов, целостного комплекса средств, форм и главных методов воспитательного воздействия; четкая координация воспитательных мероприятий не только в учебном заведений, но и на уровне всех участков, учреждений, институтов, организаций, которые влияют на формирование интернационалиста-патриота; наличие и постоянное поддерживание в каждом коллективе здоровой действенной воспитывающей атмосферы (трудовой, нравственной, эстетической, организаторской и т.д.). Больше самостоятельности, организованной (но не заорганизованной) ответственной деятельности и

самодеятельности, проявлении инициативы и самоинициативы молодежи, её массового участия в самоуправлении коллективом и обществом неисчерпаемые резервы превращения каждого молодого человека из объекта в активный, сознательный субъект воспитания интернационалистов-патриотов. Осуществление интернационалистского воспитания в современных условиях требует по новому осознать живую диалекту взаимосвязи национального фактора с экономикой, политикой, наукой, дипломатии, материальным благосостоянием, уровнем культуры и сознания молодежи. Эта связь, как показали итоги этносоциологический исследований, является настолько многогранной, всесторонней и все проникающей, что любые негативные явления в одном из звеньев указанной цели неизбежно сказывается на других, незамедлительно проявляются на психологии межнациональных отношений. Серьёзные издержки интернационалистского воспитания в немалой мере протекали из слабой разработанности ряда условий тем национальной проблематики. До сих пор, например, не утихают споры о том, какая из двух тенденций - развития или сближение наций -является приоритетной. Между тем обе точки зрения, одна из которых, отдавая предпочтение развитию, - ведет к местничеству и национализму, а другая, наоборот, - к космополитизму, не лишены односторонности.

На современном этапе и в обозримом будущем методологически точнее думать, что обе тенденции бесконечны. И процесс каждой из них состоит не в увлечении расстояния между национальным и интернациональным, а наоборот, приближении их друг к другу. Иными словами, в синхронном, взаимосвязанном развитии национального, роста национального самосознания и углубляющихся процессов интернационализации одновременно наличествует и противоречие и единство. Развитие интернационализма проистекает не само по себе, а в тесном взаимодействии с развитием каждой нации, народности, и национальной группы. И многие проблемы, связаны отклонением от принципов интернационализма, лежат не столько в непосредственной сфере межнациональных отношений, не в сфере межреспубликанских контактов, сколько в процессах всестороннего развития каждой нации.

Чаще всего промахи интернационалистского воспитания стремимся объяснить недостатками, обнаруживаемыми в интернациональных (т.е. в межнациональных) процессах, в то время как истинные, глубинные причины надо искать в интернациональных (внутринациональных) и в экстранациональных, т.е. во всесторонних связях национального с вненациональным [4].

Заключение. Таким образом воспитание нового человека задача несравненно более сложная, чем изменения материалных основ жизни обшества. Здесь сказывается устойчивость и консервативность старых взглядов и представлений противоречивость отражения обьективных условии в сознании молодого человека. Процесс нравственного воспитания молодёжи обусловленный целями и задачами обшества на новом этапе независимости, не может быть оторван от интересов и потребностей молодёжи. Естественно что учитывая сложившиеся интересы молодёжи важно наметить перспективу: какие из них надо пооширять, какие-гасить,а какие формировать заново чтобы воспитать всесторонне развитую, духовно богатую, деятельную личность. В книге Президента Ш.М. Мирзияева "Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответсвенность должны стать повседневный нормой в деятельности каждого руководителя" Глубоко раскрыто такое фундаментальное требование руководетелья как связь воспитания и пропаганда и агибации с жизьню, с эволюционный идея образуюшей деятельности молодых людей.Такой подход позволяет более верно оценивать не только резултать идеологической работы и эффективности, но и установить социально-политическую нравственность и обшественную значимость научный деятельности.

Все это покаэывають, что духовые воспитанные не всегда достигает цели, поэтому должно осуществляеться: а) систематически; б) идти от простого к сложному; в) с учетом возростных особенностей различных категорий молодежи; г) педагогами каторые пользуется авторитетом и уважением близких, молодежи духовно; д) с учетом условий микросферы.

Список литературы

1. КаримовИ.А. «Высокая духовность непобедимая сила».

2. Указ Президента Республики Узбекистан № 4947 от 7 февраля 1917года «О стратегии

действий и о дальнейшем развитии Республики Узбекистан».

3. Мирзияев Ш.М. «Критической анализ, дисциплена и персанальная ответственность должны

стать повседневной нормой в деятельности каждого руководетеля». Ташкент, 2018.

4. Закон Республики Узбекистан. «О Государственной молодежой политике». 30.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.