Научная статья на тему 'Использование компьютерных средств в процессе преподавания Химии в техническом вузе'

Использование компьютерных средств в процессе преподавания Химии в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ / ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА / ТЕСТЫ / ОПЫТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собирова Дилором Кобуловна

В статье акцентируется внимание на особенностях преподавания Химии, заключающееся в использовании опасных химических реагентов, сложности учебного материала и ограниченности во времени. Рассматриваются современные компьютерные технологии, призванные решить актуальные проблемы процесса преподавания Химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных средств в процессе преподавания Химии в техническом вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Собирова Д.К.

Собирова Дилором Кобуловна — кандидат технических наук, старший преподаватель, кафедра естественных наук,

Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье акцентируется внимание на особенностях преподавания Химии, заключающееся в использовании опасных химических реагентов, сложности учебного материала и ограниченности во времени. Рассматриваются современные компьютерные технологии, призванные решить актуальные проблемы процесса преподавания Химии. Ключевые слова: методика преподавания Химии, обучающие программы, презентация, компьютерные средства, тесты, опыты.

Одной из традиционных задач системы высшего образования является фундаментальная подготовка будущих специалистов инженерного направления. Такую подготовку следует рассматривать как базу для дальнейшего узкоспециального обучения, развития творческих способностей студентов, перехода на новый уровень профессиональной культуры будущего инженера [1]. Образовательный процесс пополняется эффективными методиками, стимулирующими творческую деятельность студентов. Актуальным стал пересмотр ролей студента и преподавателя: первый должен быть активным участником педагогического процесса, второй стимулирует познавательную активность обучающихся.

Преподавание Химии, как правило, сопровождается определенными проблемами, которые заключаются в сложности учебного материала, разнице в уровне подготовки студентов, ограниченности во времени и рисках, возникающих при использовании на практических занятиях опасных реагентов [2]. Минимизировать эти сложности удается с помощью активного использования компьютерных средств.

С использованием компьютерных средств открываются качественно новые возможности для становления личности студента, развития его способностей, внедрения новейших методик и организационных форм в учебный процесс. Информационные технологии и компьютерная техника шагнули далеко вперед: если ранее использовались простейшие тестирующие программы, то сегодня в арсенале преподавателей есть мощные обучающие комплексы с виртуальными лабораториями и современное мультимедийное оборудование, позволяющее организовать разноуровневое интерактивное обучение [3]. В распоряжении студентов электронные учебники и энциклопедии, постоянный доступ к информационным ресурсам глобальной сети Интернет.

Использование интерактивных презентаций и обучающих видео помогает за короткое время подать большой объем информации в наглядной форме. Материалами для слайдов могут быть фрагменты из электронных учебников, информация с различных специализированных сайтов. При такой подаче легче запоминаются химические формулы, уравнения реакций и другая информация. Чтобы проверить успешность усвоения материала и акцентировать внимание на главном, в завершение презентации рекомендуется проводить экспресс-опрос или тестирование.

Компьютерные средства эффективны не только на лекционных занятиях, но и на практических. Они важны с точки зрения закрепления полученных знаний и являются промежуточным этапом между ознакомлением с теорией и контролем знаний. Эксперимент -важная составляющая процесса изучения Химии. Он должен использоваться на практических занятиях максимально активно. Однако не всегда это возможно (например, при изучении токсичных веществ или при недостаточном опыте студентов). Виртуальные лаборатории позволяют продемонстрировать самые опасные химические эксперименты.

Контролировать процесс усвоения знаний и умений, способствовать большей самостоятельности и ответственности студентов за результативность своей деятельности призваны обучающие тесты. Тестирование по изученной теме может проводиться в таком порядке: студенту предлагается вопрос и 4 варианта ответа к нему, из которых нужно выбрать

единственный правильный; при правильном ответе происходит переход к следующему вопросу, а при неправильном открывается слайд, содержащий теоретическую информацию.

Изложенное выше позволяет утверждать, что успешность обучения Химии возрастает благодаря использованию компьютерных средств, на подачу учебного материала требуется меньше времени. Внедрение современных технологий помогает индивидуализировать процесс обучения Химии, соответствующим образом реагировать как на пробелы в знаниях, так и на высокую успешность студентов.

Список литературы

1. Денисов В.Я., Мурышкин Д.Л., Ткаченко Т.Б., Чуйкова Т.В. Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс преподавания курса органической химии // Вестник КемГУ. 2010. №2.

2. Олейникова И.И. Использование компьютерных средств в процессе обучения химии на нехимических специальностях // Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки. 2007. №5 (36).

3. Sobirova D.K. USING INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR CHEMISTRY TEACHING IN THE UNIVERSITY // European Science. 2019. № 3 (45). С. 86-88.

ФАКТОРЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ Халимбетов Ю.М.1, Мухитдинов Ш.М.2, Исмоилов К.Т.3, Маткаримова Г.М.4, Джумаева З.У.5

'МашариповичЮсупХалимбетов - кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарных социально-экономических наук; 2Мухитдинов Шавкат Мухамеджанович — кандидат биологических наук, доцент; 3Исмоилов Комил Туйгунович — ассистент; 4Маткаримова Гулноза Максуджановна — ассистент; 5Джумаева Замира Уткировна — ассистент, кафедра медицинской биологии и генетики, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в последние годы важнейшим для Независимого Узбекистана является развитие высокой культуры межнационального общения, совершенствование межнациональных отношений, формирование интернационалистской зрелости и воспитания у всесторонне и гармонично развитой молодежи, подрастающего поколения.

Ключевые слова: подрастающее поколение, молодежь, межнациональные отношения, интернационалистическая зрелость.

Актуальность. Формирование нового молодого человека самым тесным образом связано со всем комплексом экономических социальных и духовно-нравственных проблем. Без высокого уровня образования, общественной сознательности, идейной зрелости молодежи Узбекистана невозможен, как невозможен он без соответствующей материально-технической базы. А это значит, что формирование молодого человека является не только результатом, но и важнейшим условием Независимого Узбекистана [1]. Воплощение в жизнь стратегий ускорения невозможно без коренного развития экономики, социальных отношений, духовно-нравственной сферы, стиля и работы хозяйственных, особенно молодежных организаций. Интенсификация по своей сущности к содержанию, целям и задачам, размаху и методам это настоящая перестройка, перелом во всей системе общественных отношений, в ушах и сердцах молодежи Республики, их психологии и понимании современного этапа развития общества. Она носит необратимый характер, должна проводится одновременно сверху и снизу, охватывать все эшелоны управления страной, все звенья государственного руководства. Формирование молодого человека было и остается предметом особой заботы Независимого Узбекистана.

Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев разрабатывал свою политику и организует практическую деятельность с учетом конкретных условий, динамизма современных социально-экономических и духовных процессов и в соответствии с этим во многом и по новому ставит и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.