Научная статья на тему 'Влияние мира повседневности и психологии трайбализма на процесс формирования личности людей центральной Азии'

Влияние мира повседневности и психологии трайбализма на процесс формирования личности людей центральной Азии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
218
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исмаилов А. И., Исмаилов М. А.

Рассмотрены проблемы межнациональных отношений и воспитание патриотизма и интернационализма у молодого поколения с учётом таких факторов, как внепроизводственная сфера, урбанизация и проявление трайбалистской психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние мира повседневности и психологии трайбализма на процесс формирования личности людей центральной Азии»

ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ МИРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРАЙБАЛИЗМА НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЛЮДЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

А.И. Исмаилов, М.А. Исмаилов

Бишкекский гуманитарный университет, Кыргызстан

Рассмотрены проблемы межнациональных отношений и воспитание патриотизма и интернационализма у молодого поколения с учётом таких факторов, как внепроизводственная сфера, урбанизация и проявление трайбалистской психологии.

Вопросы совершенствования межнациональных отношений в современных условиях требуют усиления интернационального и патриотического воспитания трудящихся, формирования у них глубоких и прочных патриотических и интернационалистических убеждений и норм поведения. Особое значение приобретает справедливое решение возникающих проблем в области межнациональных отношений на интернационалистской основе, на базе обновленной национальной политики государств.

Следует отметить, что выделение национального фактора в интернациональном воспитании не означает умаления значения интернационального. Поэтому необходимо проведение двуединой политики в воспитании: с одной стороны, учет национальной специфики, а с другой -принципиальная борьба против проявлений национальной ограниченности, местничества, национализма и шовинизма.

Вопрос о том, как поднять на новый уровень патриотическое и интернациональное воспитание, какие формы и методы дадут возможность стать составной частью и необходимым элементом революционной перестройки общества, какие имеются неиспользованные резервы - все это не только вопросы, а тревоги, которые возникли в 80-х годах и передаются в первое десятилетие XXI века. Определяя планы, заботы и мечты на будущее, мы не можем оставить вне глубокого осмысления проблемы патриотизма и интернационализма личности, их формирования и развития.

Учитывая огромный поток информации, а также специфику нашей деятельности на современном этапе, необходимо перенести акцент в воспитании патриотов-интернационалистов с методологических проблем межнациональных отношений на практические аспекты. Эффективность интернационального и патриотического воспитания во многом зависит от строгого учета особенностей формирования и развития нации: особенностей ее социально-классовой структуры, процесса урбанизации; специфики социальных групп - рабочих, крестьян, интеллигенции, учащихся и др., их национального состава; культурно-бытовых условий и демографических факторов; интересов и потребностей людей; удельного веса нации в составе населения республики, города, ее связей с другими народами и т.д.

Учет национального фактора необходим для того, чтобы выбирать такие формы и методы в национальном воспитании, которые близки и понятны данному народу и поэтому дают наибольший воспитательный эффект. В данной работе предпринята попытка обратить внимание на такие важнейшие национальные факторы интернационального и патриотического воспитания, как внепроизводственная сфера, урбанизация и проявление трайбалистской психологии. Эти факторы сами по себе важны и актуальны. Не учитывая роль внепроизводственной сферы в формировании патриотизма и интернационализма личности, мы постоянно сталкиваемся с необходимостью выправления того, что уже заложено, составляет не только основу сознания,

мировоззрения человека, а стало фундаментом закадрового, подсознательного явления. А это весьма трудная и не всегда продуктивная работа. Более того, такие постыдные явления, как национализм и нигилизм, шовинизм и космополитизм, находят благоприятную почву и живительную влагу в мире повседневности, микроокружающей среде человека, где его сущность выступает не как абстракт, присущий отдельному индивиду, а как совокупность всех общественных отношений, формирующих человеческую личность.

Что мы имеем в виду, говоря о мире повседневности? Это прежде всего сфера быта, включающая взаимоотношения людей, сложившиеся за пределами производства и общественно-политической практики. Это та сфера общества, где удовлетворяются материальные и духовные потребности людей, где законом развития является сознательная деятельность человека, традиции, привычки и обычаи, духовные и психологические явления. Важной формой организации быта является семья.

Велико влияние сферы быта на формирование личности. Социологи доказывают, что доля всей системы народного образования в формировании духовного мира человека составляет всего 24 %, а доля влияния мира повседневности - от 60 до 80 %.

Некоторые явления жизни в определенной мере служат подтверждением этих суждений. Глубочайшим заблуждением оказалась теория, согласно которой детей должно воспитывать прежде всего государство. Достаточно вспомнить школы-интернаты, которые создавались в 60-е годы, где дети находились в отрыве от семьи неделями, месяцами. Интернаты вместо социальной помощи семье, освобождения времени родителей для плодотворного труда и отдыха нанесли удар по семейному воспитанию. За короткий срок родителям сумели внушить, что о детях можно не беспокоиться. И им, как говорили любители острых выражений, ничего не оставалось делать, кроме как «вкалывать» и веселиться. Результаты этого известны.

Факты свидетельствуют о том, что именно в мире повседневности проверяется эффективность интернационального и патриотического воспитания. Человек демонстрирует то, что им приобретено. Его поступки и действия, совершаемые за пределами производства и общественно-политической жизни, проявляются порой как привычки, навыки жизни, нормы поведения. Оценивая их характер и направленность, можно определить коэффициент полезного действия интернационального и патриотического воспитания.

Кооперирование, экстенсивное развитие сельского хозяйства сами по себе не сломали «вековые крепости» родо-племенных отношений. Они и не способны, как уже отмечалось, сделать это, т.к. расселение было произведено по признаку родо-племенного родства. И ныне можно найти немало сельских населенных пунктов, в которых проживают потомки одного родоначальника, возникшего из мира легенды. Сказки, песни, родственные отношения, стереотипы, принципы взаимодействия, т.е. все, что формирует сознание людей, берет свое начало из той почвы, на которой когда-то возник «вечно живой» родоначальник. Поэтому если окажется во главе какого-либо ведомства узкопатриот из племени тейит, то здесь будет интенсивно развиваться процесс тейитизации.

Следует шире использовать данные, полученные в результате проведения конкретно-социологических исследований, экспресс-опросов. Они удобны и эффективны при выяснении конкретной ситуации, для получения и подтверждения гипотез, предположений.

Факты говорят о том, что для ряда респондентов определенное значение имеет лишь фамилия, имя, отчество людей, изолированные от других сведений, но в то же время позволяющие угадать ассимилятивные процессы в их происхождении. Проводя исследование в области национальных

отношений, приходится считаться, к сожалению, увы, и с такими «мелочами» жизни.

Данные таблицы показывают, насколько все еще живучи среди кыргызов укзопатриотические тенденции, психология трайбализма.

Кому отдадите предпочтение, если Вам придется избирать (в процентах от общего числа опрошенных)?

Альтернативы а)руководителем б) подчиненным

1. Своих родных 23,2 9,3

2.Представителей своего рода, племени 47,3 68,7

3. Любого кыргыза, независимо от его принадлежности к Вашему роду, племени 29,5 22,0

Анализ и синтез «землячества», «узкотерриториального патриотизма» показывает, что они в своей сущности возникают на стыке старой психологии и новых условий, умело используются определенными людьми в целях наживы, укрепления личного положения, решения проблем обходным путем. Что касается их социальной природы, то они напоминают трайбализм и трайбалистскую психологию территориального, донационального патриотизма, точнее, национализма местного, внутринационального значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.