Научная статья на тему 'Война, социальные революции и национальный вопрос'

Война, социальные революции и национальный вопрос Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
332
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / КОСМОПОЛИТИЗМ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / РУСОФОБИЯ / NATION / NATIONALISM / PATRIOTISM / COSMOPOLITISM / INTERNATIONALISM / RUSSOPHOBIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дробжев Михаил Иванович

Проанализирован процесс возникновения наций, их связь с такими социальными явлениями как война, социальные революции, влияние наций на исторический процесс. Диалектика национального и интернационального, влияние наций на развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAR, SOCIAL REVOLUTIONS AND NATIONAL PROBLEM

The process of nations’ origin, their connection with such social events as war, social revolutions, influence of nations on historical process, are analyzed. Dialectics of national and international, the influence of nations of the development of personality.

Текст научной работы на тему «Война, социальные революции и национальный вопрос»

УДК 17.023.32+172.15

ВОЙНА, СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

© Михаил Иванович ДРОБЖЕВ

кандидат философских наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: midtmb@mail.ru

Проанализирован процесс возникновения наций, их связь с такими социальными явлениями как война, социальные революции, влияние наций на исторический процесс. Диалектика национального и интернационального, влияние наций на развитие личности.

Ключевые слова: нация, национализм, патриотизм, космополитизм, интернационализм, русофобия

Канон Нового Завета - кодекса социальных, политических, этических и религиозных воззрений христианства - сформировался в течение первых веков нашей эры. И уже тогда в Послании Павла к галатам затрагивается национальная проблема. В нем говорится: «Не может быть ни иудея, ни грека, не может быть ни раба, ни свободного; не может быть ни мужчины, ни женщины; ибо все вы одно в Христе Иисусе». (Послание к галатам Павла 3, 28). Единство всех людей определяется религией христианства. Но христианство включает в себя католиков, православных и протестантов, и вместе они составляют лишь одно из религиозных течений в мире.

Идеи безнационального будущего человечества волновали значительную часть российской интеллигенции. В 1844-1849 гг. в Петербурге образовался кружок петрашевцев во главе с М.В. Буташевичем-Петрашевским. Его участники считали, что в исторической перспективе на земле исчезнут вражда между народами, между ними не будет различия, а нации в ходе своего развития утратят свои прирожденные отличительные национальные признаки. Они рассматривали социализм как космополитическую доктрину, стоящую выше национальности, по которой различие народностей исчезнет, и останутся только люди. М.В. Буташевич-Петрашевский видел идеи социализма в идеях Иисуса Христа и стремлении людей «сойтись в общество». Вместе с тем он осуждал стремление церкви отнести христианский идеал единства всех людей на небеса и отказаться воплотить его на земле, идеи же социализма называл насущной потребностью человечества.

Большое внимание национальному вопросу в России уделял Вл. Соловьев. Он требует отказаться от национального эгоизма, преодолеть свою природную ограниченность, выйти из своего обособления. «Народ должен признать себя тем, чем он есть поистине, то есть лишь частью вселенского целого; он должен признать свою солидарность со всеми другими живыми частями этого целого - солидарность в высших всечеловеческих интересах - и служить не себе, а этим интересам в меру своих национальных сил и сообразно своим национальным качествам» [1, с. 260-261.] Что этому мешает? Вл. Соловьев считает - неразумный псевдо патриотизм, который под предлогом любви к народу стремится удержать его на пути национального эгоизма и на деле желает ему зла и гибели.

Национальные проблемы интересовали и интеллигенцию социального порядка, напрямую не связанную с религией и церковью, в частности идеологов народничества П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева и др. П.Л. Лавров и другие народники тоже связывали национальную проблему с переходом общества к демократическому социализму, который призван наилучшим образом обеспечить цель исторического прогресса - развитие личности. Он считает, что национальность «не враг социализма как современное государство; это не более, как случайное пособие или случайная помеха деятельности социализма» [2, с. 9, 10]. Однако социалист действует в национальной среде и поэтому вынужден быть ревностным националистом.

Не стоял в стороне от решения национальной проблемы и марксизм. В 1848 г. впервые прозвучал лозунг в Манифесте Коммунистической партии «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Этот Манифест был написан К. Марксом и Ф. Энгельсом и принят коммунистами различных национальностей в Лондоне. Единение пролетариата на практике вылилось 1 мая 1890 г. по решению Парижского конгресса II Интернационала (июль 1889 г.) в ряде стран Европы и Америки проведением массовых демонстраций, забастовок и митингов рабочих с требованием 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы и улучшения условий труда. С этого времени день 1 мая стал ежегодно отмечаться как день боевого смотра революционных сил и международной солидарности пролетариата.

Ф. Энгельс диалектику отношений национального и интернационального видел в том, что «...в рабочем движении подлинно национальные идеи. являются и подлинно интернациональными» [3, с. 233]. Тот же Ф. Энгельс писал: «.необходимо сохранять истинно интернациональный дух, исключающий возникновение какого бы то ни было патриотического шовинизма и радостно приветствующий всякий новый шаг в пролетарском движении, от какой бы нации он ни исходил» [4, с. 605].

Марксизм национальный вопрос тесно связывал с классовой борьбой. Уже в «Манифесте Коммунистической партии» говорилось: «В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой» [4, с. 26]. Марксизм подчиняет национальную проблему общему вопросу социально-экономического прогресса, социальной революции. Он видит главным в национальном вопросе объединение всех трудящихся вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности в борьбе против всех видов угнетения. В своих первых работах К. Маркс писал, что пролетариат не имеет своего отечества, и в противоположность патриотизму выдвинул принцип пролетарского интернационализма, объединения рабочих всех стран против буржуазии.

Исторический опыт, однако, показал стойкость национального чувства, необходимость тонкого и бережного отношения к национальному вопросу. Более того, надежда на главенство интернационализма над патриотизмом и национальным самосознанием не оправдалась. Это подтвердилось в войне молодой советской республики с Польшей в начале 20-х гг. ХХ века, когда национальные чувства привели к единству польского населения и очень тяжелому поражению Красной Армии. В результате чего в боях погибло много наших воинов и от 60 до 100 тыс. красноармейцев попало в плен, большинство из которых умерли от голода. Польское правительство до сих пор не разрешает России установить им монумент. Этот факт значительно осложняет польско-русские отношения.

Прежде чем перейти к рассмотрению связи национальной проблемы с войной и социальной революцией, необходимо разобраться с терминологией. Во-первых, уяснить, что такое нация. В современной науке нет единой теории нации. Сталинское определение нации, как исторически устойчивой общности людей, сложившейся на основе развития экономических отношений, единства территории и языка, общности психического склада, проявляющегося в общности культуры, некоторыми было отвергнуто.

В современной литературе о нации и национализме подчеркивается роль государства, средств массовой коммуникации, распространения письменности и всеобщего образования и т. д. Есть целый ряд формулировок и определений нации: Нация = народ + государственность, или культура и политическое самосознание, или язык + армия, или этнос + экономика.

Нации складываются объективно, на основе действия законов общественного развития, в период перехода человечества от феодальной раздробленности к капитализму и в процессе образования централизованных государств на национальной основе. В результате единая социально-историческая общность одновременно становилась централизованным государством, которое выступало как Отечество, а население превращалось в общественную силу, отстаивающую интересы этого Отечества, то есть в нацию. Отсюда складывается национальное самосознание,

появляется идея национального единства, без которых формирование нации невозможно.

Важными категориями национальной проблемы являются «патриотизм» и «национализм». Патриотизм есть нравственный, политический и социальный принцип и норма, стойкие чувства человека, выражающие и реализующие на практике глубокое уважение и любовь к родной стране, как Отечеству, ее истории, культурным традициям и своему народу, закрепленного веками и тысячелетиями совместного существования исторической общности людей. Патриотизм - одна из форм сочетания личных и общественных интересов, единства личности и общества, он связывает любовь к своей стране и своему народу с уважением к народам других стран, порождает стремление к дружбе народов, интернационализму, единству человеческой цивилизации.

Национализм многолик и разнообразен по содержанию, решаемым задачам и формам проявления. Национализм может иметь и положительное значение, когда он носит характер борьбы угнетенной нации за свою свободу и независимость. Он может иметь региональный, а не этнический характер и стремление выделиться из централизованного государства. Национализм может носить крайне реакционный характер, когда провозглашается одна нация как исключительная, она противопоставляет свои интересы интересам всех других наций, осуществляет их угнетение, разжигается вражда и ненависть между нациями. Такой национализм перерастает в шовинизм и геноцид, фашизм и расизм.

Национальное самосознание и патриотизм, с одной стороны, и национализм - с другой, являются антиподами, противоположными явлениями. На деле национализм выступает выразителем корыстных, узких классовых интересов и целей отдельных социальных групп и ставит их выше общенациональных. На практике же национализм приводит нацию к деградации, застою, изоляции от мощных источников прогресса, которые способны дать дружба и сотрудничество с другими нациями и народами. Конфликты и трения с соседями или внутри единого государства объективно ведут к тяжелым испытаниям и опустошают, губят нацию, нравственно калечат ее носителей. Ве-

ликодержавный шовинизм означает наличие в государстве господствующей нации, которая порабощает другие нации, дискриминирует их в экономической, политической и культурной сфере.

В национальном вопросе немаловажную роль играет космополитизм. На примере этого понятия можно проследить изменение его содержания. Космополит в переводе с греческого языка означает гражданин мира, а космополитизм - идеология мирового гражданства. Практически эта идеология означала стремление к мировому господству Александра Македонского и католической церкви в средние века. В эпоху Возрождения и Просвещения идея мирового гражданства была направлена против феодальной раздробленности (А. Данте, Т. Кампанелла), выражая идеи освобождения личности от феодального гнета (Г.Э. Лессинг, И.В. Гете, Ф. Шиллер, И. Кант, И.Г. Фихте). Из отрицательного явления - стремления к мировому господству, оно превращается в положительное - освобождение личности от социального, экономического и духовного гнета.

В конце XIX - начале ХХ века понятие космополит приобрело эпитет «безродный». Он означал человека, который отвергает национальные интересы, традиции, патриотизм, достижения национальной культуры своей нации, проявляет раболепие по отношению к другим, как правило, более богатым и сильным нациям. У одних причиной этого служит зависть, недостаточное национальное самосознание, у других - как выражение интересов, перешагнувших, ставших узкими национальными интересами. Марксизм видит в этих изменениях объективные причины: развитие товарно-денежных отношений и роль в данном процессе буржуазии. Еще в «Манифесте Коммунистической партии» говорится: «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду она должна внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» [4, с. 36]. Таким образом, наряду с созданием национального рынка и созданием наций буржуазия создает и мировой рынок, и растущие межнациональные

связи - экономическую основу единства человечества.

Первая мировая война 1914-1918 гг. резко обострила национальный вопрос. В войне участвовали несколько империй: Германская в союзе с Австро-Венгрией и Италией, с одной стороны, и Англия, Франция и Россия - с другой. Она носила несправедливый, захватнический характер, ее причиной служило обострение противоречий монополий этих капиталистических стран, стремившихся обеспечить передел уже поделенного мира, в частности передел колоний, и сфер приложения капитала, получение высокой прибыли, порабощение других народов.

Прошло 100 лет с начала этой войны, а причины и суть этой войны искажаются, как и прежде. О каком патриотизме народных масс можно говорить, когда каждая воюющая страна планировала захват чужих территорий в угоду своих монополий. Быстро развивающиеся США и Германия создали мощную промышленность и лишили Англию монопольного положения в промышленности и мировой торговле. Франция была оттеснена на 4-е место в мире и это ее не устраивало.

Что же хотели эти державы? Германия ставила своей целью разбить Англию, отнять у нее колонии, уничтожить военно-морской флот; разгромить Францию, Бельгию и Голландию, захватив их колонии; ослабить Россию, отнять у нее Польшу, Украину и Прибалтийские государства; укрепиться на Балканах. Австро-Венгрия ставила задачу захватить Сербию и Черногорию. Турция мечтала присоединить к себе русское Закавказье. Болгария хотела получить Македонию и часть Сербии. Англия хотела разгромить Германию - своего главного врага в Европе и сильного конкурента на мировом рынке. Но этого ей мало, она хотела отнять у Турции Месопотамию и Палестину. Но главное -сохранить свои колонии, укрепить свое положение в Египте. Россия стремилась к завоеванию Галиции, захвату Константинополя и черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Франция желала вернуть отнятую в 1871 г. Германией богатую углем и железом Эльзас-Лотарингию и захватить Саарский бассейн. Италии хотелось проникнуть на Балканы, ослабить Австро-Венгрию, расширить свои колонии. Была и общая для всех

государств задача - снизить накал классовой борьбы, рост рабочего движения.

Как видно, проявить свой патриотизм ни рабочему классу, ни крестьянству, ни интеллигенции никаких причин не было. И все же народные массы его проявили и поддержали свою национальную буржуазию. Лидеры партий 2-го Интернационала заняли позицию оборончества и защиты своего буржуазного отечества. Это был большой удар по лозунгу марксизма «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Национальное чувство взяло верх над пролетарским интернационализмом. Призыв В.И. Ленина и большевиков против империалистической войны, за поражение своих правительств, революционную борьбу за мир вплоть до свержения власти буржуазии, превращение войны империалистической в войну гражданскую потонул в шовинистическом угаре защиты своих национальных отечеств.

В конечном счете, национальный вопрос занял в этой войне очень значительное место. Австро-Венгрия как империя развалилась. На ее территории образовались Чехословакия, Венгрия, Австрия. Вышла из-под экономической и политической зависимости от Австрии Сербия. В 1918 г. было создано Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. В него вошли Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Далмация, Босния, Герцеговина. В 1929 г. оно стало называться Югославией. Германия лишилась своих колоний. Национальную самостоятельность получили Польша, Латвия, Литва, Эстония и Финляндия. В России произошла русская социалистическая революция, мир раскололся на две системы, Россия откололась от капиталистического мира. Возникло первое в мире социалистическое федеративное государство, основанное на дружбе народов.

А разве Вторая мировая война не показала, что национальный вопрос взял верх над пролетарской солидарностью? Это коснулось, прежде всего, немецкой нации. Нации высокой культуры, давшей миру И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля, И В. Гете, К. Маркса и Ф. Энгельса, много ученых в области естествознания. Такая нация не сумела устоять перед фашистской идеологией нацизма. Истоки национал-социалистической идеологии были изложены А. Гитлером 20 февраля 1920 г., а через 13 лет его партия выиграла выборы,

получив 44 % голосов. Немалую роль в этом успехе сыграли идеи величия нордической расы. Результат - приход нацистов к власти, развязывание Второй мировой войны, крах фашизма и нацизма, осуждение этой идеологии Международным Нюрнбергским трибуналом.

А разве почти не то же произошло в Италии и Испании, Японии и ряде других стран?

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. изложены следующие цели государственной национальной политики России: а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов [5].

Язык оказывает серьезное влияние на национальное самосознание, включающее в себя стихийное, эмпирическое отражение действительности и осознанное, теоретически обобщенное, рационально-идеологическое сознание, основанное на обобщении обыденных представлений, настроений, потребностей, понимания путей развития к светлому будущему своего народа. Здесь большую роль играют национальные обычаи, нормы и принципы морали, быта и общей культуры, требования к поведению новых поколений.

Русский язык, отечественная литература, историческая память - вот те духовные скрепы, которые объединяют российский народ. Язык - средство общения, накопления и передачи социального опыта. Он охватывает все сферы жизни и деятельности человека. Его роль и значение постоянно возрастает. С одной стороны, он усложняется, становится выразительней и богаче с ростом и развитием экономики и культуры, науки и техники, политики и морали. С другой - чем богаче язык, тем значительней его роль в развитии общества и государства, их экономики, куль-

туры, науки, места, роли и значения на мировой арене. Язык является хранителем исторической памяти народов и государств. Он выступает объединителем народов, воплощает особенности национальных чувств, мыслей, идей, психологии каждой нации и народности. Немалую роль язык играет в воспитании широких народных масс.

Русский язык является государственным языком, языком межнационального общения около 200 народов России. В Российской Федерации многонациональность присуща не только республикам, автономным округам и автономным областям, но и всем краям и областям страны. В языке находят свое полное выражение этническая идентичность и национальное самосознание каждого народа. Благодаря языку человек осознает свою принадлежность к общественно-исторической группе (этносу, нации, народности). Язык как раз и выступает символом и ментально-стью этноса. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования применяются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.

Для нашего времени характерно наличие существования у отдельных национальных общностей идей исключительности своей национально-этнической группы, что может привести к национализму и расизму. Поэтому очень важно искать и находить пути и методы разрешения почти реальных национально-этнических противоречий. Это особенно важно сегодня, когда объективно наступает необходимость сплочения всех народов в единую человеческую общность.

Борьба с фашизмом и последующая победа над ним послужила мощным толчком национально-освободительному движению в колониальных и зависимых странах. Многие из них воспользовались появившимися благоприятными условиями для завоевания национальной независимости. С 1945 по 1960 г. на политической карте мира появились 22 новых независимых государства, с 1960 по 1975 г. - еще 62. Среди них Индия, Корея, Вьетнам, Бирма, Сирия, Ливан, Египет, Индонезия и др. К этому времени крупные колониальные империи прекратили свое существование.

Коммунистические и рабочие партии рассматривали борьбу против фашизма как

составную часть борьбы за демократическое развитие и социализм. В результате народно-демократических революций встали на путь строительства социализма Китай, Албания, Болгария, Венгрия, Демократическая Республика Вьетнам, Германская Демократическая Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Монгольская Народная Республика, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия. Образовалась мировая социалистическая система. Резко возросло число и численность коммунистических и рабочих партий.

Сохранить правду о войне - значит помнить, что в ней развернулась не только битва моторов, не только столкновение физической силы народов, но и моральных основ, мировоззренческих принципов, культурных ценностей, норм нравственности. Гуманизм объединенных наций противостоял человеконенавистничеству фашизма. В этой войне имело большое значение состояние духа широких народных масс, убежденность в правоте своей борьбы, глубокая нравственная уверенность в победе, сознание необходимости отдавать все силы на разгром врага, переносить большие страдания во имя победы.

В конце ХХ - начале XXI века формирование единой мировой экономики выразилось в появлении транснациональных корпораций. Формирование единой мировой экономики - это объективная потребность развития всей современной человеческой цивилизации. А если это так, то возрастает стирание национальных различий и суверенитетов государств и объективная необходимость создания единой мировой общности человечества.

Человечество стало перед глобальными проблемами, которые решить невозможно без совместных усилий всех народов. Все возрастающий рост народонаселения и производительности труда создает «избыточное» население, которое в скором времени ни разместить, ни прокормить за счет ресурсов Земли будет невозможно. Их надо будет добывать в космосе, либо подыскивать для

землян подходящие для их проживания новые планеты. Эта работа уже идет. Ученые нашли во Вселенной 8 планет с параметрами, подобными Земле. Дело за малым - достичь их и освоить, стать космополитами.

Список литературы

1. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Выпуск второй // Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. Философская публицистика. М., 1989.

2. Лавров П.Л. Национальность и социализм. Женева, 1887.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. М., 1955-1974. Т. 26.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 9 т. Т. 1. М., 1955.

5. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

References

1. Solovev V.S. Natsional'nyy vopros v Rossii. Vypusk vtoroy [National question in Russia. The second issue]. Sochineniya. T. 1. Filosofskaya publitsistika [Essays. Vol. 1. Philosophical Pub-licism]. Moscow, 1989. (In Russian).

2. Lavrov P.L. Natsional'nost' i sotsializm [Nationality and Socialism]. Geneva, 1887. (In Russian).

3. Marks K., Engels F. Sochineniya [Essays]. Moscow, 1955-1974, vol. 26. (In Russian).

4. Marks K., Engels F. Izbrannye proizvedeniya [Selected Works], vol. 1. Moscow, 1955. (In Russian).

5. Russian Federation. Ordrer of the President of the Russian Federation no. 1666 of December 12, 2012, Strategiya gosudarstvennoy natsion-al'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 g. [Strategy of the state national policy of the Russian Federation until 2025]. (In Russian). Available at: http://garant.ru (accessed 20.12.2016).

Поступила в редакцию 25.02.2017 г. Received 25 February 2017

UDC 17.023.32+172.15

WAR, SOCIAL REVOLUTIONS AND NATIONAL PROBLEM Mikhail Ivanovich DROBZHEV

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Honored Worker of Higher School of Russian Federation Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: midtmb@mail.ru

The process of nations' origin, their connection with such social events as war, social revolutions, influence of nations on historical process, are analyzed. Dialectics of national and international, the influence of nations of the development of personality.

Key words: nation; nationalism; patriotism; cosmopolitism; internationalism; Russophobia

Для цитирования: Дробжев М.И. Война, социальные революции и национальный вопрос // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 2 (10). С. 66-72.

For citation: Drobzhev M.I. Voyna, sotsial'nye revolyutsii i natsional'nyy vopros [War, social revolutions and national problem]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 2 (10), pp. 66-72. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.