Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баряев А.А., Абалян А.Г., Фомиченко Т.Г.

Цель исследования - разработка и научное обоснование модельных характеристик уровня подготовленности в паралимпийских видах спорта. Методика и организация исследования. В статье описаны подходы к формированию модельных характеристик уровня подготовленности для спортсменов-паралимпийцев. По результатам работы определена методика, используемая для подбора модельных характеристик с учетом особенностей спортивной дисциплины и нозологических особенностей видов спорта. Результаты исследования и их обсуждение. Приведена апробация методики в следующих спортивных дисциплинах паралимпийского спорта: дзюдо, легкая атлетика, хоккей-следж. Сформированные предложения были использованы в системе спортивной подготовки для выявления эффективности реализации. Проведение апробации на различных группах видов спорта позволило получить данные об уровне подготовленности спортсменов-паралимпийцев. Результаты исследований тренировочной и соревновательной деятельности подтверждают предположение о том, что создание индивидуальных моделей подготовки в паралимпийском спорте должно производиться с учетом индивидуально-нозологических особенностей спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баряев А.А., Абалян А.Г., Фомиченко Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESS BENCHMARKING AND TEST SYSTEM TO MANAGE COMPETITIVE FITNESS IN PARA SPORTS

Objective of the study was to develop and scientifically substantiate a new progress benchmarking and test system for Para sports. Methods and structure of the study. The progress benchmark systems should be designed to facilitate competitive progress by the training goals set versus the sport-specific competitive performances of the best Paralympians with account of the sport functionality classifications (mentally retarded sports, blind sports, musculoskeletal disability sports, etc.). The study analyzes benefits of a new progress benchmarking and test system to manage competitive fitness in Para sports, customizable for every Para sport discipline and sports functionality (nosological) class. Results and conclusion. The new progress benchmark and test system was tested in application to Paralympic judo, athletics and sledge hockey. The test data and analysis have been proved beneficial for the progress benchmarking, training system management and competitive success. The Para sports competitive fitness and training system benchmarking database and practical training and competitive performances and progresses profiling data demonstrated benefits of the progress benchmarks and tests for the training system individualization purposes with due sensitivity to specific sport functionality classes and progress needs.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ»

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ

УДК/UDC 796.092

Информация для связи с автором: barsey@yandex.ru

Поступила в редакцию 20.01.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Баряев1

Доктор педагогических наук, доцент А.Г. Абалян2

Доктор педагогических наук, доцент Т.Г. Фомиченко2

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

2Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

PROGRESS BENCHMARKING AND TEST SYSTEM TO MANAGE COMPETiTiVE FiTNESS IN PARA SPORTS

PhD, Associate Professor A.A. Baryaev1 Dr. Hab., Associate Professor A.G. Abalyan2 Dr. Hab., Associate Professor T.G. Fomichenko2

1 St. Petersburg Research Institute for Physical Culture, St. Petersburg

2 Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow

Аннотация Abstract

Цель исследования - разработка и научное обоснование модельных характеристик уровня подготовленности в паралимпийских видах спорта. Методика и организация исследования. В статье описаны подходы к формированию модельных характеристик уровня подготовленности для спорт-сменов-паралимпийцев. По результатам работы определена методика, используемая для подбора модельных характеристик с учетом особенностей спортивной дисциплины и нозологических особенностей видов спорта. Результаты исследования и их обсуждение. Приведена апробация методики в следующих спортивных дисциплинах паралимпийского спорта: дзюдо, легкая атлетика, хоккей-следж. Сформированные предложения были использованы в системе спортивной подготовки для выявления эффективности реализации. Проведение апробации на различных группах видов спорта позволило получить данные об уровне подготовленности спортсменов-паралимпийцев. Результаты исследований тренировочной и соревновательной деятельности подтверждают предположение о том, что создание индивидуальных моделей подготовки в паралимпийском спорте должно производиться с учетом индивидуально-нозологических особенностей спортсменов.

Ключевые слова: паралимпийский спорт, модельные характеристики, система спортивной подготовки, научно-методическое обеспечение.

Objective of the study was to develop and scientifically substantiate a new progress benchmarking and test system for Para sports. Methods and structure of the study. The progress benchmark systems should be designed to facilitate competitive progress by the training goals set versus the sport-specific competitive performances of the best Paralympians with account of the sport functionality classifications (mentally retarded sports, blind sports, musculoskeletal disability sports, etc.). The study analyzes benefits of a new progress benchmarking and test system to manage competitive fitness in Para sports, customizable for every Para sport discipline and sports functionality (nosological) class.

Results and conclusion. The new progress benchmark and test system was tested in application to Paralympic judo, athletics and sledge hockey. The test data and analysis have been proved beneficial for the progress benchmarking, training system management and competitive success. The Para sports competitive fitness and training system benchmarking database and practical training and competitive performances and progresses profiling data demonstrated benefits of the progress benchmarks and tests for the training system individualization purposes with due sensitivity to specific sport functionality classes and progress needs.

Keywords: Para sports, progress benchmarks, training system, theoretical and practical provisions.

□ и

£ г. CL

4—

о

OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Последние годы характеризуются большим количеством перенесенных или отмененных соревнований, что негативно сказывается на календаре подготовки в различных спортивных дисциплинах. В таких условиях формирование модельных характеристик является важным элементом оценки уровня подготовленности спортсмена-паралимпий-ца для поддержания оптимальной соревновательной формы [2]. Модельные характеристики должны отражать текущее, оперативное и этапное состояние. Для этих целей должны реализовываться различные методики обследований, опирающиеся на различные методы, включая психологические, педагогические и социальные методы.

Цель исследования - разработка и научное обоснование модельных характеристик уровня подготовленности в паралимпийских видах спорта.

Методика и организация исследования. Целевая направленность к высшему спортивному результату определяется тем, что формирование модельных характеристик должно опираться на сравнение с результатами

лучших спортсменов-паралимпийцев в исследуемой дисциплине при обязательном выделении особенностей спортивно-функциональной классификации (спорт лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН), спорт слепых, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА). При формировании модельных характеристик предлагается вводить поправочные коэффициенты, позволяющие учитывать возрастные и индивидуальные особенности спортсменов. Модельные характеристики уровня подготовленности должны отражать не только повышение абсолютных значений, но и способность эффективной реализации достигнутого уровня. Тем самым подтверждается необходимость в соразмерности развития различных сторон подготовленности.

В качестве модельных показателей должны применяться специальные информативные тесты педагогического и психологического контроля, определяющие успешность соревновательной деятельности и эффективность тренировочного процесса. Соревновательная модель при этом отражает осо-

бенности соревновательной деятельности в каждой спортивной дисциплине паралимпийского спорта.

Основными направлениями комплексного контроля в практике научно-методического сопровождения процесса спортивной подготовки сборных команд Российской Федерации по паралимпийским видам спорта являются [1]:

- оценка общей и специальной подготовленности, основанная на нормативных положениях федеральных стандартов спортивной подготовки и на специализированных упражнениях, максимально раскрывающих соревновательный потенциал спортсмена-паралимпийца;

- анализ выполнения тренировочного объема - в рамках этого анализа исследуются спортивные дневники спортсменов с последующим сопоставлением с тренировочными программами, проводятся интервью и анкетирование тренерского состава;

- анализ технической подготовленности посредством цифровой видеосъемки;

- оценка физической работоспособности и состояния сердечно-сосудистой системы, результаты которой позволяют сформировать заключение об адаптационных возможностях паралимпийца и выявить резервы;

- психофизиологические исследования.

Учет выявленных подходов в системе спортивной подготовки позволяет уточнить особенности применения модельных характеристик в паралимпийском спорте по результатам проведенного анализа.

Сформированная методика определения модельных характеристик уровня подготовленности в паралимпийских видах спорта включает определенную последовательность действий для формирования оптимального набора модельных характеристик.

На первом этапе выполняется уточнение вида спорта. Это связано с большим разнообразием групп спортивных дисциплин по видам спорта (спорт ЛИН, спорт слепых, спорт лиц с ПОДА), определяющим нозологические особенности спортсменов. Далее необходимо учитывать этап спортивной подготовки, опираясь на требования ФССП (стандартов спортивной подготовки), а также этап многолетней подготовки. Подбор адекватных методов тестирования производится по опыту использования и рекомендациям комплексных научных групп. Использование современных технологических комплексов решает задачи оптимизации и совершенствования программ подготовки спортсменов-паралимпийцев с учетом инновационных решений спортивной науки.

Большинство предлагаемых методик должно быть доработано в соответствии с особенностями спортивных дисциплин и спортивно-функциональной классификации паралимпийского спорта. Решение последовательных задач позволит сформировать индивидуальные и групповые модельные характеристики с целью разработки рекомендаций и внесения корректировок в тренировочный процесс, направленных на повышение результативности соревновательной деятельности.

Основные задачи оценивания сводятся к необходимости сравнения результатов в одном задании, различных испытаниях, а также с целью определения норм при формировании модельных характеристик уровня подготовленности спортсменов. Проведенные исследования позволили также разработать инновационные комплексы оценки уровня подготовленности спортсменов, апробация которых проведена в системе спортивной подготовки паралимпийских видов спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведение апробации на различных группах видов спорта позволило получить данные об уровне подготовленности спортсменов-паралимпийцев. Результаты исследований тренировочной и соревновательной деятельности, при-

веденные ниже, подтверждают предположение о том, что создание индивидуальных моделей подготовки в паралимпийском спорте должно производится с учетом индивидуально-нозологических особенностей спортсменов.

В легкой атлетике мониторинг уровня психофизиологической подготовленности спортсменов проводился с применением метода газоразрядной визуализации (ГРВ) утром и вечером. В прохождении теста приняли участие 16 спортсменов-легкоатлетов с поражением ОДА. Для составления профиля соревновательной надежности ответы спортсменов были сгруппированы в 11 показателей. Результаты исследования позволили определить ведущие характеристики соревновательной надежности, а также сформировать индивидуальные рекомендации для спортсменов.

В хоккее-следж использовался комплекс СИГВЕТ-КОМАН-ДА, разработанный в ФГБУ СПбНИИФК, который предназначен для оценки сходства темпо-ритмических характеристик совместной деятельности, удельного вклада в выполняемую работу, склонности к лидерству, индивидуализму/коллективизму, а также согласованности психоэмоциональной активации одновременно в команде численностью до 10 человек [3]. Была проведена оценка показателей психофизиологической совместимости в команде по хоккею-следж (СКА-Стрела), состоящей из двух «пятерок». Возраст обследованных составил 13-16 лет. Проведенное тестирование показало в целом удовлетоврительные результаты по обеспечению возможности моделирования коллективной деятельности при осуществлении совместных зрительно-моторных двигательных действий при согласованном слежении за движущимся объектом.

Проведенное исследование в дзюдо было направлено на обоснование значения неосознаваемых и осознаваемых психофизиологических характеристик основных нервных процессов как предпосылок индивидуальной психофизиологической подготовленности к соревновательной деятельности дзюдоистов-паралимпийцев спорта слепых.

Исследование проводилось на предсоревновательном этапе паралимпийской сборной команды Российской Федерации по дзюдо спорта слепых. Участвовали 16 спортсменов - шесть женщин и 10 мужчин (из них: ЗМС - двое, МСМК - семеро, МС - четверо и КМС - три человека) в возрасте от 23 до 45 лет, то есть 70 % от списочного состава сборной команды страны по дзюдо спорта слепых.

Определено, что в ситуации спортивной борьбы соревновательная надежность обследованных спортсменов определяется отсутствием страхов перед заведомо более сильным (авторитетным) противником, низкой вероятностью возникновения состояний лихорадки либо апатии перед главным стартом, «сбоев» вегетативной нервной системы и отрицательных переживаний в связи с физическими и психологическими нагрузками в соревновательном периоде. Для этой группы характерно умение мобилизоваться физически и психологически перед началом и в процессе соревновательных поединков, «собраться» в случае ошибочных действий, недостаточной их эффективности в ходе схватки, умение «отстраиваться» от негативных переживаний, максимально сосредотачиваясь на достижении победного результата.

Выводы. Разработанная методика определения модельных характеристик уровня подготовленности в паралимпий-ских видах спорта включает определенную последовательность действий для формирования оптимального набора модельных характеристик:

- определение вида спорта (нозологические особенности);

- учет этапа спортивной подготовки и этапа многолетней подготовки;

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

- подбор адекватных методов тестирования;

- использование современных технологических комплексов;

- формирование индивидуальных и групповых модельных характеристик;

- разработка рекомендаций и внесение корректировок в тренировочный процесс.

Усовершенствование инновационных комплексов оценки уровня подготовленности спортсменов позволяет повысить эффективность разработанных предложений в системе спортивной подготовки паралимпийских видов спорта с учетом нозологических особенностей спортсменов. Полученные результаты могут использоваться для формирования модельных характеристик в различных дисциплинах паралим-пийского спорта.

Литература

1. Абалян А.Г. Система комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса: монография. М.: Принт Про, 2018. 400 с.

2. Баряев А.А. Научно-методическое сопровождение спортсменов-инвалидов: учебное пособие / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб., 2017. 80 с.

3. Методика оценки, формирования и коррекции (проведения тренингов) психофизиологической совместимости в команде по хоккею-следж / А.В. Иванов, С.А. Воробьев, А.А. Баряев и др. // Адаптивная физическая культура. № 4. 2020. С. 36-38.

References

1. Abalyan A.G. Sistema kompleksnogo pedagogicheskogo kontrolya v podgotovke sportsmenovparalimpiytsev vyisokogo klassa [Comprehensive pedagogical control system in elite Paralympic athlete training]. M.: Print Pro publ., 2018. 400 p.

2. Baryaev A.A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie sportsmenov-invalidov [Scientific and methodological support of disabled athletes]. Study guide. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg, 2017. 80 p.

3. Ivanov A.V., Vorobev S.A., Baryaev A.A. et al. Metodika otsenki, formirovaniya i korrektsii (provedeniya treningov) psikhofiziologiches-koy sovmestimosti v komande po khokkeyu-sledzh [Methodology for assessing, forming and correcting (conducting trainings) psy-chophysiological compatibility in sledge hockey team]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. No. 4. 2020. pp. 36-38.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

оценка уровня спортивном идентичности атлетов в период пандемии

Д.В. Логинов3, 4

Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Осипов1, 2 Доктор педагогических наук, доцент Т.А. Мартиросова3 1Сибирский федеральный университет, Красноярск 2Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск 3Сибирский государственный университет науки и технологий

им. акад. М.Ф. Решетнева, Красноярск "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

УДК/UDC 796.081:159.9.072:614.461

Ключевые слова: спорт, ограничительные меры, AIMS, COVID-19.

Введение. Спортивные ученые и психологи отмечают существенное негативное влияние пандемии COVID-19 на уровень психического состояния и мотивации к спорту у профессиональных спортсменов. Известно, что атлеты, соревнующиеся в командных видах спорта, менее подвержены стрессовым состояниям и депрессиям, чем атлеты, соревнующиеся в индивидуальных видах [1].

Цель исследования - оценка уровня спортивной идентичности российских спортсменов, соревнующихся в индивидуальных видах спорта, в период отмены соревновательной деятельности, связанной с пандемией COVID-19.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился шесть месяцев (февраль-июль 2020 г). Участники исследования были набраны среди спортсменов Красноярского края, соревнующихся в индивидуальных видах спорта и не имевших соревновательной практики в условиях действия ограничительных мер. Однако все участники проводили регулярные тренировки, в объеме от 26 до 34 ч в неделю, в течение исследований. Спортсмены (средний возраст - 21,44±5,17 года) представляли: единоборства (n=25); легкую атлетику (n=8); настольный теннис (n=9); плавание (n=12). Средний стаж занятий спортом у участников исследования - 6,72±4,29 года. Все участники имели спортивную квалификацию не ниже кандидата в мастера спорта России. Шкала измерения спортивной идентичности (AIMS) была использована для обнаружения и оценки уровня AIMS у участников исследования. Все участники ответили на 7 стандартных вопросов (использовалась балль-

RATING OF ATHLETES' SPORTS iDENTiTY LEVEL DURiNG PANDEMiC

D.V. Loginov3, 4

PhD, Associate Professor A.Y. Osipov1, 2 Dr. Hab., Associate Professor T.A. Martirosova3

"'Siberian Federal University, Krasnoyarsk Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F.

Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk 3Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk 4Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk

Поступила в редакцию 13.01.2022 г. ная система: от 1 балла - полностью не согласен, до 7 баллов - полностью согласен). Более высокий средний балл означал более высокий уровень спортивной идентичности. Анкетирование участников проводилось дважды (в феврале и в июле 2020 года).

Результаты исследования и их обсуждение. Не было выявлено значимых различий между средними баллами участников исследования, полученными в ходе первого и второго анкетирования (AIMS). Средний балл AIMS в феврале составлял 42,66±4,05, средний балл AIMS в июле составлял 44,09±3,16. Отсутствие значимых различий свидетельствует об отсутствии значимого негативного влияния пандемии COVID-19 на уровень идентификации своей роли в спортивной деятельности, у участников исследования, имевших регулярную тренировочную практику в период действия ограничительных мер, связанных с пандемией.

Вывод. Российские спортсмены, соревнующиеся в индивидуальных видах спорта, не испытывают значительного негативного влияния пандемии COVID-19 на уровень собственной идентичности в спорте. Однако малое количество участников исследования диктует необходимость проведения дополнительных исследований, позволяющих определить взаимосвязь между спортивной принадлежностью атлетов и уровнем психологических стрессов в период глобальных эпидемий.

References

1. Pluhar E. Team sport athletes may be less likely to suffer anxiety or depression than individual sport athletes / E. Pluhar, C. McCracken, K. Griffith, et al. // Journal of Sports Science & Medicine. - 2019. -№ 18 (3). - P. 490-496.

Информация для связи с автором: tat.martirosova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.