Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ ВЫСОКОГО КЛАССА'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ ВЫСОКОГО КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / ВЫСШЕЕ СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Банаян А.А., Воробьев С.А., Киселева Е.А., Крючков А.С.

Цель исследования - выявить особенности структуры и содержания общей психологической подготовки в паралимпийском спорте на различных этапах и с учетом нозологий. Результаты исследования и выводы. Определены методологические основы, современные подходы и концепции для эффективного планирования, организации и реализации общей психологической подготовки в паралимпийском спорте высших достижений. Выявлена необходимость учета международной паралимпийской спортивной классификации, в соответствии с которой спортсмены относятся к различным спортивным классам (функциональным), обуславливающим специфичность организации и проведения психологической подготовки спортсменов-паралимпийцев высокого класса. Выявлены особенности структуры и содержания общей психологической подготовки паралимпийцев на этапах спортивной специализации и высшего спортивного мастерства. Авторами делается вывод о том, что разработка программ общей психологической подготовки спортсменов-паралимпийцев высокого класса должна осуществляться в парадигме профессиональной деятельности на основе концепции периодизации спортивной подготовки, в соответствии с особенностями конкретного вида спорта, с учетом принадлежности к спортивному классу, степени имеющихся функциональных поражений. Целесообразно применение модельно-целевого подхода с использованием психолого-педагогических методов, учитывающих врожденные индивидуальные особенности и воздействия физических нагрузок, социальных отношений, окружающей среды на психическую сферу спортсменов-паралимпийцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Банаян А.А., Воробьев С.А., Киселева Е.А., Крючков А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE GENERAL PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ELITE PARALYMPIC ATHLETES

Objective of the study was to analyze modern mental conditioning (service models for the Paralympic sports elite customizable for the individual diagnoses and progress stages. Results and conclusion. Research results and conclusions. The methodological foundations, modern approaches and concepts for effective planning, organization and implementation of general psychological training in elite Paralympic sports have been determined. The necessity of paying respect to the international Paralympic sports classification was revealed, in accordance with which athletes belong to different sports classes (functional), which determine the specificity of the organization and conduct the psychological training of high-class Paralympic athletes. The features of the structure and content of the general psychological training of Paralympians at the stages of sports specialization and elite have been revealed.We run a new mental conditioning model testing experiment on the Paralympic sports elite samples in archery and track and field athletics for two annual training cycles, with the mental conditioning service customized for the precompetitive and transitional training system periods. The mental conditioning progress tests included the galvanic skin response tests of the wheelchaired athletes with spinal cord injuries and multiple functional disorders of the trunk and limbs. The galvanic skin response tests found lower background galvanic skin response levels (p≤0.05, p≤0.01) and shorter relaxation-activation ranges (p≤0.05). It also found that in the transitional training system periods the background galvanic skin response levels were expressly different for the athletes with dysmelia and amputations after injuries versus athletes with the cerebral palsy related health disorders. These test data demonstrate the need for the Paralympic sports elite training service is to be prudently individualized with a special emphasis on the customizable mental conditioning tools to develop good mental controls with the timely progress tests by experts.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ ВЫСОКОГО КЛАССА»

СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ ВЫСОКОГО КЛАССА

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 06.04.2021 г.

Информация для связи с автором: abanayan@spbniifk.ru

Кандидат психологических наук А.А. Банаян1 Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Воробьев1 Научный сотрудник Е.А. Киселева1 Кандидат педагогических наук А.С. Крючков2

1 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

2 Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE GENERAL PSYCHOLOGiCAL TRAINING OF ELITE PARALYMPIC ATHLETES

PhD, Head of department A.A. Banayan1 PhD, Associate Professor S.A. Vorobev1 Researcher E.A. Kiseleva1 PhD A.S. Kryuchkov2

1 Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture, Saint Petersburg

2 Federal Science Center for Physical Culture and Sports, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О ш и

CL ' -о с

га

^

О ш

■С

Н

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности структуры и содержания общей психологической подготовки в паралимпийском спорте на различных этапах и с учетом нозологий.

Результаты исследования и выводы. Определены методологические основы, современные подходы и концепции для эффективного планирования, организации и реализации общей психологической подготовки в паралимпийском спорте высших достижений. Выявлена необходимость учета международной паралимпийской спортивной классификации, в соответствии с которой спортсмены относятся к различным спортивным классам (функциональным), обуславливающим специфичность организации и проведения психологической подготовки спортсменов-паралимпийцев высокого класса. Выявлены особенности структуры и содержания общей психологической подготовки паралимпийцев на этапах спортивной специализации и высшего спортивного мастерства.

Авторами делается вывод о том, что разработка программ общей психологической подготовки спортсменов-паралимпийцев высокого класса должна осуществляться в парадигме профессиональной деятельности на основе концепции периодизации спортивной подготовки, в соответствии с особенностями конкретного вида спорта, с учетом принадлежности к спортивному классу, степени имеющихся функциональных поражений. Целесообразно применение модельно-целевого подхода с использованием психолого-педагогических методов, учитывающих врожденные индивидуальные особенности и воздействия физических нагрузок, социальных отношений, окружающей среды на психическую сферу спортсменов-паралимпийцев.

Ключевые слова: спортивная психология, периодизация спортивной подготовки, паралимпийский спорт, высшее спортивное мастерство.

Abstract

Objective of the study was to analyze modern mental conditioning (service models for the Paralympic sports elite customizable for the individual diagnoses and progress stages.

Results and conclusion. Research results and conclusions. The methodological foundations, modern approaches and concepts for effective planning, organization and implementation of general psychological training in elite Paralympic sports have been determined. The necessity of paying respect to the international Paralympic sports classification was revealed, in accordance with which athletes belong to different sports classes (functional), which determine the specificity of the organization and conduct the psychological training of high-class Para-lympic athletes. The features of the structure and content of the general psychological training of Paralympians at the stages of sports specialization and elite have been revealed.We run a new mental conditioning model testing experiment on the Paralympic sports elite samples in archery and track and field athletics for two annual training cycles, with the mental conditioning service customized for the precompetitive and transitional training system periods. The mental conditioning progress tests included the galvanic skin response tests of the wheelchaired athletes with spinal cord injuries and multiple functional disorders of the trunk and limbs. The galvanic skin response tests found lower background galvanic skin response levels (p<0.05, p<0.01) and shorter relaxation-activation ranges (p<0.05). It also found that in the transitional training system periods the background galvanic skin response levels were expressly different for the athletes with dysmelia and amputations after injuries versus athletes with the cerebral palsy related health disorders. These test data demonstrate the need for the Paralympic sports elite training service is to be prudently individualized with a special emphasis on the customizable mental conditioning tools to develop good mental controls with the timely progress tests by experts.

Key words: sports psychology, periodization of sports training, paralympians, elite athlets.

Введение. Современная спортивная психология находится на стыке не только различных областей знаний (психологии, педагогики, психофизиологии, теории и методики физической культуры), но и различных психологических школ (в том числе когнитивной, поведенческой, личностно-

ориентированной, гештальт, экзистенциальной, клинической и т. д.), что находит свое отражение в большом многообразии направлений исследований, как отечественных, так и зарубежных авторов [2]. В связи с этим, возникают разночтения терминов и определений, используемых при описании из-

24

http://www.teoriya.ru

2021 Июнь | June

учаемых явлении и процессов в психологическои подготовке спортсмена, а также использовании методов диагностики и воздействий.

Предлагаемый нами подход основан на том, что спорт рассматривается в парадигме профессиональной деятельности, доминирующей в образе жизни спортсмена, который осуществляет ежедневную работу над развитием врожденных способностей, определенных качеств, формированием и совершенствованием необходимых знаний, умений, навыков и стремится максимально реализовать свои таланты в высшие достижения. В связи с этим, отправной точкой является система спортивной подготовки как среда, в которую спортсмен непосредственно включен, с присущими ей принципами и характеристиками, в том числе периодизацией и цикличностью.

Психологическая подготовка, как и физическая, техническая, тактическая, осуществляется на каждом из этапов в определенном федеральными стандартами спортивной подготовки объеме. В этой связи и в структуре, и в содержании психологической подготовки должны быть актуализированы акценты, соответствующие как возрастным особенностям спортсменов, периодам подготовки, так и объемам тренировочных и соревновательных нагрузок.

Основополагающей для планирования и управления программы спортивной подготовки в настоящее время является концепция периодизации, в соответствии с которой система спортивной подготовки состоит из трех основных периодов -подготовительного, соревновательного и переходного, - каждый из которых включает в себя все вышеуказанные направления подготовки. Для различных видов спорта и дисциплин существуют свои особенности периодизации (микро-, мезо-, макроциклы) подготовки. Таким образом, психологическая подготовка в спорте должна осуществляться в соответствии с периодизацией, характерной для конкретного вида спорта.

В современном многообразии видов спорта и дисциплин каждый из них предъявляет определенные требования к психическим процессам и психологическим качествам спортсмена. Среди многих отечественных и зарубежных работ, посвященных психографическому анализу спортивной деятельности и созданию психоспортограмм, интегрирующим подходом, охватывающим разнообразные стороны тренировки и соревнования, является психолого-педагогический анализ спортивной деятельности [5]. Основываясь на психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, была создана схема анализа психологических факторов в различных видах спорта, в соответствии с которой разработанные психоспортограммы могут служить обоснованием структуры и содержания психологической подготовки в конкретных спортивных дисциплинах.

С появлением паралимпийских видов спорта и новых дисциплин, имеющих свои специфические особенности, актуальным становится вопрос научного обоснования структуры и содержания психологической подготовки спортсме-нов-паралимпийцев на различных этапах и в разные периоды спортивной подготовки с учетом нозологий. Использование психоспортограмм, полученных в результате исследований олимпийского спорта, может быть перенесено на паралим-пийские дисциплины лишь отчасти и требует дополнительных разработок с целью определения релевантных средств и методов.

Цель исследования - выявить особенности структуры и содержания общей психологической подготовки в пара-лимпийском спорте на различных этапах и с учетом нозоло-гий.

Результаты исследования и их обсуждение. К настоящему времени адаптивный спорт сильно видоизменился, при-

обретая многие черты олимпизма, и из средства адаптации и реабилитации для людей с ограниченными возможностями развился в самостоятельное Паралимпийское движение с выстроенной системой спортивной подготовки - от начальной до спорта высших достижений, регламентируемое федеральными стандартами и законодательными актами различного уровня [1]. Планирование и реализация психологической подготовки в паралимпийском спорте является одним из наиболее актуальных направлений исследований как в нашей стране, так и за рубежом, однако на современном этапе остается малоизученным [2].

Основной отличительной особенностью паралимпийского спорта является спортивная классификация, обеспечивающая равные возможности соревнования для людей с различными функциональными нарушениями и обуславливающая специфику правил проведения соревнований, отличную от олимпийских дисциплин [6]. Большое разнообразие функциональных нарушений, регламентированных спортивной классификацией, вносит существенные коррективы в планирование и осуществление общей психологической подготовки паралим-пийцев. В связи с этим, необходимы более широкие (помимо свойств личности, наличия психологических травм, вызванных инвалидностью) научные исследования по изучению учета нозологических особенностей в процессе психологической подготовки с использованием аппаратных методов. Также важно обратить внимание на конкретное функциональное поражение, которое зачастую является противопоказанием для использования общепринятых в спорте здоровых спортсменов методик, например, таких как дыхательные техники с глубокой вентиляцией легких либо светозвуковая стимуляция.

Структура психологической подготовки включает в себя общую и специальную психологическую подготовку, каждая из которых осуществляется в определенный период спортивной подготовки и в соответствии с ним решает свои задачи (рис. 1). Поскольку формирование и совершенствование психологической готовности спортсмена происходит именно в системе спортивной подготовки, под влиянием нагрузок, особенностей вида спорта, отношений между участниками тренировочного процесса, общую психологическую подготовку на этапах спортивной специализации и высшего спортивного мастерства целесообразно осуществлять в переходный и подготовительный периоды.

Структура и содержание общей психологической подготовки паралимпийцев. Поскольку общая психологическая подготовка спортсмена в большей степени связана

Психологическая подготовка в спорте

Общая психологическая подготовка

Специальная психологическая подготовка

Переходный период

Подготовительный период

Предсоревно-вательный период

Соревновательный период

Годичный цикл спортивной подготовки

Рис. 1. Психологическая подготовка паралимпийцев в годичном цикле системы спортивной подготовки

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Совершенствование психических процессов

Ш

Актуализация

целевых психических состояний

формирование и развитие свойств личности

Освоение и развитие профессионально важных психологических навыков

Рис. 2. Структура общей психологической подготовки

№6 • 2021 Июнь | Juпe

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с

га

^

О ш

■С

Н

с воспитательной работой, совершенствованием психических процессов, свойств личности, обучением и развитием основных психологических навыков и умений (рис. 2), следуя принципам последовательности и преемственности, определены различия в содержании психологической подготовки на этапах спортивной специализации и высшего спортивного мастерства паралимпийцев.

На этапе спортивной специализации целесообразно уделить внимание совершенствованию навыков саморегуляции и развитию специальных психологических качеств, сформированных на предыдущих этапах спортивной подготовки. Данный подход нацелен на развитие дисциплинированности спортсменов и их более осознанного включения в тренировочный процесс, поскольку предполагает объемную самостоятельную работу с периодическим контролем специалиста. Для его реализации может быть использована русская версия шведской модели ментального тренинга Л.-Э. Унесталя, разработанная в ФГБУ СПбНИИФК, которая доказала свою эффективность при подготовке спортсменов этапа спортивной специализации [3].

На этапе высшего спортивного мастерства по мере возрастания количества соревнований и накопления соревновательного опыта, акцент в общей психологической подготовке смещается на анализ соревновательной деятельности. В рамках индивидуальных консультаций анализ успешных и неуспешных выступлений целесообразно осуществлять в начале переходного периода спортивной подготовки, когда объемы и интенсивность физических нагрузок существенно снижены. Для эффективного решения обозначенных задач общей психологической подготовки паралимпийцев на этапе высшего спортивного мастерства целесообразно придерживаться концепции об индивидуальных зонах оптимального функционирования (ИЗОФ) Ю. Л. Ханина, эффективность которой подтверждена многочисленными зарубежными исследованиями в различных видах спорта высших достижений [7]. Это позволит спортсмену наиболее полно погрузиться в прошедшие соревнования, максимально актуализировать свои ощущения и эмоциональные переживания во время стартов, полноценно осознать причинно-следственные связи своего поведения, принимаемых решений в напряженных соревновательных ситуациях, и как итог, - определить и зафиксировать индивидуальную зону оптимального функционирования, как целевое состояние «потока»; научиться моделировать предстоящие ситуации и адекватно своей подготовленности прогнозировать успешность выступления.

В проведенном нами исследовании способности к саморегуляции психических состояний у спортсменов-паралимпий-цев на этапе высшего спортивного мастерства в дисциплинах стрельба из лука и легкая атлетика с ПОДА в течение двух годовых циклов спортивной подготовки на тренировочных мероприятиях предсоревновательного и переходного периодов были выявлены существенные особенности показателей кожно-гальванической реакции (КГР) у спортсменов со спинномозговыми травмами, многочисленными функциональными поражениями туловища и конечностей, соревнующихся в коляске: более низкий фоновый уровень КГР (р<0,05, р<0,01) и меньшие диапазоны релаксации и активации (р<0,05). Обнаружено, что в переходный период спортивной подготовки фоновый уровень КГР различался наиболее значительно между группами спортсменов с дисмелией и ампутациями, полученными в результате травм, и спортсменами, имеющими нарушения, вызванные церебральным параличом [4]. Полученные результаты подтверждают необходимость в индивидуализации процесса обучения спортсменов-паралимпийцев управ-

лению своим состоянием и адекватной оценке специалистами эффективности занятий.

Выводы. Таким образом, разработка программ общей психологической подготовки спортсменов-паралимпийцев высокого класса должна осуществляться в парадигме профессиональной деятельности на основе концепции периодизации спортивной подготовки, в соответствии с особенностями конкретного вида спорта, с учетом принадлежности к спортивному классу, степени имеющихся функциональных поражений. Целесообразно применение модельно-целе-вого подхода с использованием психолого-педагогических методов, учитывающего врожденные индивидуальные особенности воздействия физических нагрузок, социальных отношений, окружающей среды на психическую сферу спорт-сменов-паралимпийцев.

Литература

1. Абалян А.Г. Эволюция признания видов спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / А.Г. Абалян, Д.Г. Степыко, Ю.Е. Осташенко // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 2. - С. 60-63.

2. Банаян А.А. Исследование публикационной активности по вопросам психологии спорта / А.А. Банаян, Е.А. Янина // Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17-18.10.2019 г., Санкт-Петербург). - СПб., 2019. - С. 15-19.

3. Банаян А.А. Ретроспективный анализ научных исследований в области спортивной психологии, проводимых в ФГБУ СПбНИИФК / А.А. Банаян, Е.А. Киселева // Адаптивная физическая культура. - 2018. - № 3 (75). - С. 8-9.

4. Иванова И.Г. Особенности произвольной саморегуляции у спортсменов-паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата различных спортивных классов / И.Г. Иванова, А.А. Банаян, Е.А. Янина и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 440-447.

5. Мельников В.М. Психологическое моделирование спортивной успешности / В.М. Мельников, И.А. Юров // Спортивный психолог. - 2016. - № 1. - С. 34-36.

6. Сладкова Н.А. Функциональная классификация в паралимпий-ском спорте / Н.А. Сладкова. - М.: Советский спорт, 2011. - 160 с.

7. Ruiz M.C., Raglin J.S., Hanin Y.L. The individual zones of optimal functioning (IZOF) model (1978-2014): Historical overview of its development and use // International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2017. Vol.15. No. 1. P. 41-63.

References

1. Abalyan A.G., Stepyko D.G., Ostasheno Y.E. Evolyutsiya priznaniya vidov sporta lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya v Ros-siyskoy Federatsii [Evolution of recognition of disabled sports in Russia]. Vestnik sportivnoy nauki. 2010. No. 2. pp. 60-63.

2. Banayan A.A., Yanina E.A. Issledovanie publikatsionnoy aktivnosti po voprosam psikhologii sporta [Research of publications on sports psychology]. Innovatsionnye tekhnologii v sisteme sportivnoy podgotovki, massovoy fizicheskoy kultury i sporta [Innovative technologies in sports training, mass physical education and sport system]. Proceedings national research-practical conference with international participation (1718.10.2019, St. Petersburg)]. St. Petersburg, 2019. pp. 15-19.

3. Banayan A.A., Kiseleva E.A. Retrospektivny analiz nauchnykh issledo-vaniy v oblasti sportivnoy psikhologii, provodimykh v FGBU SPbNIIFK [Retrospective analysis of scientific research in sports psychology conducted at SPbNIIFK]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2018. No. 3 (75). pp. 8-9.

4. Ivanova I.G., Banayan A.A., Yanina E.A., Pukhov D.N. Osoben-nosti proizvolnoy samoregulyatsii u sportsmenov-paralimpiytsev s porazheniem oporno-dvigatelnogo apparata razlichnykh sportivnykh klassov [Features of voluntary self-regulation in Paralympic athletes with musculoskeletal impairments of various sports classes]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 6 (184). рp. 440-447.

5. Melnikov V.M.,Yurov I.A. Psikhologicheskoe modelirovanie sportivnoy uspeshnosti [Psychological modeling of sports success]. Sportivny psikholog. 2016. No. 1. pp. 34-36.

6. Sladkova N.A. Funktsionalnaya klassifikatsiya v paralimpiyskom sporte [Functional Classification in Paralympic Sports]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2011. 160 p.

7. Ruiz M.C., Raglin J.S., Hanin Y.L. The individual zones of optimal functioning (IZOF) model (1978-2014): Historical overview of its development and use. International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2017. Vol.15. No. 1. pp. 41-63.

26

http://www.teoriya.ru

№6^ 2021 Июнь | June

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.