Научная статья на тему 'Формирование мировоззрения кыргызских акынов-просветителей XIX в'

Формирование мировоззрения кыргызских акынов-просветителей XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3048
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗЫ / АКЫНЫ-ПРОСВЕТИТЕЛИ / КУЛЬТУРА / ИСЛАМ / МЕДРЕСЕ / МЕКТЕБ / КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / KYRGYZ / AKYN ENLIGHTENERS / CULTURE / ISLAM / MADRASAH / MAKTAB / COLONIAL WAYS / KOKAND KHANATE / RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карыева Анара Карыевна

В статье рассматривается становление просветительской деятельности кыргызских поэтов XIX в., таких как Калыгул, Арстанбек, Молдо Нияз, Нурмолдо, Молдо Кылыч, Тоголок Молдо, Алдаш Молдо и др. С начала XIX в., когда Кыргызстан входил в состав Кокандского ханства, здесь открывались мусульманские учебные заведения, такие как мектебы и медресе, в которых получили образование многие из перечисленных акынов-просветителей. Указанные учебные заведения сыграли большую роль в становлении мировоззрения кыргызских поэтов. В них изучали философские основы исламской религии, географию, математику, риторику, логику, физику, астрономию, медицину и другие дисциплины. Значительное влияние на формирование мировоззрения кыргызских акынов-просветителей оказали общественно-политические изменения, произошедшие в жизни кыргызского народа, связанные с вхождением Кыргызстана во второй половине XIX в. в состав Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The worldview formation of Kyrgyz akyn enlighteners of the 19th century

The article deals with the formation of the educational activity of the following 19th-century Kyrgyz poets: Kalygul, Arstanbek, Moldo Niyaz, Nurmoldo, Moldo Kilic, Togolok Moldo, Aldash Moldo, etc. At the beginning of the 19th century, Kyrgyzstan was a part of the Kokand Khanate. Such Muslim educational institutions as maktabs and madrasahs were opened here. Many akyn enlighteners studied at these institutions. The abovementioned educational institutions played an important role in the formation of the worldview of the Kyrgyz poets. There have been taught the philosophical foundations of Islam, geography, mathematics, rhetoric, logic, physics, astronomy, medicine, etc. The development of the worldview of Kyrgyz akyn enlighteners was influenced by social and political changes in the life of the Kyrgyz people since Kyrgyzstan join the Russian Empire in the second half of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Формирование мировоззрения кыргызских акынов-просветителей XIX в»

УДК 1(091):82-1

https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.20

Карыева Анара Карыевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ КЫРГЫЗСКИХ

АКЫНОВ-ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XIX В.

Karyeva Anara Karyevna PhD in History,

Assistant Professor, Philosophy, Social Sciences and Humanities Department Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture

THE WORLDVIEW FORMATION OF KYRGYZ AKYN ENLIGHTENERS OF THE 19TH CENTURY

Аннотация:

В статье рассматривается становление просветительской деятельности кыргызских поэтов XIX в., таких как Калыгул, Арстанбек, Молдо Нияз, Нурмолдо, Молдо Кылыч, Тоголок Молдо, Алдаш Молдо и др. С начала XIXв., когда Кыргызстан входил в состав Кокандского ханства, здесь открывались мусульманские учебные заведения, такие как мектебы и медресе, в которых получили образование многие из перечисленных акынов-просветителей. Указанные учебные заведения сыграли большую роль в становлении мировоззрения кыргызских поэтов. В них изучали философские основы исламской религии, географию, математику, риторику, логику, физику, астрономию, медицину и другие дисциплины. Значительное влияние на формирование мировоззрения кыргызских акынов-просветителей оказали общественно-политические изменения, произошедшие в жизни кыргызского народа, связанные с вхождением Кыргызстана во второй половине XIX в. в состав Российской империи.

Ключевые слова:

кыргызы, акыны-просветители, культура, ислам, медресе, мектеб, колониальный порядок, Коканд-ское ханство, Российская империя.

Summary:

The article deals with the formation of the educational activity of the following 19th-century Kyrgyz poets: Kalygul, Arstanbek, Moldo Niyaz, Nurmoldo, Moldo Kilic, Togolok Moldo, Aldash Moldo, etc. At the beginning of the 19th century, Kyrgyzstan was a part of the Kokand Khanate. Such Muslim educational institutions as maktabs and madrasahs were opened here. Many akyn enlighteners studied at these institutions. The abovementioned educational institutions played an important role in the formation of the worldview of the Kyr-gyz poets. There have been taught the philosophical foundations of Islam, geography, mathematics, rhetoric, logic, physics, astronomy, medicine, etc. The development of the worldview of Kyrgyz akyn enlighteners was influenced by social and political changes in the life of the Kyrgyz people since Kyrgyzstan join the Russian Empire in the second half of the 19th century.

Keywords:

Kyrgyz, akyn enlighteners, culture, Islam, madrasah, maktab, colonial ways, Kokand Khanate, Russian Empire.

Изучение духовного наследия и его преемственности в современной жизни - актуальная проблема в истории Кыргызстана. В настоящее время остро стоит вопрос изучения и переосмысления литературного и фольклорного наследия прошлых веков, в том числе творческого наследия акынов-просветителей кыргызского народа XIX в. Большое внимание отводится изучению произведений таких поэтов, как Калыгул (1785-1855), Арстанбек (1824-1878), Молдо Нияз (18231896), Молдо Кылыч (1868-1917), Нурмолдо (1838-1929) и др. Они жили и творили в сложное время, которое совпало с упадком патриархально-феодальных отношений и постепенным переходом к капиталистическому укладу. Означенные явления связаны с вхождением территории Кыргызстана во второй половине XIX в. в состав Российской империи (прежде кыргызы находились в составе Кокандского ханства).

В период Кокандского ханства в кыргызской среде широко распространялся ислам. Строились мечети, при мечетях открывались мусульманские школы - мектебы и медресе. Им принадлежала большая роль в обогащении духовного мира народов Центральной Азии, в том числе кыргызов. Большая часть мусульманских школ и медресе строилась на средства зажиточных людей. Строительство осуществлялось по принципу недвижимого вакуфа. Правило вакуфных дел сохранялось до первых лет советской власти.

В построенных образовательных учреждениях работали учителя-мударисы, получившие образование в мектебах и медресе центральных городов Средней Азии: Бухары, Коканда, Хивы, а позже Уфы и Казани. Например, в стихах первого кыргызского просветителя Нурмолдо встречаются строки о медресе Молдо Кыргыз, которое по историческим данным является первым кыргызским медресе, построенным в XVIII в. в Наманганде кыргызом по имени Кыргызбай. Оно прослужило народу почти три века [1, б. 10].

Медресе Алымбек датки было построено в 50-х гг. XIX в. на правом берегу Ак-Бууры, напротив городского базара. По описанию В.Я. Галицкого, медресе «возведено... из жженого кирпича, состояло из дарханы, ханаки, 28 худжр - келий. В архитектурном плане это было сооружение типично культового назначения. В основе оно представляло собой прямоугольник размером 40 х 50 м при общей высоте 5 м. Фасад украшали два 15-метровых минарета» [2, с. 73]. В этом медресе общей площадью 3 танапа работали 3 мудариса и обучалось около 100 учащихся. Медресе за 70-летний период своего существования дало образование сотням учащихся и стояло у истоков просветительской деятельности Кыргызстана.

Вместе с тем количество школ и медресе полностью не удовлетворяло потребностей кыргызского народа, стремившегося получить образование.

Огромное влияние на развитие мировоззрения акынов оказала исламская культура. Среди акынов-просветителей известны Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч с их произведениями «Акыр заман» («Конец мира»), «Тар заман» («Эпоха безысходности»), «Зар заман» («Эпоха скорби»). Эти акыны пророчествовали в своих стихах о больших изменениях в жизни народа, причем предрекали ему немало бед и испытаний. Жизнь, к сожалению, подтвердила предсказания, поэтому люди назвали их акынами-провидцами, заманистами.

В число кыргызов, стремившихся получить образование, входили поэты-просветители Молдо Нияз, Нурмолдо, Молдо Кылыч, Тоголок Молдо, Алдаш Молдо, Т. Талканбаев, Ы. Шайбе-ков, А. Жутакеев и др. Молдо Нияз, написавший семь рукописных книг, первоначально получил образование у сельского муллы и продолжил обучение в медресе Кара-Тегина, Маргалана и Кашгара. Молдо Кылыч изучал грамотность под руководством муллы Баяна, продолжил свое обучение в школе Закир калпы. Поэт-мыслитель Нурмолдо первоначально получил образование в сельской мечети, затем поступил в медресе, построенное его прапрадедом Молдо Кыргызом. По окончании его Нурмолдо остался там преподавать. Отец одного из видных представителей кыргызской письменной литературы Тоголок Молдо (Байымбет Абдрахманов) Музооке отдал его в 7-летнем возрасте на обучение сельскому мулле. Там поэт обучался около 5 лет, затем после переезда продолжил свое обучение в Чуйской долине [3].

Как было отмечено выше, в формировании мировоззрения поэтов-просветителей большая роль принадлежит медресе и мектебам, в которых изучали философские основы исламской религии, географию, математику, риторику, логику, физику, астрономию, медицину и другие дисциплины. В школах высшей ступени занятия проводились по учебной программе, учащиеся знакомились с географическими, историческими, художественными произведениями, трудами по восточной медицине и произведениями поэтов-просветителей на персидском, тюркском, узбекском, казахском и татарском языках. Учебники и методические пособия привозились в основном из Уфы, Казани, Баку и других городов. Согласно кадастру царского правительства по литературе, в медресе и книжных лавках на базарах Ферганской долины зафиксировано наличие книг из разных областей (грамматика, военное дело, история, медицина, лексикология, юриспруденция и др.), привезенных из Индии (Бомбей), Египта (Булак), Стамбула, Кабула, Казани [4, с. 9]. Найденные на юге Кыргызстана, в городе Оше рукописные копии нескольких книг кокандского периода были переданы учеными в фонд рукописей Национальной академии наук Кыргызской Республики. Среди них литографические и рукописные книги стихов Бедила, Хафиза, Омара Хайяма, Джами, Алишера Навои.

Владевшие тюркскими, арабскими, персидскими языками поэты-просветители читали книги, газеты и журналы, изданные на казахском, татарском и узбекском языках, были знакомы с образцами арабской и персидской литературы, такими как «Тысяча и одна ночь», «Тоту-намэ», «Шах-намэ», читали произведения классиков тюркских и восточных народов - Навои, Суфи-Ал-лаяра, Хожа-Хафиза, Бедила, Рабгузи, Низами, Фирдоуси, Абая, Шортанбая, Абдулла Тукая, Ыб-рая Алтынсарина. Эти произведения создавали плодородную почву для роста и углубления их знаний и расширения их мировоззрения.

Как в истории любого народа, социально-политическая ситуация в кыргызском обществе в конце XIX в., экономическое положение кыргызского народа оказали влияние на формирование сознания поэтов. Значение множественных изменений, произошедших в политической, экономической, социальной и культурной сферах в Кыргызстане с установлением колониального порядка, велико. С переселением русских и украинцев здесь начали открываться русские начальные школы. В 1870 г. русская начальная школа была открыта в Токмоке, 1874 - Караколе, 1879 - Пишпеке, 1880 - Беловодске, 1882 - Кара-Балте и Сокулуке, в 1888 г. - в Дмитриевке (Талас) [5]. Постепенно такие школы открылись во всех русских переселенческих поселках.

Происходившие в Кыргызстане социально-экономические изменения побудили вышеназванных поэтов-просветителей к активным духовным поискам. Присоединение Кыргызстана к

Российской империи, тяжелое экономическое положение кыргызов в условиях колонизации тревожили сердца акынов. Все это нашло отражение в их поэтическом творчестве.

На формирование мировоззрения поэтов-просветителей большое влияние оказали эпос «Манас» и другие народные эпосы, фольклор, науки Восточного Ренессанса, труды тюркских и восточных классиков и исламская культура в целом. Кроме того, как было уже упомянуто выше, взгляды поэтов-просветителей складывались под воздействием происходивших в жизни кыргызов общественно-политических, социально-экономических и культурных процессов.

Будучи духовной элитой, осознавшей потенциальные возможности кыргызского народа, акыны-мыслители XIX в. вели широкую просветительскую деятельность, направленную на сохранение и развитие духовности человека согласно началам, на которых базировалось общественное сознание кыргызов прошлого столетия.

Ссылки:

1. Байгазиев С.О. Ала-Тоодогу агартуунун тарыхынын кыскача очерки: XVII кылымдан 1917-жылга чейин. Бишкек, 2005. 77 б.

2. Галицкий В.Я., Плоских В.М. Старинный Ош: очерк истории. Фрунзе, 1987. 175 с.

3. Карыева А.К. Жазгыч-акындар жана кыргыз тарыхы (XIX к. - XX к. башы). Бишкек, 2011. 168 б.

4. Туркестанские ведомости. 1887. № 48. 7 дек.

5. Айтмамбетов Д. Дореволюционные школы в Киргизии. Фрунзе, 1961. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.