Научная статья на тему 'Исторические предпосылки просветительства в Кыргызстане (XIX - начала XX вв. )'

Исторические предпосылки просветительства в Кыргызстане (XIX - начала XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1769
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / KYRGYZSTAN / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / ПРОСВЕТИТЕЛИ / ИСЛАМ / ISLAM / ШКОЛА / SCHOOL / МЕДРЕСЕ / MADRASAH / РУССКО-ТУЗЕМНЫЕ ШКОЛЫ / RUSSIAN-NATIVE SCHOOLS DZHADIZM / ДЖАДИЗМ / КУЛЬТУРА / CULTURE / MULLAH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карыева Анара Карыевна

Просветительство как культурно-исторический процесс имеет национальную и региональную особенности. Просветительство Кыргызстана тоже имеет свои исторические предпосылки и особенности. В данной статье рассматриваются общественно-политические, социально-экономические предпосылки формирования кыргызского просветительства в XIX начале XX вв. Автор останавливается на положении Кыргызстана в период Кокандского ханства и царской России, на расширении мировоззрения кыргызских просветителей и влиянии мусульманских, джадидских и русских учебных заведений на активизацию просветительского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки просветительства в Кыргызстане (XIX - начала XX вв. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ (XIX - НАЧАЛА XX вв.) Карыева А. К.

Карыева Анара Карыевна - кандидат исторических наук, доцент, направление: отечественная история, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: просветительство как культурно-исторический процесс имеет национальную и региональную особенности. Просветительство Кыргызстана тоже имеет свои исторические предпосылки и особенности. В данной статье рассматриваются общественно-политические, социально-экономические предпосылки формирования кыргызского просветительства в XIX -начале XX вв. Автор останавливается на положении Кыргызстана в период Кокандского ханства и царской России, на расширении мировоззрения кыргызских просветителей и влиянии мусульманских, джадидских и русских учебных заведений на активизацию просветительского движения. Ключевые слова: Кыргызстан, просвещение, просветители, ислам, школа, медресе, русско-туземные школы, джадизм, культура.

HISTORICAL BACKGROUND OF THE ENLIGHTENMENT IN KYRGYZSTAN (XIX-EARLY XX CENTURIES) Karyeva A.

Karyeva Anara Karyevna - candidate (Ph.D) of Historical sciences, assistant professor, DIRECTION: NATIVE HISTORY, EDUCATION DEPARTMENT "PHILOSOPHY AND SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES", KYRGYZ STATE UNIVERSITY OF CONSTRUCTION, TRANSPORT AND ARCHITECTURE NAMED AFTER N. ISANOV, BISHKEK, KYRGYZSTAN

Abstract: enlightenment as a cultural-historical process has national, regional features. Enlightenment of Kyrgyzstan also have their historical background and features. This article focuses on the socio-political, socio-economic preconditions for the formation of the Kyrgyz enlightenment in the XIX - early XX centuries. The author underlined the situation during the Kokand khanate and Czarist Russia, the expansion of world Kyrgyz educators and Muslim influence, and Jaded Russian educational institutions to intensify educational movement in Kyrgyzstan.

Keywords: Kyrgyzstan, education, mullah, Islam, school, madrasah, Russian-native schools dzhadizm, culture.

УДК 930.85

Просвещение является одним из значимых этапов общественного развития всего народа, проходило в разных странах, в разное время и в различных формах. Получившая разные характеристики европейских мудрецов, эпоха Просвещения в самой Европе осуществлялось не ровно. Просветительство, унаследовав духовные достижения и ценности предыдущих этапов общественного развития, обогащая их прогрессивное содержание в новом цивилизованном пространстве и во времени, борется с не отвечающими требованиям времени, отрицательными сторонами предыдущего строя.

В историческом развитии народов Центральной Азии особый культурно-исторический этап -«Эпоха Просвещения» не рассматривался. Известные на весь мир Бируни, Аль Фараби, Ибн Сина, Улугбек, Алишер Навои и др. ученые, мыслители, поэты в свое время внесли весомый вклад в развитие науки, это отметил основатель джадидистского движения И. Гаспринский: «Когда в Европе наука и просветительская деятельность была в зачатке, в Туркестане самостоятельно развивалась наука» [1, с. 21]. Не ошибемся, если назовем перебором, имевшие место в исследованиях прошлых советских, евроцентристских взглядах применение к тюркским народам понятий «дикие», «темные», «невежественные». История кыргызского народа с древнейших времен развивалась в контексте с историческими процессами в Центральной Азии.

Мировоззренческие взгляды просветителей тюркских народов Центральной Азии в значительной степени сформировались в рамках исламской религии. Нельзя представить развитие

науки и знаний в средневековой тюркской эпохе без вклада просветителей. Большая роль в зарождении и формировании кыргызского просветительства принадлежит библиотекам и ханакам при мечетях. Первые мечети появились в конце IX - начале X вв., а в XI -XII веках они начали широко распространяться. В ставших центрами науки медресе, кроме религиозных книг встречались труды по различным отраслям светских наук. Они выполняли просветительскую деятельность, распространяя достижения наук. Написанные на арабском, персидском, древнетюркском языке труды Аль Фараби, Абу Рейхан Беруни, Рудаки, Саади, Баласагуни, Кашгари, Ибн Сина и др. читались в мечетях и медресе, они наравне с аятами Корана распространялись среди населения.

На формирование, изменение и развитие кыргызского просветительства и просветительского движения в конце XIX- начале XX веков оказали влияние Кокандское ханство, и позже связанная с царской Россией общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в регионе.

Со второй половины XVIII века Кокандское ханство начало завоевывать территорию нынешнего Кыргызстана. Обладающие особым приоритетом города Ош и Узген [3, с. 43], заинтересовав правителей ханства, были завоеваны во время правления Ирдана бия в 1762 году [7, с. 121]. В первой четверти XIX века границы ханства доходили до территории северных племен кыргызов [6, с. 505]. В 1821 году войска Омар-хана называвшего себя «Эмир-аль муслим» - правителем мусульман, захватило Кетмен-Тюбе. Кокандцы в 1819-1821 гг. завоевав города Туркестан, Чимкент, Сайрам, для контроля за регионом в 1822 году возвели крепость Олуя-Ата. Возведение крепости создало благоприятные условия для завоевания Кокандским ханством казахского Старшего Жуза и кыргызов Чуйской и Таласской долины.

Как отмечается в научных исследованиях, по сравнению с соседними государствами Кокандское ханство оставалось экономически отсталым государством, с сильно сохранившим основные элементы феодальных отношений. Правителям ханства не хватало природных способностей и знаний для проведения прогрессивных реформ. До своего развала Кокандское ханство жило за счет завоевания новых земель и увеличения налогов, в ханстве ни разу не было проведено политические, экономические и культурные реформы.

Ислам оказал большое влияние на развитие культуры и общественное мышление народов в период Кокандского ханства. Основной религией народов проживавших на территории Средней Азии и Казахстана был ислам, но в некоторых регионах (например, северный Кыргызстан) народами кочевого хозяйствования, основные религиозные правила не выполнялись в силу их неполного понимания. Если не брать в расчет кыргызов, живущих в Ферганской долине и смежных горных районах, то только в период Кокандского ханства в Кыргызстане широко распространяется исламская религия, строятся мечети, а при них открываются мусульманские школы и медресе. В них ведут занятия учителя-мударисты, получившие образование в школах и мечетях центральных городов Средней Азии: Бухаре, Коканде, Хиве. В стихах первого кыргызского просветителя Нурмолдо встречаются строки о медресе Молдо Кыргыз:

«Учурган далай чеченди;

Улама кылган бечелди;

Урматтуунун уясы;

Урабас чебим десемби;

Молдо Кыргыз наамдалган;

Мекеним медресемби» [8, с. 223] (букв. «Мой медресе под названием Молдо Кыргыз является нерушимой крепостью, гнездом уважаемых, вырастил многих ораторов, закалил слабых» Из неуча выпускал улема, Стал гнездом почетных. Мой нерушимый крепость, Родина моя-Медресе Молдо Кыргыз.). По историческим данным, медресе Молдо Кыргыз является первым кыргызским медресе, построенным в XVIII веке в Наманганде кыргызом по имени Кыргызбай. Опираясь на повседневный жизненный опыт раннего детства. Он прослужил народу почти 3 века [2, с. 10].

С вхождением Кыргызстана в состав Российской империи в хозяйствовании местного народа происходят изменения: по сравнению с другими регионами Центральной Азии, здесь понемногу уже начинают формироваться некоторые отрасли промышленности. Развитие промышленности приводит к изменению состава социального слоя населения. Увеличение промышленных предприятий в Туркестанском крае, в том числе в Кыргызстане создало предпосылку для формирования рабочего класса из представителей местного населения. По сравнению с крупными предприятиями в мелких предприятиях было много рабочих мест. В 200 предприятиях Ошского уезда работало 300 человек. На севере Кыргызстана промышленные предприятия появились в 80-90 годы XIX столетия. В 1892 году в Токмакском, Пржевальском уездах было свыше 20 предприятий, в них работало свыше 70 человек, в четырех токмакских кожевенных заводах работало 45 человек. В мелких предприятиях работали 1711 человек [9]. Входящей в состав Туркестанского генерал-

губернаторства Ферганской области находилось 80% промышленности. В Семиреченской области было 26 предприятий с 646 наемными рабочими [10, с. 33].

Вблизи построенных Кокандским ханством в крепостях Пишпек, Токмак, Каракол, Кара -Балта, Ат-Башы начинают возникать торговые и ремесленческие селения, с переселением русских многие из которых постепенно вырастают в города. Строительство города Каракол было запланировано на 1869 год, через год город был основан, и до 1883 года он носил название Каракол, позже был переименован в Пржевальск [11.250]. По переписи населения 1897 года в нем проживало 8109 человек, в 1913 году численность людей достигло 15418, две трети которого составили русские и украинцы. Кроме них в городе проживали узбеки, татары, дунгане. К началу XX века товарооборот 302 торговых центров составил 1191 тыс. рублей. В городе функционировали кожевенные, маслобойные заводы, мельницы, пивоваренные и лесообрабатывающие предприятия. [6, с. 161-163].

В Токмаке к 1 января 1913 года вместе с торговыми местами и населением поселка проживало 7516 жителей, работало несколько заводов по переработке кожи, масла, мукомольня. В городе имелись 669 торговых учреждений с годовым оборотом 2 млн 100 тыс. рублей, функционировала ярмарочная торговля, объем которой возрос до 100 тыс. рублей [6, с. 161]. Развитие торговли свидетельствует о значительном улучшении социально-экономического положения региона. Недаром известный французский просветитель Вольтер определяет торговлю движущей силой развития страны и поэтому считает ее достойной уважения [4, с. 48].

После присоединения Кыргызстана к России для урегулирования связей, в уездных центрах организуют почтовые канцелярии, а в ряде населенных пунктах почтовые станции и отделения. Перед первой мировой войной в Кыргызстане работало около 10 почтовых учреждений. Первая телеграфная станция была открыта в Пишпеке 9 мая 1873 года. Телеграфная линия Пишпек-Каракол была построена в 1900 году. Открытая в 1880 году в городе Ош телеграфная линия, в 1894 году была протянута до Гульчо. В дореволюционном Кыргызстане по железной дороге до станции Арыс работала телефонная линия, обслуживающая 11 точек.

В 1875 году в Туркестанском генерал-губернаторстве было создано относящаяся к Министерству просвещения управление по учебной части. Управление состояло из главного инспектора училищ и канцелярии. Кроме этого, с 1 марта 1877 года в Туркестанском крае была введена должность инспектора народных училищ. Его главной обязанностью было контролирование местных школ области [12, с. 163-164].

В Кыргызстане с переселенцами с центральных районов России с конца 60-х годов XIX столетия начали основываться русские селения. Для детей переселенцев царская администрация организовывает начальные школы. В открытых школах получают возможность обучаться и дети местного населения. Основной целью этих школ было обучение местного населения русскому языку, распространение русской культуры в регионе и подготовка необходимых для местной администрации царского правительства переводчиков, письмоводителей.

Деятельность царского правительства по просветительской работе в полной мере не восполняла потребностей местного населения. К тому же, по Положению 1886 года региональная образовательная сфера не входила в компетенцию Туркестанского генерал-губернаторства.

На развитие просвещения в Центральной Азии большое влияние оказало распространяющееся с конца XIX века джадистское движение. Джадисты просветители наряду с выступлением против колониальной политики царской России, выпускают и активно распространяют среди мусульманских народов газеты и журналы, призывающие вместе проводить культурную и просветительскую деятельность. Они доказывали также необходимость преподавания в школах светских дисциплин: арифметики, географии, естествознания, истории и др. В Туркестанском крае, в том числе в Кыргызстане начинают появляться так называемые новометодные инновационные школы. В них был лучший состав учителей, имелись доступные учебные пособия и оборудование.

В становление и развитие кыргызского просветительства огромный вклад внесли Калыгул, Молдо Нияз, Нурмолдо, Молдо Кылыч, Алдаш Жээнике уулу, Белек Солтоноев, Осмонаалы Сыдык уулу, Эшенаалы Арабаев, Касым Тыныстанов и др. Они видели основную причину социальной нищеты, несчастий человечества, отрицательных явлений, влияющих на развитие общества, в необразованности и невежественности людей и в несправедливом правлении.

С середины XIX века происходят изменения в мировоззрении кыргызского народа и в народном общественном мышлении. С вхождением в состав России прежнее естественное, традиционное, исламское мировоззрение расширяется, и начинают происходить, соответствующие требованию времени, обновление просветительских идей. Развитие общественных отношений, становление промышленности, изменение методов ведения хозяйства, обусловили обновление общественно-экономических и культурных развитий. В начале 20-х годов XX века национальное размежевание

Средней Азии повлияло на развитие национального самосознания. Другими словами, во всех формах общественного сознания просветительский процесс сопровождается непрерывным обновлением и развитием. Туркестанское, в т.ч. кыргызское просветительство и просветительское движение играют такую же роль и вносят такой же вклад на развитие и изменение региона, как эпоха Просвещения на развитие Европы. Другими словами, историю кыргызской культуры XIX -нач. XX вв. невозможно представить без просветительства и просветительского движения.

Список литературы / References

1. Абдрахманов Т. А., Кубатова А. Э., Байдилдеев Ж. Р. Эки доор инсаны Эшенаалы Арабаев. Бишкек: Maxprint, 2013. 244 б.

2. Байгазиев С. О. Ала-Тоодогу агартуунун тарыхынын кыскача очерки: XVII кылымдан 1917-жылга чейин. Бишкек, 2005. 77 б.

3. Галицкий В. Я., Плоских В. М. Старинный Ош: Очерк истории. Фрунзе: Илим, 1987. 175 с.

4. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Русс (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М., 2006. 256 с.

5. История общественно-культурного реформаторства на Кавказе и в Центральной Азии (XIX - начало XX века) / Отв. ред. Д. Алимова, И. Багирова. Самарканд: МИЦАИ, 2012. 335 с.

6. История Киргизской ССР: С древнейших времен до наших дней. Т. 1. Фрунзе: Кыргызстан, 1984. 800 с.

7. Наливкин В. П. Краткая история Кокандского ханства. Казань, 1886. 215 с.

8. Нурмолдо Чыгармалар. Бишкек: «СYрeт-Басма-Салону», 2003. 600 б.

9. Обзор Семиреченькой области за 1892 г. С. 27. Приложение 8.

10. Оглобин В. Н. Промышленность и торговля Туркестана. М., 1914.

11. Пален К. К. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению сенатором - гофмейстером, графом К. К. Паленом. СПб., 1910.

12. Шушкова М. Е. Организация управления Туркестаном в начале ХХ века. Дисс-я к-та истор. наук: 07.00.02. Москва, 2015. 287 с.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО В КЫРГЫЗСТАНЕ В XIX ВЕКЕ: ВКЛАД ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ Карыева А. К.

Карыева Анара Карыевна - кандидат исторических наук, доцент, направление: отечественная история, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: мусульманская культура сформировалась в результате взаимодействия культур различных народов. Каждая из них внесла свой вклад в ее развитие. В статье рассматривается вклад исламской культуры в кыргызское просветительство в XIX веке. С распространением и укреплением ислама в Средней Азии, в том числе в Кыргызстане, начали открываться и осуществлять деятельность мусульманские учебные заведения, школы, медресе. В формировании мировоззрения и деятельности кыргызских просветителей XIX века исламская культура играла огромную роль.

Ключевые слова: Средняя Азия, кыргыз, ислам, школа, медресе, просвещение, просветители, культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.