Научная статья на тему 'Просветители и создание автономной области кыргызов'

Просветители и создание автономной области кыргызов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
673
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ / SOVIET / АВТОНОМИЯ / AUTONOMY / КЫРГЫЗ / KYRGYZ / НАЦИОНАЛЬНОЕ / NATIONAL / РЕСПУБЛИКА / REPUBLIC / ПРОСВЕТИТЕЛИ / СИСТЕМА ПРОСВЕЩЕНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / КУЛЬТУРА / CULTURE / ENLIGHTENERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карыева Анара Карыевна

В 1924 году в результате реализации национальной политики партии большевиков и советской власти кыргызский народ вновь обрел с ограниченной автономией свою государственность. Именно с образованием Автономной области стала формироваться политическая система кыргызского общества советского типа. Создание национальной автономии способствовало формированию национальной системы просвещения, росту уровня культуры народа и использованию своих прав на основе общественного договора. В статье рассматривается вклад кыргызских просветителей по созданию автономии, которое было тесно связано с формированием и установлением политических взглядов и деятельностью кыргызских просветителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Просветители и создание автономной области кыргызов»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОСВЕТИТЕЛИ И СОЗДАНИЕ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

КЫРГЫЗОВ Карыева А.К. Email: Karyeva1794@scientifictext.ru

Карыева Анара Карыевна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в 1924 году в результате реализации национальной политики партии большевиков и советской власти кыргызский народ вновь обрел с ограниченной автономией свою государственность. Именно с образованием Автономной области стала формироваться политическая система кыргызского общества советского типа. Создание национальной автономии способствовало формированию национальной системы просвещения, росту уровня культуры народа и использованию своих прав на основе общественного договора. В статье рассматривается вклад кыргызских просветителей по созданию автономии, которое было тесно связано с формированием и установлением политических взглядов и деятельностью кыргызских просветителей.

Ключевые слова: советский, автономия, кыргыз, национальное, республика, просветители, система просвещения, культура.

EDUCATORS AND THE CREATION OF AN AUTONOMOUS REGION

OF THE KYRGYZ Karyeva A.K.

Karyeva Anara Karyevna - Candidate (Ph.D) of Historical sciences, assistant professor, EDUCATION DEPARTMENT PHILOSOPHY AND SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES KYRGYZ STATE

UNIVERSITY OF CONSTRUCTION, TRANSPORT AND ARCHITECTURE NAMED AFTER N. ISANOV,

BISHKEK, KYRGYZSTAN

Abstract: in 1924, as a result of the implementation of the national policy of the Bolshevik Party and Soviet power, the Kyrgyz people regained their statehood with limited autonomy. It was with the formation of the Autonomous Region that the political system of the Kyrgyz society of the Soviet type began to be formed. The creation of national autonomy contributed to the formation of a national educational system, the growth of the level of culture of the people and the use of their rights on the basis of a social contract. The article discusses the contribution of the Kyrgyz enlighteners to create autonomy, which was closely connected with the formation and establishment of political views and activities of Kyrgyz enlighteners.

Keywords: soviet, autonomy, Kyrgyz, national, republic, enlighteners, educational system, culture.

УДК 930.85

После падения царской власти на территории Туркестанского края начались изменения в политической жизни Кыргызстана. В Кыргызстане, в отличие от Центральной России, началась организация советов депутатов рабочих и солдат, Временного правительства и кыргызских общественных комитетов национального характера. Несмотря на препятствия Временного правительства, на родину начали возвращаться бежавшие в Китай участники национально-освободительного восстания 1916 года и рабочие, трудившиеся на промышленных предприятиях России и Белоруссии. В Туркестане оживилась политическая активность местного населения: началось создание общественно-политических организаций и партий.

На процессы, происходившие сразу после установления Советской власти, большое значение оказали «Декларация прав народов России», Обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». Представители местной интеллигенции стали выдвигать идеи о независимости и самостоятельной автономии. Такое историческое развитие в конце первого десятилетия ХХ века оживило политические взгляды просветителей. Вмешательство кыргызских просветителей в политическую жизнь Средней Азии, их деятельность по созданию национальной автономии, республики стало закономерным явлением.

1 мая 1918 года региональный совет рабочих, солдат, крестьян и мусульманских крестьян (земледельцев) Туркестана объявил о создании Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики в составе Российской Федерации. Этот политический акт был решающим шагом на пути развития национальных советских государств народов Средней Азии.

В 1921 году, на Х съезде РКП (б) в целях ликвидации государственной, хозяйственной и культурной отсталости народов Средней Азии и Азербайджана и в целях оказать им помощи в развитии и укреплении советской государственности, в развитии образования, перед большевиками были поставлены задачи:

- укрепление и развитие форм советского государства, в соответствии с жизненным укладом и менталитетом народов, населяющих Среднюю Азию и Азербайджан;

- укрепление и развитие судебных, административных органов, органов власти, состоящих из представителей местного населения, обладающих местным языком и знакомых с психологией и жизнью местного населения;

- развитие деятельности общих культурно-просветительских учреждений, прессы, школ, театров, клубов на родном языке;

- для ускоренной подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей управления и в первую очередь для отрасли просвещения; организация и развитие общеобразовательных школ и курсов по широким отраслям профессионально-технического направления (в первую очередь, для киргизов, башкир, туркменов, узбеков, таджиков, азербайджанцев, татар, дагестанцев) [5, с. 342].

Решения Х съезда партии стали трамплином для создания самостоятельной автономии народов Туркестана, в т.ч. для кыргызов.

Формирование национального государства кыргызского народа было длительным и сложным процессом, оно проходило в острой политической борьбе. Задача создания самостоятельной автономии кыргызов в составе Туркестанской АССР поднимается с 1921 года [5, с. 23-28; 13, с. 263]. В процессе деятельности по созданию автономной области обострились разногласия и противостояния между группами родоплеменного и этнического характера.

В январе 1924 года кыргызские (кара-кыргызские) делегаты XII съезда советов Туркестанской АССР: Абаев, Баялинов (Нарынский уезд), Абдрахманов, Ачакеев, Тойчинов, (Караколский уезд), Айдарбеков, Садаев (Пишпекский уезд), Иманходжаев, Карабеков, Туленов, Умарбеков (Ошский уезд), Кулбосунов, Сарыбаев (Андижанский уезд), Ботбаев, Мамбеталиев, Саликов (Наманганский уезд), Абланов, Бабаджанов, Маймулов, Токобаев (Олуя-Атинский уезд) -обращаются с письмом в ЦК РКП(б) и Национальный совет ЦИК СССР о том, что руководящий аппарат партии и правительства Туркестана не знает и не учитывает особенности еще одной нации - кара-киргизов, общим количеством до одного миллиона человек. Из-за схожести языка, ведения хозяйства и образа жизни кайсак-киргизов и кара-киргизов, европейцы рассматривают их как одну нацию, а некоторые руководители Туркестана пытаются объединить их в одну нацию. Кыргызские делегаты, защищая интересы кара-киргизов, отмечают в письме, что такое насильственное объединение двух наций только из-за схожести языка и образа жизни, противоречит национальной политике советской власти [1, с. 71 -72].

В докладной записке кыргызские депутаты XII съезда советов Туркестанской АССР, отмечая, что партия и советская власть не учитывают особенности культурного развития каракиргизов, ставят перед Коммунистической партией следующие требования:

1) признать кара-киргизский народ самостоятельной нацией наравне с другими национальностями (узбеками, туркменами, таджиками, кайсак-киргизами);

2) учитывая отсутствие представителей кара-киргизских трудящихся в органах партийной и государственной власти Туркестана, ввести их в вышеназванные органы с учетом их социально-классовой принадлежности;

3) для культурно-просветительской работы среди кара-киргизских трудящихся на их родном языке, выделить государственные средства, в первую очередь, на выпуск учебников и пособий [1, с. 76-77].

10 марта 1924 года на совещании с участием членов Исполнительного бюро, членов и кандидатов в члены ЦК, членов Президиума ТурЦИК и некоторой части руководящих работников края обсуждали вопрос национальной размежевания и государственного строительства Туркестана. По инициативе Ю. Абдрахманова, А. Сыдыкова, И. Арабаева вновь поднимается вопрос о создании самостоятельной области кыргызов. На совещании выступает известный кыргызский просветитель, государственный деятель Ишеналы Арабаев и отмечает, что, несмотря на отличие кара-киргизов от кайсак-киргизов и их большое количество, их интересы ущемляются больше всех, не предоставлено право на образование самостоятельной автономии. И. Арабаев требовал представить право самому кыргызскому народу решить вопрос

о присоединении к Туркестану, Киргизской (Казахской) АССР или к РСФСР [5, с. 33-34]. 24 апреля того же года Среднеазиатское бюро ЦК РКП(б) принимает постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары, Хорезма)». По постановлению были организованы временные территориальные узбекские, кыргызские, туркменские, казахские, таджикские комиссии. А внеочередная сессия ЦИК Туркестанской АССР 15-16 сентября 1924 г. приняла постановление о национально государственном размежевании Туркестанской республики. В ее решении о кыргызском народе сказано: «Во исполнение выражений всеобщей воли рабочих и дехканских масс кара-киргизского народа предоставить право кара-киргизскому народу выйти из состава Туркестанской Советской республики и образовать Кара-Киргизскую автономную область» [3, с. 211; 4, с. 19].

14 октября 1924 года на II сессии ВЦИК СССР утвердили постановление ЦИК Туркестанской АССР о национальном размежевании. В тот же день было принято постановление ВЦИК об образовании в составе РСФСР - Кара-Киргизской автономной области. Она имела территорию 195,740 тыс. кв. км, с населением - 737 тыс. человек, из них кыргызы составляли 63,5%, русские - 16,8%, узбеки - 15,4%, казахи - 1,3%, отставшие 3,5% -представители других национальностей [6, с. 239]. Создание национальной автономии сыграло решающую роль в формировании государственности кыргызского народа.

Создание кыргызским народом самостоятельной автономии, затем республики, возвращение кыргызов на родину после восстания 1916 года являются поворотным моментом в истории развития кыргызского народа. Оседание кочевых и полукочевых народов привело к развитию различных отраслей народного хозяйства. Политические и экономические изменения в обществе дали толчок росту культуры и развитию национального самосознания. Как и во многих других странах, создание кыргызской автономии, союзной республики осуществлялись на основе общественного договора. На учредительных собраниях делегированными депутатами были приняты Декларации и Конституции. Как объяснял французский просветитель Ж.Ж. Руссо в своем труде «Об общественном договоре, или Принципы политического Права» (1762) Ж.Ж. Руссо, кыргызский народ тоже обладали на Конституционное право, дав свое согласие на основе общественного договора [12, с. 164] (Конституция Киргизской АССР (30 апреля 1929 г.), Конституция Киргизской ССР (23 марта 1937 г.).

Формирование национальной системы просвещения Кыргызстана прямо связано с созданием национальной автономии кыргызского народа. С первого дня советской власти в Туркестане, член Совета народного комиссариата Туркестанского края - Комиссариат по просвещению, руководил всем культурным строительством, в том числе просвещением. В январе 1918 года, на III съезде Советов с докладом выступил комиссар по просвещению РСФСР А.В. Луначарский. 29 марта по его указанию вышел декрет Совнаркома об организации в Туркестанском крае территориального совета народного образования. После создания Туркестанской АССР, в середине 1918 года территориальные советы народного образования были реорганизованы в комиссариат народного просвещения Туркестана.

В 1918-1919 годах в Туркестане увеличилось количество просветительских учреждений: библиотек, клубов, театров, культурных кружков и др. В середине 1919 года при Туркнаркомпросе были созданы культурно-просветительские организации рабочих, позже были созданы отделения искусства, затем - театральные отделения.

Перед новосозданной ККАО стояло множество проблем, в т.ч. задачи просвещения. В областном ревкоме создаются разные отделения, среди них отделение просвещения, его руководителем назначается Артыкбаев.

При решении проблем в различных отраслях народного хозяйства, были трудно преодолимые препятствия, в т.ч. в сфере народного образования: нехватка учебных заведений в ликвидации неграмотности населения, отсутствие учебных пособий в подготовке необходимых для народного хозяйства кадров и др.

Из местного бюджета значительная часть средств направлялась на просвещение. В течение 5 месяцев, с ноября 1924 года до марта 1925 года на просвещение было потрачено 761989.03 рублей, что составило 31,61% из общих трат [9, с. 13]. В 1924-1925 гг. в ККАО уже было 349 школ первой ступени, 5 детских домов. Кроме этого, функционировало 148 ликбезов, 60 клубов, библиотека, красный дом [9, с. 14].

Из года в год этот показатель растет: если в 1927-1928 гг. в Кыргызстане было 503 школы первой ступени, то в 1928-1929 гг. их число достигло 520, в 1929-1930гг. - 652 [11, с. 131]. В 1927-1928 гг. в школах первой ступени обучалось 36940 учащихся, в 1928-1929 гг. их количество достигло - 10800, в 1929-1930 гг. - 48026 [11, с. 131]. Изменился и национальный состав учащихся (таблица 1).

Нации 1928-1929 гг. 1929-1930 гг.

Абсолютное число В процентах Абсолютное число В процентах

Кыргызы 16513 44.6 22972 47.6

Европейцы 16300 44.1 19850 41.6

Узбеки 3209 8.6 3553 7.5

Остальные нации 925 2.7 1650 3.3

В 1924-1925 гг. в Оше открылся техникум по подготовке нужных для переработки хлопка и народному хозяйству специалистов, в Пишпеке техникум, готовящий специалистов по выращиванию полевых растений и фруктов, в Караколе - техникум по направлению животноводство и кооперации [9, с. 113].

Были взяты под контроль вопросы по изданию учебных пособий и обеспечению квалифицированными преподавателями. В первой половине 1925 года было подготовлено и издано на кыргызском языке 15 учебных пособий. Кроме этого, было подготовлено и сдано в печать еще 30 учебных пособий [2, с. 20]. Большой вклад в разработке учебных пособий внесли И. Арабаев, К. Тыныстанов и др. В ходе работы по ликвидации безграмотности, было издано 70 тыс. экземпляров учебных пособий, из них на кыргызском языке - 40 тыс. [8, с. 130]. В первой пятилетке (1928-1932 гг.) количество школ увеличилось в три раза, количество преподавателей выросло в 3,3 раза [5, с. 192]. Вырос объем средств, направленных на образование: в 1933 году он составлял 892, 1 тыс. рублей, в 1934 году - 2977,2 тыс. рублей, в 1935 году - 1545,0 тыс. рублей, в 1936 году - 8424,3 тыс. рублей [5, с. 193].

В 1933-1938 гг. государство построило 68 начальных, 16 неполных средних школ, 6 интернатов, 58 других просветительских объектов. Этому активно помогали колхозы. В 1936 году они построили 200 начальных школ [7, с. 396].

В мае 1925 года, на I научно-педагогическом съезде были рассмотрены проблемы обучения детей на родном языке, и было принято решение о реформировании кыргызского алфавита. Прошедший 2 декабря 1926 года V пленум КАО принял новый кыргызский алфавит. I Учредительный съезд (17 марта 1927 г.) Киргизской АССР принял решение о полном переходе на новый кыргызский алфавит в период 1927-1931 гг., в 1928-1929 гг. латинский алфавит был введен во всех средних общеобразовательных школах. Новый алфавит оправдал себя в ликвидации безграмотности населения.

Установление советской власти, развитие государственности с автономной области до союзной республики - основные периоды в истории кыргызского народа. В названный период политическое и экономическое развитие общества, его изменение сопровождалось рядом явлений (как положительных, так и отрицательных), которые не могли не дать мощный толчок к росту культуры и развитию национального сознания кыргызского народа. Просветителей, посвятивших всю свою жизнь созданию и укреплению кыргызского советского государства, кыргызский народ и история никогда не забудут.

Список литературы / References

1. ЦГА ПДРК, ф. 391. оп. 3. д. 68.

2. ЦГА ПД КР, ф. 10. оп. 1. д. 28.

3. ЦГА КР ф. 21. оп. 2. д. 1.

4. Джуманалиев А. Политическое развитие Кыргызстана (20-30-е годы). Бишкек: Илим, 1994. 150 с. С. 19.

5. Джунушалиев Дж. Время созидания и трагедия. 20-30-е годы ХХ в. Бишкек: Илим, 2003. 248 с.

6. История Советской Конституции. Сборник документов, 1917-1957 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 551 с.

7. Культурное строительство в Киргизии: 1930-1941 гг. Т. 2. ч. 1. Фрунзе: Кирг. гос. изд-во, 1957.

8. Материалы по отчету Киргизского областного комитета ВКП(б) VI областной партийной конференции. Фрунзе, 1930.

9. Отчетный доклад революционного комитета Кара-Киргизской автономной области РСФСР первому съезду РК ДД области: за ноябрь 1924 г. март 1925 г. 242 с.

10. Отчет о работе правительства Киргизской АССР за 2 года (март 1927 г. - апрель 1929 г.). Фрунзе: Изд. ЦИК и СНК Кир АССР, 1929. 242 с.

11. Отчет о работе правительства Киргизской АССР за 2 года (апрель 1929 г. февраль 1931 г.). Фрунзе: Изд. ЦИКиСНККирАССР, 1931. 179 с.

12. Руссо Ж.-Ж. Об общественном Договоре. Трактаты. М.: «КАНОН-пресс». «Кучково поле», 1989. 416 с.

13.АбдрахмановЮсуп. Избранные труды. Бишкек: «Шам», 2001. 300 с.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ КАЗАХСТАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ПЕРИОДА НЕЗАВИСИМОСТИ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В КАЗАХСТАНЕ

В 20 - 30-Е ГОДЫ ХХ В. Кульшанова А.А. Email: Kulshanova1794@scientifictext.ru

Кульшанова Арман Айыпбековна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Казахстана и социальных наук, Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье автор рассматривает и анализирует основные подходы казахстанских историков по национальной политике в 20 - 30-е годы ХХ века. В статье автор показывает особенности историографии по национальному вопросу советского периода, периода «суверенизации» и независимости. Автор отмечает, что обретение независимости позволило исследователям сформулировать теоретические выводы по национальной политике в СССР с обновленных концептуальных позиций. Кроме того автор заостряет свое внимание на том, что казахстанская научная мысль с 90-х годов развивалась весьма интенсивно, исследуя всесторонние аспекты данной проблемы.

Ключевые слова: историография, методология, идеология, национальный вопрос, политика.

CONCEPTUAL APPROACHES OF KAZAKHSTAN HISTORYOGRAPHY IN THE PERIOD OF INDEPENDENCE OF NATIONAL POLICY IN KAZAKHSTAN IN THE 20 - 30-IES OF XX CENTURY Kulshanova А.Л

Kulshanova Arman Ayiypbekovna — PhD in History, Associate professor, DEPARTMENT OF HISTORY OF KAZAKHSTAN AND SOCIAL SCIENCES, KAZAKH NATIONAL ART ACADEMY BY T. ZHURGENOV, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the author of this article examines the main theoretical and methodological. The author shows the features of historiography on the national question of the Soviet period, "sovereignty" and the period of independence. The author notes that the attainment of independence enabled the researchers to formulate theoretical conclusions for national policy in the Soviet Union with the updated conceptual positions. Furthermore the author sharpens its focus on the fact that the Kazakh scientific thought since the 90-s has evolved very rapidly, examining many aspects of the problem. Keywords: historiography, methodology, ideology, the national question, the policy.

УДК 94(47+57)

Проблематика истории национального вопроса и государственной национальной политики является предметом научных изысканий с момента возникновения первых советских государств - РСФСР и СССР, она остается востребованной и сегодня в кругах ученых, политиков, среди общественности как в нашей республике, так и за рубежом.

Распад СССР, период «суверенизации» открыл новый этап в развитии историографии национального вопроса и национальной политики, связанный с научными дискуссиями, активными поисками новых тем, закрытых ранее для научного анализа, вовлечением в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.