Научная статья на тему 'Просветительство в Кыргызстане в xix веке: вклад исламской культуры'

Просветительство в Кыргызстане в xix веке: вклад исламской культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1445
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / КЫРГЫЗ / KYRGYZ / ИСЛАМ / ISLAM / ШКОЛА / SCHOOL / МЕДРЕСЕ / MADRASAH / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / ПРОСВЕТИТЕЛИ / КУЛЬТУРА / CULTURE / MULLAH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карыева Анара Карыевна

Мусульманская культура сформировалась в результате взаимодействия культур различных народов. Каждая из них внесла свой вклад в ее развитие. В статье рассматривается вклад исламской культуры в кыргызское просветительство в ХIХ веке. С распространением и укреплением ислама в Средней Азии, в том числе в Кыргызстане, начали открываться и осуществлять деятельность мусульманские учебные заведения, школы, медресе. В формировании мировоззрения и деятельности кыргызских просветителей XIX века исламская культура играла огромную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Просветительство в Кыргызстане в xix веке: вклад исламской культуры»

Средней Азии повлияло на развитие национального самосознания. Другими словами, во всех формах общественного сознания просветительский процесс сопровождается непрерывным обновлением и развитием. Туркестанское, в т.ч. кыргызское просветительство и просветительское движение играют такую же роль и вносят такой же вклад на развитие и изменение региона, как эпоха Просвещения на развитие Европы. Другими словами, историю кыргызской культуры XIX -нач. XX вв. невозможно представить без просветительства и просветительского движения.

Список литературы / References

1. Абдрахманов Т. А., Кубатова А. Э., Байдилдеев Ж. Р. Эки доор инсаны Эшенаалы Арабаев. Бишкек: Maxprint, 2013. 244 б.

2. Байгазиев С. О. Ала-Тоодогу агартуунун тарыхынын кыскача очерки: XVII кылымдан 1917-жылга чейин. Бишкек, 2005. 77 б.

3. Галицкий В. Я., Плоских В. М. Старинный Ош: Очерк истории. Фрунзе: Илим, 1987. 175 с.

4. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Русс (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М., 2006. 256 с.

5. История общественно-культурного реформаторства на Кавказе и в Центральной Азии (XIX - начало XX века) / Отв. ред. Д. Алимова, И. Багирова. Самарканд: МИЦАИ, 2012. 335 с.

6. История Киргизской ССР: С древнейших времен до наших дней. Т. 1. Фрунзе: Кыргызстан, 1984. 800 с.

7. Наливкин В. П. Краткая история Кокандского ханства. Казань, 1886. 215 с.

8. Нурмолдо Чыгармалар. Бишкек: «СYрeт-Басма-Салону», 2003. 600 б.

9. Обзор Семиреченькой области за 1892 г. С. 27. Приложение 8.

10. Оглобин В. Н. Промышленность и торговля Туркестана. М., 1914.

11. Пален К. К. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению сенатором - гофмейстером, графом К. К. Паленом. СПб., 1910.

12. Шушкова М. Е. Организация управления Туркестаном в начале ХХ века. Дисс-я к-та истор. наук: 07.00.02. Москва, 2015. 287 с.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО В КЫРГЫЗСТАНЕ В XIX ВЕКЕ: ВКЛАД ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ Карыева А. К.

Карыева Анара Карыевна - кандидат исторических наук, доцент, направление: отечественная история, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: мусульманская культура сформировалась в результате взаимодействия культур различных народов. Каждая из них внесла свой вклад в ее развитие. В статье рассматривается вклад исламской культуры в кыргызское просветительство в XIX веке. С распространением и укреплением ислама в Средней Азии, в том числе в Кыргызстане, начали открываться и осуществлять деятельность мусульманские учебные заведения, школы, медресе. В формировании мировоззрения и деятельности кыргызских просветителей XIX века исламская культура играла огромную роль.

Ключевые слова: Средняя Азия, кыргыз, ислам, школа, медресе, просвещение, просветители, культура.

XIX CENTURY'S ENLIGHTENMENT IN KYRGYZSTAN: THE CONTRIBUTION OF ISLAMIC CULTURE Karyeva A.

Karyeva Anara Karyevna - candidate (Ph.D) of Historical sciences, assistant professor, DIRECTION: NATIVE HISTORY, EDUCATION DEPARTMENT "PHILOSOPHY AND SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES", KYRGYZ STATE UNIVERSITY OF CONSTRUCTION, TRANSPORT AND ARCHITECTURE NAMED AFTER N. ISANOV, BISHKEK, KYRGYZSTAN

Abstract: muslim culture was organized as a result of the interaction of cultures of different nations. Each of them has contributed to its development. The article devoted to the contribution of Islamic culture in the Kyrgyz enlightenment in the nineteenth century. With the spread and strengthening of Islam in Central Asia, including Kyrgyzstan, Muslim educational institutions, schools, madrassas began to open and operate their ideas into nations' mind. They played a huge role in the formation of attitudes and activities of Kyrgyz educators of the XIX century Islamic culture. Keywords: Central Asia, Kyrgyz, Islam, school, madrasah, education, mullah, culture.

УДК 930.85

Распространение и укрепление исламской религии на территории Кыргызстана длилось почти 13 веков и сопровождалось в Средней Азии, в том числе в Кыргызстане, разными общественно-политическими событиями. Распространение ислама среди кыргызов в достаточной степени было длительным и тяжелым процессом. Ислам, постепенно превращаясь в доминирующую религию, продолжила свою жизнь, уживаясь с распространенными среди кыргызов древними обычаями и обрядами. На моральную основу и бытовой уклад кыргызов ислам не оказал значительных изменений [1, с. 268].

Распространение исламской культуры на территории Кыргызстана связано с процессом событий в истории соседних народов. Как отмечают ученые, в раннем средневековье из синтеза культуры многих народов Центральной Азии сформировались знаменитые на весь мир научные и философские труды на арабском и персидском языках. На ее истоках стояли ученые энциклопедисты Ибн Сина, Аль Фараби, Аль Бируни, Аль Хорезми, а такие города Средней Азии Хорезм, Бухара, Герат превратились в центр науки и знаний. Как писал кыргызский акын, просветитель Молдо Нияз: «Илимнин кани Бухарда» [14, с. 39], (букв. Бухара очаг науки), во второй половине XIX века в Бухаре было 103 медресе, 60 из них были очень большими [3, с. 19]. Первые медресе в Средней Азии возникли в Х веке. Сведения об обладающей богатой библиотекой медресе Фараджек в Бухаре встречается в исторических источниках 937 года [8, с. 14].

Исламская религия дала направление общественному развитию всему центрально-азиатскому региону и оказала существенное влияние на ее будущее развитие. К середине XIX века, к установлению господства Российской империи, 90% населения Туркестанского края составляли мусульмане [4, с. 20].

Принятие ислама был важным этапом в развитии духовной культуры тюркских народов Центральной Азии, в том числе кыргызского народа. Распространение ислама в пределах современного Кыргызстана, по мнению ученых, связано с периодом средневековой тюркской эпохи [12, с. 211]. Но, в религиозных верованиях кыргызов, признающих себя мусульманами, сохранились элементы прежних, доисламских верований, другими словами, «между исламом и тенгрианством не было духовных интеллектуальных противоречий» [8, с. 16-17]. Кыргызы хоть и придерживались ислама, но в должной мере не понимали основные религиозные процедуры и среди кочевых народов не выполнялись религиозные правила. Об этом упоминается в китайских источниках («Сиюй веньцзянь лу»): «Свинины не едят. Намаз совершают 1-2 человека из сотни» [12, с. 205].

Широкое распространение ислама в Кыргызстане началось в период Кокандского ханства. Как и в других мусульманских народах, вклад исламской культуры в становлении кыргызского просветительства колоссальный. Широко известно, что в средние века в мусульманской культуре вырос интерес к научным открытиям и развитию науки. Интерес к науке начинается с изучения священной книги мусульман Корана и изучения арабского языка.

Изучение арабского языка, чтение Корана были основными факторами создания условий распространения знаний среди мусульманских народов. Правители арабского халифата не ставили специальным условием изучение арабского языка завоеванных немусульманских народов, но, несмотря на это, народы, не исповедующие ислам, изучали арабский язык. Как отмечал

В. В. Бартольд: «Успех арабского языка объясняется, прежде всего, тем, что арабы с самого начала не опирались только на силу оружия и военной организации, как германцы, монголы и в древности персы» [6, с. 25]. Арабская письменность, сформировавшаяся на основе исламской культуры, была широко распространена в Средней Азии, в том числе и среди кыргызов, она служила главной письменностью до начала первых годов советской власти.

Были созданы публичные и частные библиотеки. Они состояли из священной книги мусульман Коран, толкований Корана, хадисов, законов и правил ислама, рассказов об истории Пророка, а также из художественных произведений, научных трудов и переводов на арабском языке. В хадисе для мусульман Пророка Мухаммеда отмечается, что нет ограничений для получения знаний мусульманами: «За знаниями не ленись идти даже в далекий Китай, потому что приобретение знаний есть главнейшая обязанность мусульманина».

В ХУЛ-ХУЛ! вв. в Центральной Азии влияние ислама значительно повысилось. На территории Кыргызстана, ислам был принят благодаря деятельности миссионеров мирным путем, без применения силы [12, с. 211-213]. Если не считать кыргызов, живущих в Ферганской долине и смежных горных районах, то только во время Кокандского ханства в Кыргызстане широко распространяется исламская религия, на местах начинают строить мечети, а при мечетях открывать мусульманские школы и медресе.

Широкое распространение в Средней Азии медресе получили в ХУ-ХГХ вв. Медресе на территории Кыргызстана появились значительно позже, чем медресе Улукбека в Самарканде, Мир-Араба в Бухаре и др. С XIX века они начали широко распространяться на территории Кыргызстана. Первоначально медресе начали появляться на населенных южных территориях. У живших кочевым хозяйством кыргызов северного Кыргызстана медресе, школы специально не располагались на одном месте. Они находились в юртах, под деревьями чинар и карагач [1, с. 10].

Основная часть медресе и школ строилась на средства зажиточных, известных среди населения людей. К примеру, по сведениям государственного архива Узбекистана в 1836-1860 гг. в Оше за свои средства построили медресе Мухаммед датка, Акжол датка, Халмырзабек датка, Алымбек датка и др. [5, с. 12]. Постройка медресе и их финансирование осуществлялась недвижимым вакуфом. Правила вакуфа сохранялись и во времена царской России, и даже в первые годы советской власти. Право владения на подаренные мечети вакуфы закреплялись вакуф-намэ или уставными грамотами. В вакуф-намэ были указаны имя владелеца вакуфа (учредитель), время его заключения, размеры и объемы предоставленного на наследство земли, сведения о расположенных на этой земле лавках, караван-сараях и др. [2, с. 26-27]. Вакуф-намэ заверял кази. Было указано о назначении мутавали (распорядитель имуществом). Право владения медресе вакуфом также заверяли васихи и инаят-намэ. Васихи - это освидетельствование казием крепости перешедшей в вакуф. Инаят-намэ - документ, заверенный ханом.

От вакуфов в медресе поступал хороший доход. В 7 медресе города Ош было 365 вакуфных лавок, а в 4 медресе имелись вакуфные караван-сараи. Заработанная плата, стипендии мутавали и учащихся зависели от доходов вакуфа. В 1891-1892 гг. в медресе Алымбек датки мутавали в год получал 160 рублей, учащиеся получали стипендию в размере: старшие классы - 20 рублей, средние классы - 10 рублей, а младшие классы - 5 рублей [2, с. 26-27]. Конечно, доход от вакуфа в первую очередь направлялся на обеспечение вакуфной недвижимости.

В конце XIX века в Оше было 5 медресе: медресе Мухаммед Сыдык Ахуна, Иса датки, Акылбая, Алымбек датки, Мухаммед Тюрк Халь Муратбаева [11, с. 68]. Из них медресе Акылбая и Иса датки были медресе средней ступени, а остальные 3 были медресе высшей ступени. Учеба в каждой из них длилось 3-4 года.

На севере Кыргызстана количество мусульманских школ увеличивалось сравнительно медленно. В 1880 году Пржевальском уезде имелось 4 школы: в Пржевальске 1 школа с 20 учащимися дунганами, 1 школа с 10 учащимися татарами, 1 школа с 31 узбеками и 1 школа в дунганском селе Ирдык [2, с. 12]. В конце XIX века школы быстро начали распространяться. В 1891 году в Семиреченской области было 64 школ и медресе с 1251 учащимся, в 1895 году их количество увеличилось до 74, количество обучающихся в них достигло 9086 человек. К 1897 году уже действовали 88 школ, в них количество учащихся достигло 12835 человек [2, с. 13]. Возможно эти данные окажутся еще больше, ведь как выше отмечалось, в кочевом хозяйстве кыргызов школы, медресе кочевали вместе с людьми. Поэтому, вполне возможно, что русским правительством не было уточнено точное количество школ и медресе.

Хорошо организованные школы располагались чаще всего на населенных территориях, т.е. на юге. Но данные о количествах школ в этих местах в архивных источниках и научных работах разнятся. Так, по данным рукописного фонда НАН КР (Инв. №1460, л. 62), в городе Ош и Ошском уезде имелись 939 учащихся и 86 школ. По данным центрального архива Узбекистана (ЦГИА РУз

Ф.47, по 1, д.283, л.139-144) в 1889 году в Ошском уезде Ферганской области было 41 мактабхана (школа), и в них обучались 391 учащиеся. Значит, историками сведения о школах на юге Кыргызстана должны уточняться.

Во времена Кокандского ханства в школах и медресе преподавали приезжие муллы, в начале узбекские, а в последующем татарские. По сравнению со школой, в медресе учебный период был длительным. В них учащиеся, наряду с религиозными знаниями, получали светское образование: например, «Шамсия» (логика), «Аканд» (Основы Ислама), «Мантых тахзиб» (диалектические объяснения греческих философов), Шариат - правила религиозных, гражданских, уголовных и других государственных, общественных и личных норм, «математика» (арифметика, геометрия). Учащиеся ознакамливались еще с книгами арабских ученых о метафизике, космографии и астрологии [8, с. 52-53]. Это подтверждает и инспектор Туркестанских учебных заведений П.В. Наливкин: В медресе, высшей мусульманской школе учащиеся изучают арабский язык, священный Коран и книги шариата, религиозное право, личное и семейное право, уголовное право, также государственные отношения. Кроме того, в медресе изучаются логика и диалектика [13, с. 39-40]. Кроме этого, в медресе была большая возможность ознакомиться с медицинскими книгами и поэзией персидских и таджикских поэтов [8, с. 49].

В Средней Азии, в том числе на территории Кыргызстана кроме школ и медресе, были кары-хана и даляил-ханы. Они были похожи на низшую ступень школы. Их общее количество в 1897 году достигло 341. Они в основном встречаются на южной территории Кыргызстана, только в городе Ош было 8 кары-хана [2, с. 35].

Правительство царской России постоянно контролировало деятельность мусульманских учебных заведений. На основе закона 1875 года все русские и туземные (местные) школы, относящиеся к учебным заведениям при Туркестанском генерал-губернаторстве, закреплялись за специальным управлением [8, с. 67]. Но, несмотря на это, до конца 80-х годов XIX века мусульманским учебным заведениям не было оказано должного внимания. Колониальное русское правительство усилило надзор над мусульманскими заведениями (мечеть, медресе, школа, кары-хана) после Андижанского восстания 1898 года.

С конца XIX века в мусульманских учебных заведениях Туркестана несмотря на препятствия со стороны властей началось распространение учебных методов по способу «усул и жадид» и действия по коренной реформации мусульманских учебных заведений.

С конца XIX века увеличилось количество мусульманских школ, медресе и наряду с количеством учебных заведений, растет и количество учащихся. Если, в 1871 году в 64 школах Семиреченской области обучались 1251 учащихся, то в 1895 году число медресе и школ достигло 75, в них обучались 9086 учащихся, а в 1897 году насчитывалось 88 школ, где обучались 12835 человек. Широкое распространение учебных заведений в начале XX века подтверждаются следующими фактами. По результатам декабрьской проверки 1910 года, на севере Кыргызстана, не считая Таласскую долину, насчитывалось 29 школ, 1 медресе, а в Ошском уезде насчитывалось 183 школы и 6 медресе, где обучались 3894 учащихся [2, с. 13].

Исламская культура оказала особое влияние на формирование и развитие кыргызского просветительства. Она вместе с расширением духовного мировоззрения кыргызского народа внесла вклад в развитие просвещения. Как показывают исследования по развития просвещения мусульманских народов, исламская культура создала условия для роста национального самосознания, формирования науки, распространения просветительского движения тюркских народов Центральной Азии. В мусульманских школах, медресе наряду с оцененным Вольтером «Превосходным писанием» [10, с. 84] - священным Кораном, изучался ряд светских знаний и духовные ценности Востока. Влияние исламской культуры на мировоззрение первых кыргызских просветителей было большое. Просветители кыргызского народа Молдо Нияз, Нурмолдо, Молдо Кылыч, Тоголок Молдо, Алдаш Молдо, Эшенаалы Арабаев и др. в свое время получили знания в этих медресе и школах.

Список литературы / References

1. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе: Кыргызстан, 1990. 480 с.

2. АйтмамбетовД. Дореволюционные школы в Киргизии. Ф.: Изд.-во АН Кирг. ССР, 1961. 128 с.

3. Андреев А. Р. Обзор географических и исторических сведений о Средней Азии. / История Средней Азии. Сборник исторических произведений / Состав. А. И. Булдаков, С. М. Шумов, А. Р. Андреев. М.: «Евролинц» - «Русская понорама», 2003. 504 с.

4. Арзыгулова С. Состояние ислама в колониальном Туркестане (сер. XIX - нач. ХХ вв.) / Ош и Фергана: Археология, новое время, культурогенез, этногенез. Выпуск 4. Б.: «Учкун», 2000. 132 с.

5. Байгазиев С. О. Ала-Тоодогу агартуунун тарыхынын кыскача очерки: XVII кылымдан 1917-жылга чейин. Бишкек, 2005. 77 б.

6. Бартольд В. В. Культура мусульманства. Общий очерк. Петроград: «ОГНИ», 1918. 112 с.

7. Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана. Л.: Изд-во АН СССР, 1927. 256 с.

8. Бендриков К. Е. Очерки истории народного образования в Туркестане (1865-1924 годы). М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960. 512 с.

9. БокошовЖ. Кыргыз философиясы. Бишкек: «Бийиктик». 392 б.

10. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Русс (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М., 2006. 256 с.

11. Захарова Б. Н. Историко-архитектурное наследие города Ош. Ош, 1997. 148 с.

12. Мокеев А. М. Этапы этинической истории кыргызского народа во второй половине К-первой половине XVIII вв. Дис-я д-ра исторических наук: 07.00.02. Бишкек, 2010. 263 с.

13. Наливкин В. П. Туземцы раньше и теперь. Ташкент, 1913.

14. Нурмолдо Чыгармалар. Бишкек: «СYрeт-Басма-Салону», 2003. 600 б.

PHOTODOCUMENTS OF CSARU ABOUT THE HISTORY OF ARCHITECTURAL MONUMENTS OF UZBEKISTAN Khamidova M.

ФОТОДОКУМЕНТЫ ЦГА РУЗ ОБ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ УЗБЕКИСТАНА Хамидова М. С.

Хамидова Мухаббат Самандаровна /Khamidova Mukhabbat — старший научный сотрудник-исследователь,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра источниковедения и архивоведения, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья содержит сведения об архивных фондах, в которых хранятся фотодокументы по истории архитектурных памятников Узбекистана в ЦГАРУз и информацию о госучреждениях, создавших вышеуказанные фотодокументы. В ней особое внимание уделяется освещению истории деятельности данных госучреждений по научному изучению, реставрации и сохранению памятников архитектуры Республики. В статье также научно проанализированы документы личных архивных фондов научных исследователей, сыгравших важную роль в изучении различных аспектов исследования архитектурных памятников Узбекистана.

Abstract: this article contains information about archival collections, which stores the photodocuments on the history of architectural monuments of Uzbekistan in Central State Archive of the Republic of Uzbekistan and state institutions, created the above mentioned photodocuments. It pays special attention to covering the history of the activities of state institutions in scientific study, restoration and preservation of architectural monuments of the republic. The article also has scientific analysis of documents ofpersonal archives of scientific researchers who play an important role in the study of various aspects of the research topic of architectural monuments of Uzbekistan.

Ключевые слова: фотодокументы, архивные источники, изучение архитектурных памятников Узбекистана, мечети, медресе, мавзолеи, дворцы, жылие дома, торговеы центры. Keywords: photo documents, archival sources, study of architectural monuments of Uzbekistan, mosques, madrasas, mausoleums, palaces, local residentials, shopping centers.

Архивы как хранилища ценного наследия, на территории Республики Узбекистан начали появляться еще в древности. Идея создания архивов в качестве отдельного государственного учреждения на территории Республики стала формироваться лишь в начале XX века. Принятый Декрет Советов Народного Комиссариата (СНК) РСФСР о реорганизации и централизации архивного дела от 1 июня 1918 г. имела большое значение для создания архивных учреждений в Средней Азии [1, 16]. 5 ноября 1919 г. на основе вышеуказанного документа Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Туркестанской Республики принял постановление о реорганизации и централизации архивного дела. Согласно данному постановлению все архивы правительственных учреждений были ликвидированы как ведомственные учреждения и на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.