национально--культурных моделей модернизации в таких странах, как Турция, Египет, Индия. При
этом доминантой программных установок национально-мусульманских движений выступала
идеология национально-территориальной автономии.
Список литературы / References
1. Барыбаева Г.Б. Центральная Азия и советизм: концептуальный поиск евро-американской историографии. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. 484 с.
2. Rywkin M. Moscow's Muslim Challenge: Soviet Central Asia. Armonk (N.Y.), London: Sharpe, 1982. 186 p.
3. Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 - лето 1918 гг.). М.: Изд-во «Социально-политическая мысль», 2004. 600 с.
4. Кадысова Р. Ж. социалистическая модель модернизации в Казахстане (1917-1940): советская и постсоветская историография. Дис. на соиск. уч. степени д.и.н. Павлодар, 2005. 290 с.
5. Кулешов С.В. Великий Октябрь и торжество ленинской национальной программы партии: реальность истории и банкротство ее фальсификаторов. М.: Высшая школа, 1987. 144 с.
6. Шаститко П.М. Обреченные догмы: Большевизм и национальный вопрос. М.: Восточная литература, 2002. 272 с.
7. Сталин И.В. Соч. Т. 5. 242 с.
8. Мирсаит Султан-Галиев и идеология национально-освободительного движения. М., 1990. 142 с.
9. Ненароков А.П. К единству равных: Культурные факторы объединительного движения советских народов. 1917 - 1924. М.: Наука, 1991. 272 с.
10. Аршаруни А., ГабидуллинХ. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., 1931. 235 с.
11. Сталин И.В. Соч. М.: Госполитиздат, 1954. Т. 5. 412 с.
12. Садыков Е.Б. Казахстан в составе Российской Федерации (1917 - 1937 гг.). Автореф. дис. на соиск. уч. степени д.и.н. Алматы, 1999. 54 с.
13. Алампиев П.М. Ликвидация экономического неравенства народов Советского Востока и социалистическое размещение промышленности. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 451 с.
14. Красная Татария, 1929. 20 октября.
15. Абдушукуров РХ. Исторический опыт разрешения национального вопроса в республиках Средней Азии и Казахстана. М.: Офсетное производство изд-ва восточной лит-ры, 1962. 106 с.
16. Авторханов А. Империя Кремля. Минск-Москва: Полифакт-Дружба народов, 1991. 112 с.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИШЕНАЛЫ АРАБАЕВА Карыева А.К. Email: [email protected]
Карыева Анара Карыевна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова,
г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: статья посвящена просветительской и государственной деятельности Ишеналы Арабаева - известной личности кыргызского народа начала ХХ века. Получивший первоначальное образование у муллы, знакомый с джадистскими идеями, Э. Арабаев первым в истории кыргызской культуры написал «Букварь» и выпустил книги просветителей. Наряду с просветительской деятельностью Эшенаалы Арабаева, стоявшего у истоков становления Кыргызского советского государства и системы просвещения, заслуживает особой оценки его общественно-политической и государственной деятельности.
Ключевые слова: кыргыз, национальное сознание, советский, автономия, просвещение, просветительство, образование.
EDUCATIONAL ACTIVITY OF ESHENALY ARABAEV Karyeva A.K.
Karyeva Anara Karyevna - Candidate (Ph.D) of Historical sciences, assistant professor, EDUCATION DEPARTMENT PHILOSOPHY AND SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES KYRGYZ STATE UNIVERSITY OF CONSTRUCTION, TRANSPORT AND ARCHITECTURE NAMED AFTER N. ISANOV, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: the article is devoted to the educational and state activities of Eshenaaly Arabaev, a well-known person of the Kyrgyz people of the early 20th century. Having received his primary education from a mullah who was familiar with Jadidist ideas, E. Arabayev is the first in the history of Kyrgyz culture who wrote the "Bukvar" and published books of enlighteners. Along with the educational work of Esenahala Arabaeva, who was at the root of the formation of the Kyrgyz Soviet state and the educational system, he deserves a special evaluation of his socio-political and state activities.
Keywords: Kyrgyz, national consciousness, soviet, autonomy, education activities, enlightenment, education.
УДК 930.85
Ишеналы Арабаев - видный государственный деятель и просветитель начала ХХ века, стоящий у истоков национального возрождения и пробуждения национального самосознания в Кыргызстане. Просветительская деятельность И. Арабаева совпадает со временем Кыргызстана в составе Российской империи, затем со становлением советской власти. Поэтому деятельность просветителя можно разделить на два этапа: досоветский и советский.
Досоветский этап просветительской деятельности И. Арабаева (1895-1910 гг.) состоит из формирования просветительской деятельности и периода джадидистского просветительства. Несмотря на колониальный гнет царизм, вхождение в состав российской империи раскрывает перед кыргызским народам определенные перспективы, прежде всего в развитии экономики, а также в сфере культурной жизни. С конца XIX века появляются русско-туземные, джадидские светские школы. В 1895-1900 гг. получив образование у сельского муллы, будущий просветитель продолжил обучение в течение 5 лет в татарской школе при Каракольской мечети. Как он отмечает в своих воспоминаниях, в ней он не смог повысить образование, поэтому он поступает в открытую в Караколе новометодную школу. Заметивший стремление молодого человека к учебе и получению образования, его учитель Тайыр Заиров посоветовал ему продолжить обучение в медресе Оренбурга. В связи с тем, что прием в медресе «Хусания» города Оренбург был закончен, он поступает в третий класс турецкого лицея Стамбула. В нем он учится до 1908 года, и есть сведения о том, что он после учебы побывал в Измире, Бейруте, Мекке, Медине [12, с. 417]. Не забывая наставления своего каракольского учителя, что наряду с религиозными занятиями можно получить и светские знания в медресе «Хусания», И. Арабаев едет в Оренбург, поступает в медресе и учится в нем один год. По оценкам просветителя: «Медресе Кусания» является лучшим медресе, в котором даются стоящие знания по способности ученика. Здесь получают хорошее образование даже те, которые двадцать лет учились в Бухаре, потому что в медресе преподают светские науки. Выходят отсюда образованные ученики; как будто они учились семь-восемь лет в русско-туземной школе. Я верю, что кыргызские и казахские дети получат в таких медресе знания, которые впоследствии станут для страны лучом образования» [15, с. 26].
В 1909 году он продолжает образование в медресе «Галия» Уфы, здесь он обучается три года до 1012 года [3, с. 68]. Медресе «Галия» города Уфы было высшим религиозным учебным заведением [14, с. 51]. В медресе велись занятия более 30 различным отраслям науки: религиозные дисциплины (история ислама и другие религиозные учения, толкование Корана, законы ислама, жизнь пророка Мухаммеда, обучение сунны пророка Мухаммеда); философия (этика, психология, логика, религиозная философия); педагогика (история педагогики, общая педагогика, дидактика, методика); точные науки (арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия, астрономия, физика); филология (арабский, татарский, тюркский, русский языки) [ЦГИА РБ. ФР - 0п.1.Д.3.ЛЛ.40,41] [14, с. 30]. Опираясь на свидетельства выпускников, были еще занятия по французскому языку и физкультуре. Из общего учебного времени 28,2% уделялось религиозным занятиям, 14,7% - арабскому языку, 4,9% -тюркским языкам, 14,1% - русскому языку, 35,6% - занятиям по различным отраслям науки, 2% -другим занятиям [14, с. 30]. Кроме специальных программ, студентам в медресе читали дополнительные лекции по политике и достижениям в различных отраслях науки. Безмерный вклад внесли местные школы и медресе «Хусаин» и «Галия» к формированию и становлению просветительской деятельности И. Арабаева.
Получивший образование в Оренбурге и Уфе И. Арабаев, с 1910 года становится джадист-просветителем. На просветительство И. Арабаева оказало влияние и требование к изменению общества и происходившие обновления в мусульманских народах на территории Российской империи. Джадидизм - общественно-политическое, интеллектуальное движение, начавшее формироваться с конца XIX века среди мусульманских народов Российской империи. Возникновение джадидизма связано с открытием новометодных школ «усули джадид» Исмаила Гаспринского.
Первая новометодная школа на территории Кыргызстана была открыта в конце XIX века в Токмаке. С начала XX века на территории Кыргызстана начали широко распространяться новометодные школы. В 1901-1902 гг. в Пржевальске было открыто три, в Пишпеке - две, в Токмаке -одна новометодные джадидисткие школы. Позже такие школы начали функционировать в Чон-Кемине, Кочкоре, Куртке, Тоне и др. местах [5, с. 39]. Несмотря на давление царского правительства и протест местных консервативных исламских учебных заведений и кадров, джадидизм был единственным прогрессивным общественным движением, способствующим культурному, экономическому, общественному развитию региона.
Русское правительство Туркестанского края только в 1910-1911 гг. расформировало в регионе свыше 50 новометодных школ [9, с. 332]. Это отметил - Ж. Абдрахманов, известный исторический государственный и общественный деятель: «Вводившие в процесс обучения естествознание, географию, историю и другие предметы, новометодные школы в кыргызских аилах преследовались беспощаднее революционных организаций, действующих в Центральной России и других регионах» [4, с. 226].
Наивысший расцвет просветительской деятельности Э. Арабаева связан с джадидизмом. Понимающий положительное влияние на развитие общества образования местного населения, поднятия их культуры, воспитания молодежи местного населения Кыргызстана, он своей основной обязанностью считал написание учебных пособий и издание книг. Видя недостатки религиозных книг, по которым обучались дети в медресе и школах, он понимает необходимость создания новых книг. И. Арабаев, имея накопленный опыт учебы в странах с относительно высоким уровнем развития науки и образования, понимает, что для повышения грамотности и выхода из невежества простого населения недостаточно религиозных книг в медресе и школ для ликвидации безграмотности простого народа -нужно создавать новые книги. Изданная в 1911 году в издательстве «Шарк» Уфы, написанная в соавторстве с X. Сарсекеевым «Алифба йаки тете окуу» - «Пути обучения скоростному чтению детей в школе или Букварь», посвященная кыргызским и казахским детям, была первой учебной книгой, изданной на кыргызском языке. Образцом при написании этой книги были изданные в то время на русском, узбекском, татарском, казахском языках буквари. «Тете окуу» - это букварь кыргызов и казахов, написанный арабскими буквами, составленный на основе проанализированных книг тюркских народов и учебников на русском языке. В 1912 году в издательстве «Вахит» города Оренбург он издает состоящую из 35 страниц книгу «Основы правописания». В ней даются орфография, каллиграфия и образцы написания букв. Учебное пособие просветителя знакомило с первоначальной грамотой и открывало путь к образованию местного населения.
И. Арабаев, кроме составления и издания своих книг, занимается изданием трудов кыргызских просветителей: Молдо Кылыч Шамыркан уулу, Осмонаалы Сыдык уулу. Придавая большое значение трудам творческих личностей, мечтая донести их до широких слоев населения, он в предисловии к поэме «Кысса-и-Зилзала» («Землетрясение») Молдо Кылыча пишет: «Жаль! Если сотворен Богом в этом мире, издал бы «Зар заман» («Эпоха скорби») Молдо Кылыча, распространил бы народу, издавали бы книги для детей на родном языке» [11, с. 207]. В 1919 году усилиями просветителя был издан книга Молдо Кылыча «Кысса-и-Зилзала» («Землетрясение») в Казани. Заветная мечта И. Арабаева - издание поэмы «Зар заман» Кылыча осуществилась только в 1946 году и была издана в книге «Иргелген казалдар» («Избранные казалы»).
И. Арабаев, после возвращения из Уфы в 1913 году, начинает работать в школе Туура-Суу, в 1914 году открывает школу в аиле Торткуль. Преподавательская деятельность И. Арабаева была высоко оценена его современниками и учениками. К примеру, один из его учеников, много лет проработавший учителем, О. Мамытов вспоминает: «До этого, проучившись в медресе 3 года, я читал только «Коран» и «Аптиек». Писать совсем не умел. Писать и бегло читать я научился в течение двух месяцев обучения у Эшенаалы. Оказывается, до него муллы ограничивались только обучением шариату. В школе «Курмания» грамотных, как я, он обучал, отделив в отдельный класс. Он учил не только писать и читать, но и обучил арифметике, географии и естествознанию. Это он меня отправил на шестимесячные курсы в Токмак» [12, с. 419-420].
До народного восстания 1916 года И. Арабаев преподает в школах и медресе Иссык-Кульского и Нарынского регионов и собирает среди местного населения фольклорные материалы. В 1916 году вместе с народом был вынужден бежать в Китай, в 1917 году возвращается на родину и активно участвует в установлении и укреплении Советской власти.
88
Просветительскую деятельность И. Арабаева в советском периоде можно разделить на два этапа. В этот период он был известен не только как просветитель, но и как общественно-политический и государственный деятель.
В судьбе и в развитии каждого народа бывают исторические переломные повороты. Одним из таких поворотов в истории кыргызского народа является создание после установления советской власти национального государства. Известный просветитель кыргызского народа И. Арабаев и передовые представители кыргызской интеллигенции нач. ХХ века А. Сыдыков, Ж. Абдрахманов и др. внесли неизмеримый вклад в создание кыргызской автономии.
После февральской революции 1917 года и падения царской власти в России, в Туркестанском регионе стали организовываться общественно-политические организации. У истоков их создания стояли передовые представители местной интеллигенции. Одной из таких организаций был созданный в Пишпеке орган партии «Алаш» - Кыргызский общественный комитет [3, с. 166]. Зародившееся в 1905 г. казахскими просветителями движение «Алаш» в 1917 г. трансформировалось в партию «Алаш». Летом 1917 года, с активным участием И. Арабаева, А. Сыдыкова, Д. Сооронбаева, И. Айдарбекова и др. было создано Пишпекское отделение партии «Алаш Ордо».
В 1917 году И. Арабаев участвует проходивших в Оренбурге двух съездах алашевцев. Участвовавшие в I съезде (лето, 1917 года) кыргызские делегаты И. Арабаев, А. Сыдыков, Т. Кудайбергенов и др. подчеркнули схожесть интересов и стремлений кыргызского и родственного казахского народов. Основной целью алашевцев, наряду с просвещением, было создание казахско-кыргызской автономии [3, с. 175-176]. К сожалению, Семиреченский ревком принял решение о расформировании партии «Алаш». Несомненно, закалившиеся и окрепшие в «Алаше» политические взгляды просветителя были подготовкой к борьбе за создание кыргызского советского государства.
Впервые годы советской власти создание национальной автономии кыргызского народа оставалось под угрозой [8, с. 24-27]. Деятельность кыргызских делегатов XII съезда Туркестанской АССР в январе 1924 года было решающим шагом в истории создания государственности кыргызского народа. И. Арабаев, один из 12 выступивших человек, заявив, что больше всех ущемляются интересы кыргызов, резко отличающееся от кайсак-кыргызов (казахов), потребовал дать возможность кыргызскому народу самому решать быть в составе Туркестанской, Кыргызской (Казахской) АССР или в составе РСФСР [8, с. 33-34]. Только после уверенного выступления Э. Арабаева съезд приходит к решению создания Кара-Кыргызской автономной области на основании решения Среднеазиатского бюро ЦК РКП (б) от 28 апреля 1924 года.
14 октября 1924 года II сессия ВЦИК принимает решение: создать Кара-Кыргызскую автономную область в составе РСФСР [8, с. 34].
С организацией автономной кыргызской области начинается процесс становления национальной системы просвещения. Создание национальной просветительской системы кыргызского народа невозможно представить без И. Арабаева. Внесший огромный вклад в создание кыргызского государства, И. Арабаев был членом Семиреченского ревкома, заместителем союза «Кошчу», делегатом IX Всероссийского съезда Советов. В 1922-1924 гг. работает в Туркестанском совете народных комиссаров в Ташкенте и руководит его комиссией по науке. Возглавляемая им комиссия создала алфавит кыргызского языка, подготовила Букварь, учебники и методические пособия для начальных классов, методические рекомендации для учителей, исследовала проблемы кыргызской терминологии и др. В 1922 году И. Арабаев руководит группой, записывающей варианты эпоса «Манас» из уст манасчы Сагымбай Орозбак уулу. В 1925 году записал эпизод «Женитьба Семетея на Айчурек» великого манасчы Тыныбек Джапиева и издал его отдельной книжкой в Москве.
В 1924 году после создания Кыргызской автономной области И. Арабаев работает членом областного ревкома, председателем научной комиссии. В июне 1924 года участвует в проходящем в Оренбурге собрании ученых, где поднимались проблемы правописания, алфавита, собирания устной литературы, издания учебников и литературы. И. Арабаев также участвует в издании первой кыргызской газеты «Эркин-Тоо», в первом номере которой была опубликована его статья под названием «Эркин-Тоо».
В период становления кыргызского государства от автономной области до союзной республики системы образования было в очень тяжелом положении. В 1923 году в 225 школах занятия не велись на родном языке [4, с. 17]. Кыргызские дети, живущие в Семиреченской, Сыр-Дарьинской областях обучались на казахском языке, а дети Ферганской, Самаркандской областей обучались по учебным пособиям, написанным на узбекском языке. Кроме этого, широко применялись учебные пособия на татарском языке. В 1924 году в Кара-Кыргызской автономной области функционировало 243 школ первой ступени, 83 - ликбеза [7, с. 18], 44 библиотек [6, с. 180].
В составе государственного аппарата новосозданной автономной области было организовано отделение образования, делопроизводство в государственных учреждениях, судах, обучение детей в
89
школах начало осуществляться на кыргызском языке. Недостаток учебников и учебных пособий отрицательно сказывался на процессе учебы.
«Алиппе» И. Арабаева, способствующего получению образования кыргызами и повышению уровня образованности всего народа был переиздан. Среди переизданных экземпляров есть написанный на основе арабской графики «Кыргызский букварь», изданный в 1924 году тиражом в 4000 экземпляров. Далее эта книга несколько раз повторно переиздавалась. Она является ценным первым учебным пособием, написанным на кыргызском языке.
В 1925 году в Москве были изданы учебные книги: «Кыргыз алип-бээси», «Саамаалык», «Баштооч мектептердин эсеп уйретуу жолу». В общей сложности из-под его пера вышло около 20 трудов.
Автор первого кыргызского букваря, уважаемый народом «Молдоке» Ишеналы Арабаев внес вклад не только в кыргызское просветительство, но и в становление кыргызского советского государства и формирование просветительской системы. Его просветительская деятельность играет такую же роль и служит становлению и развитию кыргызского просветительства, как деятельность Вольтера и Руссо, Дидро и Аламбера в развитии Эпохи Просвещения Западной Европы.
Список литературы / References
1. ЦГА ПД КР. Ф. 391. Оп 3. Д. 68. Л. 31-32.
2. Абдрахманов Т.А. Исламское образование: взеты и падения // Кут билим. 12-июль 2013-ж.
3. Абдырахманов Т.А., Кубатова А.Э., БайдилдеевЖ.Р. Эки доор инсаны Эшенаалы Арабаев. Бишкек: Maxprint, 2013. 244 б.
4. Абдрахманов Юсуп. Избранные труды. Бишкек: «Шам», 2001. 300 с.
5. Айтмамбетов Д. Дореволюционные школы в Киргизии. Фрунзе: Изд.-во АН Кирг. ССР, 1961. 128 с.
6. Данияров С.С. Становление киргизской советской культуры (1917-1924 гг.). Фрунзе: Илим, 1883. 201 с.
7. Джуманалиев А. Политическое развитие Кыргызстана (20-30-е годы). Бишкек: Илим, 1994. 150 с.
8. ДжунушалиевДж. Время созидания и трагедия. 20-30-е годы ХХ в. Бишкек: Илим, 2003. 248 с.
9. История Узбекской ССР. Т. 1. кн. 2. Ташкент, 1956. С. 332.
10. Кыргыз ССР тарыхы. I том. Фрунзе: «Кыргызстан», 1973.
11. Молдо Кылыч. Казалдар. Фрунзе, 1991. 254 б.
12. ОсмонкуловА. Ишенаалы Арабаев / Кыргыздар. Он томдук жыйнак. 7 Т. Б., 2004. 536 б.
13. Осмонкулов А., Маанаев Э.Э. Арабаев - кыргыз элинин алгачкы окумуштуусу жана илимий-коомдук ишмер. Б., 2002. 250 б.
14. Тузбекова Л.С. Медресе «Галия» - высшее мусульманское учебное заведение Башкортостана (19061919 гг.). Уфа, 2007. 146 с.
15. Эсенгулова М. Просветительская деятельность и педагогическое наследие Ишеналы Арабаева. Бишкек: Maxprint, 2005. 152 б.