Научная статья на тему 'Формирование межотраслевых цепочек как фактор роста экспортного потенциала агропродовольственного комплекса'

Формирование межотраслевых цепочек как фактор роста экспортного потенциала агропродовольственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование межотраслевых цепочек как фактор роста экспортного потенциала агропродовольственного комплекса»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ЦЕПОЧЕК КАК ФАКТОР РОСТА ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Научное обоснование целевых программ развития продуктовых цепочек в агропродовольственном комплексе России» № 17-02-00789

Яковенко Н.А., д.э.н., вед. науч. сотр. Институт аграрных проблем Российской академии наук

Укрепление продовольственной безопасности и стабильности продовольственного рынка России связано с ростом конкурентоспособности национального агропродовольст-венного комплекса и возможностью выхода товаропроизводителей на экспортные рынки. Россия, обладая значительным сельскохозяйственным потенциалом, может успешно сочетать как решение проблем внутреннего самообеспечения продовольствием, так и наращивать свой вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности, стимулируя использование экспортоориентированных стратегий товаропроизводителей по ряду товарных позиций. Богатые природные и производственно-экономические ресурсы, природно-климатическое разнообразие позволяют производитель широкий ассортимент сельскохозяйственной продукции. Однако имеющийся потенциал используется нерационально. На долю страны приходится всего 9% мирового производства зерна, 10% - производства молока и 4% - производства мяса. Ориентация на обеспечение продовольственной безопасности страны, активизация процессов импортозамещения не отрицают возможность и необходимость стратегии наращивания экспортного потенциала агропродовольственного комплекса России и дальнейшей его интеграции в мировой продовольственной рынок. Введение продовольственного эмбарго, разработка системных мер по защите интересов внутренних производителей продовольствия могут стать важным стимулом для повышения конкурентоспособности отраслей национального агропродовольственного комплекса. Интеграция в мировой продовольственный рынок предполагает, с одной стороны, наращивание экспорта конечной продукции на основе формирования эффективных продуктовых цепочек, роста объема продукции с высокой добавленной стоимостью. С другой стороны, поэтапное встраивание в систему международного разделения труда, участие в создании глобальных продуктовых цепочек расширяет возможности использования дополнительных конкурентных преимуществ, таких как доступ к инвестиционным ресурсам, инновационным технологиям, техники и менеджменту, формирование эффективных межотраслевых и

хозяйственных связей, выработка успешных конкурентных стратегий, возможность встроиться на достойных условиях в мировую продовольственную систему. Интеграция национального агропродовольственного комплекса в систему мирохозяйственных связей открывает новые рынки для российских экспортеров, стимулирует рост качества сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе введения международных стандартов на товарную продукцию и услуги.

При обосновании стратегии экспорто-ориентированного развития агропродовольст-венного комплекса следует учитывать, что устойчивый рост экспортного потенциала внутренне противоречив, поскольку может привести к истощению невозобновляемых природных ресурсов и подорвать тем самым их способность к восстановлению. Реализация экспортоориентированной стратегии должна осуществляться в рамках устойчивой экономики, сохраняющей свою природно-ресурсную базу и только посредством улучшения знаний, организации и технической эффективности. Необходим баланс внутреннего потребления и экспорта сельскохозяйственной продукции, так как вывоз стратегического и другого важного сырья может привести к падению производства продовольствия, банкротству предприятий агропродовольст-венного комплекса при одновременном уменьшении поступлений в бюджет, сокращению физической и экономической доступности продовольствия населению России и в итоге к потере продовольственной безопасности страны.

В последние годы существенно увеличилась доля экспорта России на мировом продовольственном рынке (табл. 1). В 2015 г. экспорт продовольственных товаров увеличился по сравнению с 1995 годом более чем в 11,6 раз. В структуре российского экспорта доля продовольственных товаров выросла с 1,8% в 1995 г. до 4,7% в 2015 году. Этому способствовали реализация государственных программ развития агропродовольственного комплекса и его отдельных отраслей, увеличение поддержки отечественных товаропроизводителей, рост мировых цен на продовольствие.

Таблица 1 - Динамика и структура экспорта Российской Федерации [1] (в фактически действовавших ценах, млрд. долл. США)

1995 2000 2005 2010 2015

Экспорт - всего 78,2 103,1 241,5 397,1 343,4

В том числе:

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1,4 1,6 4,5 8,8 16,2

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), в % к итогу 1,8 1,6 1,9 2,2 4,7

Основную долю российского экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составляет зерно. В 2015 г. по сравнению с 2000 г. объем экспорта пшеницы вырос с 594 тыс. т до 21234 тыс. т или более чем в 35 раз. Россия является одним из крупнейших поставщиков пшеницы на мировой зерновой рынок. Однако конкурентные преимущества производителей зерна в России в основном обусловлены экстенсивными факторами - большие земельные массивы, недооцененная стоимостью земли, дешевая рабочая сила. За исследуемый период экспорт рыбы увеличился на 60%. Следует отметить, что наблюдается рост экспорта продуктов с минимальной добавленной стоимостью.

В настоящее время агропродовольст-венный комплекс России имеет ряд отраслей -лидеров, которые сохраняют конкурентоспособность, достигнутые конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность. В перспективе они могут существенно повысить и упрочить экспортные возможности. К таким относятся зернопродуктовый, масложировой подкомплексы, обладающие существенным по масштабам и быстрорастущим рынком, высокой степенью экспортной ориентированности, развитыми кооперационными связями, технологическими возможностями и сырьевой базой. Потенциальными возможностями роста экспорта, которые могут быть реализованы в краткосрочном периоде, обладают отдельные виды овощеводства. Благоприятные условия для экспортной ориентированности существуют в скороспелых и модернизируемых подотраслях мясного животноводства, прежде всего, в производстве мяса птицы и свинины. Экспортоориенти-рованные отрасли и подкомплексы российского агропродовольственного комплекса в новых условиях становятся источниками роста для смежных отраслей и подкомплексов.

На основе продуктовых балансов была дана оценка экспортных возможностей мясо-продуктового и молочнопродуктового подкомплексов России [2, с. 8-9]. При увеличении

экспорта мяса и мясопродуктов до 5,0% от общего объема ресурсов и сокращении импорта до 8,0% собственное производство в России должно увеличиться на 16,0% по сравнению с 2015 годом. Реализация данной стратегии возможна за счет скороспелых отраслей мясного животноводства при обеспечении государственной поддержки продвижения продукции товаропроизводителей на местный и внешний рынки, стабильном снабжении перерабатывающих предприятий сельскохозяйственным сырьем, развитии материально-технической базы, максимально глубоком использование потенциальных возможностей сельскохозяйственного сырья.

При увеличении экспорта молока и мо-локопродуктов до 5,0% от общего объема ресурсов и сокращении импорта до 8,0% собственное производство молока в России должно увеличиться более чем на 60,0% по сравнению с 2015 годом. Рынок молочных продуктов характеризуется глубокой дифференциацией по продуктовым сегментам. Это обусловлено особенностями технологического процесса, требованиями к качеству сырья, культурой потребления отдельных продуктов, а также значительным разнообразием молочной продукции. Отрасли молочнопродуктово-го подкомплекса России являются мало конкурентоспособными на мировом продовольственном рынке.

Экспортоориентированная стратегия развития агропродовольственного комплекса должна быть направлена на обеспечение оптимального баланса между экспортом и импортом, встраивание в национальные и глобальные продовольственные цепочки на основе формирования устойчивых конкурентных преимуществ, модернизации всех отраслей продовольственного комплекса, развития институтов роста и т.д. Сделан вывод о необходимости обеспечения национального контроля критически важных звеньев цепочек добавленной стоимости (система селекции и семеноводства, производство технологического оборудования, логистическая и финансовая

инфраструктура). Наращивание экспортного потенциала отраслей агропродовольственного комплекса тесно связано со структурными изменениями. В соответствии с этим, стратегия долгосрочного развития российского агропро-довольственного комплекса должны базироваться на качественных изменениях его межотраслевых пропорций, позволяющих рационально использовать производственные ресурсы, перспективном развитии отраслей, реализующих мультипликативный эффект инвестиционно-инновационных проектов, повышении эффективности межотраслевых связей в комплексе на основе формировании благоприятных условий его функционирования [3].

Источники

1. Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./ Росстат-M., 2010. - 543 с.

2. Яковенко Н.А. Конкурентный потенциал агро-продовольственного комплекса России как основа обеспечения продовольственной безопасности страны / Н.А. Яковенко // Экономика и управление. - 2016. - № 10 (132). - с. 4-12.

3. Яковенко Н.А. Межотраслевая сбалансированность и потенциал роста конкурентоспособности агро-продовольственного комплекса России / Н.А.Яковенко // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции; ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». - Саратов: ООО «Буква», 2015. -С. 157-160.

ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ АПК:

РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «<РЭУ им.Г.В.Плеханова»

Бондаренко Н.Е., к.э.н., доц., Максимова Т.П., к.э.н., доц. РЭУ им. Г.В. Плеханова

В условиях современного процесса формирования институциональных условий для поддержки экспорта продукции АПК на макроэкономическом уровне системы национальной экономики содержание одного из актуальных направлений заключается в ответах на вопросы: Кто и Каким образом будет производить экспортоориентированную сельскохозяйственную продукцию, отвечающую потребностям внешнеэкономического спроса. Ответы на эти вопросы вполне согласуются с общетеоретическими подходами рыночной экономики о доминантной роли и тесной взаимосвязи спроса (что производят) и пред-

ложения (кто производит) при производстве товаров и услуг, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Официальная статистика свидетельствует о том, что ключевое место в структуре экспорта в последние годы устойчиво занимает зерно. Отсюда очевиден вопрос: кто является основным экспортером в РФ товара, на который предъявляется спрос на внешних рынках. Анализ крупнейших зерновых трейдеров свидетельствует: во-первых, о том, что в данной сфере деятельности лидируют крупные компании; во-вторых, об их прямой или косвенной взаимосвязи с иностранными инвесторами (табл. 1).

Таблица 1 - Российские лидеры по объемам экспорта зерна (по данным на 2016 г.)

Эспортер Объем экспорта, в млн т Краткая характеристика

Торговый дом «Риф» 4,435 Торговый дом «Риф» контролируется ростовским бизнесменом П. Хо-дыкиным; с 2012 г. находится в тройке лидеров за счет строительства самого крупного по перевалке на малой воде терминала в порту Азов.

Международная зерновая компания (МЗК) 2,957 т МЗК - «дочка» Glencore; владеет долей в новом глубоководном порту Тамани, что позволяет компании удерживаться в тройке крупнейших экспортеров.

Каргилл 1,905 Каргилл - российская дочка международной Cargill

Южный центр 1,505 Компания «Южный центр» была основана в 2003 году предпринимателем Артемом Спиваковым,. В октябре 2010 года у него было 100%. С 2013 г. 5% принадлежат гендиректору «Южного центра» А. Сурову, а 95% — Южной инвестиционной компании (прежнее название — SRC Trading SA), владельцем акций которой значится швейцарская Cortana Holding Ltd., ее акционеры не раскрываются. С февраля 2015 года владельцем 95% «Южного центра» числится Н. Невская.

Астон 1,444 Компания «Астон» (г.Ростов-на-дону» осуществляет поставки через Новороссийский порт. На долю компании приходится около 10% российского экспорта зерна

Источник: составлено авторами на основе анализа данных открытых информационных источников [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.