Научная статья на тему 'Формирование методики реализации деятельности психолого-педагогической группы в общеобразовательной организации'

Формирование методики реализации деятельности психолого-педагогической группы в общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивированные на педагогические профессии обучающиеся / диагностика / психолого-педагогические классы / модель внутришкольной профилизации / students motivated for teaching professions / diagnostics / psychological and pedagogical classes / model of in-school profiling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коржова Наталья Бруновна, Вебер Елена Дмитриевна, Скрипова Надежда Евгеньевна

В статье презентуется эффективная практика создания и реализации психолого-педагогической группы универсального профиля в общеобразовательной организации. Описываемая практика представлена как педагогическая система и как промежуточный результат инновационного проекта «Новые механизмы профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогического направления с использованием потенциала дуального обучения». В статье обосновывается, что только ранняя, системная и комплексная профориентация на педагогические профессии может быть результативна. Описываются цели, задачи, этапы, содержание профилизации. Профориентация по психолого-педагогическому направлению в школе осуществляется системно с 1 по 11 класс через интеграцию общего и дополнительного образования, через реализацию рабочей программы воспитания, модели наставничества «Педагогическая профессия через всю жизнь» с использованием потенциала профессорско-преподавательского состава ВУЗов и колледжей. Описаны эффекты реализации инновационного проекта, к которым относятся следующие: спроектирована и реализуется модель внутришкольной профилизации развития психолого-педагогического образования; разработана система выявления и сопровождения мотивированных на педагогические профессии обучающихся и наработаны практики их «вживания» в профессиональное сообщество через профессиональные пробы; апробированы и устанавливаются новые форматы социального партнёрства с целью организации дуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коржова Наталья Бруновна, Вебер Елена Дмитриевна, Скрипова Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A METHODOLOGY FOR IMPLEMENTING THE ACTIVITIES OF A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL GROUP IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

The article presents the effective practice of creating and implementing a psychological and pedagogical group of a universal profile in a general education organization. The described practice is presented as a pedagogical system and as an intermediate result of the innovative project “New mechanisms for professional self-determination of students in psychological and pedagogical fields using the potential of dual learning.” The article substantiates that only early, systematic and comprehensive career guidance for teaching professions can be effective. The goals, objectives, stages, and content of profiling are described. Career guidance in the psychological and pedagogical direction at school is carried out systematically from grades 1 to 11 through the integration of general and additional education, through the implementation of a work education program, the mentoring model “Pedagogical profession throughout life” using the potential of the teaching staff of universities and colleges. The effects of implementing an innovative project are described, which include the following: a model has been designed and implemented intra-school profiling of the development of psychological and pedagogical education; a system has been developed for identifying and supporting students motivated for teaching professions and practices have been developed for their “getting used to” in the professional community through professional tests; New formats of social partnership have been tested and established for the purpose of organizing dual education.

Текст научной работы на тему «Формирование методики реализации деятельности психолого-педагогической группы в общеобразовательной организации»

Формирование методики реализации деятельности психолого-педагогической группы в общеобразовательной организации

Коржова Наталья Бруновна,

директор Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 94 г. Челябинска» E-mail: mail@school94.ru

Вебер Елена Дмитриевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 94 г. Челябинска», E-mail: mail@school94.ru

Скрипова Надежда Евгеньевна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: nscripova@mail.ru

В статье презентуется эффективная практика создания и реализации психолого-педагогической группы универсального профиля в общеобразовательной организации. Описываемая практика представлена как педагогическая система и как промежуточный результат инновационного проекта «Новые механизмы профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогического направления с использованием потенциала дуального обучения». В статье обосновывается, что только ранняя, системная и комплексная профориентация на педагогические профессии может быть результативна. Описываются цели, задачи, этапы, содержание профилизации. Профориентация по психолого-педагогическому направлению в школе осуществляется системно с 1 по 11 класс через интеграцию общего и дополнительного образования, через реализацию рабочей программы воспитания, модели наставничества «Педагогическая профессия через всю жизнь» с использованием потенциала профессорско-преподавательского состава ВУЗов и колледжей. Описаны эффекты реализации инновационного проекта, к которым относятся следующие: спроектирована и реализуется модель внутришкольной про-филизации развития психолого-педагогического образования; разработана система выявления и сопровождения мотивированных на педагогические профессии обучающихся и наработаны практики их «вживания» в профессиональное сообщество через профессиональные пробы; апробированы и устанавливаются новые форматы социального партнёрства с целью организации дуального обучения.

Ключевые слова: мотивированные на педагогические профессии обучающиеся, диагностика, психолого-педагогические классы, модель внутришкольной профилизации.

о с

U

со см о см

Современные (некоторые) тренды в образовании можно обозначить следующими не совсем ря-доположенными, но достаточно актуальными слоганами: качество образования; поликультурная, многофукциональная и адаптивная современная школа; комфортная для всех участников образовательных отношений мотивирующая образовательная среда; поколение Z; требовательные к школе родители «цифровых» детей; профориентацион-ный минимум и самоопределение выпускников школ; педагоги современной школы и вопросы учительского роста; грамотный и системный отбор выпускников школ к получению педагогического образования; подготовка педагогических кадров для образования. С целью подтверждения актуализации проблемы психолого-педагогического образования можно ещё привести некоторые статистические данные (без количественного представления).

Во-первых, повсеместно в образовании отмечаются такие позиции как «старение» педкадров, постоянный отток молодых специалистов, небольшой процент прихода выпускников колледжей и университетов в образовательные организации, постоянное наличие как открытых так и скрытых вакансий педагогов. Опросы показывают, что значительная часть студентов педагогических колледжей и вузов не планируют связывать свою будущую профессиональную деятельность с образованием и при этом часть абитуриентов, слабо представляют свою деятельность педагога, становятся случайными студентами в сфере профессионального образования.

Ко второй позиции относится анализ результатов некоторых опросов старшеклассников. В данном случае можно указать, что большинство современных старшеклассников (более 40%) обращают внимание не только на приобретение знаний (hard skills), но и на возможность развития soft skills (гибкие навыки) и на self skills (навыки «построения себя»). А также и на развите digital skills (цифровые навыки). То есть возрастают запросы детей на получение/развитие дополнительных навыков. К таким навыкам можно отнести следующие: коммуникативные и организаторские навыки; навыки социального проектирования и эффективного общения; навыки поддержки, убеждения и осуществления влияния; умение разрешения конфликтов; эмпатия и социальная наблюдательность; умение презентации и самопрезентации; умение работать в группе и с группой.

В-третьих. Вопросы профориентации и профса-моопределения не новы для нашей школы и имеют

достаточно длительную историю. Но в нашем случае мы говорим о глубинной и системной работе по профориентации и профсамоопределению обучающихся психолого-педагогической направленности, то есть о создании и реализации в школе педагогической системы по развитию психолого-педагогического образования.

Обозначенные выше позиции релеванты направленности документов, определяющих политические векторы в образовании [11], а также концептуальным документам [2; 10] и методическим материалам [3; 4].

В этой связи особенно важным этапом подготовки педагогических кадров является ранняя, системная и комплексная профориентация на педагогические профессии, в данном случае - это организация в МаОу «СОШ № 94 г. Челябинска» психолого-педагогических классов/групп и создание условий для профессионального самоопределения учащихся с ориентацией на педагогические профессии.

Реализация направлений по проектированию и развитию системы психолого-педагогических классов/групп на практике и будет представлена в настоящей статье.

Приступая к описанию практики мы обозначаем, что методологической основой нашей инновационной деятельности «Новые механизмы профессионального самоопределения обучающихся

психолого-педагогического направления с использованием потенциала дуального обучения» является рассмотрение её именно как педагогической системы [1]. Понятие «педагогическая система» мы рассматриваем как совокупность, взаимосвязанных и взаимообусловленных всех составляющих её элементов, а конкретно - целей, задач как условий достижения целей, содержания, условий, в том числе организационных механизмов, форм, методов, а также обязательность присутствия оценочно-результативного компонента. Именно использование данного подхода к рассмотрению практики психолого-педагогического образования как педагогической системы, а не мероприятий-ной или событийной составляющей, даёт нам основания говорить об эффективности и результативности инновационной деятельности.

Далее приступим к описанию компонентного состава педагогической системы. Основная идея нашего проекта заключается в модернизации общего и дополнительного образования с использованием потенциала дуального обучения, направленной на профессиональное самоопределение обучающихся психолого-педагогического направления.

Далее считаем необходимым рассмотреть фазы/этапы профилизации в школе, которые запланированы в процессе организации психолого-педагогических классов/групп (таблица).

Таблица. Этапы профилизации в школе при осуществлении образовательной деятельности психолого-педагогических классов/групп

1-4 классы

5-6 классы

7-9 классы

10-11 классы

Пропедевтический этап

Предпрофильный этап

Профильный этап

Рабочая программа (РП) учебного курса внеурочной деятельности «Азбука профессий 21 века»; дополнительная общеразвивающая программа «Мир через театр»; рабочая программа воспитания, календарь образовательных событий.

РП учебного курса внеурочной деятельности «От истоков до профессии»; дополнительная обще-развивающая программа «Педагогическая профессия. Начало пути», «Декоративные мастерские», «Мир через театр»; РП воспитания, календарь образовательных событий.

Интегрированная основная образовательная программа основного общего образования (ИООП ООО) и основной программы профессионального обучения (ОП ПО) по профессии рабочего «Младший воспитатель» (9 класс); дополнительная общеразвива-ющая программа «Педагогическая профессия. Начало пути», «Декоративные мастерские», «Мир через театр». РП воспитания; календарь образовательных событий (педагогическая мастерская, ученическая конференция, выпуск школьной газеты и т.д.).

ИООП СОО и ОП ПО по должности служащего «Вожатый» (лицензия на осуществление профессионального обучения) -РП элективных курсов «Основы педагогики»; «Основы психологии детей и подростков»; «Организация деятельности детского коллектива»;

РП курсов внеурочной деятельности «Digital skills», «Профессиональные пробы»; «Профессии будущего», «Основы психологии детей и подростков», «Мой выбор»;

РП воспитания и календаря образовательных событий.

сз о со "О

Таким образом, профориентация по психолого-педагогическому направлению в школе осуществляется системно с 1 по 11 класс через интеграцию общего и дополнительного образования, через реализацию рабочей программы воспитания, модели наставничества «Педагогическая профессия через всю жизнь» с использованием потенциала профессорско-преподавательского состава ВУЗов и колледжей.

С целью организации деятельности психолого-педагогического класса/группы продумана ком-

плексная диагностика психологической и педагогической направленности. Также продумана цикличность диагностики: входная диагностика -2022 год; промежуточная - 2023 год; итоговая диагностика - 2024 год.

В 2022 году была проведена со всеми будущими десятиклассниками первичная комплексная диагностика с использованием следующих методов: методики, опросники, анкетирование, беседы, наблюдение. Комплексная диагностика психо-

2П А

—I О

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

со см о см

логического направления проводилась с использованием методики экспертной оценки «Педагогическая одаренность» (Г.И. Руденко) и «Исследование познавательных интересов» (А.Е. Голомшток), опросника Е.А. Климова. Педагогическая диагностика проводилась посредством проведения бесед, наблюдений и анкетирования, в котором участвовали также родители.

На основании данных первичной диагностики из трех 9 классов выявлены обучающиеся в количестве 14 человек мотивированных на педагогические профессии. Поэтому принято решение по реализации модели внутришкольной профили-зации в статусе психолого-педагогической группы в классе универсального профиля. То есть создаётся не отдельный психолого-педагогический класс, а психолого-педагогическая группа в классе универсального профиля. Специфические для психолого-педагогического направления факультативные и элективные курсы реализуются силами как педагогов школы, так и привлекаются преподаватели социальных партнёров Института образования и практической психологии. С целью организации дуального обучения предполагается в дальнейшем использование и ресурсной базы педагогических колледжей.

Необходимо отметить, что в дальнейшем всё содержание, использование методов и приёмов воспитания и обучения (деятельностные технологии, образовательные события, проектная и исследовательская деятельность, коммуникативные практики и др.) обучающихся, мотивированных на педагогические профессии, основывается с учётом уровня полученных показателей и корректируется при наличии динамики изменений.

Считаем необходимым более подробно описать методы и приёмы воспитания и обучения, которые используются при организации образовательной деятельности психолого-педагогической группы:

а) при проектной и исследовательской деятельности используются учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии «Педагогическая психология», «Основы медиативно-восстановительной технологии», а также в междисциплинарной сфере «Новые возможности для каждого. Учитель будущего»;

б) деятельностные технологии реализуются через проблемное обучение, использование кейсов, социальное моделирование, геймификацию, создание школьной газеты;

в) образовательные события готовятся и проводятся с использованием модели «ученик - ученик» и «учитель - преподаватель ВУЗа/колледжа - ученик»;

г) активно используются коммуникативные практики через участие старшеклассников в речевых практикумах, педагогических гостиных, во-лонтерстве, участии в ученических конференциях.

Далее приступим к описанию организационных механизмов воспитания/обучения/развития школьной психолого-педагогической группы, к которым относятся следующие:

- профильные образовательные смены психолого-педагогической направленности с включением обучающихся в различные формы пред-профессиональной деятельности;

- привлечение преподавателей ВУЗа к реализации рабочих программ элективных и факультативных курсов;

- участие обучающихся в знаковых образовательных событиях социальных партнёров (олимпиады и конкурсы по психологии и педагогике);

- профессиональные пробы в реальных видах практик (вожатые, наставники, классные вожатые, модераторы, организаторы онлайн-событий сообществ мотивированных на педагогику школьников; практика проведения школьных образовательных событий). Промежуточные результаты реализации инновационного проекта подводятся с учётом результатов промежуточной диагностики, самодиагностики школьников, внутренней системы оценки качества образования.

Результаты промежуточной диагностики обучающихся психолого-педагогической группы показали следующее: расширились представления старшеклассников о профессиях человекоцентри-стской направленности; формируется позитивный имидж педагога; развиваются навыки самоорганизации; повысилась мотивация к обучению.

Анализ опросов родителей обучающихся психолого-педагогической группы показал, что отмечается более уверенное профессиональное самоопределение детей.

Мы выделили и промежуточные результаты школы, к которым можно отнести следующие позиции: успешные практики формирования новой педкультуры в школе, которая основывается на поддержании разнообразных детских инициатив и совместном педагогическом творчестве; персонализация образования; «выращивание» выпускника нового типа, который начинает «движение» в профессию; активизация профессионального роста учителя (необходимость развития такого пула компетенций, которые позволяют успешно работать с профессионально ориентированными детьми); использование технологий социального партнёрства; создание педагогической системы психолого-педагогического образования; создание условий для организации ранней профориентации психолого-педагогической направленности; изменение взаимоотношений с родителями мотивированных на педагогическую профессию обучающихся.

В заключение необходимо отметить, что реализация модели внутришкольной профили-зации в статусе проектирования и реализации психолого-педагогической группы в классе универсального профиля есть не только данность исполнения политических руководств, но и поддержание уникальной традиции школы. Уникальность заключается в том, что 14% учителей являются выпускниками школы.

К эффектам реализации данного инновационного проекта можно отнести следующие:

- спроектирована и реализуется воспроизводимая в других организациях модель внутриш-кольной профилизации развития психолого-педагогического образования;

- разработана система выявления и сопровождения мотивированных на педагогические профессии обучающихся, в том числе диагностики навыков XXI века и мониторинга результатов достижения профессионального самоопределения;

- наработаны практики «вживания» в профессиональное сообщество мотивированных на педагогические профессии учащихся через профессиональные пробы;

- апробированы и устанавливаются новые форматы социального партнёрства с целью организации дуального обучения.

Литература

1. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.

2. Протокол федерального учебно-методического объединения, 2021 г. «Об утверждении Концепции профильных психолого-педагогических классов»

3. Письмо от 30 марта 2021 г. № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций для образовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательной программы среднего общего образования».

4. Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».

5. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпро-свещения России № 391 от 05 августа 2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 мая 2012 г. № 413 с изм. 12 августа 2022 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

8. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».

9. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 373 «Об утверждении фе-

деральной образовательной программы среднего общего образования».

10. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 1688-р «Об утверждении Концепции педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года».

11. Указ Президента РФ от 21 июня 2021№ 474 «О национальных целя развития РФ на период до 2030 года».

FORMATION OF A METHODOLOGY FOR IMPLEMENTING THE ACTIVITIES OF A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL GROUP IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

Korzhova N.B., Weber E.D., Skripova N.E.

Municipal Autonomous Educational Institution "Secondary School No. 94 of Chelyabinsk"; Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educational Workers

The article presents the effective practice of creating and implementing a psychological and pedagogical group of a universal profile in a general education organization. The described practice is presented as a pedagogical system and as an intermediate result of the innovative project "New mechanisms for professional self-determination of students in psychological and pedagogical fields using the potential of dual learning." The article substantiates that only early, systematic and comprehensive career guidance for teaching professions can be effective. The goals, objectives, stages, and content of profiling are described. Career guidance in the psychological and pedagogical direction at school is carried out systematically from grades 1 to 11 through the integration of general and additional education, through the implementation of a work education program, the mentoring model "Pedagogical profession throughout life" using the potential of the teaching staff of universities and colleges. The effects of implementing an innovative project are described, which include the following: a model has been designed and implemented intra-school profiling of the development of psychological and pedagogical education; a system has been developed for identifying and supporting students motivated for teaching professions and practices have been developed for their "getting used to" in the professional community through professional tests; New formats of social partnership have been tested and established for the purpose of organizing dual education.

Keywords: students motivated for teaching professions, diagnostics, psychological and pedagogical classes, model of in-school profiling.

References

1. Bespalko, V.P. Fundamentals of the theory of pedagogical systems / V.P. Bespalko. - Voronezh: Voronezh Publishing House. un-ta, 1977. - 304 p.

2. Protocol of the Federal Educational and Methodological Association, 2021 "On approval of the Concept of specialized psychological and pedagogical classes"

3. Letter dated March 30, 2021 No. WB-511/08 "On the direction of methodological recommendations for educational organizations on the opening of classes of "Psychological and pedagogical orientation" within the framework of various profiles in the implementation of the educational program of secondary general education".

4. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated March 04, 2010 No. 03-412 "On methodological recommendations on the organization of specialized training".

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 882, Ministry of Education of the Russian Federation No. 391 dated August 05, 2020 "On the organization and implementation of educational activities in the online form of educational programs"

6. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 dated May 31, 2021 "On Approval of the Federal State educational Standard of basic general education".

СЭ

о

CO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

7. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 17, 2012 No. 413 with amendments. August 12, 2022) "On the approval of the Federal State educational standard of secondary general education".

8. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 371 dated May 18, 2023 "On Approval of the Federal educational program of basic general education".

9. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 373 dated May 18, 2023 "On approval of the Federal educational program of secondary general education".

10. Decree of the Government of the Russian Federation dated June 24, 2022 1688-r "On approval of the Concept of teaching staff for the education system for the period up to 2030".

11. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated June 21, 2021 "On National development goals of the Russian Federation for the period up to 2030".

o d

u

CO CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.