УДК 332.14 Владимирова Ол ьга Николаевна,
канд. экон. наук, профессор кафедры «Финансы и кредит», Красноярский государственный торгово-экономический институт, e-mail: [email protected]
Дягель Оксана Юрьевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономический анализ и статистика», Красноярский государственный торгово-экономический институт, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТЬЮ РЕГИОНА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
O.N. Vladimorova, O.Ju. Djagel
FORMATION OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT BY AN INNOVATIVE SUSCEPTIBILITY OF REGION: THEORETICALLY-METHODOLOGICAL ASPECTS
Аннотация. В статье раскрывается понятие механизма управления инновационной восприимчивостью региона, приводится его модель, обосновываются теоретические и методологические основы его формирования, раскрывается содержание основных элементов. Сформированный механизм рассматривается как основа управления инновационной восприимчивостью региона для обеспечения качественно новых условий и факторов инновационной деятельности, способствующих повышению его конкурентоспособности.
Ключевые слова: инновационная восприимчивость, регион.
Abstract. In article, the concept of the mechanism of management of an innovative susceptibility of region reveals, its model is resulted, theoretical and methodological bases of its formation are prooved, the maintenance of basic elements reveals. The generated mechanism is considered as a basis of management by an innovative susceptibility of region for maintenance of qualitatively new conditions and the factors of innovative activity promoting increase of its competitiveness.
Keywords: innovative susceptibility, region.
Создание региональных инновационных систем определяется в настоящее время как основное направление повышения эффективности экономики страны, ее конкурентоспособности на мировых рынках. В то же время инновационное развитие регионов осуществляется медленными темпами, одной из причин чего авторы публикации считают ограниченность субъектов в части наличия у них необходимых условий для эффективного внедрения инновационных процессов, способности к осуществлению модернизации и
инноваций, что в совокупности определяет и инновационный потенциал, и инновационный климат, и инновационную конкурентоспособность региона. Способность совокупности субъектов, ресурсов, условий обеспечивать инновационные процессы составляет сущность понятия «инновационная восприимчивость региона», которая, определяемая рядом факторов и условий развития современной экономики, выступает объектом управления.
Управление инновационной восприимчивостью - это закономерное, направленное изменение системы, в ходе которого меняются условия, факторы и качество ресурсов и, как следствие, формы и способы взаимодействия субъектов системы, корректируются цели и задачи, совершенствуются организационные структуры. Сущность управления инновационной восприимчивостью определяется целевым воздействием на факторы, ее определяющие, в процессе чего достигается трансформация условий формирования инновационной восприимчивости в качественно новое состояние, обеспечивающее устранение или нивелирование воздействия проблемных зон и активизацию имеющегося потенциала инвестиционного развития региона. Приоритетная роль в данном процессе принадлежит механизму управления инновационной восприимчивостью, раскрытие теоретических положений и основных методологических основ формированию которого выступает предметом настоящей публикации.
Общеизвестно, что механизм осуществляет взаимосвязь элементов системы управления, некоторую устойчивую композицию, объединенную общностью цели. Механизм управления инновационной восприимчивостью региона должен спо-
иркутским государственный университет путей сообщения
собствовать сохранению единства системы, не нарушая взаимосвязи элементов системы управления и не приводя организацию этой системы к дестабилизации.
Авторами статьи предлагается рассматривать механизм управления инновационной восприимчивостью региона (рис. 1) как определенную последовательность процедур в процессах прямого и косвенного воздействия на региональное сообщество, осуществляемое региональными органами власти посредством соответствующих методов и инструментов, обеспечивающих повышение эффективности региональной экономики.
Механизм управления инновационной восприимчивостью региона базируется на определенных составляющих: теоретической, законодательной и программно-целевой базе. В основе построения данного механизма находятся положения теории систем (системного подхода), теории экономических систем, теории принятия решений, действующее законодательство, а также концепции федеральной и региональной политики в научной, научно-технической и инновационной сферах.
Условные обозначения на рис. 1:
Федеральные органы управления: 1 - Правительство Российской Федерации; 2 - Государственная дума; 3 - Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям; 4 - министерства; 5 - общественные и политические орга-
низации; 6 - комиссия по модернизации и технологическому развитию.
Федеральные институты: 7 - институты развития; 8 - интегрированные институты; 9 - общественные организации (Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз предпринимателей России); 10 - институты права.
Федеральные инструменты управления: 11 -федеральные целевые и ведомственные программы; 12 -государственная инновационная политика; 13 - технологические платформы; 14 - финансово-кредитные инструменты.
Региональные органы управления: 15 - Администрация региона; 16 - Законодательное собрание края; 17 - общественные краевые организации; 18 - профессиональные союзы и объединения.
Региональные институты: 19 - организации региональной инновационной инфраструктуры; 20 - интегрированные институты; 21 - общественные и политические организации края; 22 - региональное законодательство.
Региональные инструменты управления: 23 - региональные целевые и ведомственные программы; 24 - региональная инновационная, промышленная, научно-техническая политика; 25 - управленческие технологии.
Формирование механизма управления инновационной восприимчивостью региона базируется также на положениях теории организационной
Рис. 1. Механизм управления инновационной восприимчивостью Красноярского края
науки [1, 2], в соответствии с которой можно выделить следующие основные формирующие: конъюнгация (как «первичный момент, или основа соединения комплексов»), ингрессия («вхождение» элементов одного комплекса в другой), де-зингрессия (распадение конъюгированной системы). Важную роль играют и механизмы регулирования (консервативного подбора и др.).
Исходя из теоретических положений и практического состояния процессов управления, в данной работе целью предлагаемого механизма является управление инновационной восприимчивостью региона для обеспечения условий и факторов инновационной деятельности, способствующих повышению инновационной восприимчивости и конкурентоспособности региона на основе институционального взаимодействия субъектов инновационной системы.
Рассматриваемый в исследовании механизм управления инновационной восприимчивостью региона - понятие многоаспектное и включает в себя многие элементы управления инновационной деятельностью.
В механизм управления инновационной восприимчивостью региона включены различные экзогенные и эндогенные факторы, связанные как с управленческой, так и с другими видами деятельности (инновационной, политической, социальной и др.). Эти факторы образуют некоторое единство, синтез взаимосвязи и взаимообусловленности.
В предлагаемом механизме отражено взаимодействие регуляторов федерального и регионального уровней.
Развитие исследований закономерностей инновационного роста позволяет сделать вывод об особой роли государственного управления научно-техническим развитием в кризисных ситуациях, когда происходит процесс обновления и смены социально-экономических систем. Иными словами, масштабность инновационной деятельности государства, его роль и ответственность в отборе и поддержке наиболее эффективных базисных инноваций в различных сферах общества в кризисных переходных ситуациях значительно возрастают [5].
Федеральные органы управления оказывают воздействие через специализированные структуры (Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, Комиссия по модернизации и технологическому развитию), наделенные особыми полномочиями и призванные повышать эффективность взаимодействия между субъектами инновационной деятельности. Непосредственное участие в активизации инновационной деятельности принимают различные профильные министерства в структуре Правительства Российской Федерации. Состав федеральных органов управления инновациями, систематизированный в табл. 1, включает более 18 участников. Существенную роль играют общественные организации, создаваемые на федеральном уровне (Торгово-
Т а б л и ц а 1
Федеральные органы управления и координации инновационной деятельностью
Президент РФ Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию
Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию
Федеральное собрание РФ Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии
Комитет Государственной Думы по науке и образованию
Совет по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности при Комитете Государственной Думы по образованию и науке
Правительство РФ Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ
Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию
Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям
Министерство образования и науки Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Федеральное агентство по науке и инновациям
Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике
Департамент государственной политики в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности Министерства образования и науки РФ
Инновационный совет в сфере науки и научного обслуживания Минобразования России
Научно-методический совет по вопросам подготовки специалистов для инновационной деятельности в научно-технической сфере
Научно-технический совет Министерства промышленности, науки и технологий РФ
иркутский государственный университет путей сообщения
промышленная палата, Всероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» и др.).
На региональном уровне инновационная деятельность регулируется администрацией региона, законодательным собранием региона, региональными общественными организациями.
Обобщение роли органов управления в формировании инновационной восприимчивости и реализации идеи инновационного развития в деятельности субъектов и общественном сознании позволяет выделить следующие направления их управленческого воздействия:
1) разработка и осуществление инновационной политики;
2) разработка и реализация мер законодательного характера, способствующих активизации инновационной деятельности;
3) пропаганда и популяризация идеи приоритета инновационности;
4) привлечение к инновационной деятельности различных субъектов;
5) приоритетность бюджетного финансирования инновационных проектов и др. Реализация управленческих функций на современном этапе предполагает использование широкого перечня управленческих методов и инструментов.
Перечень инструментов, предусмотренных в федеральных законодательных актах (в частности, федеральные целевые и ведомственные программы, налоговое стимулирование, государственно-частное партнерство), активно задействован в регионах и дополняется другими -региональными целевыми программами, технологическими платформами. В данном блоке обязательное условие - четкая иерархия документов стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере науки и инноваций.
Региональные стратегии инновационного развития должны быть взаимоувязаны с государственными программами и Концепциями долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года и Стратегией инновационного развития России до 2020 года.
Инновационная восприимчивость в регионе обуславливается развитостью институциональной среды формального и неформального плана. Специфика инновационной деятельности предопределяет наличие современных институтов инновационной инфраструктуры, масштабы которых во многом зависят от области их функционирования: в частности, создаваемые институты развития открывают филиалы в субъектах Российской Феде-
рации. Регионы реализуют свои преимущества, открывая особые экономические зоны технико-внедренческого, промышленно-производственного типов и другие, логистические парки и технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. д. Многообразие организационных форм, обусловленное вовлечением в инновационный процесс субъектов различных сфер деятельности, требуют научного обоснования форм организации инновационной деятельности с целью обеспечения максимальной инновационной восприимчивости всех субъектов, и, соответственно, региона в целом. Задача органов управления в этой сфере должна заключаться в создании сбалансированной инфраструктуры, охватывающей все направления инновационной деятельности, достаточной по количественным и высокого уровня по качественным параметрам.
Важнейшим элементом механизма управления инновационной восприимчивостью в регионах должны быть интегрированные институциональные формы, объединяющие субъектов различных сфер деятельности. В Красноярском крае примером интеграции интересов общественности, бизнеса, органов управления, науки является Совет по инновационному развитию при Губернаторе края.
Достижению сбалансированности интересов бизнеса и государства может содействовать создание Компании развития инвестиционной сферы Красноярского края, цель которой - обеспечение сбалансированной структуры инвестиций в регион на базе приоритетно-целевого размещения средств.
Контроль процессов формирования и развития инновационной восприимчивости с целью принятия решения о корректировке возможен на основе ее мониторинга. Ранее вопросы методики рейтинга инновационной восприимчивости региона были подробно рассмотрены в ряде публикаций авторов [3, 4]. Здесь же выделим основные, принципиально важные для понимания целостности предложенного механизма управления инновационной восприимчивостью региона моменты.
Предложенная авторами методика формирования рейтинга включает в себя: основополагающие принципы, методику построения рейтинга, критерии и матрицу оценки инновационной восприимчивости.
В качестве методологических принципов формирования рейтинга инновационной восприимчивости предлагаются:
1) достаточность (отражение масштабности и интенсивности инновационной деятельности, а также ресурсного и др. компонентов);
2)
3)
4)
5)
гибкость (возможность применения различными субъектами при решении разнообразных задач);
адекватность отражения показателями сущности инновационных процессов; обеспечение доступности, достоверности и проверяемости исходных данных на основе использования существующей системы статистической отчетности и данных аналитических агентств;
расчет конечного показателя не должен требовать сложных математических методов, быть доступным пониманию субъектов инновационной деятельности. Сопоставление инновационной восприимчивости регионов возможно на основе рейтинга инновационной восприимчивости: рейтинги позволяют через количественные оценки в агрегированном виде представить качественное состояние изучаемых объектов. В частности, предлагаемая методика определения показателя инновационной восприимчивости регионов включает определенную систему частных показателей, на основе которых одним из методов обратного детерминиро-
ванного факторного анализа [6] формируется комплексный.
Авторами предлагается следующая функциональная модель комплексного показателя инновационной восприимчивости региона: Ъ = а1Чк1 + а2Чк2 + а3Чк3 + а4Чк4 + а5Чк5 + абЧкб + а7Чк7 + а8 Чк8 + а9 Чк9, где а1^а9 - веса значимости коэффициентов, определяемые на основе экспертных оценок; к1... к9 - частные показатели оценки инновационной восприимчивости региона.
Относительные значения критериальных показателей, определенных как средние за анализируемый период, суммируются с учетом весовых коэффициентов, определяющих степень влияния на восприимчивость, в результате чего формируется относительный уровень инновационной восприимчивости региона.
В общем виде последовательность реализации методики определения инновационной восприимчивости региона схематически представлена на рис. 2.
Авторы публикации убеждены, что определение рейтинга инновационной восприимчивости со-
Рис. 2. Этапы методики определения рейтинга инновационной восприимчивости региона
иркутский государственный университет путей сообщения
гласно приведенной последовательности, позволяет разработать и реализовать конкретные управленческие решения в рамках разработанного механизма управления инновационной восприимчивостью, что дает основание признать его приоритетную роль в данном процессе.
Таким образом, основная задача обеспечения инновационной восприимчивости региона состоит в повышении инновационной активности, сущность чего заключается в переводе пассивных потребителей инновационных продуктов в категорию активных, проявляющих способности к развитию и распространению инновационных процессов. В этих условиях цель управления инновационной восприимчивостью регионов состоит в обеспечении реализации их потенциала, достижение чего возможно посредством применения действенного механизма управления инновационной восприимчивостью региона. В этой связи, авторы статьи надеются, что предложенные теоретические и методологические основы совершенствования последнего будут
содействовать решению данной задачи. Однако следует учитывать, что сформированные рекомендации и предложения должны регулярно уточняться по мере изменения социально-экономической ситуации в стране и регионе, а также по мере развития науки и расширения ее
достижений в области регионального управления
и экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Богданов А. А. Очерки организационной науки. - М. : Директ-Медиа, 2009. - 545 с.
2. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука : в 2 кн. / редкол. : Л. И. Абалкин [и др.] ; Ин-т экономики АН СССР. - М. : Экономика, 1989. - Кн. 2. - 365 с.
3. Владимирова О. Н. Методические подходы к формированию рейтинга инновационной восприимчивости региона // Инициативы XXI века. - 2010. - № 4-5. - С. 68-73.
4. Владимирова О. Н. Инновационная восприимчивость как фактор формирования региональной инновационной системы // Креативная экономика. - 2010 - № 3. - С. 63-79.
5. Детков А. А. Анализ инновационного развития как процесса перехода от низкого к более высокому технологическому укладу // Экономический анализ: теория и практика. -2010. - № 39 (204). - С. 84-89.
6. Дягель О. Ю. Теория экономического анализа : учеб. пособие / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2006. - 187с.