сить эффективность сельскохозяйственного производства. Движение в этом направлении будет способствовать созданию в Кемеровской области эффективного сбалансированного агропромышленного комплекса, обеспечивающего решение важнейших социально-экономических задач, стоящих перед регионом.
Литература
1. Романенко Г. Интеграция науки, производства и бизнеса - реальный путь повышения эффективности сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 9. - С. 5-8.
2. Романюк М., Личко К., Акканина Н. Экономическое образование в государственных аграрных вузах России // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 4. - С. 45-56.
3. Белоцерковский А.В. Образование и бизнес: шаг навстречу // Высшее образование в России. - 2009. -№12. - С. 3-9.
4. Савенкова Ю.С. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Вопросы образования. - 2009. - № 4. - С. 182-198.
5. Балашова Н.Н., Егорова Е.М. Развитие учетно-информационного обеспечения управления бизнес-процессами вуза // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. -№ 5. - С. 47-50.
УДК 332.1 О.Н. Владимирова, В.М. Аврамчиков
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ИННОВАЦИЙ В РЕСУРСНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ РЕГИОНЕ
В статье раскрывается методический инструментарий по активизации инновационной деятельности в регионе, имеющем ресурсно-ориентированную экономику. Авторы обосновывают необходимость разработки алгоритма реализации методического подхода, систематизируют имеющиеся и предлагают новые принципы формирования центров инновационного развития, определяют критерии оценки их конкурентоспособности в национальной экономике и на мировом рынке.
Ключевые слова: региональная социально-экономическая система, методический подход, центр инновационного развития, принципы инновационного развития, критерии оценки.
O.N. Vladimirova, V.M. Avramchikov
METHODOLOGICAL APPROACH TO THE INNOVATION DISSEMINATION MANAGING IN THE RESOURCE-ORIENTED REGION
The methodological tools on the innovative performance activization in the region having resource-oriented economy are revealed in the article. The authors substantiate the necessity for the development of the methodological approach realization algorithm, systematize the available and offer the new principles of innovative development center formation, define the assessment criteria of their competitiveness in the national economics and in the world market.
Key words: regional social and economic system, methodological approach, innovative development center, innovative development principles, assessment criteria.
Инновационная модель общественного производства предполагает разработку и реализацию соответствующей стратегии научно-технического и промышленного развития, которая опиралась бы на имеющийся научно-технический и производственный потенциал и была бы направлена на содействие структурным преобразованиям в экономике в целях преодоления экспортно-сырьевой зависимости и обеспечения стабильно высокой динамики и качества экономического роста за счет [1]:
- освоения массового выпуска товаров глубокой промышленной переработки и технологий, в том числе промышленного назначения;
- вовлечения в хозяйственный оборот важнейшего стратегического резерва государства - накопленных и вновь получаемых результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок;
- использования интеллектуальной собственности и осуществления инноваций, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынке;
- консолидации и концентрации ресурсов и усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы, предпринимательского сектора экономики.
Поскольку развитие инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений в Российской Федерации, в Красноярском крае созданы практически все условия, необходимые для активного развития инновационной сферы.
В концепции развития инновационной деятельности на территории Красноярского края указаны основные сдерживающие факторы инновационного развития [2]:
- отсутствие системы эффективной внутренней кооперации, обеспечивающей переориентацию экономики на замкнутый цикл производства с применением высокотехнологичного оборудования и интеллектуальных разработок;
- низкая эффективность инновационной деятельности и высокие риски проектов (управленческие в первую очередь) в силу острого дефицита в высококвалифицированных управленческих кадрах в сфере инновационного технологического бизнеса;
- отсутствие взаимосвязи между участниками, выполняющими НИОКР, и промышленными предприятиями, выступающими в роли заказчика;
- низкая степень вовлеченности крупных промышленных предприятий в инновационные процессы в регионах, которые создавали бы основу для развития импортозамещения;
- несформированная до конца инновационная инфраструктура, нацеленная на развитие технологий в сферах, являющихся профильными для региона;
- низкая степень популяризации инноваций в обществе и низкая степень взаимосвязи существующих на сегодняшний день звеньев инновационной системы;
- низкая степень эффективности процессов сертификации, разрегулированность вопроса получения разрешений на создание новых производств, выпуск новых видов продукции и т.д.;
- низкий уровень поддержки финансовых институтов в отношении субъектов инновационной деятельности;
- практически полное отсутствие частных инвестиций и поддержки со стороны «бизнес-ангелов» (опытных предпринимателей) на начальной стадии бизнеса существенно ограничивает развитие инновационного бизнеса от идеи до венчурной стадии;
- преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не инновационные проекты промышленными предприятиями, финансовыми институтами и фондами, что создает реальную угрозу экономической безопасности как региона, так и государства в целом из-за увеличения зависимости экономического роста страны от нерегулируемых факторов и утраты инновационных возможностей экономической системы;
- утечка прогрессивных отечественных технологий за рубеж из-за снижения деловой активности в научно-производственной сфере и неразвитости рынка инноваций как в России в целом, так и в Красноярском крае в частности, и др.
Преодоление данных негативных факторов и успешная реализация концепции развития инновационной деятельности на территории Красноярского края в значительной степени будут зависеть от проводимой органами государственного управления, в том числе на региональном уровне, инновационной политики, учитывающей особенности развития региональных социально-экономических систем и способствующей активизации инновационной деятельности.
Обобщение мирового опыта свидетельствует об отсутствии общепринятой системы оценки эффективности распространения (диффузии) волн инноваций при формировании центров инновационного развития на региональном уровне [3]. В ходе исследования авторами предложен методический подход формирования центров инновационного развития, способствующий активизации диффузии инноваций в регионе, имеющем ресурсно-ориентированную экономику.
Предлагаемый подход к формированию центров инновационного развития региональной социальноэкономической системы основан на диффузии инноваций, исходящих из центров инновационного развития региональной социально-экономической системы к ее периферийным элементам, использовании свойств взаимозависимости отдельных типов инноваций и эффекта интерференции волн диффузии инноваций.
Основными положениями методического подхода являются:
- выявление и анализ факторов, влияющих на экономическую самостоятельность региональной социально-экономической системы, мотивацию к инновационному развитию и определяющих специфику формирования центров инновационного развития;
- систематизация и анализ существующих методов диффузии инноваций в региональной социальноэкономической системе и оценка их достаточности при распространении инноваций с учетом специфики социально-экономической системы регионального уровня;
- разработка системы поддержки взаимодействия (интерференции) волн разных видов инноваций, исходящих от разных центров инновационного развития и активизации диффузии инноваций с участием государственных структур;
- последовательное взаимодействие волновых процессов при передаче инновации, оценка возможности фазового согласования и разработка модели взаимодействия (интерференции) волн диффузии отдельных видов инноваций;
- методика оценки эффективности интерференции волн диффузии инноваций при формировании центров инновационного развития в социально-экономической системе региона, включающая принципы и критерии их формирования.
Алгоритм реализации методического подхода приведен на рисунке.
Алгоритм реализации методического подхода формирования центров инновационного развития, способствующий активизации диффузии инноваций в ресурсно-ориентированном регионе
Содержание методических положений заключается в следующем:
На первом этапе, объединяющем первые 3 пункта алгоритма, при определении инновационной восприимчивости региональной социально-экономической системы осуществляется выявление центров инновационного развития и оценка достаточности существующих методов диффузии его инноваций к периферийным элементам социально-экономической системы.
На втором этапе алгоритма по итогам оценки достаточности происходит выявление факторов, влияющих на степень восприятия инноваций в социально-экономической системе на региональном уровне, специфику ее инновационного развития, а также выявляются направления движения волн инноваций и полнота охвата ими периферийных элементов.
На третьем этапе полученные данные являются основой для разработки системы поддержки взаимодействия (интерференции) волн отдельных видов инноваций, исходящих от центров инновационного развития и активизации диффузии инноваций.
Реализация методического подхода основывается на применении ряда инструментов. Учитывая способность центра инновационного развития не только создавать и воспроизводить инновации, но и обеспечивать их продвижение, что способствует активизации процессов инновационного развития социальноэкономической системы, данный подход предполагает введение в систему управления центра инновационного развития подсистемы поддержки и активизации распространения инноваций с участием органов государственного управления субъекта федерации.
Оценка возможности фазового согласования и разработка модели взаимодействия (интерференции) волн диффузии отдельных видов инноваций, а также методика оценки эффективности интерференции волн диффузии инноваций при формировании центров инновационного развития в социально-экономической системе региона базируются на следующих принципах, дополняющих базовые принципы:
- принцип единства и системности иерархии принятия решений;
- принцип сбалансированности экономических интересов субъектов региональной инновационной системы. Разнообразие участников экономических отношений, действующих на территории данного региона, предполагает согласование их интересов, без которого невозможно создание и эффективное функционирование системы управления инновационной восприимчивостью региона;
- принцип ресурсного обеспечения закрепленной компетентности;
- принцип развития, обязывающий принимать во внимание изменяемость системы, замену элементов, способность к совершенствованию.
Апробация разработанного методического подхода с использованием предложенных принципов осуществлена на примере Красноярского края [5], основные показатели инновационного развития которого приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели развития Красноярского края c учетом инновационной составляющей
за 2009-2011 гг.
Показатель 2009 2010 2011
Валовой региональный продукт (ВРП) в текущих ценах, млн руб. 794194,8 1055525,0 1188778,1
Индекс физического объема ВРП, % к предыдущему году 98,5 105,8 105,7
ВРП на душу населения в текущих ценах, руб. 264478,7 372848,1 419507,0
Общие затраты на инновации, млн руб. 8317,4 15956,6 20051,9
Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью, ед. 52 54 53
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел. 6299 6475 6748
Число использованных передовых производственных технологий, ед. 1352 1937 1979
Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. 3895,5 4957,2 11694,6
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 20277,0 23254,2 25656,5
Уровень безработицы, % к экономически активному населению 2,8 2,2 2,0
В целом Красноярский край - один из российских регионов-лидеров по уровню инвестиционной активности [6]. По итогам 2012 года, по общему объему привлеченных инвестиций в экономику край лидирует на территории Сибирского федерального округа и входит в десятку самых инновационных регионов в Российской Федерации.
Региональные органы власти в Красноярском крае ведут активную поддержку инвестиционной деятельности: приняты многие региональные законы и постановления, главная задача которых заключается в создании благоприятной инвестиционной среды.
На территории края создана эффективная система управления инновационным развитием региона, активно развивается финансовая инфраструктура поддержки инноваций, а также формируется ряд объектов физической инновационной инфраструктуры, объединенных в единую логическую цепочку.
В ходе исследования, опираясь на проведенную систематизацию принципов инновационного развития социально-экономической системы, в рамках методики формирования центров инновационного развития авторами была разработана система критериев конкурентоспособности центров инновационного развития в региональной социально-экономической системе с учетом инновационной составляющей (табл. 2).
Таблица 2
Критерии конкурентоспособности центров инновационного развития в региональной социально-экономической системе
Вид конкурентоспособности Показатель Способ измерения
Присутствие на мировом рынке Изменение доли ЦИР на мировом рынке
Позиция на рынке Развитие экспорта Рост объемов экспорта для ЦИР
Новые рынки для экспорта Количество новых рынков, на которых присутствуют фирмы-участники ЦИР
Репутация Опрос экспертов в данной области промышленности о значимости научноисследовательских разработок этого ЦИР
Технологическое лидерство Разработка новых продуктов Количество значимых новых продуктов
Уровень квалификации специалистов Исследование изменений в уровне квалификации в сравнении с другими ЦИР
Образование новых фирм Изменения количества фирм в составе ЦИР
Способность к обновлению Включение иностранных фирм Объем (качество) иностранных инвестиций в рамках ЦИР
Доля экономической активности Изменение доли ЦИР в валовом региональном продукте
Приведенные авторами варианты оценки различных аспектов конкурентоспособности центров инновационного развития позволят выделить наиболее конкурентоспособные из них, создающие востребованные социально-экономической системой инновации и способные их продвигать, используя предлагаемые в методике принципы инновационного развития.
Разработанные инструменты формирования центров инновационного развития в региональной социально-экономической системе позволят выделить центры инновационного развития, выявить факторы, влияющие на степень восприятия инноваций на региональном уровне, и определить методы распространения инноваций к периферийным элементам региональной социально-экономической системы, способствующие активизации продвижения инноваций и усилению инновационной восприимчивости.
Литература
1. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1бб2-р. - URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf .
2. Концепция развития инновационной деятельности на территории Красноярского края. - URL: http://www.i-regions.org/association/news/ regional/Kгasnoyarsk_koncepzia.
3. Аврамчикова Н.Т., Лукиных В.Ф. Методические основы интерференции волновых процессов при пространственной диффузии нововведений // Рос. экон. журн.: интернет-журн. Акад. труда и соц. отношений. - 2008. - URL: http://e-rej.ru/Speakeгs.htm#details.
4. Владимирова О.Н., Дягель О.Ю. Формирование механизма управления инновационной восприимчивостью региона: теоретико-методологические аспекты // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование / ИрГУПС. - 2011. - № 2.
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. -URL: http://www.krasstat.gks.ru.
6. Инвестиционный паспорт Красноярского края. - URL: http://passport.krskstate.ru.
УДК 330.356 М.В. Лысенко
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
В статье представлены выводы, что именно продовольственный заказ обеспечит систему квот на поставку агропродовольственной продукции, что позволит создать здоровую рыночную конкуренцию на агропродовольственном рынке страны, оживить деятельность всех хозяйствующих субъектов, участвующих в обеспечении этого заказа, независимо от их финансово-экономического состояния и организационно-правового статуса.
Ключевые слова: модернизация технического потенциала, техническая база, техническое переоснащение, элементы экономического механизма, модель многоуровневого экономического механизма, три основных блока: организационно-управленческий, экономический и правовой.
M.V. Lysenko STATE REGULATION OF TECHNICAL RESOURCE REPRODUCTION IN AGRICULTURE
The article presents the conclusions that it is the food order that will provide the quota system for the agricultural and food product supply, that will allow to create the healthy competition in the country agricultural product market, to revive the activity of all business entities involved in this order provision, regardless of their financial and economic state and organizational-legal status.
Key words: technical potential modernization, technical facilities, technical re-equipment, economic mechanism elements, economic mechanism multi-level model, three main blocks: organizational and administrative, economic, legal.
В условиях либерально направленной рыночной экономики положение и развитие субъекта Российской Федерации во многом определяются его инвестиционной привлекательностью.
В данной взаимосвязи главным экономическим рычагом в повышении инвестиционной привлекательности аграрного хозяйства Уральского федерального округа и страны в целом стал приоритетный национальный проект и основные направления Государственной программы.
В аграрных организациях Уральского федерального округа, согласно данному фактору, замедлились процессы обновления основных средств, во многом были дезорганизованы, а порой и разрушены существо-