Научная статья на тему 'Сущность понятия инновационного потенциала'

Сущность понятия инновационного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1743
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / STRUCTURE OF INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адушкин И.И.

В развитии экономической системы существенную роль играют инновации. Осуществление различных направлений инновационной деятельности на предприятии возможно только при наличии у него достаточного инновационного потенциала. Раскрытие сущности понятия «инновационный потенциал» целесообразно осуществлять через определение его составных категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL CONCEPT ESSENCE

In development of economic system the essential role is played by innovations. Implementation of the innovative activity in various directions at the enterprise is possible only in the presence of its sufficient innovative potential. It is expedient to carry out disclosure of the concept of “innovative potential” essence through its compound category definition.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия инновационного потенциала»

рение или замедление процесса распространения инновации [3].

При передаче инновации происходит последовательное взаимодействие волновых процессов. Распространение волн можно рассматривать как передачу инноваций от разных источников в пространстве, а интенсивность этого волнового процесса есть величина, пропорциональная интенсивности источников волн и коэффициенту фазового согласования волн разных источников в конкретной точке пространства. Волны инноваций, исходящие от разных источников, колеблются относительно друг друга в соответствии с имеющимися фазовыми сдвигами. При этом взаимодействии параметры результирующей волны находятся в зависимости от параметров взаимодействующих волн, а величина амплитуды результирующей волны зависит от фазового согласования взаимодействующих волн разных инноваций [4].

Исследования показали, что волны диффузии 2-х и более инноваций неизбежно будут дополнять друг друга и взаимодействовать. При этом необходимо отметить, что в региональной социально-экономической системе взаимодействуют волны инноваций разной частоты, так как исходят из разных центров инновационного развития.

Необходимо отметить, что интерференция возможна между всеми волнами, но в течение определенного времени, так называемого времени когерентности, когда возникает фазовое согласование между волнами, приводящее к интерференции. В процессе интерференции, как правило, возникает положительный эффект в виде резонанса или роста интенсивности диффузии волн инноваций, что определяется количественными параметрами фазового согласования.

Таким образом, в результате исследования выявлено, что формирование и использование центров

инновационного развития, а также использование эффекта интерференции волн диффузии инноваций способствуют активизации распространения инноваций и усиливают способность периферийных элементов региональной социально-экономической системы к их восприятию.

Библиографические ссылки

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М. : Прогресс. 1982.

2. Hagerstrand, T. Innovation diffusion as a spatial Process. Chicago: University of Chicago Press, 1968.

3. Аврамчиков В. М., Антамошкин А. Н. Интерференция волн диффузии инноваций // Экономика и менеджмент систем управления. 2013. № 2(8) 3.

4. Аврамчикова Н. Т., Лукиных В. Ф. Методические основы интерференции волновых процессов при пространственной диффузии нововведений [Электронный ресурс] // Рос. экон. журн. : интернет-журн. / Акад. труда и соц. отношений. 2008. URL: http://e-rej.ru/Speakers.htm#details.

References

1. Shumpeter J. Teorija jekonomicheskogo razvitija. M. : Progress, 1982.

2. Hagerstrand, T. Innovation diffusion as a spatial Process. Chicago: University of Chicago Press, 1968.

3. Avramchikov V. M., Antamoshkin A. N. Interferencija voln diffuzii innovacij // Jekonomika i menedzhment sistem upravlenija. 2013. № 2(8) 3.

4. Avramchikova N. T., Lukinyh V. F. Metodicheskie osnovy interferencii volnovyh processov pri prostranstvennoj diffuzii novovvedenij [Jelektronnyj resurs] // Ros. jekon. zhurn. : Internet-zhurn. Akad. truda i soc. otnoshenij. 2008. Rezhim dostupa: http://e-rej.ru/Speakers.htm#details.

© Аврамчиков В. М., 2013

УДК 338.3.001

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

И. И. Адушкин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: adushkin24@mail.ru

В развитии экономической системы существенную роль играют инновации. Осуществление различных направлений инновационной деятельности на предприятии возможно только при наличии у него достаточного инновационного потенциала. Раскрытие сущности понятия «инновационный потенциал» целесообразно осуществлять через определение его составных категорий.

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационная деятельность, структура инновационного потенциала.

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

INNOVATIVE POTENTIAL CONCEPT ESSENCE

1.1. Adushkin

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: adushkin24@mail.ru

In development of economic system the essential role is played by innovations. Implementation of the innovative activity in various directions at the enterprise is possible only in the presence of its sufficient innovative potential. It is expedient to carry out disclosure of the concept of "innovative potential" essence through its compound category definition.

Keywords: innovations, innovative potential, innovative activity, structure of innovative potential.

В эпоху экономики знаний главными факторами стратегического роста предприятий становятся инновации. Предприятия, использующие неэффективно свой инновационный потенциал, рано или поздно уступают место на рынке передовым организациям. Последние, применяя нововведения, могут снизить издержки производства, получить дополнительную прибыль, усилить конкурентные преимущества, сохранить или увеличить свою долю рынка. Анализ экономической литературы позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, осуществление различных направлений инновационной деятельности на предприятии возможно только при наличии у него достаточного инновационного потенциала, а с другой стороны, как объект управления он еще недостаточно изучен. В настоящее время среди исследователей не существует единства в понимании сущности, структуры и методов оценки инновационного потенциала.

Раскрытие сущности понятия «инновационный потенциал» целесообразно осуществлять через определение его составных категорий. Понятие «потенциал» происходит от латинского слова рйепйа, которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В физике понятие «потенциал» характеризует величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. При этом потенциальная энергия - это запас внутренней энергии, которым тело располагает благодаря своему состоянию, или энергия взаимодействия тел системы, определяемая их взаимным расположением в пространстве. В более широком смысле потенциал - это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Причем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым [1].

Существуют различные понятия инновационного потенциала. Приведенные ниже определения не раскрывают всей его сущности, а рассматривают лишь некоторые составные части. В связи с этим разнятся подходы к определению инновационного потенциала.

Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия - это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей, обеспечивающих восприятие и реали-

зацию новшеств, т. е. получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей. Вместе с тем инновационный потенциал включает наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям. [3-5].

Некоторые исследователи представляют структуру инновационного потенциала как единство трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обусловливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность.

Еще одним подходом к пониманию сущности инновационного потенциала является ресурсный подход, согласно которому инновационный потенциал рассматривается как совокупность различных видов ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности субъектом рынка. Несмотря на то, что данный подход является наиболее распространенным, он также обладает рядом недостатков. Нельзя не согласиться с исследователями [6], считающими отождествление терминов «инновационный потенциал» и «ресурсы» неправомерным. Если бы эти термины были идентичны, то предприятия, имеющие одинаковые по величине ресурсы, должны были бы иметь одинаковый инновационный потенциал. Более того, было бы логично предположить, что с увеличением ресурсов должен возрастать и инновационный потенциал. Однако практика показывает, что это не всегда так. Существуют предприятия с колоссальными ресурсами и низким уровнем инновационного потенциала. И, наоборот, есть организации с высоким уровнем инновационного потенциала и незначительными ресурсами. Другие исследователи, например, Г. И. Жиц [6] подходят к решению проблемы с позиции ресурсных характеристик потенциала (совокупности использованных и неиспользованных ресурсных возможностей), которые могут быть приведены в действие для достижения желаемых целей экономических субъектов. Так, например, согласно Д. И. Коку-рину «инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов» [7, с. 111]. Такое определение еще раз подчеркивает

неоднозначность понимания сущности инновационного потенциала. В последнее время все большее количество компаний считают инновационную деятельность одним из своих стратегических приоритетов. Инновационный потенциал рассматривается при этом как мера способности и готовности экономического субъекта к осуществлению инновационной деятельности. При этом под способностью понимается наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала, а под готовностью - достаточность уровня развития потенциала для формирования инновационно-активной деятельности. Так, например, В. Н. Гунин дает следующее определение: «Инновационный потенциал организации - это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации» [2]. В более узком смысле инновационный потенциал иногда трактуется как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса» [8]. Такое понимание инновационного потенциала значительно сужает сферу применения и значительно упрощает действительность.

Обобщение приведённой информации по двум понятиям «потенциал» и «инновация» позволяет сделать вывод о том, что инновационный потенциал предприятия - это совокупность факторов внешней и внутренней среды предприятия, использование которых позволит качественно изменить само предприятие, выпускаемую им продукцию и процесс удовлетворения потребностей клиентов. В данном понятии объединились две противоположные категории: потенциал как будущая возможность и инновация как реализованное и принятое обществом новшество. Следовательно, инновационный потенциал - это способность создавать реальные ценности, совершенствующие общество.

Библиографические ссылки

1. Кравченко С., Кладченко И. Исследование сущности инновационного потенциала [Электронный ресурс]. URL: http://masters.donntu.edu.ua. (дата обращения: 30.08.2013).

2. Гунин В. Н. Управление инновациями [Электронный ресурс]. URL: http://www.uamconsult.com/ book_470.html (дата обращения: 02.09.2013).

3. Лисин Б., Фридлянов Б. Инновационный потенциал как фактор развития (Межгосударственное социально-экономическое исследование) [Электронный ресурс]. URL: http://masters.donntu.edu.ua. (дата обращения: 03.09.2013).

4. Трифилова А. А. Использование инновационного подхода в стратегическом управлении предприятием : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Нижегородский гос. архитектурно-строит. ун-ет. Н. Новгород, 2000. 23 с.

5. Гунин В. Н., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М. : Юнити, 1999. 328 с.

6. Жиц Г. И. Способности и возможности: рассуждения о некоторых аспектах методологии оценки влияния инновационного потенциала на развитие социально-экономических систем различного уровня сложности // Инновации. 2008. № 11. С. 102-107.

7. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М. : Экзамен, 2001. 575 с.

8. Николаев А. И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука и наукознание. 2001. № 2. С. 54-65.

References

1. Kravchenko S., Kladchenko I. Issledovanie sushhnosti innovacionnogo potencíala [Jelektronnyj resurs]. URL: http://masters.donntu.edu.ua. (data obrashhenija: 30.08.2013).

2. Gunin V. N. Upravlenie innovacijami. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.uamconsult.com/ book_470.html (data obrashhenija: 02.09.2013).

3. Lisin B., Fridljanov B. Innovacionnyj potencial kak faktor razvitija (Mezhgosudarstvennoe social'no-jekonomicheskoe issledovanie). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://masters.donntu.edu.ua. (data obrashhenija: 03.09.2013).

4. Trifilova A. A. Ispol'zovanie innovacionnogo podhoda v strategicheskom upravlenii predprijatiem: avtoref. diss. k.je.n./ A. A.Trifilova; Nizhegordskij gos. arhitekturno-stroit. universitet. N. Novgorod, 2000. 23 s.

5. Gunin V. N., Barancheev V. P., Ustinov V. A., Ljapina S. Ju. Upravlenie innovacijami: 17-modul'naja programma dlja menedzherov "Upravlenie razvitiem organizacii». Modul' 7. M. : Juniti, 1999. 328 s.

6. Zhic G. I. Sposobnosti i vozmozhnosti: rassuzhdenija o nekotoryh aspektah metodologii ocenki vlijanija innovacionnogo potenciala na razvitie social'no-jekonomicheskih sistem razlichnogo urovnja slozhnosti / G. I. Zhic // Innovacii. 2008. №11. S. 102-107.

7. Kokurin D. I. Innovacionnaja dejatel'nost' / D. I. Kokurin. M. : Jekzamen, 2001. 575 s.

8. Nikolaev A. I. Innovacionnoe razvitie i innovacionnaja kul'tura / A. I. Nikolaev // Nauka i naukoznanie. 2001. № 2. S. 54-65.

© Адушкин И. И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.