Научная статья на тему 'Формирование механизма реализации инноваций в сфере производства сельскохозяйственной техники'

Формирование механизма реализации инноваций в сфере производства сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Усенко Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма реализации инноваций в сфере производства сельскохозяйственной техники»

ных культур, пород животных, внесение минеральных и органических удобрений, применение средств защиты растений и животных от болезней и вредителей и т.д.

С другой стороны, в условиях территориальной рассредоточенности, значительной

дифференциации почвенных и природно-климатических условий необходимо избирательно подходить к формированию систем машин (частично это может быть реализовано за счет производства сменных рабочих органов).

1. Переход к широкому использованию возобновляемых источников энергии. В рамках реализации комплексного подхода это позволит расширить энергетическую базу отрасли, усилит ее воспроизводственную (энергетическую) автономность, повысит конкурентный потенциал сельскохозяйственных предприятий на рынке энергоресурсов, улучшит экологическую ситуацию в отрасли.

2. Внедрение современных технологий. Это неизбежно предполагает поиск новых организационно-правовых форм предпринимательства, восприимчивых к инновационному обновлению и соответствующего менеджмента. В этой связи одним из ведущих направлений развития агропромышленного производства на современном этапе является формирование разного рода интегрированных структур с привлечением банковского или промышленного капитала. При этом интеграционные процессы могут осуществляться по нескольким направлениям:

— формирование вертикально интегрированных структур по схеме «сверху - вниз», т.е. интеграцию «назад» от конечных стадий переработки сельскохозяйственного сырья к начальным;

— создание вертикально интегрированных структур по схеме «снизу - вверх», т.е. когда интеграция идет «вперед», от производства аграрного сырья ко все более высоким стадиям его переработки;

— организация горизонтально интегрированных структур, объединяющих в одно целое предприятия одной и той же специализации.

5. Активизация роли государства в инновационно-инвестиционном обновлении АПК. Сельское хозяйство характеризуется: высокой зависимостью процесса воспроизводства от природно-климатических и географических условий, в основном слабо контролируемых, изменение которых сопряжено с большими затратами денежно-материальных и трудовых ресурсов; определяющей ролью земли и биологических факторов для специализации, интенсивности и эффективностиведения производства; вероятностным характером результатов хозяйственной деятельности, что обусловлено переплетением экономических и естественно-биологических условий воспроизводства; низкой физической и экономической мобильностью используемых ресурсов, усложняющей или делающей невозможной процедуру перепрофилирования производства в соответствии с рыночной конъюнктурой; значительной инерционностью неформальной институциональной среды, затрудняющей быструю адаптацию сельскохозяйственных предприятий к реалиям рыночной системы. Все это определяет невысокую инновационно-инвестиционную привлекательность АПК. В этих условиях государство, выступая в качестве одного из инвесторов, повышает общую деловую активность в комплексе, снижает риски частных инвесторов. Как показывает опыт Липецкой области, государственная поддержка сельского хозяйства из федерального и областного бюджетов приводит к мультипликационному эффекту в частных инвестициях. Так, за 20002007 гг. объем государственной поддержки вырос с 365,2 до 2 800 млн р., или в 7,7 раза, а общий объем инвестиций увеличился с 689,0 до 7 200 млн р., или в 10,5 раза.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Л.Н. Усенко, д.э.н., проф., ведущий науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов, проректор Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Инновационная деятельность в агропромышленном комплексе отличается особой проблематичностью в силу отраслевой специфики и сложившейся ситуации в этом секторе экономики.

Действовавшие в дореформенный период механизмы (в том числе и финансовые) в значи-

тельной мере стимулировали научные исследования, а не инновации, поскольку существовали службы по внедрению научно-исследовательских работ. Ныне таких служб нет, что привело к разрыву между наукой и инновациями.

Институты Отделения механизации,

электрификации и автоматизации Россельхоза-

кадемии пытаются совершенствовать структуру научно-исследовательских учреждений (НИУ): создают единые комплексы, включающие конструкторское бюро и экспериментально-производственное предприятие (завод). Примеры таких комплексов: Всероссийский НИИ механизации сельского хозяйства (ВИМ), Всероссийский НИИ электрификации сельского хозяйства (ВИ-ЭСХ), Всероссийский научно-исследовательский и проектно-технический институт механизации и электрификации сельского хозяйства (ВНИПТИМЭСХ), Всероссийский научноисследовательский и проектно-технологический институт механизации льноводства (ВНИП-ТИМЛ) и др. Это в некоторой мере позволяет вводить науку в структуру аграрных рынков. Но чтобы создать условия для активизации инновационных процессов, требуются привлечение капитала (в том числе венчурного) и формирование партнерской предпринимательской среды.

Внедрению инноваций и привлечению инвестиций препятствует ряд барьеров. К ним можно отнести психологические, экономические, технологические, законодательные, информационные .

Прежде всего, требуется разработать законодательную базу относительно интеллектуальной собственности. Целесообразно создать инновационный фонд и инфраструктуру рынка научной продукции, требующиеся как для индивидуальных предпринимателей на селе, так и для аграрных формирований различных форм собственности и хозяйствования.

Назрела необходимость в организации мониторинговых служб в НИУ, которые вели бы учет нужд объектов бизнеса в АПК как на региональном, так и на федеральном уровнях. Интересы инвесторов-предпринимателей, особенно крупных, и сельхозтоваропроизводителей не всегда совпадают. Не найдя необходимой информации, эти представители бизнеса вкладывают капитал в другие отрасли, которые считают более эффективными.

Реализация инновационных моделей развития АПК может стать средством стимулирования инвестиций в аграрный сектор. При этом необходимо создавать целевые комплексные научные коллективы для реализации инновационных проектов, привлекая научных сотрудников как разнопрофильных НИУ, так и вузов.

Реальная структура инвестиций в основной капитал АПК в последние годы такова: средства федерального бюджета 2-3%; бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов -около 3%; средства предприятий - почти 95%. Таким образом, государство практически не участвует в финансировании инновационных проек-

тов агропромышленного комплекса. Ограниченный приток заемных средств со стороны отечественных и зарубежных инвесторов объясняется их недостаточной правовой защищенностью и экономической нестабильностью страны. Эти ресурсы оказываются слишком дорогими для многих хозяйств, которые к тому же не имеют возможности гарантировать возврат кредитов.

Качество выпускаемой отечественной техники остается сравнительно невысоким: низкая наработка на отказ, высокий расход топлива и возрастающие затраты на технический сервис не компенсируются умеренной ценой; заводы-изготовители не могут активизировать НИОКР, в результате чего замедляется разработка и реализация крайне необходимых инновационных проектов.

Приобретение импортной сельхозтехники не может быть признано стратегическим направлением, так как Россия имеет положительный опыт ее массового производства, располагает незагруженными производственными мощностями и накопленными научными разработками по созданию машин нового поколения. Их использование позволило бы создать значительное количество новых рабочих мест, т.е. сформировать рынок высококвалифицированного труда в сельхозмашиностроении. Поскольку расширение закупок техники за рубежом ставит страну в зависимость от импортеров запасных частей и расходных материалов, необходимо переоснащение ремонтной базы, что влечет за собой существенные неоправданные затраты.

Таким образом, в настоящее время имеются следующие предпосылки для развития инновационной деятельности в сфере сельскохозяйственного машиностроения:

— во-первых, сельскохозяйственные предприятия испытывают настоятельную потребность не только в обновлении парка сельскохозяйственной техники, но и в применении высокотехнологичных машин, соответствующих инновациям в растениеводстве;

— во-вторых, имеются разработки НИУ в области сельхозмашиностроения, соответствующие требуемым условиям, прошедшие стадию НИОКР, готовые к запуску в производство;

— в-третьих, предприятия сельхозмашиностроения осознают необходимость внедрения инноваций как средства роста конкурентоспособности бизнеса;

— в-четвертых, государство в лице федеральных и региональных органов управления готово оказывать поддержку инновационной деятельности в разных формах соответственно приоритетности и актуальности внедряемых разработок.

Проблема же заключается в отсутствии механизма реализации нововведений, надежных способов коммерциализации разработок, особенно в части финансирования. Следовательно, в условиях становления инновационной системы государства и регионов необходимо искать нестандартные решения в области организации инновационной деятельности. На наш взгляд, выход из создавшегося положения - это интеллектуальные инвестиции разработчика машин, а правовая база - это долгосрочный договор между производителем и разработчиком на совместное создание и производство машин. В этом случае стоимость НИОКР и финансовоэкономическое состояние разработчика зависят от конечного результата - объема производства этих машин на заводе и реализации их на рынке.

Нам представляется, что решение проблемы продвижения нововведений в производство возможно на основе создания инновационных групп, объединяющих коллективы НИУ и предприятий сельхозмашиностроения, на договорной основе осуществляющих внедрение в производство результатов НИОКР.

При этом объекты интеллектуальной собственности, получившие стоимостную оценку, могут выступать в качестве вклада в уставный капитал предприятия. Использование интеллектуальной собственности в уставном капитале позволяет предприятию получить следующие практические преимущества: сформировать

значительный по размерам уставный капитал без отвлечения денежных средств и обеспечить доступ к банковским кредитам и инвестициям, так как имущественные права на патенты и лицензии можно использовать наравне с другим имуществом в качестве залога при получении кредитов; амортизировать ОИС в уставном капитале, при этом амортизационные отчисления по ОИС в нематериальных активах предприятия на законных основаниях включаются в себестоимость продукции и, следовательно, снижают налогооблагаемую прибыль; участвовать в качестве учредителей и акционеров при организации и развитии акционерных обществ.

В ходе проведения исследований была выработана оптимальная схема взаимодействия участников инновационной группы «разработ-

чик - производитель», функционирующей в рамках договора на основе бизнес-плана реализации инновации, согласно которому на первом этапе создания новых машин, до появления товарной продукции, разработчик инвестирует научно-техническую продукцию в производство. При этом существенно повышается ответственность разработчика за конечный результат в условиях возникновения различных рисков (отсутствие сбыта, неплатежеспособность потребителя, остановка или прекращение промышленного производства и т. д.).

В целях снижения вероятности реализации рисков разработчик берет на себя следующие функциональные обязанности: осуществляет сбор и анализ научно-технической и маркетинговой информации о рынках сбыта, конкурентах, состоянии и тенденциях развития соответствующей техники в России и за рубежом; выполняет комплекс НИОКР, направленных на разработку и определение рациональных конструктивно-технологических параметров машин; разрабатывает нормативно-техническую, конструкторскую и эксплуатационную документацию на машины; проводит нормативно-техническое сопровождение и агротехноло-гический контроль всех видов лабораторнополевых испытаний машин; производит научно-техническое обслуживание, конструкторское сопровождение и консультационно-информационное обеспечение текущего производства и эксплуатации машин; выполняет работы по текущей модернизации машин с целью повышения качества и конкурентоспособности потребительских свойств товарной продукции, выпускаемой заводом.

Такой механизм научно-производственной интеграции позволяет заводу за счет интеллектуальных инвестиций разработчика сократить затраты на подготовку и освоение производства и направить свои средства на увеличение объема товарной продукции, что значительно сокращает сроки инновационной деятельности и увеличивает количество новых машин на рынке. Разработчик компенсирует свои интеллектуальные инвестиции за счет будущего производства машин, при этом доход разработчика возрастает с увеличением объема их производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.