Научная статья на тему 'Агротехнопарк «Мичуринский» как форма развития интегрированного инновационного производства продуктов здорового питания'

Агротехнопарк «Мичуринский» как форма развития интегрированного инновационного производства продуктов здорового питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агротехнопарк «Мичуринский» как форма развития интегрированного инновационного производства продуктов здорового питания»

Резкий подъем цен на горючее, смазочные материалы и электроэнергию также вызвал рост издержек механизированных работ и снижение рентабельности сельхозпроизводства.

Недостаточны государственные инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по обновлению техники. Крайне малые средства на стимулирование разработки приоритетных видов сельхозтехники не дали заметных результатов.

Ограниченный приток заемных средств со стороны отечественных и зарубежных инвесторов объясняется их недостаточной правовой защищенностью и экономической нестабильностью страны. Эти ресурсы оказываются слишком дорогими для многих хозяйств, которые к тому же не имеют возможности гарантировать возврат кредитов.

Качество выпускаемой отечественной техники остается сравнительно невысоким: низкая наработка на отказ, высокий расход топлива и возрастающие затраты на технический сервис не компенсируются умеренной ценой; заводы-изготовители не могут активизировать НИОКР, в результате чего замедляется разработка и реализация крайне необходимых инновационных проектов.

Приобретение импортной сельхозтехники не может быть признано стратегическим направлением, так как Россия имеет положительный опыт ее массового производства, располагает незагруженными производственными мощностями и накопленными научными разработками по созданию машин нового поколения. Их использование позволило бы создать значительное количество новых рабочих мест, то есть сформировать рынок высококвалифицированного труда в сельхозмашиностроении. Поскольку расширение закупок техники за рубежом ставит страну в зависимость от импортеров запасных частей и расходных материалов, необходимо переоснащение ремонтной базы, что влечет за собой существенные неоправданные затраты. В то же время представляется обоснованным использовать новейшие блоковоузловые разработки импортной техники для создания отечественных машин, адаптированных как к при-

родно-климатическим условиям, так и к технической эксплуатации, уровню квалификации кадров, развитию ремонтной базы.

В сложившейся ситуации, когда обновление парка сельхозтехники осуществляется крайне медленно, необходима финансовая государственная поддержка в форме не только лизинга, но и путем реализации целевых государственных инновационных программ, обеспеченных финансированием.

Нам представляется, что решение проблемы организации инновационно-инвестиционной деятельности возможно на основе создания инновационных групп, объединяющих коллективы НИУ и предприятий сельхозмашиностроения, на договорной основе осуществляющих запуск в производство результатов НИОКР.

В первую очередь - это интеллектуальные инвестиции разработчика машин, а правовая база - это долгосрочный договор между производителем и разработчиком на совместное создание и производство машин. В этом случае стоимость НИОКР и финансовоэкономическое состояние разработчика зависят от конечного результата - объёма производства этих машин на заводе и реализации их на рынке.

Таким образом, механизм интеграции разработчика интеллектуальной продукции и производственных предприятий синтезирует процесс проведения интеллектуальных инвестиций, где разработчик инвестирует свою интеллектуальную продукцию в производство с целью совместного создания инновационного продукта, при этом финансово-экономическое состояние организации-разработчика напрямую зависит от конечного результата, т.е. объема производства новой продукции и дальнейшей ее реализации на рынке. Сельскохозяйственные предприятия образуют рыночный сегмент, заинтересованный в получении высокотехнологичной техники по приемлемой цене. Органы государственного управления могут обеспечивать поддержку различного рода (налоговые льготы, льготное кредитование и т.п.), решая при этом социальные задачи региона (например, создание новых рабочих мест и, соответственно, рост занятости населения).

АГРОТЕХНОПАРК «МИЧУРИНСКИЙ» КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКТОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

В.Н. Макаров, д. с.-х. н., глава г. Мичуринска-наукограда, А.Н. Квочкин, к.э.н, доц., Ю.П.Антонова, асп., Мичуринский государственный аграрный университет

Сегодня рынок пищевой промышленности в России - один из самых интенсивно развивающихся и высококонкурентных. Особая роль на нем, в настоящее время, отводится сегменту продуктов питания функционального назначения.

Под функциональными подразумеваются продукты питания, производимые из исходного сырья с повышенным содержанием биологически активных соединений (БАВ), с применением технологий, позволяющих максимально сохранить активность этих соединений или посредством добавления определённых пищевых ингредиентов биологического происхождения изменить свойства конечного пищевого продукта таким образом, что он приобретает дополнительную полезность и эффективно воздействует на укрепление здоровья человека.

Рынок функциональных продуктов питания начал активно развиваться в начале XXI в., и к 2005 г. объем продаж в данном сегменте составил около 98

млрд долл. К факторам, обуславливающим такое динамичное его развитие, следует отнести:

- активный образ жизни современного человека и расширяющийся круг факторов, вызывающих стресс, что требует укрепления иммунной системы, более качественной, биологически активной пищи;

- повышенное внимание к проблемам здоровья, здорового образа жизни и хорошего самочувствия, как фактора личного успеха в жизни;

- возрастающие требования к качеству и полезности продуктов питания;

- перенасыщенный и конкурентный рынок пищевых продуктов;

- развитие науки и инноваций что определяет прогресс в биологических, сельскохозяйственных пищевых технологиях.

При этом уже недостаточно изменений только в сфере бизнеса каждого отдельного предприятия.

Необходим комплекс взаимоувязанных мер по всей цепочке производства - от исходного сырья до конечного продукта на полке магазина. Поэтому возникает необходимость построения гибких производственных и научно-производственных систем, позволяющих осуществлять быструю модернизацию производства, совершенствовать технику и технологический процесс, с учетом возможностей, предоставляемых исходным сельскохозяйственным сырьём и задач построения производства на принципах конструирования конечного продукта питания с заданными параметрами. Такой структурой, на наш взгляд, может стать достаточно новое формирование для России - аграрный технопарк. Цель создания агротехнопарка - использование научного потенциала, и на его основе построение конкурентоспособного производства продуктов питания функционального назначения, превращение фундаментальных и прикладных разработок в новейшие технологии переработки сельскохозяйственного сырья.

Опыт функционирования аграрных технопар-ковых формирований показывает, что все они носят направленный характер, связанный со спецификой агропромышленного производства. Практически каждое такое формирование организовано на рыночных условиях и объединяет в своем составе научные учреждения или вузы, подразделения по целевой подготовке кадров, доработке, тиражированию и реализации (освоению) в производстве прикладных разработок, поставляемых потребителю в виде интеллектуального или материального товара.

Перспективной формой инновационного производства продуктов здорового питания на территории Тамбовской области станет создаваемый на территории города Мичуринска-наукограда Российской Федерации технопарк в сфере биотехнологий «Агротехнопарк «Мичуринский».

Основной задачей данного проекта является эффективная коммерциализация фундаментальных и прикладных научных разработок, в области биологии, сельского хозяйства, питания, медицины, других наук, имеющих прикладное значение для отрасли - производства продуктов здорового питания. Технопарк будет специализироваться в сфере биотехнологических процессов, разработки и производства нового поколения продуктов питания функционального, диетического (лечебно-профилактического) назначения, направленных на сохранение здоровья человека. Стратегия развития технопарка в сфере биотехнологий «Агротехнопарк «Мичуринский» строится на целевых ориентирах, обозначенных в национальных проектах «Здравоохранение», «Развитие АПК», «Образование».

Основными направлениями деятельности Агротехнопарка «Мичуринский» станут:

- разработка, апробация и производство новых видов продуктов питания функционального, диетического, лечебно-профилактического назначения и органического производства;

- разработка новых технологий переработки исходного сельскохозяйственного сырья, технологий производства продуктов, биологических систем производства;

- разработка новых технологий хранения исходного сырья (плодоовощной продукции, продукции животноводства и т.д.), технологий упаковки и хранения готовой продукции;

- вывод и реализации инновационной продукции Технопарка на внутренний и внешний рынок;

- развитие инновационной деятельности, создание объектов инновационной инфраструктуры, необходимой для обеспечений деятельности Технопарка.

- «экспорт» инновационных технологий на внутренний и внешний рынки;

- защита интеллектуальных прав и коммерциализация интеллектуальной собственности на разработки, реализуемые через Агротехнопарк.

Технопарк предусматривает в своей структуре три блока, каждый из которых является полноценным участником, поставщиком и потребителем его специализированных услуг (рис. 1).

Производственная программа Технопарка определяется мощностью завода по производству продуктов питания функционального, диетического (лечебно-профилактического) назначения и требованиями по эффективной организации работы предприятий сырьевой зоны. Плановые объемы реализации продукции предприятиями производственной зоны с года выхода на проектную мощность составят около 17000 млн руб. в год. Структура производства продуктов питания функционального назначения в разрезе ассортиментных групп представлена в табл. 1.

Таблица 1. Объемы производства продуктов функционального назначения из плодоовощного _______________и ягодного сырья______________

Группы продуктов Фасовка и вид упаковки Количество, тыс. ед.

физи- ческих туб

1. Нектары с повышенным содержанием биологически активных соединений (БАВ) бутылка стекло твист 0,9 л. пакет 1,0 л 27250 126700

2. Пюре, джемы, желе, пасты, соусы банка, стекло твист 0,45 л 17250 19470

3. Овощная продукция функционального назначения банка, твист 0,5 л 36250 49860

Всего х х 196030

Общий объем привлекаемых инвестиций по данному проекту составит 4 289,4 млн руб., в том числе 2 900,0 млн руб. на развитие промышленной зоны и 1 389,4 млн руб. - на создание сырьевой зоны. Совокупный срок окупаемости частных инвестиций составит 7,7 года.

К моменту выхода проекта на заданную мощность (2014 г.) технопарк должен достичь следующих целевых показателей:

- количество резидентов - 40 профильных компаний;

- количество рабочих мест - 3900 человек;

- годовой объем выпускаемой резидентами (производственная и сырьевая зона)продукции - 51 млрд руб.;

- годовой объем налоговых поступлений в бюджет - 22 млн руб.

К 2020 г. предполагается довести объемы производства в промышленной зоне «Агротехнопарка «Мичуринский» с учетом тиражирования технологий в регионы (в % от общероссийского рынка):

- по продуктам функционального назначения -

43%;

- по органическим продуктам - 57%.

Научно-информационное обеспечение и подготовка кадров

Научно-исследовательские и образовательные услуги по приоритетным направлениям деятельно-

Рекламновыставочные услуги (организация тематических выставок, семинаров, конференций)

Производственный блок

Управляющая компания

Промышленное производство

Экспериментальное и крупное предприятия по производству продуктов питания функционального назначения

Производство снэковой, молочной продукции, масла, мясопереработ-ка, производство комбикорма, упаковочных материалов

Сырьевое производство

2 овощеводческих хозяйства с овощехранилищами 4 плодоводческих хозяйства с ягодными плантациями и плодохранилищами

Организация сбыта продукции

Малые инновационные предприятия

- производство нового посадочного материала

- получение оригинальных семян

- упаковка, фирменная тара

- экологические удобрения и т.д.

- Электронная торговая площадка

- Логистик-центр

- Предприятия и отделы фирменной торговли с профессиональными консультантами

Финансовая

инфраструк-

тура

- Региональный банк

- Венчурный фонд

- Бизнес-инкубутор

- Центр трансфера технологий

Потребители функциональных продуктов питания

Закупки в рамках соц. программ: Коммерческие организации:

- дошкольные и школьные учреждения - предприятия розничной торговли

- учреждения здравоохранения - сеть фирменных магазинов

- санаторно-курортные организации и т. д. - торгово-посреднические организации и т.д.

Рисунок 1. Структура технопарка в сфере биотехнологий «Агротехнопарк «Мичуринский»

Таким образом, функциональная схема создаваемого на территории г. Мичуринска-наукограда РФ технопарка в сфере биотехнологий «Агротехнопарк «Мичуринский» позволит обеспечить поставку на российский рынок продуктов питания функционального назначения в свежем и переработанном виде круглый год. Наличие в структуре Агротехнопарка объектов инновационной инфраструктуры позволит быстро пе-

реходить на новые технологии производства. Кроме того, сформируется инновационная среда, обеспечивающая устойчивое развитие научно-технического и производственного потенциала, создание новых малых и средних предприятий, актуализацию научноисследовательских и конструкторских работ в сфере продуктов здорового питания.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС - ИНКУБАТОРА В ПРОДВИЖЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК С.А. Белова, соискатель Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии

Переход на принципы многоукладной рыночной экономики обусловил создание новых структур, в том числе информационных, призванных обеспечить сельхозтоваропроизводителей информацией, необходимой для их устойчивого функционирования в условиях рынка. На начальном этапе перехода на рыночные отношения сельхозтоваропроизводители вполне удовлетворялись информацией о рынках сбыта продукции, ценах на семена, химикаты, технику и др. С углублением рыночных отношений и, соответственно, усилением конкурентной среды ими была востребована информация о современных научно-технических разработках и передовом производственном опыте, а также информация в сфере маркетинга, бизнес-планирования, налогообложения и т. д. Далее на более позднем этапе возникла объективная потребность в новых инновационных формированиях, обеспечивающих не только оперативное доведение до сельхозтоваропроизводителей необходимой научной, рыночной и технологической информации, но и оказывающей им содействие в освоении инновационных разработок и передового опыта. В рыночной экономике действие объективных экономических законов формирует особую среду, в которой постоянно генерируется научнотехнический прогресс, а связанные с ним возможности позволяют участникам конкурентной борьбы обходить соперников по уровню издержек производства, качеству выпускаемой продукции, скорости приспособления к меняющемуся спросу. Чем острее конкуренция, тем меньше у производителя отложенных «про запас» научных идей или технических решений и тем короче путь «наука -производство - рынок». Одним из решающих условий ускоренного внедрения достижений научнотехнического прогресса в производство является выбор форм взаимодействия и интеграции организаций, реализующих разные стадии инновационного цикла. Необходимо отметить, что существует ряд определений технопарковых структур.

Сердцевиной технопарка считается инкубатор (инновационный, технологический, бизнесный), выполняющий ключевую роль в проведении политики стимулирования процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм. Инкубатор представляет собой наиболее эффективную форму организационной поддержки малых предприятий на начальной стадии их развития. Базовой концепцией, положенной в основу определения инкубатора, является создание инструментария для реализации предпринимательства.

Главное назначение «инкубаторов» - пред-начальная и первоначальная поддержка мелкого, преимущественно инновационного, предпринимательства, помощь скрытым предпринимателям, которые хотят, но не могут начать собственное дело.

Бизнес-инкубатор как одна из форм такой поддержки значительно облегчает развитие новых фирм.

Бизнес-инкубатор занимается развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта.

Формирование и быстрое развитие инновационных бизнес-инкубаторов, в рамках которых проходит разработка и промышленное освоение новых технологий и изделий, возможно лишь при создании системы их организационно-правовой и финансово-экономической поддержки. Содействие инновационным институтам любого типа, как правило, оказывает государство, специализированные общественные фонды и крупные корпорации, занимающие ведущее место в определенной области производства.

Бизнес-инкубатор - организация, обладающая оборудованными помещениями, оказывающая субъектам инноваций полный комплекс услуг от возникновения наукоемкой идеи до ее реализации в виде опытных образцов готовой продукции, решающая задачи поддержки вновь создаваемых фирм и отдельных предпринимателей, размещающая на своей территории малые инновационные предприятия.

Бизнес-инкубатор оказывает комплекс необходимых услуг для поддержки предпринимателей и малых предприятий, деятельность которых направлена на развитие новых конкурентоспособных товаров и услуг, инновационных технологий. Главными задачами, на решение которых направлена деятельность бизнес-инкубатора, являются:

- улучшение стартовых условий создания бизнеса путем предоставления офисных площадей, оборудованных мебелью и компьютерной техникой, для предпринимательской деятельности на льготных фиксированных условиях в течение 36 месяцев, ограждение малых предприятий от негативного влияния внешней среды предпринимательства и предоставление возможности сосредоточения бизнеса на производственно - хозяйственной деятельности;

- реализация принципа «одного окна», т.е. организация всех консалтинговых услуг в едином комплексе: юридических, аудиторских, бухгалтерских и маркетинговых; оказание помощи в регистрации малого предприятия, в техническом обеспечении проекта;

- менеджмент инновационных предприятий в области коммерциализации технологий и обеспечения лучших условий ведения хозяйственной деятельности. Управление реализацией инновационных проектов на всех стадиях жизненного цикла и их дальнейшего эффективного функционирования;

- обеспечение прямых коммуникаций между малым бизнесом и органами государственной и муниципальной власти - организация взаимодейст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.