тия «инновационная инфраструктура».
Инновационная инфраструктура - совокупность сооружений, зданий, систем и служб, способствующих научному и творческому поиску, экспериментальному и опытному производству и испытанию новых технологий и техники, дальнейшему продвижению инноваций в массовое производство, принадлежащих или находящихся в управлении институтов инновационной деятельности.
В соответствии с данным выше понятием к объектам инфраструктуры можно отнести: лабораторное и производственное оборудование, выставочные помещения, телекоммуникационные сети и другие средства обмена информацией, информационные системы, учебные аудитории и другие объекты, находящиеся в ведении институтов инновационной деятельности.
Для практической реализации инноваций необходимо тесное взаимодействие как институтов инновационной деятельности так и инфраструктуры.
Так для подготовки высококвалифицированных кадров и создания идеи (проекта) задействуются такие научно-технические институты инновационной деятельности, как образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров, компании специализирующиеся на подборе персонала для предприятий инновационного сектора экономики, научноисследовательские институты, различные научные организации и прочее.
Для финансового обеспечения деятельности инновационной инфраструктуры и субъектов инновационной деятельности предназначены финансовые институты, которые подразделяются на 2 вида:
- государственные: государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», открытое акционерное общество «Российская венчурная компания» и др.;
- частные: различные типы фондов - венчурные, страховые, инвестиционные, а также такие финансовые институты как фондовый рынок с участием высокотехнологичных компаний.
Наибольшее значение в успешной реализации инноваций имеют производственные институты инновационной деятельностью, которые являются собственниками либо распорядителями объектов инновационной инфраструктуры. К таким институтам относятся: технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, свободные экономические зоны и прочее.
В настоящий момент в государственной политике в сфере науки и инноваций всё чаще закладывается модель частно-государственного партнёрства, при которой финансирование научной деятельности и трансферта технологий в производство осуществляется на совместной основе. Если в высокотехнологичных отраслях, где компании имеют многомиллионный оборот, это вполне обосновано, то в агропродовольст-венном секторе, явно отстающем по прибыльности от других секторов отечественной экономике и где ресурсы компаний жёстко ограничены небольшим бюджетом, такие перспективы весьма призрачны. Так, к примеру, если на сегодняшний момент в аграрном секторе, по нашим данным насчитывается только один технопарк (Агротехнопарк) (Белгородская ГСХА) [5], то в других отраслях их несколько десятков.
Необходимо отметить, что агротехнопарки и другие инновационные институты являются весьма эффективными элементами инновационной деятельности. Ведь именно резиденты агротехнопарков и бизнес-инкубаторов имеют возможность не только рассказать о результатах своей научной деятельности, но и продемонстрировать в реальных условиях эффект от использования техники и технологий.
Таким образом, проанализировав место, значение и роль инновационной инфраструктуры можно сделать следующие выводы:
- отсутствие чёткой методической и законодательной базы формирования инновационной инфраструктуры сильно затрудняет научную разработку данной проблемы и выработку государственной политики;
- инфраструктура инновационной деятельности является центральным звеном инновационной деятельности, связывающим ресурсы всех институтов инновационной деятельности;
- формирование частно-государственного партнёрства при развитии инновационной инфраструктуры в аграрной экономике имеет весьма призрачные перспективы и должно полностью основываться на государственном финансировании.
Источники
1. Экономика сельского хозяйства России, 2005. -
№ 4. - С. 11.
2. Уланова Ж.Ю. О необходимости развития инновационной инфра-структуры. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
3. Глотов М.Б. Социологические исследования, 2003. - № 10. - С. 13-19.
4. Юдкевич М.М. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/ 69112.html.
5. По материалам сайта http://www.bsaa.edu.ru.
АГРОТЕХНОПАРК КАК МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА
И.П. Шаляпина, д.э.н., проф., Н.Ю. Кузичева, к.э.н., доц., О.Ю. Анциферова, к.э.н., доц., М.Т. Габуев, асп. Мичуринского государственного аграрного университета
Развитие агропромышленной интеграции в России должно «идти» по нескольким направлениям, охватывающим не только производственный сектор, но и сферу разработки и внедрения инновационных технологий. Первый опыт создания и функционирования целостной структуры в этой сфере, включающей организации-разработчиков, апробаторов, производителей, учебные учреждения в рамках аграрного наукограда накапливается в Мичуринске - городе ученых садоводов, в котором сконцентрирован высокий отраслевой научный потенциал.
Стратегическая цель его создания и функционирования состоит в организации кластера развития ре-
гиона, основанного на использовании научного и производственного потенциалов города и близлежащих аграрных территорий, которые придадут импульс инновационного движения к изменению подходов к рационализации питания и формированию здорового образа жизни россиян. В современных условиях особую актуальность приобретает понимание того, что «мы есть то, что мы едим». В связи с этим понятие продовольственной безопасности наряду с категориями сбалансированности и доступности продуктов питания для широких масс населения должно учитывать уровень их полезности. Это позволяет определить цели второго порядка,
стоящие перед аграрным технопарком. К ним следует отнести:
- создание и массовое производство «здорового» продовольствия;
- ускорение внедрения разработанных инновационных технологий производства плодоовощной продукции;
- управление научно-техническим прогрессом в сфере плодоовощеконсервного производства;
- достижение синергетического эффекта в научно-производственной сфере.
Создание агротехнопарка «Мичуринский» является вторым этапом становления г. Мичуринска как наукограда РФ. Привлечение крупной инвестиционной компании позволит создать условия для развития фундаментальной науки, осуществления прикладных исследований и разработок, совершенствования производственных и иных технологий, технологических систем, подготовки научных работников и кадров высшей квалификации по приоритетным научно-
техническим направлениям. С другой стороны, это свидетельствует об объективной заинтересованности бизнеса в становлении отечественного сельского хозяйства (особенно наиболее капиталоемкой отрасли -садоводства) на рельсы инновационного развития.
Сочетание государственного и частного финансового участия в реализации программ экономического и социальной направленности в агротехнопарке «Мичуринский» позволит создать дополни-
тельно 9000 рабочих мест, средняя заработная плата к 2013 г. составит 12,4 тыс. руб./месяц.
Основными направлениями специализации агротехнопарка «Мичуринский» являются:
- биотехнологии производства сельскохозяйственной продукции;
- производства продуктов питания функционального, лечебно- профилактического и диетического назначения;
- производство и сервисное обслуживание специализированной техники;
- совершенствование и разработка инновационных технологий хранения плодоовощной продукции.
Именно они являются основой инновационного подхода к развитию регионального сельскохозяйственного и промышленного производства.
Создание агротехнопарка позволит решить следующие задачи:
- сформировать опытные площадки плодово-ягодных насаждений и посевов овощных культур различных сортов;
- создать демонстрационные участки садов и ягодников, заложенные по интенсивным и суперин-тенсивным технологиям выращивания;
- представить новые продукты пищевой промышленности города;
- подготовить перспективные модели специализированной техники.
Принципами организации агротехнопарка «Мичуринский» должны быть:
- экономическая заинтересованность участников (администрации агротехнопарка и его клиентов);
- приоритет децентрализованного управления деятельностью;
- территориальная компактность;
- самостоятельность (агротехнопарк должен функционировать как юридическое лицо);
- свобода выбора клиентуры (ученых, специалистов представляющих свои проекты, бизнес-планы).
В ходе функционирования агротехнопарка «Мичуринский» должны быть решены следующие задачи:
- разработка перспективных планов развития и формирование территориальной аграрной инновационной системы, ориентированной на эффективное использование научно-технического потенциала региона;
- передача технологий из сектора науки в сектор промышленности;
- привлечение финансовых средств для развития инновационной деятельности;
- непосредственное участие в создании новых рабочих мест и увеличении налогооблагаемой базы;
- улучшение социального климата сельских территорий;
- содействие развитию международного сотрудничества в научной сфере, а также трансферту технологий на внутреннем и зарубежном рынках;
- развитие инновационной инфраструктуры региона;
- привлечение к процессу создания и распространения научно-технической продукции научных кадров высокой квалификации;
- создание единой системы информационной поддержки всех участников инновационной деятельности;
- подготовка и переподготовка аграриев в сфере организации производства, экономики, менеджмента и маркетинга с учетом инновационности производственного процесса.
С организационной точки зрения, агротехнопарк представляет собой зонтичную структуру, включающую бизнес-инкубатор и коммерческий блок. Первый призван перевести на рыночные отношения отраслевой НИОКР путем предоставления::
- производственных и офисных помещений в льготную аренду;
- информационных и консультационныхз услуг малым предприятиям;
- реализации результатов НИОКР;
- подготовки и переподготовки кадров для научно-технологического предпринимательства;
- организации семинаров, выставок, конференций и других мероприятий.
Второе структурное подразделение агротехнопарка должно быть нацелено на:
- разработку и реализацию программ приоритетного развития агропромышленного сектора Тамбовской области;
- помощь в поиске инвестиций и получении кредитов;
- содействие внешнеэкономической деятельности;
- создание центров коллективного пользования оборудованием.
В целом как показали расчеты «Дирекции программы развития города Мичуринска как Наукограда» бюджетную эффективность проекта создания агротехнопарка «Мичуринский», так как расходы бюджетов всех уровней в виде средств направленных на создание объектов инновационной инфраструктуры окупятся дополнительными налоговыми поступлениями в течение первых восьми лет реализации проекта, включая и первые три года создания агротехнопарка, в течение которых главным образом формируются объекты обеспечивающей инновационной инфраструктуры и производится закладка и освоение объектов промышленной и сырьевой зоны.