Научная статья на тему 'Научное и кадровое обеспечение аграрного наукограда РФ и агротехнопарка'

Научное и кадровое обеспечение аграрного наукограда РФ и агротехнопарка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завражнов А. И.

В статье исследуется реализация поставленной задачи защитить здоровье нации, реализовав комплекс мер по оптимизации структуры питания. В г. Мичуринске Тамбовской области, который является историческим центром отечественного садоводства, для этого сложились заложенные еще в тридцатые годы прошлого века уникальные условия, сформировался комплекс научных, учебных организаций и промышленных предприятий, в которых создана соответствующая материально-техническая и методологическая база, научный потенциал для решения обозначенной проблемы. По мнению автора, одним из наиболее эффективных путей использования потенциала наукограда и реализации результатов деятельности коллективов, входящих в него, является организация работы агротехнопарка, который позволит организовать непрерывный круглогодичный цикл производства новых продуктов питания и практически мгновенно реагировать на потребность населения и рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завражнов А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное и кадровое обеспечение аграрного наукограда РФ и агротехнопарка»

Развитие АПК

НАУЧНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНОГО НАУКОГРАДА РФ И АГРОТЕХНОПАРКА

а. и. завражиов,

доктор технических наук, профессор, академик РАСХИ, ректор Мичуринского государственного аграрного университета

Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2003 № 1306 о присвоении г. Мичуринску статуса наукограда научное сообщество и весь аграрный комплекс восприняли как фундаментальную задачу — создать новые виды растений, разработать технологии производства и продукты, способные обеспечить рациональную структуру питания и тем самым поддержать здоровье нации.

Одним из основных направлений деятельности г. Мичуринска как наукограда является подготовка кадров, которая включает в себя создание на территории наукограда системы углубленной специализированной (биологической, сельскохозяйственной, экологической) подготовки будущих специалистов, начиная с дошкольного возраста, и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

Сегодня специалисты должны не только удовлетворять требованиям наукограда, но и предлагать направления и пути его развития. Поэтому должен быть соответствующий запрос к системе образования и подготовке кадров.

Наукограды России возникли в 1950—1970 гг. главным образом в период индустриализации и бурного развития научно-производственного потенциала России, как города — спутники создаваемых научно-производственных комплексов, предназначенных для решения приоритетных задач, прежде всего оборонного характера. Круг их интеграционных связей был ограничен, а заказчик один — государство в лице оборонных ведомств. Мичуринск, в прошлом Козлов, основан в 1635 г.

указом царя Алексея Михайловича Романова, как крепость на пограничье с диким полем с задачами чисто оборонительного характера. Но вскоре, утратив эти функции, долгое время развивался как обычный малый провинциальный город России с преобладавшим кустарным ремесленным производством и развивавшимся купечеством.

В 1929—1930 гг., еще при жизни И. В. Мичурина и на базе его работ, в г. Козлове предполагалось создать мощный плодоовощной научно-производственный комплекс в составе:

• совхоза-техникума, созданного в 1930 г.;

• селекционного института, возглавляемого Мичуриным;

• института садоводства технологической направленности, позже — ВНИИС им. И. В. Мичурина;

• садово-огородного института для подготовки специалистов высшей квалификации;

• производственной базы, включающей: сад на площади 2,2 тыс. га; ягодники — 500 га; огороды — 500 га овощей; 1 200 га полевых культур; питомник — 240 га с ежегодным выпуском 450 тыс. штук саженцев.

Целью создания комплекса было решение целого ряда задач по обеспечению молодой советской республики широким ассортиментом плодоовощной продукции на базе нарождающегося кооперативного крупномасштабного производства.

Научные и учебные институты были призваны решить проблему научного и кадрового обеспечения комбината.

Комплекс был призван решить следующие задачи:

разработать биологические основы крупномасштабного производства в плодоовощеводстве; получить новые сорта, приспособленные к новым хозяйственным условиям; разработать технологии, машины, средства химизации;

обеспечить хранение и промышленную переработку плодоовощной продукции; подготовить кадры;

обеспечить научное сопровождение решения всех этих задач.

Решением Наркомзема СССР в октябре 1931 г. такой комплекс был утвержден, но он оказался громоздким, сложноуправляемым и фактически, начиная с 1934 г., вошедшие в него предприятии и организации работали самостоятельно.

В конце XX — начале XXI вв. перед государством встала задача — защитить здоровье нации, реализовав в том числе и комплекс мер по оптимизации структуры питания (критические технологии № 19, 20, 23).

К этому времени уникальные условия сложились в г. Мичуринске Тамбовской области, который является историческим центром отечественного садоводства. Здесь сформировался комплекс научных, учебных организаций и промышленных предприятий, в которых создана соответствующая материально-техническая и методологическая база, научный потенциал для решения обозначенной проблемы. Это Всероссийский НИИ садоводства им. И. В. Мичурина; Всероссийский НИИ генетики и селекции плодовых растений; Мичуринский государственный аграрный университет, филиал Московского института потребительской кооперации; колледжи — пищевой промышленности, технологический, аграрный и политехнический, экспериментальный консервный завод «М-КОНС», ОАО приборостроительный завод «Прогресс» и др.

В этих учреждениях проводятся обширные исследования по данной проблеме, и имеется целый ряд высокоэффективных научных разработок.

Программные мероприятия по развитию г. Мичуринска как наукограда Российской Федерации включают в себя четыре подпрограммы:

• «Развитие научно-производственной и инновационной деятельности»;

• «Образование»;

• «Развитие социальной сферы»;

• «Создание условий для развития наукограда».

Цель подпрограммы «Образование» — создание целостной образовательной системы, реализующей принцип непрерывного образования и ориентированной на воспитание разносторонне образованной личности и целенаправленную подготовку кадров. Подпрограмма предусматривает взаимодействие систем дошкольного, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей и молодежи с системами здравоохранения, культуры, социальной защиты детей и молодежи. Важная роль отводится реализации воспитательно-оздоровительных программ для детей.

В сфере профессионального образования создана ассоциация «Мичуринский аграрный научно-образовательный комплекс», укрепляется материально-техническая база Мичуринского государственного аграрного университета и Мичуринского государственного педагогического института, вводятся новые специальности по приоритетным направлениям развития в сфере создаваемого научно-производственного комплекса Наукограда.

В целях интеграции науки и высшего образования на базе университета и НИИ организованы научно-исследовательские лаборатории коллективного пользования, а также малые инновационные предприятия.

Для удовлетворения растущей потребности в образовании, создания условий для постоянного повышения квалификации работников без отрыва от производства и освоения новых областей знаний в Мичуринском государственном аграрном университете и Мичуринском государственном педагогическом институте возданы системы дистанционного образования и информатизации библиотечного комплекса.

Большое внимание уделяется организации научных школ, учебных курсов, развитию международных студенческих школ.

Сегодня Мичуринский учебно-образовательный комплекс можно считать сложившимся. Он включает в себя два высших учебных заведения (32 специальности), пять учебных заведений среднего профессионального уровня (21 специальность), пять учебных заведений по подготовке кадров массовых профессий (36 специальностей), систему общего образования, включающую 20 средних школ, среди которых есть лицей, гимназия и др.

Кроме того, в вузах и НИИ ведется подготовка в аспирантуре, докторантуре. В университете есть три диссертационных совета по докторским и кандидатским диссертациям.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика 69

Сегодня мы способны обеспечить подготовку специалистов от массовых профессий до ученых по сложившимся научным школам. Связь вузов с НИИ создает условия для профессиональной подготовки на базе самых последних научных достижений. Кстати, практически все ведущие ученые мичуринских НИИ являются выпускниками университета и педагогического института, работают преподавателями в университете и ведут аспирантскую подготовку по своим научным школам, а ряд ведущих преподавателей вуза проводят занятия в школах, лицее и колледжах. Одним из лучших учебных заведений России является работающий при аграрном университете Мичуринский лицей, 100 % выпускников которого поступают в университет и ведущие вузы РФ. Кстати, за последние годы лицей неоднократно отмечался дипломами и грамотами смотров-конкурсов РФ и международными грантами.

Одним из наиболее эффективных путей использования потенциала наукограда и реализации результатов деятельности коллективов, входящих в него, является организация работы агротехнопарка, задачами которого являются:

• осуществление экспертизы и конкурсного отбора инновационных предложений научно-технических проектов и программ, имеющих коммерческий, экспортный, конверсионный потенциалы и направленных на производство новой продукции и услуг на основе передовой техники и наукоемких технологий;

• содействие начинающим предпринимателям в организации малых предприятий, занимающихся реализацией отобранных инновационных проектов и программ;

• привлечение на свою территорию действующих инновационных предприятий, направления деятельности которых соответствуют целям и задачам технопарка;

• оказание помощи действу -ющим в составе технопарка предприятиям в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственном освоении их результатов;

• предоставление малым инновационным предприятиям на договорной основе лабораторных, экспериментально-

производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, офисных, производственных, складских, учебных и других помещений, конференц-залов и аудиторий; оказание юридических, организационных, финансовых, инжиниринговых, маркетинговых, хозяйственных и иных услуг малым инновационным предприятиям, а также ученым, преподавателям, аспирантам, студентам вузов, изобретателям и их коллективам, занимающимся инновационной деятельностью; организация взаимодействия малых инновационных предприятий с финансовыми учреждениями, научными организациями, промышленными предприятиями, их объединениями:

осуществление инвестирования в инновации, научно-технические проекты и программы, реализуемые расположенными в технопарке малыми инновационными предприятиями, специализирующимися в профильных для технопарка направлениях коммерциализации результатов научно-технических исследований, разработок, изобретений; организация обучения сотрудников и управленческого персонала малых инновационных предприятий, ученых, специалистов, предпринимателей, направленного на повышение их квалификации и профессионального уровня, овладение навыками ведения предпринимательской деятельности в инновационной сфере;

Рис. 1. Общая структура агротехнопарка «Мичуринский»

Рис. 2. Схема зонирования агротехнопарка «Мичуринский»

• предоставление информации по инновационным предложениям и продуктам возможным партнерам и участникам инновационного процесса, продавцам и покупателям интеллектуальной собственности, научно-технической продукции и услуг;

• оказание помощи предпринимателям в патентно-лицензионной и правовой сферах, в области защиты интеллектуальной собственности;

• осуществление других видов деятельности, не противоречащих целям и задачам, предусмотренным учреди -тельными документами, и не запрещенных законодательными актами. Организационно-правовой формой

агротехнопарка является некоммерческое

партнерство.

Основными видами деятельности

агротехнопарка являются:

• отработка и реализация технологий выращивания, хранения, переработки плодов и овощей:

• финансирование разработок и внедрение в производство на территории города наукоемкой продукции;

• производство и реализация новых видов продуктов питания;

• организация оптовой и розничной торговли продукцией предприятий и

Маркетинговые исследования в потребности рынка в получении новых видов продуктов функционального питания

В свежем виде

х:

В переработке

Селекция и разработка технологии выращивания

Организация производства на базе сельскохозяйственных предприятий

Новый продукт

Сырье

Хранение

Кратковременное хранение Регулируемая атмосфера Ингибиторы этилена Асептика Сушка Заморозка

Промышленное производство

Экспериментальное производство

Новый продукт

Предприятия малого бизнеса

Экстракты

Пектино-содержащие вещества

Рис. 3. Схема функционирования агротехнопарка в сфере производства новых продуктов питания

организаций научно-производственного комплекса наукограда под единой торговой маркой — торговый дом;

• поддержка и развитие малого инновационного бизнеса — бизнес-инкубатор;

• информационное обеспечение и маркетинговые исследования.

Результатами деятельности технопарка будут:

• получение наукоемкой продукции, конкурентоспособной на рынке;

• получение продуктов функционального питания в свежем виде и переработке;

• развитие муниципального образования и прилегающих территорий за счет организации производств на его территории.

Общая структура агротехнопарка «Мичуринский» приведена на рис. 1.

Схема зонирования агротехнопарка приведена на рис. 2.

Одной из важных задач деятельности агротех-нопарка является производство новых продуктов питания (рис. 3 и 4).

Данный комплекс переработки позволит организовать непрерывный круглогодичный цикл производства новых продуктов питания и, имея завершенный замкнутый цикл отработки рецептуры и технологии переработки и получения экспериментальных партий, можно практически мгновенно реагировать на потребность населения и рынка.

В настоящее время идет работа по объединению усилий работы НИИ, учебных заведений, производства и администрации. На базе наукограда составлено «Соглашение о сотрудничестве», в котором задействованы федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучие человека (Онищенко Г. Г. ), академии: РАСХН (Романенко Г. А. ) и АМН (Давыдов М. И. ), НИИ питания РАМН (Тутельян В. А. ) , администрация наукограда г. Мичуринска.

Разработка эффективных технологий хранения

Экономическая оценка новых технологий производства, хранения и переработки плодов, ягод и овощей

1

Разработка инновационных проектов и передача их предприятиям и предпринимателям для их комплексного освоения

Рис. 4. Концептуальный модуль разработки и освоения продуктов функционального назначения на основе плодоовощного сырья

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Указ Президента Российской Федерации «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Мичуринску Тамбовской области» от 4 ноября 2003 года №1306.

Разработка нового ассортимента функциональных и лечебно-профилактических продуктов питания

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.