Научная статья на тему 'Интеграция науки, образования и практики (на примере агротехнопарка «Мичурин ский»)'

Интеграция науки, образования и практики (на примере агротехнопарка «Мичурин ский») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завражнов А. И.

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов в Мичуринском государственном аграрном университете с использованием возможностей сложившихся научных школ вуза и созданной инновационной инфраструктуры. Участвуя в реализации ряда государственных программ АПК, коллектив агроуниверситета успешно работает над созданием в г. Мичуринске агротехнопарка научного и делового центра, решающего задачи координации бизнеса и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки, образования и практики (на примере агротехнопарка «Мичурин ский»)»

Наблюдение за деятельностью и анкетирование показали, что студенты все более охотно и организованно работали на занятии, активно интересовались ее результатами. Все это создавало предпосылки для активизации студентов и стимулирования успеха.

Внедрение разработанной технологии в учебный процесс, предполагающей разбиение учебного материала на модули, контроль качества обучения в конце каждого модуля, оценку всех видов учебной деятельности в баллах, создание системы поощрительных баллов побуждало студентов к необходимости регулярной, ритмичной и качественной работы в течение всего семестра.

Модульно-рейтинговая технология способствовала росту качества обучения. Данная технология оценки учебных достижений студентов способствует более систематическим занятиям и значительно повысила качество обучения.

Практика показывает, что некоторые студенты поступают в высшее учебное заведение с негативным отношением к профессиональной деятельности, которое может сохраниться до окончания образовательного учреждения. Первоначальное положительное отношение к профессии в процессе обучения может смениться на равнодушное или отрицательное. Анализ содержания учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин показывает, что образовательный процесс не нацелен должным образом на формирование у студентов интереса к профессии. Преподаватели не используют в полной мере потенциальные возможности дисциплин по решению рассматриваемой проблемы. Кроме того, интерес к предметному содержанию, который проявляется или может проявиться в процессе обучения, не гарантирует такого же стойкого интереса к профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость совершенствования процесса обучения, направленного на создание условий по эффективному формированию интереса студентов к профессии.

Литература

1. Белошицский, А.В. Становление субъективности студентов в образовательном процессе вуза / А.В. Бе-лошицский, И.Ф. Бережная // Педагогика. - 2006. - № 5.

2. Зеер, Э.Ф. Профессиональное самоопределение и потенциал профессионала / Э.Ф. Зеер // Мир психологии. - 2005. - № 1.

3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова.

- М.: Академия, 2006. - 176 с.

---------+-------------

УДК 378.963 А.И. Завражнов

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИКИ (на примере агротехнопарка «Мичуринский»)

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов в Мичуринском государственном аграрном университете с использованием возможностей сложившихся научных школ вуза и созданной инновационной инфраструктуры. Участвуя в реализации ряда государственных программ АПК, коллектив агроуниверситета успешно работает над созданием в г. Мичуринске агротехнопарка - научного и делового центра, решающего задачи координации бизнеса и науки.

Главным в концепции подготовки специалистов в Мичуринском государственном аграрном университете является опережающее обучение с использованием возможностей сложившихся научных школ университета и созданной инновационной инфраструктуры - научными организациями города Мичуринска, Тамбовской и Липецкой областей, деловыми контактами с зарубежными специалистами. С этой целью в университете созданы и работают соответствующие центры и стационары.

Среди них целесообразно выделить научную лабораторию «In vitro», опытные питомники, селекционные центры, технологические площадки, экспериментальные центры, учебно-опытные хозяйства и др. Все

ВестникКрасГАУ 2007. №4

это позволяет готовить специалистов, способных работать в различных направлениях научной, производственной, организационной сферах.

Коллектив ученых университета активно участвует в реализации ряда государственных программ развития АПК, в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий по таким направлениям, как:

- живые системы;

- рациональное природопользование;

- энергетика и энергосбережение.

В рамках приоритетных критических технологий мы участвуем в разработке проблем по технологии биоинженерии; ресурсосберегающим технологиям производства экологически безопасного сырья и пищевых продуктов; созданию принципиально новых продуктов и производств и новых сортов растений.

В ноябре 2003 г. Указом Президента России г. Мичуринску присвоен статус наукограда Российской Федерации. Главной целью программы развития города как наукограда является создание условий для его экономического развития за счет превращения научного потенциала в конкурентное преимущество путем коммерциализации научных разработок и развития малого инновационного предпринимательства.

Основным механизмом достижения данной цели является создание в Мичуринске агротехнопарка -научного и делового центра, характеризующегося высокой концентрацией исследовательских и инновационных предприятий, решающего задачи координации бизнеса и науки, а также содержащего комплекс инфраструктурных объектов, необходимых для функционирования этого центра.

Основными видами деятельности агротехнопарка являются:

- отработка и реализация технологий выращивания, хранения, переработки плодов и овощей;

- финансирование разработок и внедрение в производство на территории города наукоемкой продукции;

- производство и реализация новых видов продуктов питания;

- организация оптовой и розничной торговли продукцией предприятий и организаций научнопроизводственного комплекса наукограда под единой торговой маркой.

Структура агротехнопарка представлена на рис. 1. Она состоит из следующих основных частей:

1. Социально-инженерная инфраструктура, включающая в себя академгородок, строительство которого планируется на площади 60 га, а также инженерные коммуникации (водозабор, газопровод высокого давления, котельная установка, ремонтные мастерские и гаражи, станция очистки воды, артезианские скважины).

2. Бизнес-инкубатор - подразделение агротехнопарка, призванное осуществлять тиражирование научных разработок, способствовать образованию малых инновационных предприятий, работающих в сфере садоводства, и поддерживать их деятельность инновационных предприятий на начальной стадии. Льготные условия аренды офисных помещений с предоставлением доступа к дорогостоящей инфраструктуре и оборудованию, расположенным в агроуниверситете, а также в научно-выставочном центре, оказание юридической и консультационной помощи (формирование пакета регистрационных документов, составление бизнес-планов, консультации по защите интеллектуальной собственности, ведение финансовой и бухгалтерской отчетности), поиск источников льготного финансирования новых проектов (через гранты различных фондов, льготные кредиты и т.п.) - это лишь основные функции данного структурного подразделения.

3. Промышленно-производственный блок, состоящий из трех модулей: производство, переработка и хранение.

Модуль производства (рис. 2) состоит из малых предприятий, в которых будут сосредоточены опытно-демонстрационные насаждения, включая насаждения нетрадиционных садовых культур. Кроме того, предусматривается наличие сырьевой базы, включающей опытно-производственные посевы овощей с использованием технологий макрокапсулирования семян (85 га) и многолетние насаждения семечковых культур (65 га). С целью создания надежной сырьевой базы, а также для производства товарной продукции, планируется закладка яблоневых садов за 4 года саженцами на полукарликовых подвоях 54-118 по схеме посадки 5х3 м, что позволит получить выровненный по годам валовой сбор яблок, несмотря на периодичность плодоношения. Производство овощей будет осуществляться на посевной площади 440 га в четырехпольном севообороте. В структуре посевных площадей сидеральный пар займет 25 %, морковь - 25 %, кабачки - 13,6 %, тыква - 11,4 %, сахарная свекла - 25 %.

ллч**©неРная

сУ

о>

Промы ш ленно-производственны й блок

М о д у л ь производства М о д у л ь переработки М о д у л ь хранения

Демонстрационный сектор (Выставка достижений сельского хозяйства -_________В Д С Х )______

Т ехнологические стационары научно -исследовательских и образовательных учреждений

( маточники,питомники, овощные стационары и т . п экспериментальные образцы сельскохозяйственной техники и оборудования,новые виды продукции

0\ о.

С-ИНІО/

Модуль переработки представлен консервным заводом по производству продуктов функционального назначения. Это проект, предусматривающий монтаж и запуск в производство комплекта уже имеющегося оборудования по переработке плодового и овощного сырья. Технология производства позволит выпускать продукцию с максимальным сохранением питательных свойств и биологически активных веществ в продукте. Для производства продуктов питания функционального назначения планируется использовать экологически чистое сырье селекции агроуниверситета: земляника свежая, черная смородина свежая, яблоки свежие культурных сортов, морковь столовая свежая.

Модуль хранения включает в себя фрукто- и овощехранилище. Технология хранения плодов будет основана на ингибировании синтеза этилена. Суть новой технологии состоит в обработке всех партий плодов газообразным ингибитором образования этилена «Фитомаг» в ничтожно низких концентрациях. В применяемых концентрациях действие препарата «Фитомаг» аналогично натуральным веществам, что гарантирует безопасность для здоровья человека и окружающей среды; на его применение получено разрешение Минздрава РФ. Предполагается также размещение овощехранилища на 2000 т для хранения корнеплодов.

Наконец, существует отдельно в структуре агротехнопарка так называемая выставка достижений научно-исследовательских и образовательных учреждений (маточники, питомники, овощные стационары и т.п., экспериментальные образцы сельскохозяйственной техники и оборудования, новые виды продукции переработки).

Предприятия и организации научно-производственного комплекса, связанные с исполнением программы развития города Мичуринска как наукограда РФ, также можно сгруппировать в три крупных блока: научнообразовательный, где центральное место занимает Мичуринский госагроуниверситет, промышленный, где ведущая роль отведена экспериментальному консервному заводу, а также инфраструктурный (рис. 3).

Что касается организационно-правового обустройства, то агротехнопарк «Мичуринский» создается в виде самостоятельного юридического лица - управляющей компании, имеющей в своей структуре дочерние (зависимые) организации коммерческого и некоммерческого типа (рис. 4). Другими словами, он представляет собой некий научно-производственный агрохолдинг, предусматривающий завершенный цикл производства, хранения и переработки плодоовощной продукции.

В сентябре 2006 г. с целью реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Развитие АПК» заключено соглашение о сотрудничестве между научно-производственным комплексом, включающем в себя Мичуринский агроуниверситет, Всероссийский НИИ садоводства им. И.В. Мичурина, Всероссийский НИИ генетики и селекции плодовых растений им. И.В. Мичурина, экспериментальный центр М-КОНС-1 (Мичуринск-наукоград РФ), с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г. Онищенко), Российской академией сельскохозяйственных наук (Г.А. Романенко), Российской академией медицинских наук (М.И. Давыдов), научно-исследовательским институтом питания РАМН (В.А. Тутельян). Следует также отметить, что в октябре 2006 г. правительством г. Москвы издано распоряжение о взаимодействии с г. Мичуринском-наукоградом РФ, где определены основные направления научноисследовательских и опытно-конструкторских работ с участием СГУП «Моссельхоз», где активно задействованы как ученые агроуниверситета и НИИ, так и аспиранты и студенты.

В заключение необходимо отметить, что основной задачей представления данных материалов является не просто освещение структурообразующих моментов создания и развития агротехнопарка «Мичуринский», что само по себе весьма полезно, учитывая наличие разных мнений по поводу его структуры, а отражение центральной, интегрирующей роли образовательного учреждения в появлении подобных инновационных организаций не только в г. Мичуринске-наукограде, но и в целом в аграрном секторе страны. Именно поэтому Мичуринский агроуниверситет является и основным разработчиком данной идеи и связующим звеном между наукой и бизнесом, что опосредованно делает его главным модулем управления всей программы развития г. Мичуринска как наукограда.

Научно-производственный комплекс агротехнопарка

• Научно-образовательный блок (Мичуринский государственный аграрный университет, ГНУ ВНИИС им. И.В. Мичурина, ГНУ ВНИИГ и СПР).

• Промышленный блок (учебно-опытные хозяйства агроуниверситета, сельскохозяйственные товаропроизводители, промышленные предприятия).

• Инфраструктурный блок (банк, страховая компания, венчурный фонд).

УПРАВЛЕНИЕ АГРОТЕХНОПАРКОМ

Рис. 4. Структура управления агротехнопарком «Мичуринский»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.