Научная статья на тему 'Возможности укрепления финансовых основ муниципальных образований с градообразующим научно-производственным комплексом'

Возможности укрепления финансовых основ муниципальных образований с градообразующим научно-производственным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНОПАРК / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова С.С., Родюков С.В.

Статья посвящена актуальным вопросам укрепления финансовых возможностей местных бюджетов. На примере города Мичуринска наукограда РФ представлены некоторые направления развития инновационной системы муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллова С.С., Родюков С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности укрепления финансовых основ муниципальных образований с градообразующим научно-производственным комплексом»

Муниципальные финансы

УДК 336.581

ВОЗМОЖНОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОСНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С ГРАДООБРАЗУЮЩИМ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

С. С. КИРИЛЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: mail:sv_kiriUova@mail. ru Мичуринский государственный аграрный университет

С. В. РОДЮКОВ, начальник финансового управления администрации г. Мичуринска Е-mail: rodukovs@rambler. ru

Статья посвящена актуальным вопросам укрепления финансовых возможностей местных бюджетов. На примере города Мичуринска - наукограда РФ представлены некоторые направления развития инновационной системы муниципального образования.

Ключевые слова: местный бюджет, собственные доходы, научно-производственный потенциал, технопарк, инновационное производство.

Долгосрочный рост экономики России возможен только с развитием инновационной системы. При этом с формированием экономики нового типа непосредственно связано существенное повышение качества жизни населения страны. Таким образом, создание национальной инновационной системы видится как необходимое условие достижения социально-экономической стабильности. Инновационная система должна включать в себя не только инновационные проекты и бизнес-структуры,

реализующие данные проекты, но и следующие элементы:

- сектор фундаментальных и прикладных исследований;

- сфера подготовки высококвалифицированных кадров;

- финансовые институты, способные реализо-вывать «рисковые» проекты.

В настоящее время отдельными составляющими российской инновационной системы являются:

- наукограды;

- особые экономические зоны;

- технопарки;

- инноград «Сколково»;

- венчурные и инвестиционные фонды;

- центры трансфера технологий и т. п.

Вместе с тем существует проблема разъединенности ее элементов. Кроме того, значительные трудности вызывает вывод на рынок инновационных

технологий в связи с неразвитостью механизма эффективной коммерциализации научных разработок.

Проанализируем данную ситуацию на примере г. Мичуринска - наукограда Российской Федерации.

Мичуринск (Тамбовская область) стал первым и единственным наукоградом России в агропромышленном комплексе. Уникальность наукограда состоит в том, что в городе с населением около 100 тыс. жителей сосредоточен интегрированный комплекс научных организаций, высших учебных заведений и промышленных предприятий, в котором созданы:

- соответствующая материально-техническая база и научный потенциал для проведения фундаментальных и прикладных исследований по выведению новых сортов плодовых, ягодных и овощных культур с высоким содержанием биологически активных веществ, устойчивых к неблагоприятным факторам окружающей среды;

- эффективные технологии производства новых видов продуктов питания;

- технологии длительного хранения, транспортировки и переработки плодов, ягод и овощей, обеспечивающие полную сохранность их питательной ценности.

Часть городских земель сельскохозяйственного назначения занимают научно-исследовательские институты. Они имеют экспериментальную опытно-производственную базу, что позволяет непосредственно на территории города:

- проводить наукоемкие опыты и исследования для сельскохозяйственного производства;

- иметь уникальную генетическую коллекцию, которая составляет более 3 000 генотипов, и гибридный фонд из 120 тыс. растений.

В сложившихся условиях 04.11.2003 Мичуринск закономерно получил статус наукограда Российской Федерации.

Учитывая специфику города, были определены приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности:

1) фундаментальные исследования в области:

- генетики,

- селекции,

- биотехнологии,

- физиологии,

- биохимии,

- экологии плодовых, ягодных и овощных культур,

- выявления механизмов стабилизации устойчивости и продуктивности садовых и овощных агроэкосистем;

2) разработка эффективных, экологически безопасных технологий производства, длительного хранения, транспортировки и переработки плодоовощной продукции с высоким содержанием биологически активных веществ;

3) научно-техническая и инновационная деятельность, экспериментальные разработки и испытания в области:

- производства технических средств;

- получения экологически чистого сырья, новых видов продуктов питания оздоровительного, лечебно-профилактического, функционального назначения;

4) подготовка кадров для работы в агропромышленном комплексе в следующих сферах деятельности:

- научной;

- гуманитарной;

- инновационной.

В настоящее время основной задачей в реализации программы по развитию Мичуринска как наукограда является создание предприятий переработки и производства продуктов питания функционального назначения, обладающих профилактическими и лечебными свойствами. Появление данных продуктов в широкой продаже можно считать качественным шагом в плане улучшения здорового питания россиян. Это будет способствовать решению проблемы продовольственной безопасности РФ.

Реализовать все намеченные мероприятия невозможно без расширения финансовых возможностей бюджета города. К сожалению, установленное современным законодательством разграничение расходных и доходных полномочий по-прежнему не решает всех проблем, стоящих перед муниципальными образованиями. В первую очередь это касается низкой обеспеченности собственными средствами, в связи с чем финансовая ситуация на местном уровне часто классифицируются как критическая.

Данные о составе и структуре доходов бюджета г. Мичуринска представлены в табл. 1. Анализ данных табл. 1 показывает, что доля собственных доходов не превышает 35 %.

Более наглядно динамика доли собственных доходов за 2005-2009 гг. отражена на рис. 1.

В настоящее время основным направлением укрепления финансовых основ местных бюджетов

Таблица 1

Состав и структура доходов бюджета г. Мичуринска (Тамбовская область)

в 2005-2009 гг.

2005 2006 2007 2008 2009

Показатель Сумма, Удельный вес, % Сумма, Удельный вес, % Сумма, Удельный вес, % Сумма, Удельный вес, % Сумма, Удельный вес, %

млн руб. млн руб. млн руб. млн руб. млн руб.

Собственные 173,9 33,2 229,1 34,8 259,5 34,4 373,6 34,4 383,3 34,0

доходы

Безвозмездные 349,6 66,8 429,1 65,2 495,0 65,6 712,0 65,6 742,6 66,0

перечисления

Итого... 523,5 100 658,2 100 754,5 100 1085,6 100 1125,9 100

Рис. 1. Динамика доли собственных доходов бюджета г. Мичуринска, %

считают совершенствование механизма перераспределения средств и межбюджетных отношений. Однако, рассматривая вопрос о развитии доходной базы местных бюджетов, нельзя замыкаться только на оптимизации межбюджетных отношений.

Конечно, перераспределение средств должно быть весьма эффективным. Но реально все финансовые ресурсы (в том числе и источники бюджетных средств) формируются в производственной сфере. В связи с этим первичным должно быть производство и заинтересованность местных органов самоуправления в развитии подведомственной им территории. Практика показывает, что в тех муниципальных образованиях, где выделяется больше средств на финансирование реального сектора экономики, наблюдается и более высокий уровень собственных доходов.

Финансовый кризис показал, что высокая зависимость бюджета Российской Федерации от внешней конъюнктуры очень опасна для экономики. Бюджет должен опираться на сильное внутреннее производство, способное выпускать высококачест-

венную продукцию. Особое внимание в этом ряду занимает сельскохозяйственное производство.

Обеспечение продовольственной безопасности -важнейшее направление современной экономической политики России. В г. Мичуринске на базе высокого научного потенциала имеется возможность развивать:

- сельскохозяйственное производство высокотехнологичного уровня;

- сферу переработки плодоовощной продукции.

Важную роль в этом процессе может сыграть интеграция науки и производства. Определенные возможности по улучшению инновационной инфраструктуры города предоставлены в рамках реализации программы развития Мичуринска как наукограда Российской Федерации. По данной программе в 2004-2010 гг. из федерального бюджета Мичуринску было выделено 616,3 млн руб.

Появление наукоградов в России связано с необходимостью комплексного решения вопросов социально-экономического развития муниципальных образований с высокой концентрацией научно-технического потенциала. В настоящее время государственная поддержка наукоградов Российской Федерации осуществляется через механизм предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в целях осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры. Федеральные средства распределяются между наукоградами исходя из численности населения. Они направляются в основном на решение вопросов местного значения.

В 2004-2009 гг. муниципальным образованиям, имеющим статус наукограда Российской Федерации, предоставлено за счет средств федерального бюджета межбюджетных трансфертов на сумму

более 6,2 млрд руб. Это обеспечило существенное социально-экономическое развитие данных территорий. Однако в последние годы прослеживается негативная тенденция резкого сокращения объема государственной поддержки наукоградов.

Существенная часть межбюджетных трансфертов направляется муниципалитетами на поддержку социальной и инженерной инфраструктуры. Следует отметить, что социально-экономическое развитие муниципалитетов со статусом наукограда прежде всего ориентировано на поддержку сферы жизнеобеспечения городских округов. Такие приоритеты не могут в полной мере обеспечивать динамичное развитие научно-технического, инновационного и кадрового потенциала наукоградов.

По мнению авторов, сложившаяся ситуация свидетельствует о существенном снижении бюджетной обеспеченности муниципальных образований, и федеральные межбюджетные трансферты вносят значительный вклад в сохранение и развитие городской инфраструктуры. Однако действующая модель государственной поддержки территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала требует реформирования. И наукограды ищут новые механизмы привлечения на свою территорию инвестиционного капитала для развития инновационного производства.

Вопросы, решаемые ныне учеными агронауко-града, имеют важное значение для страны в целом:

- производство здорового посадочного материала;

- получение экологически чистого сырья;

- производство продуктов питания оздоровительного, диетического и функционального назначения на основе плодоовощного, ягодного и растительного сырья.

В Мичуринске предпринята попытка создания на территории города мощной внедренческо-произ-водственной структуры. В этом качестве были рассмотрены возможности размещения на территории города технопарка.

Реализацию проекта планируется осуществить в три этапа.

I. Подготовка проекта создания технопарка в сфере биотехнологий «Агротехнопарка «Мичуринский», в том числе разработка проектно-сметной документации.

II. Создание инновационной и инженерной инфраструктуры, включая модернизацию опытно-экспериментальных производств.

III. Создание и развитие производственной и сырьевой зон.

Основная специализация Агротехнопарка «Мичуринский» - создание продуктов питания нового поколения - функционального, диетического и лечебно-профилактического назначения, с богатым содержанием биологически активных соединений. Данные продукты позволяют сохранить здоровье населения и ускорить реабилитацию больных.

Ключевыми элементами агротехнопарка являются:

а) инновационная инфраструктура;

б) промышленно-производственная зона, включающая:

- производство продуктов питания нового поколения;

- получение исходной плодово-ягодной и овощной продукции с заданными параметрами качества.

Для реализации проекта необходимо финансирование в объеме 7,8 млрд руб. При этом для решения задач I и II этапа потребуется 3,5 млрд руб. бюджетных средств. Деньги будут направлены на:

- проектирование технопарка;

- формирование его научно-инновационной инфраструктуры.

Развитие крупного инновационного производства на третьем этапе осуществляется за счет привлечения частных инвестиций фирм-резидентов в объеме 4,3 млрд руб.

Примерное распределение объемов финансирования на создание технопарка отражено на рис. 2.

Экономический эффект от реализации проекта состоит в создании высокодоходного инновационного бизнеса в сфере пищевых технологий и аграрного производства.

Объем ежегодных налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды

а 20

Рис. 2. Распределение объемов финансирования на создание технопарка в сфере высоких биотехнологий (Агротехнопарк «Мичуринский»), %: а - средства федерального бюджета; б - средства Тамбовской области; в - средства инвесторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составит 1 097,0 млн руб. с года выхода на проектную производительность с динамикой их ежегодного роста. Планируется создать 3 900 новых рабочих мест в инновационном производстве. Прирост сотрудников высшей квалификации, имеющих ученую степень, а также исследователей в экспериментальном и инновационном секторах составит 400-450 чел. Кроме того, в Агротехнопарке «Мичуринский» будет создана модель развития инновационного производства в агропро-дуктовом подкомплексе - в секторе, в котором Россия имеет конкурентные возможности мирового уровня.

Таким образом, дальнейшее укрепление финансовых основ местного самоуправления только за счет совершенствования межбюджетных отношений в настоящее время невозможно. Необходимо ориентироваться на развитие и укрепление производственной сферы территории, которая является

основой для реализации финансового, бюджетного и налогового потенциалов.

Список литературы

1. Главная задача - формирование современной конкурентоспособной национальной экономики // Финансы. 2010. № 3.

2. Карчевская С. А. Развитие финансовой самостоятельности местного самоуправления на современном этапе // Финансы. 2009. № 8.

3. Макеева И. В. Экономические условия развития наукоградов // Финансы. 2008. № 2.

4. Пансков В. Г. К вопросу о самостоятельности бюджетов // Финансы. 2010. № 3.

5. Швецов Ю. Г., Бутанова О. В. О новом подходе к бюджетному регулированию // Финансы. 2008. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.