Научная статья на тему 'Актуальные вопросы функционирования наукоградов'

Актуальные вопросы функционирования наукоградов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Т.В., Коновалов А.В., Кириллова С.С., Родюков С.В., Кизимов А.С.

Использование бюджетных средств предполагает обеспечение высокой степени их эффективности и результативности. В этой связи внедряются и активно применяются новые формы финансирования. Среди перспективных направлений государственного финансирования расходов особое место занимают наукограды. Практика показывает, что невозможно укрепить финансовый и бюджетный потенциал наукограда, как муниципального образования, исключительно посредством системы бюджетного федерализма. В первую очередь необходимо развитие производственной базы и, как следствие, налогооблагаемой базы. Нельзя забывать, что экономический рост достигается за счет развития инновационных и инвестиционных технологий. В настоящее время в ведущих промышленных странах применяются различные виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность от исследовательского и инвестиционного налогового кредита до целевых инвестиционных и инновационных налоговых льгот, выделяемых под выполнение важных заказов, программ, проектов по созданию, внедрению и использованию результатов НИОКР для реконструкции производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалова Т.В., Коновалов А.В., Кириллова С.С., Родюков С.В., Кизимов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы функционирования наукоградов»

Приоритеты России

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

НАУКОГРАДОВ

Т.В. КОНОВАЛОВА, кандидат экономических наук, профессор

А.В. КОНОВАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент

С.С. КИРИЛЛОВА, кандидат экономических наук, доцент Мичуринский государственный аграрный университет

С.В. РОДЮКОВ, начальник финансового управления Администрации г. Мичуринска — наукограда

А.С. КИЗИМОВ, начальник отдела аналитического управления ФНС РФ

Бюджетная система России развивается по пути совершенствования структуры расходов. Использование бюджетных средств предполагает обеспечение высокой степени их эффективности и результативности. В этой связи внедряются и активно применяются новые формы финансирования. Среди перспективных направлений государственного финансирования расходов особое место занимают наукограды. Городу Мичуринску статус наукограда был присвоен Указом Президента РФ от 4 ноября 2003 г. № 1306. В соответствии с Указом данный статус был присвоен в целях создания условий для сохранения и развития научно-технического потенциала города Мичуринска. Мичуринск стал первым наукоградом в Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса, в котором сосредоточен комплекс научных организаций, высших учебных заведений и промышленных предприятий.

Для Мичуринска определены следующие приоритетные направления:

• фундаментальные исследования в области генетики, селекции, биотехнологии, физиологии, биохимии, экологии плодовых, ягодных и овощных культур, выявления механизмов

стабилизации устойчивости и продуктивности садовых и овощных агроэкосистем;

• разработка эффективных, экологически безопасных технологий производства, длительного хранения, транспортировки и переработки плодоовощной продукции с высоким содержанием биологически активных веществ;

• научно-техническая и инновационная деятельность, экспериментальные разработки и испытания в области производства технических средств, получения экологически чистого сырья, новых видов продуктов питания оздоровительного, лечебно-профилактического, функционального и другого назначения;

• подготовка кадров для работы в агропромышленном комплексе, в областях научной, гуманитарной и инновационной деятельности. При этом ожидаемыми результатами являются: обеспечение устойчивого социально-экономического развития города; повышение уровня жизни горожан; укрепление финансового потенциала за счет расширения налогооблагаемой базы; формирование инновационной среды; повышение инвестиционной привлекательности города в целом и отдельных предприятий; подготовка

140 120 100 80 60 40 20 0

Рис. 1. Динамика финансирования города Мичуринска — наукограда РФ из федерального бюджета за 2004 - 2007 гг., млн руб.

20 15 10 5 0

18,3

7,3

7,2

у

**

16,9

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Рис. 2. Соотношение доходов бюджета города Мичуринска-наукограда РФ и финансирования из федерального бюджета за 2004 — 2007 гг., %

120,5

127,3

37,9

27,1

научных кадров и высококвалифицированных специалистов.

Финансирование осуществляется в рамках реализации данных направлений. Динамика финансирования отражена на рис. 1.

Поступление средств из федерального бюджета существенно расширяет возможности города по реализации приоритетных направлений. Соотношение доходов городского бюджета и финансирования по схеме наукограда, отраженное на рис. 2, показывает значимость федеральных средств.

На сегодняшний момент основной задачей в реализации Программы по развитию Мичуринска как наукограда является создание предприятий переработки и производства продуктов функционального питания, обладающего профилактическими и лечебными свойствами. Сегодня уже выпущены пробные опытные партии, которые отмечены высшими наградами 7-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень». Появление данных продуктов питания в широкой продаже можно считать качественным шагом в плане улучшения здорового питания россиян, так как в них полностью сохранены полезные вещества (аминокислоты, витамины, микроэлементы). В настоящее время достигнуто соглашение между федеральным центром, областью и городом о запуске серийного производства.

Для обеспечения эффективности использования средств, выделенных в рамках финансирования наукограда, сформирована его организационная структура. Структура отражена на рис. 3.

В последнее десятилетие система межбюджетного перераспределения доходов претерпела существенные изменения. Большинство исследований характеризует данные преобразования с негативной стороны по отношению к местным бюджетам.

Вместе с тем практика показывает, что невозможно укрепить финансовый и бюджетный потенциал муниципального образования исключительно посредством системы бюджетного федерализма. В первую очередь, необходимо развитие производственной базы и, как следствие, налогооблагаемой базы. Нельзя забывать, что экономический рост достигается за счет развития инновационных и инвестиционных технологий.

В состав научно-производственного комплекса Мичуринска — наукограда вошли следующие организации:

• государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства им. И. В. Мичурина»;

Рис. 3. Организационная структура Мичуринска — наукограда

кредиты

Бизнес-инкубатор: -юридические службы -бухгалтерские службы -орган управления -прочее

АДМИНИСТРАЦИЯ

имуществ.

•залоговый фонд

I

юридическая консультация, ведение бухгалтерского учета, поиск инвесторов

[ПРЕДПРИЯТИЯ , ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ!

Рис. 4. Схема функционирования бизнес-инкубаторов

• государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина»;

• Мичуринский государственный аграрный университет;

• Мичуринский государственный педагогический институт;

• экспериментальный центр «М-КОНС 1»;

• федеральное государственное унитарное предприятие «Мичуринский экспериментальный завод»;

• открытое акционерное общество «Мичуринский завод «Прогресс».

Научно-исследовательские институты, имеющие экспериментальную опытно-производственную базу, занимают часть городских земель сельскохозяйственного назначения, что позволяет непосредственно на территории города проводить наукоемкие опыты и исследования для сельскохозяйственного производства, а также иметь уникальную генетическую коллекцию, которая составляет более 3000 генотипов, и гибридный фонд из 120 тыс. растений.

В Мичуринске — наукограде создана широкая сеть государственных образовательных учреждений, в которых обучаются более 14 тыс. студентов и учащихся. Во всех научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях города открыты аспирантуры и докторантуры, успешно работают диссертационные советы по различным специальностям.

Таким образом, городу Мичуринску предоставлена уникальная возможность в сложных финансовых условиях обеспечивать реализацию инвестиционных проектов и программ. При этом важно понимать, что вложенные в производство средства не смогут дать

быстрой отдачи. Кроме того, велика вероятность убыточности вложений. Поэтому необходима тщательная оценка инвестиционных проектов, их подробный анализ.

Полагаем, что немалую помощь в укреплении экономики города могут оказать бизнес-инкубаторы, являющиеся частью инновационной инфраструктуры.

Администрация может выступить инициатором их создания и главным акционером (или инвестором). Предлагаемая схема функционирования бизнес-инкубаторов представлена на рис. 4. Функционирование бизнес-инкубаторов имеет положительные аспекты как для города, так и для предпринимателей.

Преимущества бизнес-инкубаторов для предприятий и предпринимателей:

• широкие возможности по привлечению ресурсов (в том числе банковское кредитование, поиск инвесторов);

• оказание консультационных услуг;

• ведение бухгалтерского и налогового учета, составление отчетности;

• поиск партнеров и помощь в освоении новых рынков.

Преимущества для городского бюджета: расширение налоговой базы, что приведет к росту налоговых поступлений в городской бюджет; возможность инвестирования средств по наиболее важным направлениям; рост занятости населения, что будет способствовать снижению социальной напряженности.

Анализ международного опыта, а также российской практики по налоговому стимулированию инновационной деятельности показал, что на фоне развитых стран в России отсутствует комплексный подход при формировании налоговой политики, а существующие и перспективные1 положения в Налоговом кодексе фрагментарны и не создают реальных стимулов для осуществления инновационной деятельности.

Следует учитывать, что инновационная деятельность является более широким понятием, чем научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР), и включает в себя:

• НИОКР;

• патенты (как результат НИОКР);

1 На основе основных направлений налоговой политики на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.

0,4 0,3 0,2 0,1 0 -0,1

• обучение кадров;

• использование компьютерных программ;

• процесс создания предприятий и условий их финансирования на начальном этапе. Рассмотрим международную практику налогообложения в отношении НИОКР как основного направления налогового стимулирования инноваций, в том числе городах — наукоградах. Для оценки уровня созданных в стране налоговых стимулов для НИОКР в мировой практике используется показатель В-Мех.

Практика показывает, что согласно этому индексу, в России фактически происходит налоговое дестимулирование инноваций, характерное и для отдельных государств Западной Европы. Сопоставление России с остальными странами BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) показывает, что в России существуют наихудшие стимулы для инноваций, что видно из следующего рисунка.

Система налоговых льгот, позволяющих бизнесу наращивать инвестиции в основной капитал и увеличивать собственные расходы на ведение НИОКР, активно применялась в странах Запада еще с 1950 — 1960 гг.

В настоящее время в ведущих промышленных странах применяются различные виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность от исследовательского и инвестиционного налогового кредита до целевых инвестиционных и инновационных налоговых льгот, выделяемых под выполнение важных заказов, программ, проектов по созданию, внедрению и использованию результатов НИОКР для реконструкции производства.

К основным механизмам налогового стимулирования в мировой практике относятся:

• налоговый кредит;

• увеличение налоговых вычетов из налоговой базы по налогу на прибыль;

• ускоренная амортизация.

Налоговый кредит является прямым вычетом определенной величины из суммы налога на прибыль. Величина налогового кредита в различных странах основывается на следующих показателях:

• объем расходов на НИОКР;

• рост величины расходов на НИОКР в динамике;

• комбинации 1 и 2 показателей.

£ ^ к и и ¡=1 к ^^ ^ ^ © м ® £ я £ £ ®

§ I§

&6 й *> а

■а м м § ^ м 3

Рис. 5. Уровень налоговых субсидий на 1 ед. НИОКР в 2007 г.2

При исчислении данных показателей каждое государство устанавливает перечень признаваемых расходов:

• текущие расходы (заработная плата, аренда, коммунальные расходы);

• стоимость машин и оборудования;

• стоимость зданий;

• амортизация машин и оборудования;

• амортизация зданий. Условия предоставления налоговых кредитов

представлены в табл. 1:

Условия предоставления налогового кредита во Франции для бизнеса рассмотрены по следующим показателям (табл. 2).

Введение налогового кредита в зависимости от роста расходов на НИОКР в динамике стимулирует компании более активно наращивать эти затраты. Вместе с тем в настоящее время наблюдается тенденция отказа государства от предоставления налоговых кредитов, основанных на росте объемов затрат на НИОКР в динамике, и перехода к кредитам, основанным непосредственно на объеме затрат на НИОКР. Это связано с тем, что при предоставлении налоговых кредитов, основанных только на объеме расходов на НИОКР, существует возможность прогнозирования налоговых потерь бюджетной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимулирующее воздействие данной льготы основывается на том, что в расходы для целей налогообложения принимается большая сумма, чем реально осуществленные расходы на НИОКР.

Величина налогового вычета, как и в случае с налоговым кредитом, основывается на показателях:

2 Рассчитывается как (1 —» B-index»), чем выше показатель,

тем больше налоговая поддержка НИОКР государством.

Таблица 2

Таблица 1

Условия предоставления налогового кредита в странах ОЭСР в 2004—2005 гг.

Налоговый кредит по налогу Расходы на НИОКР, учитываемые при опреде-

на прибыль Особые условия лении величины налогового кредита

Страна От общего объема расходов на НИОКР От величины прироста расходов на НИОКР предоставления налогового кредита для малого и среднего бизнеса ТР — текущие расходы; МО — стоимость машин и оборудования; З — стоимость зданий; АМО — амортизация машин и оборудования; АЗО — амортизация зданий

Австрия 8 % ТР

Ирландия 20 % (3 года) ТР, МО, З

Испания 30 % 50 % (2 года) ТР, МО

Италия 30 % расходов на НИОКР ТР, МО, З

Канада — на феде- 20 % 35 % расходов на ТР, МО

ральном уровне НИОКР

Корея 15 % 50 % (4 года) ТР

Мексика 30 % ТР

Нидерланды 14 % 42 % расходов на НИОКР Фонд оплаты труда

Норвегия 18 % 20 % расходов на НИОКР ТР

Португалия 20 % 50 % (2 года) ТР

США — на феде- 20 % (до 50 % от со- ТР

ральном уровне вокупных текущих расходов)

Франция 5 % 45 % (2 года) ТР, АМО, АЗО

Япония 10-15 % 15 % расходов на НИОКР ТР, АМО

Условия применения налогового кредита во Франции

Показатели Код строки Сумма

Доходы А 1200 евро

Расходы: B 1000 евро

из них расходы на НИОКР C 300 евро

прирост к средним затратам за два предшествующих периода C1 на 30 евро

Налоговая база D =А-В = 200 евро

Налог на прибыль (ставка 34,33 %) E = D*34,33 % = 68,66 евро

Налоговый кредит F = G + Н=28,5 евро

от объема (5 %) G = С* 5 %=15 евро

от прироста (45 %) H = С1* 45 %=13,5 евро

Налог к уплате 68,66-28,5 = 40,16 евро

• объем расходов на НИОКР;

• рост величины расходов на НИОКР в динамике;

• комбинации 1 и 2 показателей.

Условия предоставления вычетов из налогооблагаемой базы в Австралии на примере отдельной компании представлены в табл. 4.

Ускоренная амортизация с экономической точки зрения не является как таковым механизмом налогового стимулирования, а представляет собой лишь способ снижения убытков организации от инфляции: стоимость суммарно начисленной за несколько лет амортизации значительно меньше

стоимости приобретенных основных средств в текущем году. В связи с этим некоторые страны позволяют списывать капитальные затраты на НИОКР в год приобретения основных средств.

Кроме рассмотренных выше льгот в мировой практике применяются и другие меры налогового стимулирования НИОКР. Например, в США к расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль относится стоимость переданных безвозмездно объектов интеллектуальной собственности (патентов) в пользу университетов и других некоммерческих организаций. Допусти-

Таблица 3

Условия предоставления вычетов из налогооблагаемой базы в странах ОЭСР в 2004—2005 гг.

Страна Налоговые вычеты из налоговой базы (для крупного бизнеса) Особые условия предоставления вычета для малого и среднего бизнеса Расходы на НИОКР, учитываемые при определении величины вычетов из налогооблагаемой базы ТР — текущие расходы; МО — стоимость машин и оборудования; З — стоимость зданий; АМО — амортизация машин и оборудования; АЗО — амортизация зданий

От общего объема расходов на НИОКР От величины прироста расходов на НИОКР

Австралия* 125 % 175 % (3 года) ТР, МО

Австрия* 125 % 135 % (3 года) ТР

Белгия 113,5 % МО, З

Венгрия 200-400 % ТР

Великобритания 125 % 150 % расходов на НИОКР ТР

Дания 150 % ТР

Чешская Республика 200 % ТР

Таблица 4

Условия предоставления вычетов из налогооблагаемой базы в Австралии

Показатели Код строки Сумма

Доходы А 1200 долл.

Расходы В 1000 долл.

из них расходы на НИОКР С 300 долл.

прирост к средним затратам за три предшествующих периода С1 на 30 долл.

Вычеты по НИОКР из налогооблагаемой базы D = Е + F = 427,5 долл. (дополнительно

от объема (125 %) Е признаваемые расходы 127,5 долл.)

от прироста (175 %) F = С*125 % = 375 долл. = С1*175 % = 52,5 долл.

Расходы для целей налогообложения G 1127,5 долл.

из них расходы на НИОКР Н = D = 427,5 долл.

Налоговая база I =А^ = 72,5 долл.

Налог на прибыль к уплате (ставка 30 %) Е = 1*30 % = 21,75 долл.

мая величина безвозмездной передачи при этом ограничивается 10 % от налогооблагаемой прибыли компании. Аналогичная практика существует в Австрии и Мексике.

Предоставляя льготы для инновационной деятельности, государство сокращает налоговые поступления в бюджетную систему, в связи с чем возникает необходимость соблюдения баланса интересов экономики и бюджета:

Кроме того, при всей привлекательности существующих льгот для инноваций, предоставление налоговых стимулов несет определенный уровень налоговых рисков, связанных с неправомерным использованием льгот. Так, Германия является одной из тех стран, которая в середине 1990-х гг. отменила налоговые кредиты в связи с налоговыми злоупотреблениями.

Следует отметить, что из существующих в мировой практике методов стимулирования инноваций в России применяется лишь метод ускоренной амортизации для основных средств, используемых

только в НИОКР, которая по вышеприведенным причинам не является эффективным методом стимулирования НИОКР. Сущность инвестиционного налогового кредита, предусмотренная ст. 66, 69 НК РФ, отлична от налогового кредита для НИОКР зарубежных стран. С 1 января 2008 г. установлено освобождение от НДС передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также прав на их использование на основании лицензионного договора. Как указано в п. 9 «Основных направлений налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», это является мерой по созданию налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности. В действительности, данная льгота предназначена для реализации конечного результата инновационной деятельности — патента, товарного знака и др. Непосредственно для инноваций эта льгота не представляет ценности. Более того, льгота несет существенные риски потерь для бюджетной системы Российской Федерации, так

1400

1200

< 3 1000

о

ц 800

с

о

и 600

X

с

S 400

200

0

11 II

5 110 1 1

0,10%

0,0'

<4?

у

,.0,09% f Ж 0,09%/

Рис.6. Налоговые потери бюджетов стран от предоставления налоговых льгот на НИОКР в 2005 г., млн долл. и % к объему государственного бюджета3

2 ООО

1 500 -

1 ООО

500

2 002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 564

1 094

69

1999г.

2000г.

341

2001г.

338

2002г.

537

I

2003г.

Рис. 7. Динамика объемов выплаченных иностранным организациям роялти и лицензионных платежей

как лицензионные договоры на право использования объектами интеллектуальной собственности широко используются в налоговых схемах. Так, по данным Платежного баланса РФ, объемы ежегодно выплаченных роялти и лицензионных платежей за семь лет выросли более чем в 250 раз (с 8 млн долл. — в 1999г. до 2 млрд долл. — в 2006г.). В схемах с лицензионными договорами используются Кипр и Нидерланды, позволяющие выводить доходы в офшоры в безналоговом режиме.

Подобное нововведение в Налоговый кодекс РФ создает еще более благоприятные условия для иностранной интеллектуальной собственности за счет налоговых потерь Российской Федерации. Для создания действительно выгодных условий для осуществления инновационной деятельности меры стимулирования должны концентрироваться на начальных этапах НИОКР.

3 OECD Science, Technology and Industry: Scoreboard 2007.

В мировой практике к таким мерам относятся налоговый кредит и увеличение налоговых вычетов из налогооблагаемой базы по прибыли в текущем налоговом периоде. В то же время введение данных льгот должно основываться на экономическом анализе последствий от их введения: достаточная эффективность для организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и уровень потерь для государственного бюджета. Кроме того, необходимо учитывать потенциальные налоговые злоупотребления с использованием данных льгот. Для стимулирования инновационной деятельности в городах-наукоградах необходимо использовать мировой опыт применения системы налоговых льгот. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что без укрепления экономики города-наукограда, развития производства, экономического роста невозможна финансовая и социальная стабильность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закревская Г. С. Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований/Г. С. Закревская// Финансы. 2008, № 7. С. 28 - 30.

2. Карчевская С.А. Реформа местного самоуправления: налоговый аспект/С. А. Карчевская//Финансы. 2007, № 12. С. 7 - 11.

3. Кузнецов М. И. Наукограды: — новый этап развития или бег на средние дистанции с бюрократическими барьера-ми?/М. И. Кузнецов// Бюджет. 2006, № 1. С. 44 — 47.

4. Пронина Л. И. Местное самоуправление и совершенствование разграничения полномочий/Л. И. Пронина// Финансы. 2007, № 5. С. 16.

5. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2007: Innovation and performance in the global economy, 232p.

6. Taxation statistics 2005-06 — Overview for Politicians/ Governments/General public — www.ato.gov.au

7. http://www.irs.ustreas. gov (служба внутренних доходов США).

2004г.

2005г.

2006г.

0,22%

1,17%

2 290

0,1

%

0,1' %

0,1 3%

0,13

■/о

0,2

8

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.