3. Зарук Н.Ф., Боряева Т.Ф. Роль инновационных раз- ния эффективности производства продукции животновод-
работок для стимулирования ускоренного развития животно- ства. // Интенсификация и эффективность отраслей жи-
водства // Экономика сельскохозяйственных и перерабаты- вотноводства России. - М.: Восход-А, 2007, - С. 36-51.
вающих предприятий, 2007, № . - С. 47-49. 5. Прогноз экономического роста производства про-
4.Морозов Н.М. Ресурсосберегающие технологии и дукции отраслей животноводства. - М.: Изд-во РосАКО
автоматизированные комплекты машин - основа повыше- АПК, 2008. - 89 с.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ
Л.Н. Усенко, д.э.н., проф., засл. деятель науки РФ, проректор Ростовского государственного экономического университета
Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.
Иинновационная деятельность на предприятиях сельхозмашиностроения предполагает ряд мероприятий, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи (каждый этап инновационного цикла) подчинено своей логике развития, имеет свои закономерности и особенности. Соединяясь воедино, научноисследовательские и опытно-конструкторские работы, инвестиционно-финансовые и маркетинговые мероприятия, производственные мощности и организационные структуры, система получения и обработки информации обо всех происходящих процессах подчинены одной главной цели - созданию новой продукции.
Инновационный процесс на промышленном предприятии сельскохозяйственного машиностроения можно представить в виде обобщенной модели путем разложения её на стадии и этапы инновационного цикла (табл. 1).
Таблица 1. Обобщенная модель инновационного процесса на промышленном предприятии
Структура инновационного процесса
Стадии Этапы
Создание инновации - разработка новой продукции Возникновение идеи (гипотезы) инновационного решения Маркетинговые исследования Технико-экономическое обоснование новой продукции Научно-исследовательские работы Опытно-конструкторские работы Изготовление опытных образцов продукции Испытания опытных образцов продукции
Материализация инновации - освоение промышленного производства новой продукции Технологическое оснащение производства продукции Конструкторское сопровождение производства продукции Промышленное изготовление продукции Испытания образцов промышленной продукции
Коммерциализация инновации - выход новой продукции на рынок Реклама продукции Предпродажная подготовка продукции Реализация (продажа) продукции
Эксплуатация инновации - практическое применение новой продукции на рынке Функциональное использование продукции Гарантийное обслуживание продукции Ремонтно-техническое сопровождение продукции
Основные предпосылки для формирования такой модели развития в России сохранены, хотя и требуют реформирования. К их числу можно отнести:
- наличие значительного сектора фундаментальной науки (прежде всего, научные организации Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус, ведущие вузы);
- присутствие элементов системы проведения прикладных исследований и технологических разработок и внедрения научно-технических результатов в производство (система государственных научных центров Российской Федерации, отраслевые научные организации, корпоративная наука),
- наличие конкурентных преимуществ России в ряде важнейших технологических направлений;
- эффективную систему образования, а также практику подготовки и аттестации кадров высшей квалификации;
- наличие отдельных базовых элементов инновационной структуры - инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков (в том числе: при ведущих вузах), фондов, специализирующихся на поддержке инновационного предпринимательства, включая государственные и частные венчурные, и др.
Реализация инновационных моделей развития АПК может стать средством стимулирования инвестиций в аграрный сектор. При этом необходимо создавать целевые комплексные научные коллективы для реализации инновационных проектов, привлекая как научных сотрудников разнопрофильных НИУ, так и вузов.
Инновационные проекты должны быть обеспечены инвестициями, которые традиционно формируются как за счет заемных, так и собственных средств предприятий АПК. Собственные средства образуются за счет прибыли и амортизационных отчислений. Ныне, когда половина предприятий убыточна или низкорентабельна, возрастает роль эффективного использования фонда амортизации. Его рациональное формирование и использование может обеспечить финансирование инновационных проектов для воспроизводства техники села, обновления материальнотехнической базы АПК.
Одной из основных причин, препятствующих реализации инновационных проектов в аграрном секторе, является резкое повышение цен на сельскохозяйственную технику и как следствие - обесценивание амортизационного фонда. В условиях неконтролируемой инфляции первых лет реформирования большинство хозяйств было вынуждено использовать амортизационные накопления не по назначению; неплатежеспособность сельских товаропроизводителей обусловила падение спроса на технику и практически прекращение ее производства.
Диспаритет цен остается одной из главных причин торможения инновационной деятельности.
Резкий подъем цен на горючее, смазочные материалы и электроэнергию также вызвал рост издержек механизированных работ и снижение рентабельности сельхозпроизводства.
Недостаточны государственные инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по обновлению техники. Крайне малые средства на стимулирование разработки приоритетных видов сельхозтехники не дали заметных результатов.
Ограниченный приток заемных средств со стороны отечественных и зарубежных инвесторов объясняется их недостаточной правовой защищенностью и экономической нестабильностью страны. Эти ресурсы оказываются слишком дорогими для многих хозяйств, которые к тому же не имеют возможности гарантировать возврат кредитов.
Качество выпускаемой отечественной техники остается сравнительно невысоким: низкая наработка на отказ, высокий расход топлива и возрастающие затраты на технический сервис не компенсируются умеренной ценой; заводы-изготовители не могут активизировать НИОКР, в результате чего замедляется разработка и реализация крайне необходимых инновационных проектов.
Приобретение импортной сельхозтехники не может быть признано стратегическим направлением, так как Россия имеет положительный опыт ее массового производства, располагает незагруженными производственными мощностями и накопленными научными разработками по созданию машин нового поколения. Их использование позволило бы создать значительное количество новых рабочих мест, то есть сформировать рынок высококвалифицированного труда в сельхозмашиностроении. Поскольку расширение закупок техники за рубежом ставит страну в зависимость от импортеров запасных частей и расходных материалов, необходимо переоснащение ремонтной базы, что влечет за собой существенные неоправданные затраты. В то же время представляется обоснованным использовать новейшие блоковоузловые разработки импортной техники для создания отечественных машин, адаптированных как к при-
родно-климатическим условиям, так и к технической эксплуатации, уровню квалификации кадров, развитию ремонтной базы.
В сложившейся ситуации, когда обновление парка сельхозтехники осуществляется крайне медленно, необходима финансовая государственная поддержка в форме не только лизинга, но и путем реализации целевых государственных инновационных программ, обеспеченных финансированием.
Нам представляется, что решение проблемы организации инновационно-инвестиционной деятельности возможно на основе создания инновационных групп, объединяющих коллективы НИУ и предприятий сельхозмашиностроения, на договорной основе осуществляющих запуск в производство результатов НИОКР.
В первую очередь - это интеллектуальные инвестиции разработчика машин, а правовая база - это долгосрочный договор между производителем и разработчиком на совместное создание и производство машин. В этом случае стоимость НИОКР и финансовоэкономическое состояние разработчика зависят от конечного результата - объёма производства этих машин на заводе и реализации их на рынке.
Таким образом, механизм интеграции разработчика интеллектуальной продукции и производственных предприятий синтезирует процесс проведения интеллектуальных инвестиций, где разработчик инвестирует свою интеллектуальную продукцию в производство с целью совместного создания инновационного продукта, при этом финансово-экономическое состояние организации-разработчика напрямую зависит от конечного результата, т.е. объема производства новой продукции и дальнейшей ее реализации на рынке. Сельскохозяйственные предприятия образуют рыночный сегмент, заинтересованный в получении высокотехнологичной техники по приемлемой цене. Органы государственного управления могут обеспечивать поддержку различного рода (налоговые льготы, льготное кредитование и т.п.), решая при этом социальные задачи региона (например, создание новых рабочих мест и, соответственно, рост занятости населения).
АГРОТЕХНОПАРК «МИЧУРИНСКИЙ» КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКТОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
В.Н. Макаров, д. с.-х. н., глава г. Мичуринска-наукограда, А.Н. Квочкин, к.э.н, доц., Ю.П.Антонова, асп., Мичуринский государственный аграрный университет
Сегодня рынок пищевой промышленности в России - один из самых интенсивно развивающихся и высококонкурентных. Особая роль на нем, в настоящее время, отводится сегменту продуктов питания функционального назначения.
Под функциональными подразумеваются продукты питания, производимые из исходного сырья с повышенным содержанием биологически активных соединений (БАВ), с применением технологий, позволяющих максимально сохранить активность этих соединений или посредством добавления определённых пищевых ингредиентов биологического происхождения изменить свойства конечного пищевого продукта таким образом, что он приобретает дополнительную полезность и эффективно воздействует на укрепление здоровья человека.
Рынок функциональных продуктов питания начал активно развиваться в начале XXI в., и к 2005 г. объем продаж в данном сегменте составил около 98
млрд долл. К факторам, обуславливающим такое динамичное его развитие, следует отнести:
- активный образ жизни современного человека и расширяющийся круг факторов, вызывающих стресс, что требует укрепления иммунной системы, более качественной, биологически активной пищи;
- повышенное внимание к проблемам здоровья, здорового образа жизни и хорошего самочувствия, как фактора личного успеха в жизни;
- возрастающие требования к качеству и полезности продуктов питания;
- перенасыщенный и конкурентный рынок пищевых продуктов;
- развитие науки и инноваций что определяет прогресс в биологических, сельскохозяйственных пищевых технологиях.
При этом уже недостаточно изменений только в сфере бизнеса каждого отдельного предприятия.