Региональные проблемы. 2009. № 12
УДК 631.35:629.03
АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЯ КАК ОСНОВА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
И.В. Бумбар1, М.В. Канделя2,В.Н. Рябченко1
1 Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск;
2 ЗАО «Биробиджанский комбайновый завод «Дальсельмаш», г. Биробиджан
В статье дан анализ состояния сельскохозяйственной техники и приподняты проблемы ее развития по стране и по Дальневосточному региону с позицией обеспечения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Отражены пути активизации деятельности агропромышленного комплекса на основе развития собственной индустрии и, в частности, перспективы совершенствования сельскохозяйственной техники на ходовых системах с применением резиноармированных гусениц.
Стратегическая цель Доктрины продовольственной безопасности - это надежное обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием за счет преимущественно собственного производства, вне зависимости от изменения внешних и внутренних условий [8].
Какова обстановка по продовольственной безопасности сегодня в Российской Федерации и в регионе Дальнего Востока? Катастрофический спад агропромышленного производства в 90-е гг. XX столетия позволил правильно оценить угрожающую ситуацию и начать процесс устойчивого восстановления агропромышленного комплекса. Много сделано позитивного за последние 10 лет (особенно с 2005 г.) при реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Высокими темпами развивается животноводство, растениеводство и промышленность по производству пищевых продуктов. Укрепляется экономика сельскохозяйственных предприятий. По данным статистики, прирост продукции сельского хозяйства за предыдущее десятилетие составил 40 %.
Россия стала одним из ведущих в мире экспортеров зерна. Реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Все это позволило стабилизировать агропродо-вольственный рынок и в значительной мере обеспечить платежеспособный спрос населения на продукцию отечественного производства.
Однако возможности агропромышленного комплекса использованы далеко не полностью. Сохраняется необоснованно высокая импортная зависимость по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия (рис. 1).
Как видно из диаграммы, импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья Россией с 2000 г. постоянно возрастает и в настоящие время превысил пороговую величину продовольственной безопасности (17 %) более чем на 15 %. Данные факты свидетельствуют о существенном снижении экономической безопасности и ущемлении национальных интересов страны. При этом
Рис. 1. Импорт продовольствия и сельхозсырья Россией, млрд долл. США
импорт является уже не дополнением к собственному агропромышленному производству а становится альтернативой развитию отечественного производства, приводит к снижению возможностей его развития, то есть к спаду производства.
Самое неприятное в этой ситуации то, что рост импортных поставок в страну не обеспечивает рекомендуемые нормы потребления населением основных продуктов питания (рис. 2).
Обеспеченность основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым рациональным нормам их потребления составляет по мясу и мясопродуктам -68 %, молоку и молокопродуктам - 61 %, по производству яиц - 88 %, овощам и бахчевым - 76 %, фруктам и ягодам - 72 %, рыбе и рыбопродуктам - 56 %.
Основные причины сложившегося социально-экономического состояния агропромышленного производства как основы обеспечения продовольственной безопасности, заключаются в следующем:
- очень низкие темпы модернизации отрасли,
- неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры,
- низкая доходность сельскохозяйственного производства,
- недостаточная эффективность внешнеэкономической политики,
- дефицит квалифицированных кадров и другие факторы.
Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия в АПК предусматривается показатель «Удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов». По экспертным оценкам он должен составлять для зерна и картофеля - не менее 95 % ; молока и молокопродуктов - не менее 90 %; соли пищевой, мяса и мясопродуктов - не менее 85 %; сахара и растительного масла - не менее 80 %. Обеспечение продовольственной безопасности связано с преодолением влияния негативных факторов, которые формируют угрозу продовольственной безопасности. Важнейшим из них является значительное превышение порогового значения критерия насыщения внутреннего рынка импортной продукцией, в том числе и в отрасли сельхозмашиностроения.
Отрасль сельхозмашиностроения является самым значительным сектором российской экономики и самой важной составляющей Доктрины продовольственной безопасности. Только при наличии современной материально-технической базы агропромышленного комплекса возможно выполнение Доктрины продовольственной безопасности, которая является одной из основополагающих в системе национальной безопасности страны и затрагивает все социальные группы населения. Без собственного отечественного производства продовольствия все составляющие национальной безопасности могут быть несущественны, т.е. сведены к нулю. Сегодня в отрасли по производству машин и оборудования для АПК работает свыше 650 предприятий и организаций, на которых занято около 100 тыс. чел. По итогам 2008 г., уве-
Рис. 2. Обеспечение основными продуктами питания
дичилось производство сельскохозяйственных машин, тракторов и уборочной техники. Некоторые новые разработки по техническим параметрам не уступают зарубежным аналогам, а по экономической эффективности зачастую превосходят их. Однако доля импорта сельскохозяйственной техники сегодня очень высока и продолжает расти более высокими темпами, чем объем отечественного производства [9]. В отдельных секторах рынка зарубежная техника уже занимает доминирующее положение: доля продаж отечественных тракторов составляет 20 %, по комбайнам - 65 %. Проблемы сельхозмашиностроения в основном заключаются в низких возможностях обновления основных фондов. Данная проблема может быть оперативно решена только за счет государственной поддержки технического перевооружения предприятий и разработки новых конкурентоспособных образцов. Поэтому сейчас очень важно оказать поддержку предприятиям, разрабатывающим собственную энергосберегающую технику, перспективные машины и оборудование, соответствующие экологическим нормам.
Крайне недопустимое положение за годы экономических преобразований сложилось в отрасли сельхозмашиностроения на Дальнем Востоке. Количество тракторов и комбайнов, используемых в сельскохозяйственном производстве, снизилось на 50 % и более [1]. Единственный завод по производству зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов на гусеничном ходу «Дальсель-маш» в г. Биробиджане практически утратил свои былые производственные ресурсы. Пополнение парка тракторов, комбайнов и другой сельхозтехники производится в основном за счет её импорта.
Так, по Амурской области за 3 последних года, с 2006 по 2008 гг., сельхозпроизводителями всех форм собственности приобретено 187 тракторов различных марок, в том числе 110 импортного производства. Доля импортных тракторов составляет 59 %. Зерноуборочных комбайнов закуплено 250, из них 114 импортных. Доля импорта комбайнов- 45,6 %. Доля импорта по другим сельскохозяйственным машинам составила 32 % (290 единиц против 900).
По Еврейской автономной области (ЕАО) за этот же период преимущественно закупалась импортная техника. Доля импорта по тракторам составила 74 % (132 единицы против 178), по комбайнам 71 % (56 единиц иностранного производства против всего приобретенных 79 комбайнов).
Неблагоприятная ситуация с поступлением техники в сельскохозяйственные предприятия сложилась за этот период по Хабаровскому и Приморскому краям. В Хабаровском крае закуплено тракторов разных марок -41, комбайнов Джон-Дир - 25, комплектов для заготовки кормов - 4 и плугов - 20. Вся приобретенная техника импортная. Аналогична картина и по Приморскому краю (табл. 1).
Таблица 1
Пополнение парка сельхозтехники по регионам Дальнего Востока, 2006-2008 гг.
Регионы ДФО Приобретение техники: по импорту/всего %
Амурская область тракторов 110/187 59,0
зерноуборочных комбайнов 114/250 45,6
др. сельхозтехники 290/900 32,0
Хабаровский край тракторов 41/41 100
зерноуборочных комбайнов 25/25 100
др. сельхозтехники 24/24 100
Приморскии край тракторов 100
зерноуборочных комбайнов 100
др. сельхозтехники 100
ЕАО тракторов 110/187 74,0
зерноуборочных комбайнов 114/250 71,0
др. сельхозтехники
Согласно общепризнанным показателям ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная структура при ООН), в которую Россия вступила в 2006 г., граничная доля импорта составляет примерно 17 %.
Таким образом, по Дальнему Востоку картина перевооружения сельскохозяйственной техникой складывается явно не в пользу отечественной. Ситуацию надо менять незамедлительно, так как такая же неблагоприятная обстановка характерна и в целом для сельхозмашиностроения страны. Для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, прежде всего, необходимо изменить уровень поддержки сельхозпроизводителей и преимущественно использовать сельхозтехнику отечественного производства.
Президент союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для агропромышленного комплекса К. Бабкин («У нас есть потенциал, нужна только поддержка») привел фактические данные по объединению «Союзагромаш» (рис. 3).
Как видно из научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) компаний, с 2005 по 2008 гг. государственное участие в новых разработках сельхозтехники практически отсутствует.
В целом по Российской Федерации средний уровень бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей меньше, чем в США в 2,7 раза, по сравнению со странами ЕС меньше в 5,4 раза (рис. 4).
Однако технический потенциал по производству сельхозтехники в России по-прежнему очень высокий, несмотря на существенный спад производства техники в 90-е гг. XX века. Как показывает диаграмма (рис. 3), НИОКР с 2005 по 2008 гг. по количеству практически удвоились.
Большие технические возможности имеются и в Дальневосточном регионе. Накоплен многолетний опыт в разработке и использовании машин высокой проходимости в сложных условиях сельскохозяйственных работ. С 1960 г. завод «Дальсельмаш» освоил производство зональных уборочных машин на гусеничном ходу. В связи с частым переувлажнением почв в период уборочных работ гусеничная техника является доминирующей в Дальневосточном регионе по сравнению с колесной техникой [2, 3].
Перспективным направлением совершенствования гусеничной ходовой системы является использование резиноармированных гусениц (РАГ). Поисковые исследования машин высокой проходимости на РАГ конструкции и производства японской фирмы «Bridgestone» [3,4] выявили их значительные преимущества перед металлогусеничным движителем (МГД), особенно в плане повышения надежности гусеничной ходовой системы и всей машины в целом. Ресурс до предельного состояния РАГ в сравнении с серийными возрос в 4,5 раза (20000 км у РАГ, 4500 км у МГД). Установка РАГ на серийную ходовую систему приводит к снижению максимального давления и уплотняющего воздействия на почву [3]. Несмотря на увеличение массы, коэффициент неравномерности распределения давления ходовой системы с РАГ в 1,72. ..2,02 раза ниже, чем серийного. При этом улучшается эргономика машин, обеспечивается асфальтоход-ность и снижается техногенное механическое воздействие на почву до экологически безопасного уровня.
Ходовые системы с РАГ, как показали многочисленные исследования [3-6], могут быть использованы для навески технологического оборудования всех видов транс-портно-технологических машин в АПК, дорожно-строительной техники, машин для геологоразведки, работающих в труднопроходимых местах, машин для укладки газо-и нефтетрубопроводов и их эксплуатационного обслуживания.
По результатам испытаний, кроме отмеченных преимуществ, гусеничные ходовые системы с РАГ позволяют обеспечить:
- повышение физической и экологической проходимости на почвах с низкой несущей способностью;
- снижение максимального давления и уплотняю-
Рис. 3. Количество новых разработок сельскохозяйственной техники «Союзагромаш»
Норвегия ЕС СТТТ А Россия Австралия
Рис. 4. Уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей (в пересчете на 1 руб. произведенной продукции, коп.)
щего воздействия на почву более чем в 2 раза по сравнению с металлической гусеницей.
- уменьшение вибронагруженности и шума, что обеспечивает увеличение срока службы узлов ходовой системы и агрегатов машины;
- снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта ходовой системы и обеспечение её ресурса не менее 10-12 лет.
На рис. 5 представлены опытные образцы мобильных транспортно-технологических машин на гусеничном ходу. Всего за годы своего существования ГСКБ завода « Далъселъмаш» было разработано и испытано более 40 моделей уборочно-транспортной, транспортно-техноло-гической и другой специальной техники на гусеничных ходовых системах.
Сегодня усилия дальневосточных ученых, конструкторов и инженеров направлены на производство, совершенствование конструкции и эксплуатации комплекса зональных машин нового поколения с использованием РАГ. Для того, чтобы активнее задействовать высокопроходимую технику собственного российского производства в решении первоочередных задач экономического и социального развития Дальневосточного Федерального округа (ДФО), она должна быть современной и конкурентоспособной. Решать эти задачи путём вложения средств бизнес-спонсоров нереально, так как бизнес требует краткосрочной отдачи. Необходима серьёзная Государственная поддержка сохранившегося потенциала по производству и опытно-конструкторским разработкам гусеничных ходовых систем в г. Биробиджане.
В период стагнации бывшего завода « Дальсельмаш» ныне действующее на его производственных мощностях ЗАО «БКЗ Дальсельмаш» не только сохранило свой потенциал в виде НИОКР (рис. 5), но продолжает совершенствовать гусеничные ходовые системы. Биробиджанский комбайновый завод «Дальсельмаш» по хоздоговору с управлением сельского хозяйства при администрации Амурской области в 2003-2005 гг. разработал модернизированную конструкцию нового ведущего моста гусеничной ходовой системы, изготовил рисосоезерновой комбайн на резиноармированных гусеницах [4, 5]. Сегодня преемник ЗАО «Биробиджанский комбайновый завод Дальсельмаш» работает с использованием в пределах 5 % имеющегося научно-производственного потен-
циала, но продолжает разработку принципиально новой резиноармированной полугусеничной системы и для уборочно-транспортных машин (рис. 6), и для колесных тракторов (рис. 7).
В настоящие время ещё есть возможность, чтобы исправить ситуацию в развитии отечественного агропромышленного машиностроения. Следует безотлагательно обеспечить целевое финансирование в рамках Федеральной целевой программы отечественных НИОКР на заводе «Дальсельмаш». Только в этихусловиях наукоемкая продукция завода позволит возродить собственные производительные силы АПК региона и сохранить интеллектуальную собственность, что является очень важным для социально-экономического развития Дальнего Востока и обеспечения в целом национальной безопасности России.
Прежде всего необходимо безотлагательно расширить практику предоставления льготных амортизационных отчислений, льготных кредитов на разработку и внедрение отечественной агропромышленной техники, а так же льготное кредитование хозяйств всех форм собственности на приобретение отечественной техники. При этом следует использовать преимущества взаимовыгодной технико-технологической кооперации с ведущими зарубежными машиностроительными корпорациями. Обеспечивать и поддерживать импорт техники и оборудования, не имеющих аналогов в России.
Первые самостоятельные шаги для взаимовыгодного импорта ЗАО «БКЗ Дальсельмаш» уже делает. С 2005 г. заключен договор с заводом РТИ г. Ханчжоу (Китай). По этому договору в г. Биробиджан поставлено 10 цельногусеничных и 20 полугусеничных комплектов РАГ. Комбайны на цельногусеничных и полугусеничных РАГ успешно прошли государственные испытания и рекомендованы в серийное производство. В частности, по полугусеничным ходовым системам [7] Амурская МИС сделала следующие выводы и рекомендации.
Государственными приемочными испытаниями шасси полугусеничного на резиноармированных гусеницах установлено, что оно хорошо монтируется на комбайне «Енисей КЗС-958» взамен пневматических колес. Комбайн, оборудованный шасси, хорошо выполняет технологический процесс на уборке сои за счёт устойчивости работы жатки и достижения более низкого среза.
Шасси имеют высокие показатели готовности, коэффициент готовности равен 1.
Годовой приведённый эффект составил 175362 руб. Срок окупаемости дополнительных капиталовложений -1,75 лет. В дождливые годы шасси позволит вести уборочные работы на полях с переувлажнённой почвой, что значительно повысит его экономическую эффективность.
Это направление деятельности завода следует безотлагательно поддержать на государственном уровне и принять меры к размещению государственного заказа для производства агропромышленной техники на РАГ для удовлетворения собственных потребностей АПК и для строительства и эксплуатации нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО) и других нефтегазопро-
Кузов - перегрузчик КП - 6. Перегрузка вперед и назад
Комбайн зерноуборочный „Енисей” КЗС 954 на резиноармированноых гусеницах
Кормоуборочный комбайн Е-281 (ГДР) на гусеничном ходу
Стогометатель СНГ - 60 на шасси ГШ - 75
Гусеничная ходовая система с пневмотраками
Ходовая система на резиармированных гусеницах.
„Нептун - 3” дождевальная установка на шасси ГШ - 75
Гусеничный самоходный пресс-подборщик с платформой
Универсальное энергосрсдство на резиноармированных гусеницах
Энергосредство. Обработка почвы, внесение удобрений и посев
КЗС-ЗГ „Русь”
Кормоу б ороч н ы й комба й н „Амур-680”
Стогометатель с поворотом стрелой и грейдером
Самоходный кормоуборочный комбайн КСГ-Ф-70
Салон бытовой самоходный СБС-12
Рис. 5. Самоходные транспортно-технологические машины на гусеничном ходу разработки завода «Дальсельмаш»
Рис. 6. Зерноуборочный комбайн на полугусеничном шасси с РАГ
водов. Такие меры будут способствовать развитию собственно индустрии в России и, в частности, на Дальнем Востоке, возродят интерес хозяйственников к собственной технике, активизируют агропромышленную и транспортную инфраструктуру для экономического и социального развития региона и для подъема благосостояния людей.
Выводы:
1. Для обеспечения Доктрины продовольственной безопасности РФ и активизации деятельности АПК на Дальнем Востоке необходимо активно развивать собственную агропромышленную индустрию, в том числе с выходом на экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
2. Целесообразно обеспечить государственную целевую поддержку заводу ЗАО «БКЗ Дальсельмаш» и сохранить его производственную структуру, как крайне необходимую для народного хозяйства Дальневосточного региона.
3. Необходимо незамедлительно рассмотреть возможность размещения заказов для АПК Дальнего Востока и рисосеющих регионов Российской Федерации на производство уборочно-транспортной и другой специальной техники для обеспечения сельскохозяйственных и особенно уборочных работ в период частого переувлажнения почв, а так же на разработку и производство строительных и транспортно-эксплуатационных машин высокой проходимости для обеспечения строительства и эксплуатации нефтегазопроводов и, в частности, нефтепровода вето.
Рис. 7. Трактор Т-150—/Г на четырёхзвенном шасси срезиноарлшрованньши гусеницами
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лазарев В.И. Разработка эксплуатационно-техноло-гических испытаний зерноуборочных комбайнов в Амурской области. Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 2008. С. 54-67.
2. Бумбар И.В. Уборка сои. Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 2006.258 с.
3. Канделя М.В. Исследование и обоснование технического уровня различных типов гусеничных ходовых систем уборочно-транспортных машин: дисс. канд. техн. наук. Биробиджан, 1997.162 с.
4. Емельянов А.М., Канделя М.В., Липкань A.B., Ряб-ченко В.Н. .Разработка движителя с резиноармированными гусеницами // Техника в сельском хозяйстве. 2001. №2. С. 14-16.
5. Емельянов А.М. Гусеничные уборочные машины: монография. Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 2007. 247 с.
6. Канделя М.В. Применение высокопроходимой техники в условиях строительства и эксплуатации газо-нефтепровода на Дальнем Востоке // сб. материалов III межрегион. науч.-пракгич. конф. (с международным участием). Хабаровск, 2006. С. 33-36.
7. Протокол№ 02-10-01 (4010271) приемочных испытаний шасси полугусеничного на резиноармированных гусеницах ШПР 00.00.000. с. Зелёный Бор, 2007. 54 с.
8. Ушачёв И.Н. Основные положение Доктрины продовольственной безопасности РФ. Промышленник России. М., 2009.
9. Оболонцев И.М. Кризис как отправная точка для нового этапа развития. Промышленник России. М., 2009.
In this work we represent the analysis of the condition and problems of a g>-i cultural machinery development in the country and in the Russian Far East from the point of view of the Russian Federation food safety doctrine. The ways of stimulating the agricultural-industrial complex are to be achieved on the basis of domestic industry development and, in particular, making improvements in agricultural machinery on running systems, using the rubber reinforced caterpillars.