УДК 316.773.4
Формирование медиакомпетентности работника в условиях развития медиакультуры
А.В. Фирсов
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова,2А e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются сущность и содержание медиакультуры, ее роль и значение в современном обществе. Выделены положительные и отрицательные черты информатизации общества. Важнейшим качеством личности названа медиакомпетеность, а условием развития личности - медиаобразование.
Ключевые слова: информационная культура, медиакультура, медиакомпетеность, медиаобразование.
Развитие информационно-коммуникационной среды, в том числе медиаиндустрии, рекламного бизнеса и издательско-полиграфической деятельности, обусловлено следующими факторами:
• информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью общественной жизни [1];
• доминирует сфера услуг как главная сфера экономики;
• происходит аккумулирование нового знания как основного фактора развития [2];
• развиваются новые методы производства и распространения контента [1];
• трансформируется медиапотребление - возрастают информационные потребности, а также количество и качество средств удовлетворения этих потребностей.
157
Роль медиакультуры в обществе растет высокими темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах. Интенсивное развитие медиакультуры на основе технических средств - кабельное и спутниковое ТВ, видео, кино, компьютерные каналы и т.д. - активно влияет на общественное сознание, культурные и образовательные контакты.
К элементам медиакультуры относятся: культура передачи и восприятия информации; уровень развития личности, способной работать с медиатекстом, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа.
Особое значение имеет исследование факторов формирования и развития отечественной медиакультуры, позволяющих выявить тренды медиапотребления. Необходимо изучить медиакультурные факторы развития форм существования контента [3].
Исследованы тенденции формирования и развития отечественной медиакультры, тренды медиапотребления, медиакультурные факторы трансляции нового социального опыта, позволяющие выяснить принципы и правила самоидентификации личности, реализуемые через журнальную периодику.
Ситуационный и ретроспективный анализ медиакультурных процессов позволяет определить потенциал отечественной медиаиндустрии в условиях глобального, коллективного, голографического, выполненного на сверхновых версиях мобильных смартфонов, обеспечивающих технологии удаленного доступа, масс-медиа и развлечений [4, 5].
Генезис медиакультуры определяется совокупностью информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности.
Повышается социальная значимость научной, образовательной и культурно-просветительской деятельности, адаптированной к современным трендам развития медиакультуры [6].
Важнейшим качеством личности является медиакомпетентность, а актуальной проблемой современного медиарынка - ее формирование.
Условием всестороннего развития личности является медиаобразование. Ставится задача реализации знаниево-предметной и ком-петентностной концепций образования.
Качественные изменения, связанные с информатизацией общества, определяют не только экономико-социальную и политическую жизнь, но и духовную сторону развития общества - моральные ценности и мировоззренческие ориентиры, развитие духовного потенциала личности [7, 8].
158
По словам Н.Б. Кирилловой и Н.М. Амосова, информация оставляет след во всех сферах жизнедеятельности человека и воздействует на его образ жизни, ценностные установки и коммуникации [9].
И здесь решающая роль отводится культуре. «...Любая социальная организация существует как целостность до тех пор, пока в ней существует определенная система ценностей и социальный механизм, воспроизводящий ее культуру и социальный ресурс» [10].
Необходимость культурологического подхода к общественной жизни стала острой в эпоху информатизации общества как техникосоциокультурного процесса. Появились противоречия между динамичным миром информатизации и установками культурного потенциала общества. Это привело к изменению культурных ориентиров, что повлекло за собой изменения в других областях человеческой деятельности.
Информатизация приводит к формированию культуры нового типа. И.К. Корнилов формулирует задачу: «в сфере социального управления необходимо управление не только классическими процессами: финансовыми, образовательными интеллектуальными и др., но и наиболее актуальными на сегодняшний день - информационными» [11].
В социокультурном смысле информационная культура это совокупность принципов, обеспечивающих новые формы связей без личного присутствия в режиме диалога, новый образ жизни на базе использования информации, т.е. построение новой информационной картины мира. В таком контексте информационная культура выступает как способ жизнедеятельности человека в информационном пространстве.
В то же время, отечественные ученые (Л.А. Глазырина, С.И. Колбышева и др.) рассматривают пространство медиа как средство:
• манипуляции личностью, приводящей к проблемам инфан-телизации, невротизации сознания, выхолащивания этических и эстетических норм, разрушения системы ценностей в социуме [12]. Р. Барт называет современные медиа мифами, выполняющими функции маскировки действительности [13];
• инструментализации и психоэксплуатации личности, проявляющихся в проблеме типологизации сознания;
• фрагментации сознания личности, проявляющейся в искажении и нарушении целостности знания;
• рационализации сознания личности, вытесняющей постепенно эмоциональную составляющую жизнедеятельности, ограничивающей свободу мышления и действий человека;
• техницизации мышления человека, проявляющейся в рассудочном, прагматичном поведении (техницистскому мышлению чужды мудрость и ответственность);
• развлечения, следствием которого является проблема свободного времени, решаемая с помощью СМИ и индустрии развлечений, предлагаемых СМИ;
159
• познания, несущего информацию самого широкого спектра - о мире, человеке, себе;
• формирования индивидуального смыслового образа «реального мира», так как пространство тесНэпостоянно трансгрессирует - вступает в отношения взаимодействия с окружающим миром, генерируя тем самым новые смыслы, транслируемые посредством функциональной системы медиа» [13].
Наиболее успешные организации сегодня рассматриваются как «интеллектуальные» или «обучающиеся», которые быстро адаптируются к изменениям, своевременно и эффективно отвечая на вызовы внешней среды.
В Гамбургской декларации отмечается, что новые требования, предъявляемые обществом и сферой труда, обусловливают необходимость обновления знаний на протяжении всей жизни», обучения по принципу «образование через всю жизнь» (LLL - Long Life Lerning).
Библиографический список
1. Гейл Л. Кросс-медийные системы в полиграфии и издательском деле. Организация бизнеса: пер. с англ. Н. Романова. - М.: ЦАПТ. - 2007. - 196 с.
2. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.: Изд-во МГУ. - 1999. - 208 с.
3. Негодаев И.А. Информатизация культуры: монография. -Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга». - 2003. - 320 с.
4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат. - 1991. - 287 с.
5. Раттан К. Кросс-медийные системы в полиграфии и издательском деле. Выбор стратегии: пер. с англ. Н. Романова. - М.: ЦАПТ, 2007. - 197 с.
6. Кириллова Н.Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал. - 2011. - № 4. И11р://шшш.сгдоигпа1.ги(дата обращения 25.12.2014).
7. Ежегодный международный доклад «The Millennium Project. Состояние будущего. Перспектива 2011-2050» // http: // futureview.ru. - 2011.
8. Фирсов А.В. Становление креативного менеджмента в условиях информационной экономики XXI века // Полиграфист. -2013. - № 60. - С. 70.
9. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический проспект. - 2005. - 448 с.
10. Франчук В.И. Основы современной теории обществ. Междунар. акад. орг. наук, Ин-т орг. систем. - М.: Ин-т орг. систем. -2001. - С. 70.
160
11. Корнилов И.К. Развитие управленческого ресурса организации в условиях информационного общества // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2011. -№ 6. - С. 164.
12. Глазырина Л.Д., Колбышева СИ. Основы медиатизации: значение media в социокультурном пространстве // Проблемы управления. - 2009. - № 3 (32). - С. 218.
13. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: пер. с англ. - М.: Прогресс. - 1994. - 615 с.
161