Научная статья на тему 'Формирование медиакомпетентности работника в условиях развития медиакультуры'

Формирование медиакомпетентности работника в условиях развития медиакультуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАКОМПЕТЕНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION CULTURE / MEDIA CULTURE / MEDIAKOMPETENOST / MEDIA EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсов А.В.

В статье рассматриваются сущность и содержание медиакультуры, ее роль и значение в современном обществе. Выделены положительные и отрицательные черты информатизации общества. Важнейшим качеством личности названа медиакомпетеность, а условием развития личности - медиаобразование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of media competence of the worker in the conditions of development of media culture

In article the essence and the content of media culture, its role and value in modern society are considered. Positive and negative lines of informatization of society are marked out. The mediakompetenost, and a condition of development of the personality media education is called the most important quality of the personality.

Текст научной работы на тему «Формирование медиакомпетентности работника в условиях развития медиакультуры»

УДК 316.773.4

Формирование медиакомпетентности работника в условиях развития медиакультуры

А.В. Фирсов

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова,2А e-mail: datcom@mail.ru

В статье рассматриваются сущность и содержание медиакультуры, ее роль и значение в современном обществе. Выделены положительные и отрицательные черты информатизации общества. Важнейшим качеством личности названа медиакомпетеность, а условием развития личности - медиаобразование.

Ключевые слова: информационная культура, медиакультура, медиакомпетеность, медиаобразование.

Развитие информационно-коммуникационной среды, в том числе медиаиндустрии, рекламного бизнеса и издательско-полиграфической деятельности, обусловлено следующими факторами:

• информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью общественной жизни [1];

• доминирует сфера услуг как главная сфера экономики;

• происходит аккумулирование нового знания как основного фактора развития [2];

• развиваются новые методы производства и распространения контента [1];

• трансформируется медиапотребление - возрастают информационные потребности, а также количество и качество средств удовлетворения этих потребностей.

157

Роль медиакультуры в обществе растет высокими темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах. Интенсивное развитие медиакультуры на основе технических средств - кабельное и спутниковое ТВ, видео, кино, компьютерные каналы и т.д. - активно влияет на общественное сознание, культурные и образовательные контакты.

К элементам медиакультуры относятся: культура передачи и восприятия информации; уровень развития личности, способной работать с медиатекстом, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа.

Особое значение имеет исследование факторов формирования и развития отечественной медиакультуры, позволяющих выявить тренды медиапотребления. Необходимо изучить медиакультурные факторы развития форм существования контента [3].

Исследованы тенденции формирования и развития отечественной медиакультры, тренды медиапотребления, медиакультурные факторы трансляции нового социального опыта, позволяющие выяснить принципы и правила самоидентификации личности, реализуемые через журнальную периодику.

Ситуационный и ретроспективный анализ медиакультурных процессов позволяет определить потенциал отечественной медиаиндустрии в условиях глобального, коллективного, голографического, выполненного на сверхновых версиях мобильных смартфонов, обеспечивающих технологии удаленного доступа, масс-медиа и развлечений [4, 5].

Генезис медиакультуры определяется совокупностью информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности.

Повышается социальная значимость научной, образовательной и культурно-просветительской деятельности, адаптированной к современным трендам развития медиакультуры [6].

Важнейшим качеством личности является медиакомпетентность, а актуальной проблемой современного медиарынка - ее формирование.

Условием всестороннего развития личности является медиаобразование. Ставится задача реализации знаниево-предметной и ком-петентностной концепций образования.

Качественные изменения, связанные с информатизацией общества, определяют не только экономико-социальную и политическую жизнь, но и духовную сторону развития общества - моральные ценности и мировоззренческие ориентиры, развитие духовного потенциала личности [7, 8].

158

По словам Н.Б. Кирилловой и Н.М. Амосова, информация оставляет след во всех сферах жизнедеятельности человека и воздействует на его образ жизни, ценностные установки и коммуникации [9].

И здесь решающая роль отводится культуре. «...Любая социальная организация существует как целостность до тех пор, пока в ней существует определенная система ценностей и социальный механизм, воспроизводящий ее культуру и социальный ресурс» [10].

Необходимость культурологического подхода к общественной жизни стала острой в эпоху информатизации общества как техникосоциокультурного процесса. Появились противоречия между динамичным миром информатизации и установками культурного потенциала общества. Это привело к изменению культурных ориентиров, что повлекло за собой изменения в других областях человеческой деятельности.

Информатизация приводит к формированию культуры нового типа. И.К. Корнилов формулирует задачу: «в сфере социального управления необходимо управление не только классическими процессами: финансовыми, образовательными интеллектуальными и др., но и наиболее актуальными на сегодняшний день - информационными» [11].

В социокультурном смысле информационная культура это совокупность принципов, обеспечивающих новые формы связей без личного присутствия в режиме диалога, новый образ жизни на базе использования информации, т.е. построение новой информационной картины мира. В таком контексте информационная культура выступает как способ жизнедеятельности человека в информационном пространстве.

В то же время, отечественные ученые (Л.А. Глазырина, С.И. Колбышева и др.) рассматривают пространство медиа как средство:

• манипуляции личностью, приводящей к проблемам инфан-телизации, невротизации сознания, выхолащивания этических и эстетических норм, разрушения системы ценностей в социуме [12]. Р. Барт называет современные медиа мифами, выполняющими функции маскировки действительности [13];

• инструментализации и психоэксплуатации личности, проявляющихся в проблеме типологизации сознания;

• фрагментации сознания личности, проявляющейся в искажении и нарушении целостности знания;

• рационализации сознания личности, вытесняющей постепенно эмоциональную составляющую жизнедеятельности, ограничивающей свободу мышления и действий человека;

• техницизации мышления человека, проявляющейся в рассудочном, прагматичном поведении (техницистскому мышлению чужды мудрость и ответственность);

• развлечения, следствием которого является проблема свободного времени, решаемая с помощью СМИ и индустрии развлечений, предлагаемых СМИ;

159

• познания, несущего информацию самого широкого спектра - о мире, человеке, себе;

• формирования индивидуального смыслового образа «реального мира», так как пространство тесНэпостоянно трансгрессирует - вступает в отношения взаимодействия с окружающим миром, генерируя тем самым новые смыслы, транслируемые посредством функциональной системы медиа» [13].

Наиболее успешные организации сегодня рассматриваются как «интеллектуальные» или «обучающиеся», которые быстро адаптируются к изменениям, своевременно и эффективно отвечая на вызовы внешней среды.

В Гамбургской декларации отмечается, что новые требования, предъявляемые обществом и сферой труда, обусловливают необходимость обновления знаний на протяжении всей жизни», обучения по принципу «образование через всю жизнь» (LLL - Long Life Lerning).

Библиографический список

1. Гейл Л. Кросс-медийные системы в полиграфии и издательском деле. Организация бизнеса: пер. с англ. Н. Романова. - М.: ЦАПТ. - 2007. - 196 с.

2. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.: Изд-во МГУ. - 1999. - 208 с.

3. Негодаев И.А. Информатизация культуры: монография. -Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга». - 2003. - 320 с.

4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат. - 1991. - 287 с.

5. Раттан К. Кросс-медийные системы в полиграфии и издательском деле. Выбор стратегии: пер. с англ. Н. Романова. - М.: ЦАПТ, 2007. - 197 с.

6. Кириллова Н.Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал. - 2011. - № 4. И11р://шшш.сгдоигпа1.ги(дата обращения 25.12.2014).

7. Ежегодный международный доклад «The Millennium Project. Состояние будущего. Перспектива 2011-2050» // http: // futureview.ru. - 2011.

8. Фирсов А.В. Становление креативного менеджмента в условиях информационной экономики XXI века // Полиграфист. -2013. - № 60. - С. 70.

9. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический проспект. - 2005. - 448 с.

10. Франчук В.И. Основы современной теории обществ. Междунар. акад. орг. наук, Ин-т орг. систем. - М.: Ин-т орг. систем. -2001. - С. 70.

160

11. Корнилов И.К. Развитие управленческого ресурса организации в условиях информационного общества // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2011. -№ 6. - С. 164.

12. Глазырина Л.Д., Колбышева СИ. Основы медиатизации: значение media в социокультурном пространстве // Проблемы управления. - 2009. - № 3 (32). - С. 218.

13. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: пер. с англ. - М.: Прогресс. - 1994. - 615 с.

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.