УДК 070.1(476)
А. А. Богданова, Л. И. Петрова
Белорусский государственный технологический университет
СИСТЕМА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В статье рассматриваются особенности влияния современных средств массовой информации на воспитание и образование молодежи, значение интернета и интернет-СМИ в современном обществе. Дается характеристика такого понятия, как интернет-журналистика.Рассказывается об обширности сети и о росте ее аудитории. Анализируется воздействие интернета на формирование личности молодежи. Описываются существующие способы коммуникации в интернете, а также коммуникационная модель «источник - сообщение - получатель». Показывается, какие недостатки существуют в современном медиаобразовании. Делается акцент на роль преподавателей в этой области. В статье говорится о необходимости введения новшеств в медиаобразова-тельные технологии. Описываются недопустимые темы в средствах массовой информации, а также их влияние на воспитание не только молодежи, но и человека в целом. Указано, к каким изменениям привело проявление новых технологий в процессах человеческого общения и поведения. Рассматриваются различные сферы влияния современных электронных средств массовой информации на личность. Информационные потребности молодежи выставлены на передний план как основное направление развития молодежных интернет-СМИ. Показывается негативное воздействие современных средств массовой информации на молодое поколение, а также необходимость поиска новых путей развития медиаобразованности.
Ключевые слова: интернет-СМИ, медиаобразование, молодежь, компьютерные сети, медиакультура, электронные СМИ, личность, нравственность, журналистика, воспитание.
A. A. Bogdanova, L. I. Petrova
Belarusian State Technological University
THE SYSTEM OF MEDIA EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN THE REPUBLIC OF BELARUS
The article examines the peculiarities of the influence of modern mass media on the upbringing and education of young people, the importance of the Internet and Internet media in modern society. A characteristic of such a concept as Internet journalism is given. It is told about the vastness of the network and about the growth of its audience. The impact of the Internet on the formation of the personality of young people is analyzed. The existing methods of communication on the Internet, as well as the communication model "source - message - recipient" are described. It shows what disadvantages exist in modern media education. The emphasis is placed on the role of teachers in media education. The article speaks about the need to introduce innovations in media education technology. Unacceptable topics are described in the mass media, as well as their influence on the upbringing of not only young people, but also of the person as a whole. It is indicated to what changes the manifestation of new technologies in the processes of human communication and behavior led. Various spheres of influence of modern electronic media on the personality are considered. Information needs of youth are on the forefront as the main direction of development of youth Internet media. The negative impact of modern media on the younger generation is shown, as well as the need to search for new ways of developing media education.
Key words: internet mass-media, media education, youth, computer networks, media culture, electronic media, personality, morality, journalism, education.
Введение. Динамика, с какой меняется современный мир, такова, что общество едва успевает фиксировать те социальные сдвиги, которые влекут за собой глубинные трансформации в сознании и структуре личности. Особенно стремительно меняется медиасреда и ее взаимодействие с индивидом. В современном медиа-пространстве по-новому складываются отношения всех участников процесса коммуникации. Трансформируются традиционные роли и стратегии, смещаются векторы развития. Осо-
бенно чутко на происходящее реагирует молодежная аудитория. Как наиболее мобильная и подвижная она быстро меняет свои медиапред-почтения и конструирует свою медиареаль-ность. Этому способствует коммерциализация средств массовой информации, которая вытесняет молодежную аудиторию с ее интересами на периферию медиарынка. Сегодня СМИ в значительной степени утратили воспитательную функцию, сменив ее на функции развлечения и удовлетворения потребностей.
Отмечая всепроникающий характер современных СМИ и их экономическую заинтересованность в «легкой» аудитории, общество сегодня обеспокоено сложившейся ситуацией и все громче заявляет о противоречии своих интересов и интересов медиаиндустрии. Этот конфликт, выраженный в несоответствии медийного спроса предложению, породил проблемную ситуацию, которая может быть преодолена с помощью нестандартных решений.
Сегодня вряд ли стоит рассчитывать на то, что СМИ в ближайшее время повернутся лицом к молодежной аудитории. Здесь мы имеем в виду не потакание лежащим на поверхности примитивным потребностям и человеческим слабостям, а соответствие проявленным и непро-явленным интересам молодежной аудитории в социально значимой информации, а также запросы общества на формирование личности в соответствии с гуманистическими идеалами и ценностями.
Чтобы повлиять на ситуацию и получить положительный результат, целесообразно подойти к проблеме с другого конца — попытаться изменить отношения между аудиторией и СМИ. Оптимизация этих отношений может произойти через реформирование не СМИ, а аудитории. Одним из эффективных способов такого вмешательства является медиаобразова-ние аудитории, от разработки, реализации и развития технологий которого во многом зависит будущее и СМИ, и молодежи.
Медиаобразование как набор средств и методов обучения молодежи самостоятельному восприятию продуктов медийного производства сегодня как никогда актуально. Это умение поставить СМИ на службу людям, извлекать из них наиболее ценное, а также активно участвовать в создании собственных медиапродуктов.
С помощью медиаобразования молодежь сможет, критически оценивая работу журналистов, отличая миф от реальности, понимая природу манипуляций, осмыслить и сформулировать свои мироощущения и осознанно предъявить свои запросы медиаотрасли.
В сфере массмедиа возникает новая медиа-образовательная концепция, в рамках которой речь идет об усилении влияния аудитории на средства массовой информации в целом и на журналистику в частности. Соответственно возникает проблема медиаобразования молодежной аудитории, ее самоидентификации и самопроявления. Этот процесс может происходить в условиях взаимного повышения медиакомпетентности, медиаграмотности потребителей и производителей информационного продукта, когда меняется в первую очередь сама аудитория, а затем, естественно и эволюционно, меняются и СМИ.
Реализация функции медиаобразования позволяет СМИ гармонизировать свои отношения с аудиторией. В свою очередь молодежная аудитория приобретает способность профессионального выражения своих интересов, с которыми вынуждены будут считаться СМИ.
Медиаобразование — это новая парадигма существования СМИ, особая социальная функция, которая может быть реализована только совместными усилиями журналистского сообщества, социально ответственного бизнеса, власти, гражданского общества в целом.
Основная часть. С развитием глобальных информационных сетей в белорусском образовании наметились новые векторы развития, связанные с глобальными социокультурными процессами. Об этом говорится в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., где главной целью развития культуры выступает доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам государственных, музейных, библиотечных и других фондов культуры, а также интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социокультурных процессов [1].
Имена белорусских исследователей киноискусства М. Р. Жбанкова, А. А. Карпиловой, О. Ф. Нечай, И. В. Сукманова в России, да и в других странах СНГ, известны достаточно давно. Стоит вспомнить хотя бы написанное О. Ф. Не-чай учебное пособие для педагогических вузов по основам киноискусства [2]. В постсоветскую эпоху интерес белорусских исследователей к киноискусству да и медиакультуре в целом продолжает оставаться достаточно высоким.
Ведущими теоретическими концепциями белорусских исследователей в последние годы выступают теория развития критического мышления, культурологическая, эстетическая, практическая, социокультурная теории медиаобра-зования.
На одно из первых мест белорусскими ме-диапедагогами выдвигаются задачи развития критического мышления аудитории, эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами и материалами медиакультуры, освоение социокультурного поля медиакультуры. Как можно заметить, данные позиции достаточно близки с подходами многих российских медиа-педагогов, выдвигающих в качестве основных синтез нескольких теоретических медиаобразо-вательных концепций.
Важная роль в медиаобразовательном процессе принадлежит и развитию критического мышления аудитории, развитию понимания «возможностей медиавоздействий и медиаманипу-
ляций». Л. Д. Глазырина и С. И. Колбышева также в качестве одной из ключевых идей освоения медиапространства выделяют развитие самостоятельного критического мышления. Исследователи резонно полагают: «именно человек должен определять направление, характер и содержание процесса информатизации, выступать «заказчиком» новых информационных технологий и услуг. Для этого сначала необходимо научиться мыслить, не утратив в техногенном мире интеллектуально-эмоционального и духовно-нравственного напряжения» [2].
Синтез социокультурных и эстетических теоретических концепций также представлен в трудах белорусских медиаисследователей: «осознание общественными структурами, особенно, педагогической общественностью, необходимости формирования навыков аудиовизуального восприятия позволит активизировать процесс формирования нового, соответствующего времени аудиовизуального (экранного) мышления современного человека, необходимого ему для успешной социализации в обществе» [2].
Философско-методологическим и теоретическим подходам к феномену медиакультуры в целом и перспективам медиаобразования в Белоруссии в частности посвящен ряд трудов белорусских исследователей, представленных в научной периодике, в сборниках трудов международных научных конференций и т. д.
К примеру, С. И. Колбышевой в статье «Образовательный и воспитательный потенциал экранной культуры» анализируется сущность экранной культуры в исторической репрезентации, прослеживается ее взаимосвязь с техническими артефактами и социальными условиями развития информационного общества. Автором определяются основные группы потребностей современного человека, реализуемые посредством киноискусства, — индивидуально-личностные, социальные и идеальные. «Данные группы потребностей, — подчеркивает С. И. Колбышева, — реализуются благодаря возможностям кино, выражающимся в ряде функций: информативной, познавательной, образовательной, коммуникативной, социальной, гносеологической, компенсаторно-развлекательной, креативной, художественно-развлекательной, прогностической» [3].
Значительный вклад в разработку методологического инструментария медиаобразования (проблемы осмысления медиа, медиакультуры, развития современного информационного общества и т. д.) внесли научные дискуссии, состоявшиеся в ряде международных научных конференций, организованных под эгидой Национальной академии наук Беларуси Институтом философии (Минск). Так, наиболее актуальными представляются исследования И. А. Шебано-
вой, изучающей тенденции информационного общества в Республике Беларусь, Д. М. Широ-канова, рассматривающего сетевые трансформации в структуре социальной динамики и др.
Также белорусскими исследователями рассматриваются вопросы медиатеории и медиа-практики в контексте гендерных исследований. Например, Н. П. Хозяева полагает, что «заэк-ранное киберпространство все чаще оказывается реальней самой действительности, в которой мы живем», в связи с чем «медиапрактика становится неотъемлемой частью нас самих. Точки пересечения медиатеории и медиапрактики возникают как опыт рефлексии и следующая за этим необходимость неотставания и непотери себя в современном мире как попытка сохранить свою идентичность» [4].
Анализируя влияние новых форм медиап-рактики, основанных на использовании новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ — интернет, мобильная и спутниковая связь и др.), на процессы трансформации идентичности современной женщины, Н. П. Хозяева освещает опыт социально значимых электронных ресурсов, созданных в Беларуси. Данные электронные ресурсы представляют собой медиаинициативу по формированию партнерства женских неправительственных организаций в Беларуси для расширения коммуникации, обмена информацией и т. д. Среди этих ресурсов — «Солнечный свет надежды» (sunlight.iatp.by), а также «Белорусская женская сеть» (belwomnet.iatp.by).
В центре внимания другого белорусского исследователя Л. Д. Глазыриной — вопросы особенностей процесса информатизации общества, информации как социокультурного феномена. Особое значение автор отводит определению места и роли человека в освоении медиапро-странства, проблеме выживаемости человека в техногенной цивилизации, сохранения целостности личности человека как биосоциальной структуры, проблеме коммуникативного единства человечества. Так, автором подчеркивается, что «основным действующим лицом процесса информатизации становится интеллектуальный работник («когнитариат»), обладающий не только профессиональным мастерством, но умеющий квалифицированно и эффективно работать с более сложной и разнообразной информацией». Необходимо отметить, что Л. Д. Глазыриной затрагиваются очень важные вопросы, связанные с отбором информации, что, как известно, является одной из важнейших задач концепции медиаобразования, определенных в рекомендациях, принятых ЮНЕСКО.
Различные проблемы медиаобразования рассматривались и на других научных форумах,
состоявшихся в Беларуси. Например, в Минске прошла международная научно-практическая конференция «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом». На этой конференции были представлены доклады по проблемам развития медиаобразования в Беларуси: о его внедрении в высшей школе, перспективах дистанционного образования и т. д.
Международная научно-практическая конференция «Региональные СМИ: традиции, поиски, перспективы» состоялась 21-22 мая 2009 г. в Государственном университете имени Янки Купалы (Гродно). Проблемы медиапедагогики на данной конференции были представлены на секции «Массмедиа и образование», где выступили журналисты-практики, преподаватели вузов.
Наиболее активно научные разработки в области медиаобразования представлены в исследованиях Белорусского государственного педагогического университета (Минск), Гродненского государственного университета и других вузов Беларуси. Их исследования включают широкий спектр проблем медиаобразования, в том числе касающихся и практического использования медиа в образовательном процессе. Например, в своей работе «Использование дистанционного обучения для поддержки очного образования» Е. А. Гриневич осветил опыт преподавателей кафедры «Экономическая информатика» факультета предпринимательства и управления Белорусского государственного аграрного технического университета, которыми была предпринята попытка использования системы дистанционного обучения МооШе при самостоятельной подготовке студентов по учебному курсу «Прикладные системы обработки информации» [5]. Важным, на наш взгляд, вкладом в разработку инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс вуза стало использование творческих проектов при изучении учебного материала.
Использование проектных технологий уже достаточно давно позитивно зарекомендовало себя в практике школьного и вузовского ме-диаобразования. Если, к примеру, говорить о России, то эффективность проектных медиаоб-разовательных методик была наиболее подробно определена А. В. Спичкиным [6].
Так, к преимуществам проектных методик, по мнению А. В. Спичкина, относятся следующие положения: проектные методики личност-но-ориентированы, а именно развивающий аспект обучения является одним из ведущих в медиаобразовании; обучение в ходе реализации проекта самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; наконец, в проектных мето-
диках иерархия взаимоотношений «учитель — ученик» существенно отличается от традиционных методов обучения [6].
Можно с уверенностью констатировать, что проекты выступают важным средством развития познавательной активности, креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств учащихся и студентов. Метод проектов, ориентированный на исследовательскую деятельность аудитории, направлен на применение уже полученных и освоение новых знаний. Проективная деятельность на материале, скажем, произведений медиакультуры, позволяет аудитории стать активными участниками учебно-воспитательного процесса, способствует умению работать в коллективе.
Создание информационной базы, ресурсного оснащения — современная форма управления образовательной деятельностью, ориентированная на поддержку традиционного учебного процесса, повышение качества обучения и подготовку будущих специалистов [7]. Именно поэтому создание и расширение базы информационных ресурсов для освоения той или иной учебной дисциплины в вузе представляется сегодня одной из наиболее важных проблем. Понятно, что уровень владения поисковыми навыками, умениями обработки и отбора необходимой информации во многом не только определяет усвоение учебного материала, рациональное распределение времени как студента, так и преподавателя, но и помогает развитию умений классифицировать информацию, отбирая из огромного потока наиболее важную, интересную, достоверную. Неслучайно одной из актуальных задач медиаобразования выступает умение работать с информационными ресурсами: отбирать, интерпретировать и оценивать их.
Последние годы тематика медиаобразова-ния студентов и школьников становится предметом монографий, учебных пособий и диссертационных исследований в Белоруссии. К примеру, С. И. Колбышевой в книге «Анимационное кино как средство формирования навыков аудиовизуального (экранного) восприятия у учащихся старших классов» [3] представлен теоретический анализ проблем аудиовизуального прогресса, сущности экранной культуры как основного культурообразуюшего феномена современности. На наш взгляд, особую ценность данного издания представляет разработанная автором модель интеграции экранной культуры (на примере анимационного кино), реализуемой в системе общего среднего образования. Также С. И. Колбышевой достаточно подробно рассматриваются вопросы методики формирования навыков аудиовизуального восприятия средствами анимационного кино, на-
правленные на решение проблемы понимания учащимися старшего школьного возраста аудиовизуального (экранного) языка.
Внимание современных белорусских исследователей в области медиаобразования направлено и на такие проблемы, как теория и практика медиаобразования (К. А. Соколов), потенциал медиаобразования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения (С. В. Омель-ко), образовательная культура (С. В. Балюк), обсуждение молодежных субкультур в печатных медиа (Э. А. Мазько), деятельность музеев и библиотек в современном медиапространстве (В. М. Сытых, Р. С. Мотульский) и т. д.
Интересным, на наш взгляд, представляется исследование Т. С. Жилинской, посвященное интеграции медиаобразования в процесс подготовки студентов. Рассматривая теоретические концепции и методические подходы к медиаоб-разованию научных кадров высшей квалификации, Т. С. Жилинская отмечает, что вопросы медиаобразования в белорусских учебных заведениях только «начинают рассматриваться в теоретических исследованиях».
Тематика медиаобразования представлена и в ряде диссертационных исследований последних лет. Так, в 2011 г. в Беларуси было защищено диссертационное исследование С. И. Колбы-шевой на тему: «Формирование аудиовизуальной грамотности старшеклассников средствами анимационного кино (на материале факультативных занятий «Искусство кино»)».
И хотя, как и во многих странах Восточной Европы (включая Россию), медиаобразование как отдельный учебный предмет не включено в школьные программы Беларуси, его реализация в школьной и студенческой аудитории осуществляется путем интеграции медиаобразователь-ных компонентов в учебные дисциплины и, кроме того, реализуется в процессе киноклубной и факультативной деятельности. К примеру, в организационную структуру интегрированных медиаобразовательных занятий включены как практические задания на медиаматериале (видеосъемка, изготовление афиш, сайтов, составление синопсисов, медиапланов и т. д.), так и проблемные, эвристические, исследовательские, игровые методы. Большое значение уделяется исследовательской и творческой деятельности аудитории в процессе групповых и коллективных дискуссий, экспериментирования, привлечения дополнительного информационного материала и т. д.
В этой связи нам представляется необходимым подробнее остановиться на основных моментах программы курса по выбору «Искусство кино», адресованной учащимся IX классов общеобразовательных учреждений с русским (бе-
лорусским) языками обучения. Данная программа впервые была опубликована в 2007 г., ее цель — формирование ценностного отношения к произведениям мировой и отечественной экранной культуры. В процессе освоения программы девятиклассники получают возможность ознакомиться с основными этапами развития, художественными особенностями и возможностями киноискусства, с лучшими образцами мировой и отечественной экранной культуры.
Одна из важных задач курса — развитие у старшеклассников художественного вкуса в процессе восприятия произведений киноискусства, формирование представлений о структуре кинопроизводства, профессиях в кино и их практической значимости, а также активизация интереса юношей и девушек к белорусской культуре на основе изучения национального кинематографа и творчества белорусских кинорежиссеров. Данная программа включает изучение нескольких разделов (модулей), в которых рассматриваются вопросы истории европейской киношколы, американского кинематографа, национальные особенности киноискусства Азии, Индии, Австралии и других стран (в том числе — экранная культура России и Беларуси).
Переходя к изучению следующего раздела, школьники имеют возможность познакомиться с жанрово-тематическим многообразием кинематографического искусства, спецификой молодежных киножанров.
Третий раздел курса знакомит учащихся с организацией и основными этапами кинопроизводства. Наряду с изучением процесса производства экранных медиапроизведений, данный раздел преследует и задачи профилизации старшеклассников, что, как известно, представляется для данного возраста актуальной и необходимой задачей.
Останавливаясь на рассмотрении методических подходов к медиаобразованию в Беларуси, можно отметить, что они во многом близки с методическими принципами медиаобразователь-ных подходов, характерными и для российского медиаобразования школьников и студентов вузов. Сюда можно отнести опору на эвристические, проблемные, игровые, проектные формы, ориентированные на развитие индивидуальности, самостоятельности мышления, стимулирование творческих способностей к восприятию, анализу и интерпретации медиатекста, к усвоению знаний о медиакультуре.
Актуальность и перспективность теоретических и методических разработок медиаобра-зования в Беларуси очевидна, о чем может свидетельствовать всевозрастающий интерес белорусских коллег к вопросам теории, методики и технологии медиаобразования, определению
наиболее перспективных современных методических подходов, моделей, программ, разработке и внедрению в практику разнообразных методов и форм школьного и вузовского ме-диаобразования.
Заключение. Как следует из предыдущих разделов в теории медиаобразования не существует единой, принятой во всех странах мира концепции и, соответственно, терминологии. Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты таких понятий, как «медиаобразование», «медиаграмотность» и «ме-диакультура».
Нет единого подхода и в определении целей и задач современного медиаобразования. Исследования русскоязычных ученых показали, что в целом за период с 1960 по 2008 гг. в диссертационных исследованиях по медиаобразователь-ной тематике лидировала задача развития знаний социальных, культурных, политических, этических, психологических, экономических смыслов и подтекстов медиатекстов. Эта задача, чрезвычайно важная как для культурологической, социокультурной, так и для эстетической, воспитательно-этической моделей медиаобразования, доминировала в 54,6% научных работ.
На втором месте (46,6%) оказалась задача обучения человека экспериментированию с различными способами технического использования (сборник докладов Международной интернет-конференции «Информационно -технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ»), созданию меди-апродуктов/текстов (ключевая задача для реализации практико-утилитарной модели медиа-образования).
На третьем и четвертом местах по значимости оказались задачи развития способностей к восприятию, оценке, пониманию, анализу ме-диатекстов (37,2%) и обучения декодированию медиатекстов/сообщений (31,6%), доминирующие практически во всех медиаобразователь-ных моделях, кроме практико-утилитарной.
В числе последних оказались такие задачи, как развитие способностей к критическому мышлению (11,8%) и подготовка людей к жизни в демократическом обществе (4,9%). При этом в качестве значимой последняя задача стала проявляться в российских диссертационных исследованиях только в XXI в. Да и развитие способностей к критическому мышлению вплоть до недавнего времени было слабо акцентировано в диссертациях медиаобразовательной тематики.
Появление информационных технологий в повседневной и профессиональной жизни человека, а также задачи вхождения в единое европейское образовательное пространство тре-
буют модернизации содержания образования, а следовательно, необходимы изменения образовательных целей.
Результатом педагогического процесса, например, может стать медиаграмотная, медиа-компетентная личность, способная максимально использовать медийные технологии в самообразовании и саморазвитии. Как полагают сторонники такого рода образовательной практики «Медиаграмотность» (media literacy) помогает учащимся/студентам общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни. Медиаграмот-ный (media-literate) учащийся/студент должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к популярной культуре и сопротивляться манипуляциям. Вторым именем медиаграмотности выступает «медиа-компетентность». Сегодня медиакомпетентность описывается как часть профессиональной субкультуры специалистов всех отраслей, как то, что непосредственно связано с успехом человека в быстро меняющемся мире, как ключевая компетентность высшего образования. Медиа-компетентность в этом рассмотрении базируется на информации, которая создает материальную основу жизни индивида, формирует социокультурный аспект деятельности человека, выступает одним из способов реализации межличностных отношений. Медиакомпетентность предполагает умение работы с информацией: поиск, сбор, оценка, критический анализ, переработка, а также способность создавать, получать и передавать сообщения с помощью мультимедийных средств.
Медиакомпетентность педагога многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Это не застывшая категория. Теоретически увеличивать степень медиакомпетентности можно с помощью сборника докладов Международной интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств - участников СНГ» в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя разнообразную медиаинформацию.
Медиакомпетентность дает педагогам понимание того, как медиатексты, которые являются частью каждодневной жизни, помогают познанию окружающего мира, информационно насыщенной окружающей среды в различных социальных вариациях, экономической и политической позиции, как они могут воздействовать на уровень медиакультуры учащегося.
Анализ научно-методических описаний, связанных с инновационной ситуацией в современной культуре, обнаружил, что их характер
во многом локально детерминирован, то есть педагогическая перцепция связана с конкретным этапом присвоения культурной инновации. Для стран западного мира информационно-коммуникативные обстоятельства и связанные с ними гуманитарные феномены стали повседневной реальностью в 90-е гг. ХХ в. и их проникновение (в виде форм общественного самосознания) в восточно-европейский регион происходит с опозданием на 10 лет. Научная и методическая мысль Запада абстрагируется сегодня от технических и инструментальных вопросов, обнаруживая более значительный потенциал в разработке проблематики семиозиса и форм коммуникативного взаимодействия, в то время как отечественная гуманитарная наука стремится, с одной стороны, осознать и структурировать изменения в западном мире, а с другой — собственное положение описывает главным образом в технических и методических категориях.
Данное аналитическое наблюдение, будучи принятым в расчет, предполагает адаптацию отечественной научно-исследовательской перспективы, ее переориентацию на семиотический проект в развитии медиаобразования, что,
по нашему мнению, будет не только способствовать попаданию белорусских разработок в проблемное поле мировых исследований, но и позволит выстроить более целостную конкурентоспособную образовательную практику. Таким образом, мы можем зафиксировать зону ближайшего развития отечественной гуманита-ристики, ориентированной на исследование культурно-инновационных проблем: переход в их осознании от инструментальной перцепции к семиотической и дискурсивной, от ауткуль-турной к инкультурной. Отдельная область образовательных исследований проблем культурной инноватики связана с языком описания.
Одна из значимых тенденций, обнаруженных нами, состоит в «инерции языка», попытках приспособить язык домедиальной культуры к медиальным обстоятельствам, что порождает феномен их редукции. Это замечание относится прежде всего к российским исследованиям. Что касается собственно белорусских разработок, то их состояние определить достаточно сложно, поскольку единичные научно-методические опыты не позволяют судить о тенденциях развития. В данном случае можно отметить лишь факт их рождения.
Литература
1. Нечай О. Ф. Основы киноискусства: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. 288 с.
2. Глазырина Л. Д., Колбышева С. И. Основы медиатизации: значение media в социокультурном пространстве // Проблемы управления. 2009. № 3 (32). С. 215-223.
3. Колбышева С. И. Анимационное кино как средство формирования навыков аудиовизуального (экранного) восприятия у учащихся старших классов. Минск: Бестпринт, 2009. 194 с.
4. Хозяева Н. П. Медиатеория и медиапрактика: точки соприкосновения // Медиафилософия IV. Методологический инструментарий медиафилософии / под ред. А. И. Иваненко. СПб.: С.-петерб. филос. о-во, 2010. С. 65-68.
5. Гриневич Е. А. Использование дистанционного обучения для поддержки очного образования // Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17-19 апр. 2008 г. / Белорус. ин-т систем. анализа; под ред. И. В. Войтова. Минск, 2008. С. 308-313.
6. Мартынов В. Ф. Статус философского знания в динамике информационного общества // Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры: материалы междунар. науч. конф. к 80-летию Ин-та философии НАН Беларуси, Минск, 14-15 апр. 2011 г. / Ин-т философии Нац. акад. наук Беларуси. Минск, 2011. С. 35-38.
7. Зеневич А. М. Использование элементов сетевого обучения при подготовке аспирантов и магистрантов в области современных информационных технологий // Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17-19 апр. 2008 г. / Белорус. ин-т систем. анализа; под ред. И. В. Войтова. Минск, 2008. С. 280-285.
References
1. Nechay O. F. Osnovy kinoiskusstva [Fundamentals of cinema]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1989.288 p.
2. Glazyrina L. D., Kolbycheva S. I. The Foundations of mediatization: the value of the media in socio-cultural space. Problemy uprovleniya [Problems of management], 2009, no. 3 (32), pp. 215-223 (In Russian).
3. Kolbysheva S. I. Animatsionnoe kino kak sredstvo formirovaniya navykov audiovizual'nogo (ekran-nogo) vospriyatiya u uchashchikhsya starshikh klassov [Animated films as a means of developing skills audiovisu material (screen) perception in older students]. Minsk, Bestprint Publ., 2009. 194 p.
4. Khozyaeva N. P. Media theory and media-practice: points of contact. Mediafilosofiya IV. Me-todologicheskiy instrumentariy mediafilosofii [Mediaphilosophy IV. The methodological tools of me-diaphilosophy], 2010, pp. 65-68 (In Russian).
5. Grinevich E. A. The use of distance learning to support full-time education. Materialy mezhdunar. nauch. -prakt. konf. "Innovatsii i podgotovka nauchnykh kadrov vysshey kvalifikatsii v Respublike Belarus' i za rubezhom " [Materials of the International Scientific and Practical Conference "Innovations and training the scientific staff of higher qualification in Belarus and abroad"], 2008, pp. 308-313 (In Russian).
6. Martynov V. F. The status of philosophical knowledge in the dynamics of the information society. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii k 80-letiyu Instituta filosofii Natsional'noy akademii nauk Belarusi "Filosofiya v Belarusi Iperspektivy mirovoy intellektual 'noy kul 'tury " [Materials of the international scientific conference on the 80th anniversary of the Institute of philosophy of the National Academy of Sciences of Belarus "Philosiphy in Belarus and prospects of the world's intellectual culture"]. Minsk, 2011, pp. 35-38 (In Russian).
7. Zenevich A. M. The use of distance learning to support full-time education. Materialy mezhdunar. nauch. -prakt. konf. "Innovatsii i podgotovka nauchnykh kadrov vysshey kvalifikatsii v Respublike Belarus' i za rubezhom " [Materials of the International Scientific and Practical Conference "Innovations and training the scientific staff of higher qualification in Belarus and abroad"], 2008, pp. 280-285 (In Russian).
Информация об авторах
Богданова Александра Александровна — магистр филологических наук, ассистент кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: sashabelavskaa@gmail.com
Петрова Людмила Ивановна — кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: lyuda47@bk.ru
Information about the authors
Bogdanova Aleksandra Aleksandrovna — Master of Philological Sciences, assistant lecturer, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail:sashabelavskaa@gmail.com
Petrova Lyudmila Ivanovna — PhD (Philology), Professor, Professor, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus).E-mail: lyuda47@bk.ru
Поступила 17.06.2017