Научная статья на тему 'Современные направления медиаобразовательных исследований в Беларуси'

Современные направления медиаобразовательных исследований в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / БЕЛАРУСЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИИ / ТЕОРИЯ РКМ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / MEDIA EDUCATION / BELARUS / CULTURAL / AESTHETIC / RKM THEORIES / PUPILS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосновская Зинаида Михайловна

В статье мы затронули вопросы развития медиаобразования в Беларуси, доказав, что оно базируется на преемственности концепций и идей советского периода, а также использовании инноваций. В качестве основных концепций медиаобразования исследователи Беларуси выделяют культурологическую, эстетическую, практическую, социокультурную теории медиаобразования, теорию развития критического мышления. Деятельность медиапедагогов направлена на достижение следующих целей: развитие критического мышления аудитории; эстетическое воспитание детей и молодежи с помощью масс-медиа; освоение социокультурного пространства медиакультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends of media education in Belarus

The article deals with the issues of media education development in Belarus, proving that it is based on the continuity of the concepts and ideas of the Soviet period, and the use of innovation. As key concepts of media education the researchers of Belarus allocate cultural, aesthetic, practical, sociocultural theories of media education, theory of critical thinking development. The activities of media educators aim to achieve the following goals: the development of critical thinking of the audience; the aesthetic education of children and youth through mass media; the development of the social space of media culture.

Текст научной работы на тему «Современные направления медиаобразовательных исследований в Беларуси»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (12). Март 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73 С665

3. М. Сосновская Таганрог, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ В БЕЛАРУСИ

В статье мы затронули вопросы развития медиаобразоваиия в Беларуси, доказав, что оно базируется на преемственности концепций и идей советского периода, а также использовании инноваций. В качестве основных концепций медиаобразоваиия исследователи Беларуси выделяют культурологическую, эстетическую, практическую, социокультурную теории медиаобразоваиия, теорию развития критического мышления. Деятельность медиапедагогов направлена на достижение следующих целей: развитие критического мышления аудитории; эстетическое воспитание детей и молодежи с помощью масс-медиа; освоение социокультурного пространства медиакультуры.

Ключевые слова: медиаобразование, Беларусь, культурологическая, эстетическая, социокультурная теории, теория РКМ, школьники, студенты.

Zinaida Sosnovskaya Taganrog, Russia

MODERN TRENDS of MEDIA EDUCATION IN BELARUS

The article deals with the issues of media education development in Belarus, proving that it is based on the continuity of the concepts and ideas of the Soviet period, and the use of innovation. As key concepts of media education the researchers of Belarus allocate cultural, aesthetic, practical, sociocultural theories of media education, theory of critical thinking development. The activities of media educators aim to

© Сосновская 3. M., 2017

achieve the following goals: the development of critical thinking of the audience; the aesthetic education of children and youth through mass media; the development of the social space of media culture.

Key words: media education, Belarus, cultural, aesthetic, RKM theories, pupils, students.

Информационное развитие мирового сообщества находит отражение и в стратегиях развития отдельных государств. Беларусь не составляет исключения. Так, в государственном документе «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года», задачи развития культуры предусматривают: создание доступной среды гражданам государства к культурному наследию и информационным ресурсам; интеграцию белорусской культуры в мировую в качестве равноправного участника.

Имена белорусских медиапедагогов Е. Л. Бондаревой, Н. Т. Фрольцовой, Г. В. Ратникова, киноведов А. П. Бобковой, Л. П. Саенковой, Т. М. Тюриной, О. А. Медведевой, Б. В. Светлова, Л. Н. Зайцевой, М. А. Пушкиной, Л. И. Исаковой, М. Р. Жбанкова, А. А. Карпиловой, О. Ф. Нечай и др. в странах бывшего Советского Союза достаточно широко известны. Ими написаны ряд публикаций в журналах, например, «Знамя молодежи» и пр., учебные пособия, монографии на тему медиаобразования. Особое место занимает учебное пособие, О. Ф. Нечай, написанное для педагогических вузов по основам киноискусства [Нечай, 1989]. На сегодняшний день также можно говорить о широком интересе к медиаобразованию, киноискусству.

Ведущими теоретическими концепциями исследователей из Беларуси можно считать культурологическую, эстетическую, практическую, социокультурную теории медиаобразования, теорию развития критического мышления.

Современными медиапедагогами одними из приоритетных считаются задачи:

развития критического мышления аудитории;

эстетического воспитания детей и молодежи с помощью и на материале масс-медиа;

освоения социокультурного пространства медиакультуры.

При сравнительном анализе с медиаобразовательными целями, задачами российских и белорусских педагогов можно говорить о сходствах, которые распространяются, в том числе, и на теоретические медиаобразовательные концепции.

Итак, существенная роль в медиаобразовании принадлежит развитию критического мышления аудитории, понимания возможностей и латентных способов медиавоздействия и медиаманипуляций на сознание. Так, Л. Д. Глазырина и С. И. Колбышева, выделяя развитие самостоятельного критического мышления в качестве одной из ключевых идей медиаобразования, полагают: «именно человек должен определять направление, характер и содержание процесса информатизации, выступать «заказчиком» новых информационных технологий и услуг. Для этого сначала необходимо научиться мыслить, не утратив в техногенном мире интеллектуально-эмоционального и духовно-нравственного напряжения» [Глазырина, Колбышева, 2009, с. 216].

Симбиоз социокультурной и эстетической теоретических концепций также находит отражение в трудах медиаисследователей Беларуси: «осознание общественными структурами, особенно, педагогической общественностью, необходимости формирования навыков аудиовизуального восприятия позволит активизировать процесс формирования нового, соответствующего времени аудиовизуального (экранного) мышления современного человека, необходимого ему для успешной социализации в обществе» [Глазырина, Колбышева, 2009, с. 222].

Можно констатировать, что основные философско-методологические и теоретические подходы к перспективам развития медиаобразования в Беларуси не подверглись серьезной трансформации, а были скоррелированы в соответствии с современными требованиями к образованию и воспитанию. В доказательство нашей точки зрения приведем статью С. И. Колбышевой, в которой автор анализирует сущностные характеристики экранной культуры в исторических па-

раллелях, прослеживает ее взаимосвязь с техническими артефактами и социальными условиями развития информационного общества. С. И. Колбышева выявляет основные группы потребностей современного человека, которые реализуются через киноискусства - индивидуально-личностные, социальные и идеальные.

«Данные группы потребностей, - пишет С. И. Колбышева, - реализуются благодаря возможностям кино, выражающимся в ряде функций: информативной, познавательной, образовательной, коммуникативной, социальной, гносеологической, компенсаторно-развлекательной, креативной, художественно-развлекательной, прогностической» [Колбышева, 2009, с. 66].

Белорусские исследователи уделяют особое внимание вопросам медиатео-рии и медиапрактики в тендерном контексте. Например, Н. П. Хозяева полагает, что «заэкранное киберпространство все чаще оказывается реальней самой действительности, в которой мы живем» [Хозяева, 2013, с. 15], и в связи с этим «медиапрактика становится неотъемлемой частью нас самих. Точки пересечения медиатеории и медиапрактики возникают как опыт рефлексии и следующая за этим необходимость неотставания и непотери себя в современном мире, как попытка сохранить свою идентичность» [Хозяева, 2013, с. 16].

Исследователь освещает опыт социально значимых электронных ресурсов, созданных в Беларуси, направленных на формирование партнерства женских неправительственных организаций в стране для расширения коммуникации, обмена информацией и т. д.

Л. Д. Глазырина особое значение отводит определению места и роли человека в освоении пространства масс-медиа, проблемам сохранения целостности личности человека, коммуникативного единства человечества. Она подчеркивает, что «основным действующим лицом процесса информатизации становится интеллектуальный работник («когнитариат»), обладающий не только профессиональным мастерством, но умеющий квалифицированно и эффективно работать со все более сложной и разнообразной информацией» [Глазырина, 2009, с. 19]. То есть Л. Д. Глазырина затрагивает важные вопросы, связанные с уме-

нием человека синтезировать информацию, что, как известно, является одной из задач концепции медиаобразования, определенных в рекомендациях ЮНЕСКО.

Наиболее активно научные разработки в области медиаобразования ведутся на базах Белорусского государственного педагогического университета (БГПУ, Минск), Гродненского государственного университета (ГГУ, Гродно) и др. вузов Беларуси. Их исследования включают изучение как теоретических основ современного медиаобразования, так и разработки в практической области, условия интеграции медиа в образовательный процесс.

Например, Е. А. Гриневич в своей работе «Использование дистанционного обучения для поддержки очного образования» раскрыл опыт использования системы дистанционного обучения МооШе при самостоятельной подготовке студентов по учебному курсу «Прикладные системы обработки информации». Важным вкладом в разработку инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс вуза стало использование творческих проектов при изучении учебного материала.

На наш взгляд, интересны разработки С. И. Колбышевой [Колбышева, 2009], предложившей модель интеграции экранной культуры (на материале анимационного кино), реализуемой в системе общего среднего образования. В ней подробно рассмотрены методики формирования навыков аудиовизуального восприятия средствами анимационного кино, направленные на понимание старшими школьниками аудиовизуального (экранного) языка.

Внимание современных медиапедагогов Беларуси направлено на развитие теоретических воззрений в контексте развития современного общества, практические разработки использования потенциала медиаобразования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения (К. А. Соколов, С. В Омелько), деятельность музеев и библиотек в современном медиапро-странстве (В. М. Сытых, Р. С. Мотульский) и т. д.

Интересным, на наш взгляд, представляется исследование Т. С. Жилинской, направленное на интеграцию медиаобразоваиия в процессе подготовки студентов. Т. С. Жилинская выделяет следующие задачи:

«определение сущности знаний, умений и навыков в области медиакульту-

ры;

теоретическое обоснование необходимости интеграции медиаобразоваиия и информатики с целью повышения уровня информационной и медиакультуры студентов;

анализ содержательных линий обучения знаниям, умениям и навыкам в области медиакультуры;

разработка методик, способствующих повышению уровня медиакультурных ЗУН» [Жилинская, 2008].

Выводы. Современное медиаобразование в Беларуси можно охарактеризовать как синтезное, вобравшее в себя теоретические воззрения и практические разработки белорусских медиапедагогов советского периода, которые трансформированы под новые реалии развития технических, медийных средств, а также общества, включая систему образования. Имена белорусских медиапедагогов Е. Л. Бондаревой, Н. Т. Фрольцовой, Г. В. Ратникова, киноведов А. П. Бобковой, Л. П. Саенковой, Т. М. Тюриной, О. А. Медведевой, Б. В. Светлова, Л. Н. Зайцевой, М. А. Пушкиной, Л. И. Исаковой, М. Р. Жбанкова, А. А Карпиловой, О. Ф. Нечай и др. в странах бывшего Советского Союза достаточно широко известны.

В качестве ведущих теоретических концепций медиаобразоваиия исследователи из Беларуси считают культурологическую, эстетическую, практическую, социокультурную теории медиаобразования, теорию развития критического мышления.

Современными медиапедагогами одними из приоритетных считаются следующие целевые установки: развитие критического мышления аудитории; эстетическое воспитание детей и молодежи с помощью и на материале масс-медиа; освоение социокультурного пространства медиакультуры.

Сегодня важная роль в меднаобразовании принадлежит развитию критического мышления аудитории, пониманию возможностей и латентных способов медиавоздействия и медиаманипуляций на сознание людей. Можно констатировать, что основные философско-методологические и теоретические подходы к перспективам развития медиаобразоваиия в Беларуси не подверглись серьезной трансформации, а были скоррелированы в соответствии с современными требованиями к образованию и воспитанию.

Современные медиапедагоги ведут разработки в разных областях медиакультуры. Так, С. И. Колбышева анализирует сущностные характеристики экранной культуры в исторических параллелях, прослеживает ее взаимосвязь с техническими артефактами и социальными условиями развития информационного общества. Автор выявила основные группы потребностей современного человека, которые реализуются через киноискусства, к которым она отнесла: индивидуально-личностные, социальные и идеальные.

Наиболее активно научные разработки в области медиаобразоваиия ведутся на базах БГПУ, ГГУ и др. вузов Беларуси. Их исследования включают изучение как теоретических основ современного медиаобразоваиия, так и разработки в практической области, условия интеграции медиа в образовательный процесс.

Библиографический список

1. Глазырина Л. Д. Пространство media в социокультурном измерении // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. Педагогические науки. 2009. № 11. С. 19-23.

2. Глазырина Л. Д. Основы медиатизации: значение media в социокультурном пространстве / Л. Д. Глазырина, С. И. Колбышева // Проблемы управления. 2009. № 3. С. 32-42.

3. Жилинская Т. С. Медиаобразование научных кадров высшей квалификации: теоретические концепции и методические подходы // Мат-лы междунар. научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И. В. Войтова. Минск: ГУ «БелИСА». 2008. 316 с.

4. Колбышева С. И. Анимационное кино как средство формирования навыков аудиовизуального (экранного) восприятия у учащихся старших классов. Минск: Бестпринт. 2009. 194 с.

5. Нечаи О. Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989. 288 с.

6. Хозяева H. П. Тендерные аспекты трансформации женской идентичности в условиях развития информационно-коммуникативного общества: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Минск, 2013. 30 с. Reference

1. Glazyrina L.D. (2009). Space media in the socio-cultural dimension // Bulletin of Polotsk state University. Ser. Pedagogical science. - 2009. No. 11. - P. 19-23. (In Russian).

2. Glazyrina L.D., Kolbycheva S.I. (2009). The Foundations of mediatization: the value of the media in socio-cultural space // Problems of management. - 2009. No. 3 - P. 32-42. (In Russian).

3. Zhilinskaya T.S. (2008). Media education of scientific personnel of higher qualification: theoretical concepts and methodological approaches // International scientific-practical conference "Innovations and training the scientific staff of higher qualification in Belarus and abroad". Minsk: GU "BelISA". - 2008. - 316 p. (In Russian).

4. Kolbysheva S.I. (2009). Animated films as a means of developing skills audiovisual (screen) perception in high school students. Minsk: Bestprint. - 2009. - 194 p. (In Russian).

5. Nechy O.F. (1989). Fundamentals of cinema. M. Education. - 1989. - 288 p. (In Russian).

6. Khozyaeva N.P. (2013). Gender aspects of the transformation of women's identity in the conditions of development of information-communication society. Minsk. - 2013. - 30 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.