Научная статья на тему 'Проблема инфосоциолизации индивида в условиях информационного общества: феномен медиакультуры'

Проблема инфосоциолизации индивида в условиях информационного общества: феномен медиакультуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
311
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFOSOCIALISATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION CULTURE / A PHENOMENON OF MEDIA CULTURE / ИНФОСОЦИОЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФЕНОМЕН МЕДИАКУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Молчанова Ольга Ильинична

В статье рассматриваются проблемы инфосоциолизации человека в условиях информационного общества, тех процессов, которые усложняют их устранение, а также условия формирования медиакультуры, как многоуровневой системы развития личности человека, способного находить, по-своему интерпретировать, анализировать любой текст, а также самостоятельно создавать информацию, творить в этой области, самообразовываться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INFOSOCIALISATION OF THE INDIVIDUAL IN THE INFORMATION SOCIETY: A PHENOMENON OF MEDIA CULTURE

In the article the problems of infosocialisation person in the information society, of the processes that complicate their removal and the conditions of formation of media culture as a multi-level system of development of the human personality, able to locate, to interpret, to analyze any text, and create information, to create in this area, to educate myself.

Текст научной работы на тему «Проблема инфосоциолизации индивида в условиях информационного общества: феномен медиакультуры»

Молчанова О.И.

ПРОБЛЕМА ИНФОСОЦИОЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ФЕНОМЕН МЕДИАКУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы инфосоциолизации человека в условиях информационного общества, тех процессов, которые усложняют их устранение, а также условия формирования медиакультуры, как многоуровневой системы развития личности человека, способного находить, по-своему интерпретировать, анализировать любой текст, а также самостоятельно создавать информацию, творить в этой области, самообразовываться.

Ключевые слова. Инфосоциолизация, информационное общество, информационная культура, феномен медиакультуры.

Molchanova O.I.

THE PROBLEM OF INFOSOCIALISATION OF THE INDIVIDUAL IN THE INFORMATION SOCIETY: A PHENOMENON OF MEDIA CULTURE

Abstract. In the article the problems of infosocialisation person in the information society, of the processes that complicate their removal and the conditions of formation of media culture as a multi-level system of development of the human personality, able to locate, to interpret, to analyze any text, and create information, to create in this area, to educate myself.

Keywords. Infosocialisation, information society, information culture, a phenomenon of media culture.

Проблемы инфосоциолизации современного потребителя информационных потоков, предупреждения информационной деградации отдельных социальных групп чрезвычайно актуальны в условиях трансформации медиасферы в связи с развитием информатизации социума. Медиаконвергенция в условиях глобализации информационно-коммуникационных систем создает неограниченные возможности для потребителя, что формирует качественно новые парадигмы в жизнедеятельности общества. Социальная составляющая данного процесса заключается в двойственности формирующихся тенденций: с одной стороны, прогресс и связанные с ним блага для человечества, с другой - угрозы и возможные явления деградации.

В таких условиях медиакультура становится тем критерием, который определяет общую и профессиональную культуру, но с развитием информационного общества становится главным показателем уровня развития как каждой личности в отдельности, так и общества в целом. Таким образом, основная задача, стоящая перед человечеством - адаптация социума ко всем изменениям, происходя-

ГРНТИ 06.81.23 © Молчанова О.И., 2017

Ольга Ильинична Молчанова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 906 275-04-09. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 03.05.2017 г.

щим в медиасфере за последнее время. Решение данной задачи усложняется теми процессами, свидетелями которых становится каждый из нас - расслоение потребителей информации по возрастному признаку, что часто является решающим фактором возможности представителей разных поколений осмысленно управлять информационными потоками; вставшие на коммерческие рельсы СМИ, что нивелирует онтологические завоевания человечества, отстранение государственных институтов от решения назревших проблем.

Медиакультура - это многоуровневая система развития личности человека, который может находить, по-своему интерпретировать, анализировать любой текст, а также самостоятельно создавать информацию, творить в этой области, самообразовываться. В этом контексте важное значение приобретает проблема медиакомпетентности и ее показателей. В условиях информационного общества целенаправленное развитие медиакомпетентности должно основываться на таких характеристиках лично -сти современного человека, как опыт, активное приложение умений в сфере медиа, готовность к самообразованию. При этом очевидно, что наиболее объективным показателем медиакомпетентности выступает степень развития медиавосприятия, а также способность анализировать и оценивать медиа-текст [7; с. 85].

Мы исходим из понимания культуры как искусственно созданной человеком среды, где возможна реализация его целей, удовлетворение потребностей, регулирование социального поведения [6]. Из этого следует, что взаимодействие человека с окружающим миром и другими людьми - это и есть культура, та самая среда, в которой главная роль отводится коммуникативной функции. В информационном обществе, где множество каналов коммуникации, и с каждым годом появляются новые технологии, следует говорить о медиакультуре как особом специфическом типе культуры, в котором при формировании общественного сознания, реализации креативного потенциала индивидуума огромное значение отводится массмедиа, а они, в свою очередь, сами становятся более сложными структурно и содержательно.

Таким образом, мы можем говорить об уникальной миссии медиакультуры как основы познания окружающего мира, формирования мировоззрения, культурного кода личности. В процессе глобализации медиакультура приобретает новое звучание - создание единого международного информационного пространства позволит решать важнейшие внешнеполитические и экономические проблемы, регулировать социальные процессы, что в целом будет способствовать развитию цивилизации.

В конце 90-х годов прошлого столетия в Новосибирске ученые представили новые направления культуры, что прозвучало в научном докладе, посвященном информатике и культуре. А в 1993 г. Международная информационная академия заявила об отделении информационной культуры [5]. Новое информационное мышление - это та тема, которая не оставляет безразличным ни одного ученого, серьезно занимающегося культурологией, философией, социологией. Множество дискуссий посвящено информационной культуре, но в последнее время все больше идет речь о медиакультуре. Нам представляется, что это связано с появлением новых медиа, развитием процессов медиаконвергенции. Таким образом, в понятийном аспекте медиакультура шире информационной культуры, которая может быть включена в понятие медиакультуры как технологическая составляющая данного феномена.

Однако термин «медиакультура» в своей трактовке неоднозначен. Существует два основных подхода к его объяснению: медиакультура как результат собственно культуры; возможность пользоваться плодами культуры посредством массмедиа [6]. Безусловно, вовлеченность человека в медиапроцессы существенно возросла. Информационная культура, как составная часть медиакультуры, становится необходимым реквизитом экономически развитого общества, характеризующегося значительным объемом накопленной информации, ее свободным статусом и доступностью [6]. В процессе развития медиаконвергентности появилось такое понятие как «multitasking generation», именно так определяют представителей «цифрового поколения», которые способно работать и проводить свободное время в условиях многозадачности, потребляя разноплановую информацию, используя сразу несколько ме-диаплатформ.

Поведенческие навыки «multitasking generation», в частности, использование мобильных гаджетов для решения повседневных задач, порождает новый стиль мышления, который напрямую связан с потреблением информации в сети. С. Балмаева характеризует его как «визуально-калейдоскопическое «КЕТмышление» с очень хрупким вниманием» [1; с. 48]. Именно это мышление, по мнению автора, является причиной того, что активная аудитория традиционных СМИ переместилась в интернет, и,

как следствие, сократились тиражи печатной прессы и время просмотра телепрограмм. Следствием изменившегося стиля мышления можно считать фрагментацию аудитории, её стремление к нишевым СМИ. За счет того, что теперь аудитория «считывает информацию с экрана», визуализация, интерактивность и гипертекстуальность новых медиа является залогом их успеха. Все эти явления сказываются на культуре информационного потребления.

С другой стороны, медиа внедряются во все социальные практики, оказывая мощное влияние на способы коммуникативного взаимодействия социальных субъектов, а также на сознание человека, «на характер его интеллектуальных и эмоциональных переживаний действительности, ее восприятия и осмысления, на глубину его социальной памяти, на его мировоззренческие и этико-эстетические программы, на его профессиональные навыки и повседневные привычки» [8; с. 20]. Многие отмечают, что с появлением новых медиа актуализируется тема гражданского общества. О наличии гражданского общества в любом государстве свидетельствует накал социальной активности граждан, что выражается в желании возникающих неформальных сообществ участвовать в государственных решениях, влиять на политику. Показателем силы такой активности является умение вести диалог с властью и осуществлять коммуникацию внутри самого сообщества.

Для реализации гражданского диалога недостаточно умений отдельных сообществ, для этого необходимо наличие публичной сферы как самоорганизующегося механизма, способного согласовать частные интересы, задать вектор солидарности. Гражданское общество возможно только при условии наличия публичной сферы. Преподавание основ гражданской журналистики в школах некоторых регионов России, введение дисциплины в университетскую образовательную программу подтверждает тот факт, что это новое направление в журналистике востребовано обществом и будет развиваться в соответствии с его социальными потребностями.

Медиакультура - это совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития [4]. Она вбирает в себя практически все виды печатных, аудийных, визуальных, аудиовизуальных средств массовой коммуникации и образует особую медийную среду, в рамках которой производятся и транслируются разнообразные культурные коды современного общества. Термин «медиа» и его производные, как правило, применяются для обозначения разнообразных социокультурных феноменов, возникающих в процессе коммуникации. Медиакультура образует сложную систему, которая оказывает мощное воздействие на человека и во многом определяет его бытийную заданность [2].

Основными элементами этой системы являются: (1) метафоры; (2) язык; (3) коды и ценности; (4) символы и иконические знаковые системы; (5) медиатекст; (6) миф; (7) медиафилософия и др. Данный перечень объединяет только небольшую часть особенно значимых элементов медиакультуры. В настоящее время продолжается процесс их выявления и описания. Кроме того, идет активный поиск подходов для группировки элементов медиакультуры в подсистемы. Одна из важнейших характеристик медиакультуры - ее полифункциональность. Функции медиакультуры следует рассматривать с учетом трансформаций, которым подвержены и сами медиа, и современная медиасреда, что связано с изменением информационных потребностей аудитории, развитием технологий, появлением новых медиаплатформ и т.д.

Основными функциями современных медиа являются: информационная; аналитическая; познавательно-просветительская; образовательная; нравственно-воспитательная; функция воздействия (идеологическая, социально-управленческая, регулятивная); гедонистическая (рекреационная, эстетическая). С точки зрения функциональной целостности медиасистемы особое значение и актуальность приобретает интегративная функция, которая трактуется как миссия медиасистемы. Благодаря данной функции, на основе принципа публичности, достигается необходимый уровень организованности массового информационного процесса, который адекватен условиям жизни социума и его потребностям; формируется медиапространство для глобального диалога, в котором слышен голос каждого, что и создает условия для формирования целостной медиакартины мира, что воздействует на социальную практику, регулирует и преобразовывает ее в соответствии с социальными потребностями в целях общественного прогресса [9; с. 144-149].

Следует иметь в виду, что в процессе реализации данных функций возможны различные результаты: функциональный, когда задача решается в соответствии с основной функцией; дисфункциональный, когда достигается обратный эффект; нефункциональный, когда влияние побочных

эффектов мешает решению основной задачи; афункциональное воздействие, когда можно говорить об отсутствии каких-либо явных результатов.

На наш взгляд, в виду отсутствия единого вектора, различные группы общественности сегодня находятся на разных уровнях медиакультурного развития. Многие потребители информации не в состоянии самостоятельно справиться с имеющимися информационными барьерами, которых тем больше, чем ниже уровень медиакультуры конкретного индивида. К наиболее распространенным можно отнести следующие информационные барьеры: политические и идеологические; административные и режимные; дезинформация; отсутствие навыков выборки информации; недостаток квалификации для поиска качественной информации [5]. Преодоление этих и других информационных барьеров будет свидетельствовать об инфосоциолизации личности. Для этого необходима эффективная продуманная система медиаобразования.

С начала прошлого столетия заговорили о медиаобразовании, что в наше время становится особо актуальным вопросом, так как без соответствующей подготовки человеку в современных условиях уже невозможно существовать. Среди целей медиаобразования можно выделить следующие: формирование критического мышления личности; адаптация аудитории к существованию в демократическом обществе; обучение аудитории пониманию медиатекстов, социальных, политических и экономических смыслов и подтекстов; обучение аудитории использовать медиа в целях творческого самовыражения. А.В. Федоров выделяет десять основных теоретических подходов в данной области [10]:

1. Теория медиаобразования как развитие критического мышления. Цель - научить аудиторию анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа, ориентироваться в информационных потоках.

2. Культурологическая теория. Цель - научить выявлять роль медиа как помощника в познании окружающего мира.

3. Социокультурная теория. Цель - обучение специалистов в каждой новой сфере, связанных с появлением новых СМИ и осмысление социальной роли медиа.

4. Семиотическая теория. Цель - научить «правильно читать», осмысливать медиатексты.

5. Эстетическая теория. Цель - помочь аудитории понять основные законы и язык медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству, развить эстетическое восприятие и вкус, способность к квалифицированному художественному анализу.

6. Практический подход. Главная задача - научить пользоваться медиа-аппаратурой.

7. Идеологическая теория. Цель - научить разбираться в теориях массмедиа и идеологической подоплеке их функционирования.

8. Теория «потребления и удовлетворения». Цель - научить извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими информационными потребностями.

9. Защитная теория. Цель - помочь понять разницу между реальностью и медиатекстом путем вскрытия негативного влияния медиа на примерах, доступных для понимания конкретной аудитории.

10. Этическая теория. Цель - приобщить аудиторию к той или иной этической модели поведения, транслируемой конкретным массмедиа.

Данные теории медиаобразования по-разному оценивают и определяют влияние медиа на аудиторию. В этом контексте важное значение приобретает проблема медиакомпетентности и ее показателей. Медиакомпетентность в условиях современного общества - это умение использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме, поэтому в качестве ее актуальных показателей можно выделить следующие: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный (оценочный), практико-операционный (деятельностный) и креативный [10].

Таким образом, анализируя мотивы контакта с медиа и медиатекстами, целесообразно рассматривать жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические аспекты. Информационный показатель медиакомпетент-ности позволяет оценить уровень знания терминологии, теории и истории медиакультуры, а также процесса массовой коммуникации. Перцептивный показатель медиакомпетентности характеризует способности личности к восприятию медиатекстов. Интерпретационный (оценочный) показатель -умение критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме и медиатексты разных видов и жанров на основе медиавосприятия и критического мышления [10].

По мнению доктора политических наук Е.Г. Дьяковой, одной из основных тенденций современности стало стремление построить «ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, использовать и обмениваться ими, с тем, чтобы дать отдельным лицам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни» [3; с. 359-366]. Медиаобразование жизненно необходимо для формирования медиаграмотных и медиакультурных граждан, которые будут уверенно и свободно чувствовать себя в информационном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балмаева С.Д. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2010.

2. Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.dslib.net/soc-filosofia/ filosofia-obrazovanija-i-mediakultura-informacionnogo-obwesva.html (дата обращения 12.04.2017).

3. Дьякова Е.Г. Электронный гражданин в электронном государстве: роль медиаобразования // Медиакультура новой России: методология, технологии, практики: Сб. научных ст. Т. 2. Екатеринбург - Москва: Академический проект, 2007.

4. Кириллова Н.Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал. 2011. № 4 (6).

5. Князев А. Современная информационная культура, компоненты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.syl.ru/article/197621/new_sovremennaya-informatsionnaya-kultura-komponentyi (дата обращения 16.04.2017).

6. КрюковаН.А. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе // ОНВ. 2013. № 5 (122).

7. Молчанова О.И., Полякова Н.В. Медиакультура как современный феномен // Сборник статей по материалам научной конференции, посв. 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.

8. Полонский А.В. Медиа и их текстовая реальность // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18 (215). Вып. 27.

9. Шкондин М.В. Функциональная целостность медиасистемы // Известия ИГЭА. 2014. № 2.

10. Федоров А.В. Медиакомпетентность современной молодежи: проблемы и тенденции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.evartist.narod.ru/mdo/lit/03/048.doc (дата обращения 12.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.