Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ВЕЛИЧИНЕ КАК ОСНОВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ВЕЛИЧИНЕ КАК ОСНОВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сенсорные способности / математические представления / сенсомоторный опыт.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыженкова Марина Григорьевна, Зайцева Елена Борисовна

в статье говорится о сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ВЕЛИЧИНЕ КАК ОСНОВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ВЕЛИЧИНЕ КАК ОСНОВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рыженкова М.Г.1, Зайцева Е.Б.2

1Рыженкова Марина Григорьевна - воспитатель; 2Зайцева Елена Борисовна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад детский сад № 28 «Светлячок»,

г. Туапсе

Аннотация: в статье говорится о сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста. Ключевые слова: сенсорные способности, математические представления, сенсомоторный опыт.

В познавательном развитии ребенка дошкольного возраста ключевую роль играет сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка, по Л.А. Венгеру, предполагает «развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.» [1]. Сенсорное развитие необходимо для успешного обучения ребенка в школе и для многих видов труда.

Каждый ребенок имеет сенсорные способности «проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств» (Е.Л. Полоцкая) [3]. Данные способности раскрываются в ходе сенсорного воспитания, которое, как подчеркивают Л.А. Метиева и Э.Я Удалова, «создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности обучения» [2]. В процессе сенсорного воспитания у детей формируются сенсорные эталоны, основным качеством которых является обобщенность. Данные эталоны проходят через определенные этапы сенсорного развития (см. рис.1).

Рис. 1. Поэтапная технология развития математических представлений на сенсорной основе (по М.А. Габовой).

Дети в практических действиях выделяют и абстрагируют отдельные свойства из многообразия свойств, которыми обладают предметы в окружающем мире. Через сравнение и обобщение дошкольник познает отношения порядка, части и целого. Сравнивая объекты, ребенок устанавливает зависимости между ними, а это наиболее важный способ познания объектов на сенсорной основе.

Определим некоторые методические подходы к формированию математических представлений ребенка дошкольного возраста о форме и величине на сенсорной основе.

Форма. Сенсорное восприятие формы предмета направлено на умение абстрагировать форму от предмета и видеть ее в других предметах. Этому способствует усвоение дошкольниками сенсорных эталонов формы - геометрических фигур. Самые важные способы познания формы на сенсорной основе -зрительное и тактильно-двигательное. Также можно отметить разнообразные практические действия с моделями фигур и предметами:

• наложение и приложение фигур, организация обследования фигур (пропорции, углы, цвет, размер, словесное описание фигуры и предмета);

• организация разнообразных практических действий с фигурами («Подбери по форме», «Разложи по порядку»); упражнения на совмещение фигур с контуром, выкладывание их, лепка фигур;

• организация игровых упражнений («Чего не стало?», «Домино форм», «Найди пару»).

Величина. Понятие величины более абстрактное, чем понятие цвета и формы, так как ее характерное свойство - относительность, то есть величина познается только в сравнении с другой величиной (больше, меньше, такой же). Рекомендуется следующая последовательность обучению сравнению:

1 этап. Сравнение предметов по одному признаку. Сначала сравнивают два предмета по длине, затем по высоте, по ширине, по массе. Предметы используются одинакового цвета.

2 этап. Сравнение предметов по двум признакам одновременно.

3 этап. Обучение сравнению предметов по трем измерениям.

4 этап. Воссоздание отношений между предметами по величине по представлению в разных видах творческой деятельности: лепка, рисование, конструирование.

5 этап. Обучение сравнению с помощью предметов-посредников: один предмет выступает в качестве эталона, с которым сравнивают другие предметы (можно использовать приемы наложения, приложения, сравнение на глаз).

Важное направление работы при обучении сравнения предметов по величине - развитие глазомера, т.е. способности сравнивать размеры предметов на глаз, без манипулирования ими.

Формирование математических представлений на сенсорной основе достаточно сложный процесс. Эта сложность обусловлена противоречием между образным характером мышления ребенка дошкольного возраста и абстрактностью свойств, связей и отношений, которые составляют основу содержания математического образования. Задача педагога сделать этот процесс увлекательным и интересным для детей.

Список литературы

1. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 1979. №5. С. 36-39.

2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: Пос. для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2009.

3. Пороцкая Е.Л. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей. // Дошкольное воспитание. 1995. №2. С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.